Stratovarius
Дата
29 Октября 2016
Площадка
Volta
Город
Москва
Организатор
JC Sound
Подходя к «Вольте» и увидев на входе очередь в сотню метров, нельзя было не порадоваться. Особенно на фоне того, как стала восприниматься легенда финского пауэра в этом веке. Каждый альбом становился поводом для критики – как до ухода основателя команды Тимо Толкки, так и после него особенно. Вспомните реакцию на двухчастный «Elements», вышедший в 2003-м году. А уж как шесть лет спустя раскатывали, а то и вовсе «хоронили» STRATOVARIUS после «Polaris»… Но после этого «опального», и тем не менее - имеющего свои светлые стороны, альбома вышло три студийных работы, в которых найдётся что послушать даже скептикам. Ведь наверняка часть их в соцсетях хулит не только главных героев данного репортажа, но и жанр в целом, в это время втыкая в проигрыватели крайнюю стратовские пластинки, не исключая крайнюю - «Eternal».
Перейдём же к концерту. Преодоление «таможенного» досмотра на входе сопровождалось звуками «Мурки», которыми в качестве интро открывает свои сеты АРКТИДА. Некогда улан-удэнской, а ныне (и уже давно) – московской, команде повезло. На момент их появления на сцене зал был заполнен публикой более чем хорошо. То есть почти полностью. Стратовская паства принимала АРКТИДУ очень тепло. «Разогрев» звучал хоть и суховато, но достойно. Боевые, хлёсткие и мелодичные композиции с неглупыми текстами, которые ввинчиваются в мозг намертво на втором или от силы третьем прослушивании, живость сценического образа и (невзирая на частые «кадровые» перестановки) командный дух. Вот, пожалуй, главные критерии успеха АРКТИДЫ. Полагаю, даже у самых отмороженных «критиков», встречающихся на любом концерте, и от которых периодически долетают уничижительные эскапады – хочешь ты их слышать или нет - язык не повернётся сказать что-то плохое в адрес разогревающего сета этого бодрого квинтета. Тридцать пять минут, отпущенных облачённым в белые прикиды и частично гримированным (грядущий хэлловин здесь ни при чём) парням, пролетели как-то неприлично быстро. Выглядела АРКТИДА, как можно заключить из вышесказанного, тоже на ура. За минусом проклятой «Мурки» (не приемлю категорически) и кавера на КОРОЛЯ И ШУТА (уже лучше, чем «шедевр» лагерно-гопнической классики, но почему бы не заменить, когда и так мало времени, «Ели мясо мужики», на собственный хит типа «Кусто»?..) было всё хорошо.
Далее было расчехление хэдлайнерской аппаратуры. В закрытом виде она служила сценическим фоном АРКТИДЕ, но наши соотечественники в момент собственного сета заставили об этом позабыть. Вот ещё один заслуженный реверанс в их сторону.
Во время получасового ожидания героев вечера у публики было несколько вариантов полезного врмяпрепровождения. Например - купить футболки или магнитики с символикой героев вечера, подлатать бреши фонотек парой (увы…) изданий STRATOVARIUS, а также последним альбомом ещё одного коллектива, где поёт их фронтмен Тимо Котипелто - CAIN’S OFFERING, или же принять горячего, равно как и горячительного.
21.05. Зазвучало интро, под которое первым вышел ударник Рольф Пильве, встал на несколько секунд за своей кухней, воздел руки с барабанными палочками в приветственном жесте и вдохновенно приступил к своим рабочим обязанностям. Следом появились трое остальных инструменталистов. Закончилась фонограмма, музыканты грянули живьём. В качестве открывашки они выбрали хитовую «Speed Of Light» 1996 года. С трудом верится, что с момента приобретения альбома «Episode» на кассете прошло двадцать лет. Также с трудом верится, что вышеупомянутый Пильве, а также гитарист Матиас Купиайнен и басист Лаури Порра – не те, кто записали её в оригинале. Настолько они органично вошли в образ песни, что теперь кого-то ещё на их месте, даже изначально её написавшего Тимо Толкки, представить себе можно с ещё бОльшим трудом… Купиайнен – в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил. И, в противовес литературному герою, таким образом характеризующему свой возраст - мастерства. Он был сосредоточен, но его риффы и соло летели и находили место в душе каждого побывавшего этим вечером в хоть и не битком, но плотнячком наполненном зале «Вольты». Худощавый и более подвижный Порра в прямом смысле отрывался. Как и Пильве. Только басист был (что логично) более подвижен. Как и барабанщик, прикованным к своему «рабочему месту» был и клавишник. Выглядел второй старожил команды Йенс Юханссон как истинный аксакал: седобородый и седовласый. Пришёл он в STRATOVARIUS в 1995 году, годом позже фронтмена. Котипелто предстал пред наши очи с вместе со вступлением своего вокала. На первых нотах – чарующего. К сожалению, обо всём шоу такого не скажешь. Уже на втором номере, каковым был «немолодой», и так же для большинства «неродной» хит «Eagleheart», к последнему его припеву Котипелто сбил ритм дыхания и выдал первый кикс. В принципе, его бы здесь можно и не упоминать, будь он единственный. Чем дальше, тем явственней и чётче можно было убедиться, что некоторые места для Тимо стали проблемными. Невооружённое ухо слышало, что на собственном «классическом» наследии отдельные ноты вокалист форсировал и… не вытягивал. Однако при этом старался брать артистизмом и харизмой. С одной стороны - мы пришли не на киноартиста, вышедшего на сцену в составе рок-группы, а во многом ради песен, исполняемых тем самым голосом, во многом благодаря которому мы и пришли. Правильно говорят: шестьдесят процентов успеха рок-группы – её вокалист. Не сказать, что он похоронил всё шоу. На всякий случай подчеркну, что Котипелто не вытягивал отдельные ноты, а не лажал всё подряд. Народная мудрость говорит: кто старое помянет – тому глаз вон. Чтобы не лишиться органа зрения, не стану «показывать пальцем» на тех, у кого бывало хуже. Причём, бывало, играли и пели мимо кассы не менее, чем STARTOVARIUS, заслуженные артисты.
