Хелависа
Дата
10 Мая 2018
Площадка
Космонавт
Город
Санкт-Петербург
10 мая 2018 в питерском клубе «Космонавт» состоялась первая презентация нового сольного альбома Хелависы «Люцифераза», выпущенного в свет 21 марта 2018 года. Соавтор и соисполнитель Хелависы на этой пластинке – коллега по группе «Мельница» Сергей Вишняков, с которым она уже не первый год выступает дуэтом. Презентовали альбом они тоже вдвоем, из инструментов – только акустическая гитара и электроарфа. При записи последнего альбома были также задействованы клавиши, бас, различная электроника, перкуссия. За счет меньшего количества инструментов на самом концерте некоторые из новых композиций звучали мягче, более камерно и менее экспериментально.
Программу выступления объявила сама Хелависа в начале вечера – музыканты собирались исполнить все песни с нового альбома, а также вспомнить что-то из старого. Также исполнительница обозначила, что они разделили композиции по блокам, объединив их в различные циклы, о каждом она объявляла и кратко комментировала. Несмотря на то, что концерт был презентацией альбома «Люцифераза» (состоящего из 10 песен), было исполнено много из старых композиций (15), правда, большая часть «старенького» – довольно свежие песни группы «Мельница» – с пластинки «Химера» 2016-го года.
Первым циклом был объявлен «Корабельный», туда вошли «Список кораблей» и «Изольда» с «Химеры», а также «Dreadnought» с «Алхимии» (2015). Затем был объявлен «Дорожный» цикл, и зал взорвался на старой, всем хорошо известной «Дороге сна» (2003), следующей прозвучали «Дороги» с «Ангелофрении» (2012), не менее любимая слушателями – практически не осталось равнодушных, все подпевали знакомым композициям. Публика на концерте собралась очень разномастная – всех полов и возрастов, относящихся и не относящихся к различным субкультурам, но всех объединял интерес к творчеству Хелависы.
Следующему циклу названия не дали, зал предупредили, что это «первый из нечеловеческих экспериментов», и сыграли две песни из «Люциферазы». Первой прозвучала «Поверь» – сингл с пластинки, увидевший свет в конце декабря 2017 года, песня эта сложная по тексту – наполненная отсылкам к нескольким культурным пластам, многогранная по своей мифологической составляющей, красивая по звучанию, обладающая гипнотическим эффектом.
Несмотря на то, что музыкантов на сцене было всего двое, они отлично держали внимание зала. Хелависа была облачена в блестящее серебряное платье, которое принимало на себя свет софитов, игры света завораживали и задавали настроения для песен. В целом, визуальное сопровождение было достаточно простым – только работа света и изредка – дым-машины. Перед концертом проектировалось на задник сцены красивое 3D изображение с обложки альбома «Люцифераза» – одноименная планета, придуманная Хелависой, которая населена персонажами из её песен. Изначально люцифераза – это явление из химии, обозначающее класс ферментов, катализирующий реакцию, сопровождающуюся биолюминесценцией. Не случайно свечение различными цветами одноименной планеты, не случайно на презентации альбома и сверкающее всеми цветами одеяние её создательницы.
«Поверь» погрузила зрительный зал в состояние транса, следующая композиция «Шей» расшевелила его обратно, образы в этой композиции непростые, неоднократно упоминается некий «лоа» – явление из вудуизма – невидимый дух, являющийся посредником между мирами людей и богов. Песня-история, путь поиска: «Мама, скажи, что мне делать – его лоа ослеп», всего тремя краткими словами задается сильный образ незрячего проводника между мирами и путь, который ищет для себя героиня песни – «если его лоа слеп и ходит по музыке, я и сама себе сейчас завяжу глаза». Припев прост, моментально заполняет сознание и запоминается, он ритмичен, похож на заклинание-приговорку из старых страшных сказок. Хотя песня и нова, большая часть зала подхватывала её и подпевала:
«Шей, шей, шей,
Пришей моё тело к душе,
А с другой стороны пришей тень,
Чтобы танцевать в темноте».
