VESPERCELLOS – единственная в мире группа дерзких бунтарей, которые играют русский рок на виолончелях.
27 апреля вышел макси-сингл «Все идет по плану», в который вошли три песни Егора Летова «Все идет по плану», «Зоопарк» и «Без меня».
Когда говорят о рок-виолончелистах, естественно, в голову сразу приходит группа Apocalyptica. Сравнение, конечно, не самое оригинальное (и более того, наверняка, музыкантов уже достали этим сравнением), но они являются самым знаменитым коллективом в этом жанре на сегодняшний день. Выходит, что идея играть классику рока в таком варианте уже не нова, однако, VESPERCELLOS смогли удивить, исполняя именно русский рок на виолончелях. Слушателям уже знакомы их интерпретации песен таких групп как «Кино», Король и шут», «Ария», «ДДТ», «Алиса» и многих других. Выходом своего нового сингла они не испугались посягнуть святое, на отцов-основателей русского панка – «Гражданскую Оборону». Более того, взяли они самые знаменитые композиции. Шаг, действительно смелый, потому что воспроизвести подачу Летова не может никто, кроме Летова. Новые прочтения классики редко бывают по душе придирчивому слушателю. ГрОб стала настолько народной группой, что люди даже далекие от рока знают хотя бы несколько песен.
Открывает сингл звук, похожий на стук сердца, ставший как бы напоминанием о том, что, даже после смерти Летова, его музыка продолжает жить. Музыканты признаются, что аранжировки сделаны с глубоким уважением к оригиналам. Несмотря на то, что все исполняется на виолончелях, они сумели воссоздать тот гаражный звук, который так характерен для ГО.
Чтобы понять, получилось ли у VESPERCELLOS передать ту атмосферу, несомненно, надо прослушать оригинал, а чтобы понять, насколько смелым было решение «посягнуть» на святое, хочу напомнить, насколько любимы и знамениты выбранные песни.
Трек «Все идет по плану» дал название всему макси-синглу. Не удивительно, что именно эта композиция была выбрана в качестве заглавной, ведь это самая известная песня Летова.
Ее знают абсолютно все! Каждый гитарист наизусть помнит эти четыре простых аккорда и бессмертный мотив. Да, наверно, вообще сложно назвать гитаристом того человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал играть «Все идет по плану».
Сюжет песни – это история про обычного, спившегося, усталого человека, на которого выливается поток сознания центрального телевидения. Для написания песни Летов включал (уже и в те времена) зомбоящик, в котором говорилось о прекрасном коммунизме, где не надо будет умирать, о той жизни, когда все будет в кайф и о хорошем вожде «дедушке Ленине». Так отец панка никогда и не выражался, это просто цитаты из разных эфиров. Возможно, именно это и придало такую народность, потому что так говорили все.
Про саму песню Егор Летов говорил: «Все всегда идет по плану. По какому только? Другое дело, как мы это понимаем и как мы к этому относимся. Разумеется, все идет по какому-то плану. Поэтому и религии возникают и умирают». По его же признанию, это трагедия, что все идет по какому-то плану, про который не все толком знают.
Заставляет задуматься о том, что же с нами происходит, и кто всем этим управляет.
Сделать этот трек заглавным логично, с одной стороны, и очень рискованно с другой. Дело в том, что если бы первая композиция не понравилась, то вряд ли вообще стали слушать дальше. Но музыканты рискнули и не промахнулись. Несмотря не то, что это чистый интрументал, аранжировка сделана так, что невольно начинаешь в голове напевать строки знаменитой песни, а в некоторых моментах вообще кажется, что слышится вокал самого Летова. Парадоксальность услышанного заключается в том, что виолончель – инструмент, который не встретишь в классическом панке, но при этом музыкантам удалось передать тот дух бунтарства, который заложен в панк-идеологии. Самой большой ошибкой тех, кто пытается сделать кавер на «Все идет по плану» – это излишняя наигранность. Люди из штанов выпрыгивают, лишь бы переорать, думая, что из-за громкости и экспрессии получится приблизиться к оригиналу. В случае данного кавера этого не произошло. Удалось удержать ту гармонию и четко выдержать эмоциональность. И, конечно, гранжево-гаражное звучание виолончелей придало именной той «летовости», которая и должна быть. Рискнули и не прогадали! Идем слушать дальше.
«Зоопарк» не менее известная песня, на которую также делалось множество каверов различными известными исполнителями. Она вошла в самый первый альбом «Поганая молодежь», потом несколько раз переиздавалась. Эта песня считалась «гимном сибирской компании», и для раннего творчества Летова является очень знаковой.
Здесь так важно было передать именно ту раннюю свежесть в творчестве ГрОба ,что музыкантам, определенно, удалось. Затронув самые раннюю и самую известную композиции, переходим к одной поздних работ, вокруг которой тоже много шума.
«Без меня». Эта песня из альбома «Долгая счастливая жизнь», который вышел в 2004 году, за несколько лет до смерти Летова. Как же много ходило рассуждений о том, что это пророческая песня, однако сам Егор говорил о том, что поводом к написанию послужило гадание Кузи УО на И-Цзине (Книга Перемен). Выпала гексаграмма 33, что интерпретируется как «бегство». Поэтому не будем идти на поводу у всех и делать ее пророческой. Пусть бегства никуда не случится и у VESPERCELLOS, потому что получилось передать весь тот драматизм, которым обладает песня. Достойное завершение макси-сингла на такой ноте, которая заставляет задуматься, о том, что же будет дальше без нас и в очередной раз прийти к выводу, что надо жить здесь и сейчас.
Делая каверы, люди понимаю весь груз ответственности, который свалится на них, ведь преданным слушателям исполнителя оригинала всегда так сложно угодить, но у VESPERCELLOS все получилось.
Иногда не нужны слова, которые и так знаешь наизусть, чтобы заново прочувствовать смысл. Инструментальное исполнение создает особую атмосферу, которая позволяет открыть для себя новый смысл и найти ответы на вопросы, которые так давно волновали.
Автор: Екатерина Сафронова