Казалось, финские кудесники играли всё живьём (за исключением фонограммных интро и аутро и нескольких сэмплов, которые позволил себе клавишник). Но сет-лист в копейку повторял питерское шоу, состоявшееся днём ранее. При этом ничего не выглядело вымученным, нудным и наигранным; даже казалось естественным. Тем не менее, когда на следующее утро зашёл в setlist.fm, обнаружил некоторое допустимое, но – лукавство. Соло почти всех участников (за исключением Купиайнена, там не обозначенного, но вдохновенно поливавшего в каждом номере программы) были в одних и тех же композициях. Получается, они были срежиссированы; продакшн в такой мере был немыслим для подавляющего большинства живых рок-групп в начале этого века. Но и это ведь не критично?
Несколько слов о соло… У Юханссона оно было сюрреалистичеким. Началось с весьма экстраординарных пассажей, которые резко прекратились, не успев начаться: соло длилось менее одной (!!) минуты, резко вырулив в «Black Diamond». Самым длинным было соло басиста. Лаури Порра не просто блеснул виртуозной техникой, но и вплёл в свой «выход» тему милой сердцу каждого россиянина «Катюши» Матвея Блантера. Положенные на неё стихи Михаила Исаковского скандировал весь зал, как чуть позже под командованием Котипелто «Hunting High And Low». А вот тут была замечена ещё одна странность. Перед первым выкриком этой фразы Тимо сказал: «Давайте споём вместе так, чтобы нас услышали в Хельсинки». Перед вторым: «А теперь давайте докричимся до Лондона». А перед третьим был и вовсе «перл»: «Я уверен, что вы можете ещё громче. Давайте же теперь достанем нашими голосами… Санкт-Петербург»… Сомневаюсь, что фронтмен имел в виду американского «тёзку» северной столицы. Впрочем, подавляющему большинству фэнов это было безразлично. Как, вероятно, и то, что скандирование «Hunting High And Low» ездит по миру вместе со «стратами» уже как минимум пять лет. Посмотрите видеорелиз «Under Flaming Winter Skies – Live In Tampere», запечатлевший концерт пятилетней давности, на котором в составе группы в последний раз вышел на сцену бывший драмер Йорг Микаэль - вы поймёте, о чём я.
Возвращаясь к вокалисту. Голос Котипелто – один из самых уникальных в тяжёлой музыке, а группы, в которых он звучит – у меня в числе самых любимых. Именно поэтому все его вокальные огрехи были как бритва по сердцу. Чаще всего они порождали ощущение, как будто тебя поднимает поток ветра, ты только начинаешь парить и ловить кайф от этого, как вдруг другой поток швыряет тебя оземь.
Напрашиваются два вывода. Первый - певец приехал не в лучшей форме, второй – а не перелопатить ли группе сет-лист под более актуальный материал? Второе отпадает. В этом случае STRATOVARIUS рискует потерять ту часть аудитории, которой в первую очередь нужны «S.O.S.», «Will The Sun Rise?» и тот же «Eagleheart».
То есть – практически всех! Без этих и ещё некоторых «классических» песен это будет уже не STRATOVARIUS. Давайте же оптимистично понадеемся на первый вариант. И пожелаем Тимо Котипелто вернуть голос в ту идеальную форму, в которой он звучит как настоящее волшебство.
Сет-лист:
1. Speed of Light
2. Eagleheart
3. Eternity
4. SOS
5. My Eternal Dream
6. Paradise
7. Will the Sun Rise?
8. Season of Change
9. Shine in the Dark
10. Black Diamond (after keyboard solo)
Encore:
11. Forever
12. Father Time
13. Unbreakable
14. Hunting High and Low
Текст: Перкель Йоулупукков
Выражаем благодарность концертному агентству JC-SOUND GROUP и лично Алексею Кузовлеву за предоставленные аккредитации.