Далее снова зазвучали старые композиции, присоединилась к музыкальному сопровождению арфа в переборах самой Хелависы. Цикл окрестили «Про лисичек» – «про оборотничество, изменения, связанные с ним, но тем менее – про лисичек». Блок представили: «Голубая трава», «Королевская охота» и «Кицунэ», далее несколько обособленно был исполнен «Бродяга» (которого легко можно отнести и к корабельному, и к дорожному циклу). Его исполнительница предварила комментарием, что эта песня по традиции помогает ей открыть зал – зал и в самом деле с удовольствием сыграл в игру, где пропевал самостоятельно повторяющиеся части текста.
Концерт шел без перерывов – лишь два раза музыканты давали друг другу отдохнуть, исполняя соло на своих инструментах. После «Бродяги» слушатели насладились виртуозной сольной игрой на гитаре Сергея Вишнякова, далее последовал блок каверов, входящих в «Люциферазу». «Улетай» – на текст Дмитрия Ревякина («Калинов Мост»), «Как ветра осенние» – на Александра Башлачева, обе композиции в аранжировке Хелависы приобрели исконно-русские мотивы народной душевной песни – протяжные, тягучие. Рядом с ними сильно выделился следующий кавер, «который нельзя не спеть в Питере» – «Немного огня» (песня группы «Пикник») – получилась сильная и дерзкая композиция по звучанию, близкая по жанру к року.
Далее последовало «возвращение к человеческим экспериментам» и начался «Зимний» цикл, открывшийся песней с презентуемого альбома – «Кракатук», в которой легко считываются образы из повести-сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». На словах из припева: «С деревянными их саблями и со стеклянным вечным дыханием проливала бы оловянную кровь наша армия», – первые десять рядов танцпола у сцены высоко над головой вскинули картонные мечи, смотрелось это весьма трогательно, красиво и очень близко к содержанию песни. После следующей композиции – «Любовь во время зимы», слушателей ждало нежное по звучанию соло на арфе от Хелависы, за ним последовал «Драконий» цикл, где была исполнена наиболее часто перепеваемая мельничная песня – «Дракон», новая версия в спокойном акустическом звучании вошла в «Люциферазу» под названием «Дракон-2018». К драконьему циклу также была отнесен «Обряд», а далее было совершено возвращение к корабельно-дорожным циклам, песни из которых звучали до конца концерта («Контрабанда», «Дорога огня», «Колесо», «Тристан», «Прощай»).
В начале концерта было обещано исполнить абсолютно все композиции с альбома «Люцифераза», так что для знакомых с пластинкой и внимательных зрителей, не стали сюрпризом выбранные песни для выступлений «на бис» – ими стали неспетые с последнего альбома в основной части концерта «Om Namah Shivaya» и «Беда» (кавер на Владимира Высоцкого). Вернувшись на сцену после основной части концерта, поблагодарив всех за присутствие, за цветы, Хелависа довольно символично разулась перед исполнением одной из самых главных ведийских мантр «Om Namah Shivaya». Композиция сильно выделилась среди работ, как и группы «Мельница», так и сольных проектов Хелависы, те же песни с «Новых ботинок», исполненные на различных кельтских языках, были взяты в основном из фольклора, из народных песнопений. Но это были либо имевшие корни в определенных событиях, либо несущие в себе определенное повествование истории. Мантры тоже можно назвать народными явлениями, хотя они и имеют серьезное отношение к такой религии как индуизм. Мантра – это набор слов, который при исполнении повторяется много раз по кругу. В словах этих заложен определенный смысл, посыл, но главный инструментарий – это не перевод текстов, не их смысловая нагрузка, а сам язык – санскрит, который делает мантру способной вносить изменения в сознания – не случайно одно из толкований самого слова «мантра» – «заклинание», «волшебство». В исполнении Хелависы данная мантра не звучит спокойно (что характерно для классического исполнения мантр), она очень с характером, как и сама исполнительница. Публика воспринимала данную композицию с некоторым удивлением, но весьма благосклонно. Завершился же концерт песней на стихи на Высоцкого «Беда», приобрётшей, как и другие упомянутые каверы с нового альбома, сильное народное звучание.
Эксперименты «человеческие» и «нечеловеческие» над первыми слушателями можно считать успешными, зрителям были одинаково интересны и старые, и новые работы. Остается пожелать музыкантам удачного тура с новой пластинкой. Пусть не останавливаются на достигнутом и покоряют новые вершины, не боясь пробовать новое.
Текст: Екатерина Лозовая
Выражаем благодарность Екатерине Ермолаевой за предоставленные аккредитации.