«Если вдруг будет нечего делать - займусь разучиванием своих песен»
Проект Old Boys' Challenges появился в Москве в 2013 году как воплощение концепции очередного возрождения классического/гаражного гитарного рока. Современное звучание, верность традициям и стремление в первую очередь опираться на качество песен — вот основная идея.
Old Boys' Challenges – это не совсем традиционная рок-группа, это открытый авторский проект и результат упорной деятельности одного человека - мультиинструменталиста и аранжировщика Олега Дондыша. Он автор песен и общей музыкальной концепции одноименного дебютного EP. Тексты песен помог написать Тимур Егоровец. Вокальные партии на записи исполнили: Давид Тодуа, Евгений Соколовский и Андрей «AndyVortex» Лобашев. На барабанах сыграл Михаил Козодаев.
Название Old Boys' Challenges, конечно же, иронично. Главное, чего хотят участники - выразить свои ностальгические эмоции таким образом, чтобы не было скучно ни музыкантам, ни слушателям. Никакой имитации, никакой искусственности.
MetalKings: Поздравляю с дебютом Old Boys' Challenges! Знаю, что работа над ним была сложной и довольно продолжительной. Какими были основные вехи развития от идеи до воплощения?
Благодарю! Прежде всего надо сказать, что в одиночку проворачивать такое дело, как выпуск, пусть даже не полноформатника, а EP, оказалось непросто со многих точек зрения. Во-первых, нужно ходить на работу, воспитывать детей, заниматься делами семейными. Не надо объяснять, сколько времени и сил это требует. Во-вторых, необходимо продумать и организовать процессы, связанные с репетициями и записями, взаимодействием с приглашенным артистами и автором текстов. В-третьих, стремление держать все под контролем и быть в ответе за каждый записанный звук тоже психического здоровья не добавляет.
Накопилось достаточно эскизов. За многими из них мне видятся отличные песни. Надо было с чего-то начать, начал с тех, что были наиболее закончены на тот момент. А о том, чтобы они подходили друг к другу по какому-либо принципу, я не думал. Ожидал, что работа (ввиду ее коллаборативной природы) выйдет пестрой и эклектичной. Но в итоге получилось вполне складно.
MetalKings: Театр начинается с вешалки, а сингл – с обложки, поэтому не могу не спросить: как родилась ее концепция?
Всегда хотел что-то рукотворное. Не синтезированное, не цифровое, а чтобы художник нарисовал от руки на бумаге, как делали раньше. Искал что-то в этом направлении, а решение лежало на поверхности. У моего знакомого в Петербурге тату-студия «Святые Чернила», где работает несколько отличных мастеров (и мастериц) совершенно разных стилей. Олень родился как-то сразу. Шрифт был найден еще до этого. Не хватало центрального элемента. Жена подала идею, что им должен стать охотничий патрон. Отлично, подумал я и сделал патрон боевым.
Но не нужно беспокоиться, животное не пострадает. Пуля пролетит между рогов (смеется).
MetalKings: Те, кто уже успели приобщиться к творчеству Old Boys' Challenges, обратили внимание, что песни написаны на английском языке. Это сознательный выбор или можно сказать, что просто так получилось?
А может и совсем не обратили! (смеется).
Ведь сейчас много разной музыки родом из России с английскими текстами.
Так получилось, что это осознанный выбор.
Я не представляю, как бы подобное могло звучать на другом языке. Жанр диктует это мне.
Тексты мы пишем уже на готовые аранжировки и так называемые «рыбы». То есть пишет Тимур Егоровец на основе моих туманных образов, а я хожу кругами и стократно проверяю каждое слово на «впеваемость» в мотив и на эмоциональный вес.
MetalKings: Если не ошибаюсь, все, кто сейчас задействован в проекте – твои давние знакомые, правильно? Планируешь ли ты вливание «новой крови», или текущий состав будет постоянным? Возможно, есть конкретные музыканты, с которыми хотелось бы поработать?
Да, мне нужно было начать, и я обратился к тем людям, которых знал. Далее была череда экспериментов и подбора песен. Возможно, я не самый человечный продюсер и временами не выбираю выражений, но у меня внутри есть понимание того, как оно должно быть, и я максимально стараюсь приблизить к нему субъективную реальность. Я благодарен всем за терпение. Обещаю работать над собой и осваивать новые техники мягкого взаимодействия с артистом! Шутка (смеется).
Нет никакого постоянного состава. Принцип коллаборации сохраняется. Проект теоретически является открытым.
Постоянно думаю над тем, где найти вокалистов различных характеров под разные песни. Стараюсь следить за местными и зарубежными группами совершенно полярных жанров. Возможно, приду к кому-то с предложением совместно сделать запись.
Или кто-либо, послушав материал, захочет поучаствовать, и я сочту это уместным…
Есть мысли, но пока работаю с уже засвеченными персонажами.
MetalKings: Насколько ты доволен EP сейчас, когда уже прошло некоторое время после его выхода?
Я столько с ним провозился, что под конец у меня при звуках этих песен глаз начинал неритмично дергаться.
Но сейчас все в порядке. Я его слушаю периодически. Выходит, что вполне доволен. Был бы не доволен, он бы не вышел.
Одно расстраивает. Переключившись на новый материал, и по прошествии времени с записи, понимаю, что некоторые партии в упор не помню. Если вдруг будет нечего делать - займусь разучиванием своих песен (смеется).
MetalKings: Наверное, ни для кого не секрет, что краудфандинг в наше время – довольно популярное и зачастую успешное явление. Есть ли у тебя планы относительно его использования для выпуска будущего материала?
Слышал о таком. Думаю, это точно работает для уже известных артистов и им не составляет труда собрать нужные суммы.
Хорошая запись и все сопряженные с подготовкой выхода пластинки работы - весьма затратное дело. Пока оплачиваю все сам. Возможно, стоит попробовать. Но особых иллюзий на этот счет я не питаю. Привык во всем полагаться на себя.
Вот был бы я группой из 4-5 человек…
MetalKings: Конечно, Old Boys' Challenges появился относительно недавно, но, может быть, уже есть идеи, касающиеся концертной деятельности?
Это больной вопрос, если его задавать. Если нет, то и не болит.
На самом деле все просто и все сложно.
Схема простая - нанять профессиональных инструменталистов, все разучить и дать несколько шоу для поддержания собственного духа. Но профессионалы за спасибо не работают, посему постоянно так поступать банально дорого.
Схема сложная - трансформироваться в полноценный постоянный состав.
Но как-то так вышло, что я просто не знаком с реально крутыми парнями, готовыми играть за интерес, при этом терпеть, что им указывают как именно надо это делать (смеется).
Тем не менее, если кто-нибудь адекватный предложит свое участие, я готов это обсудить.
MetalKings: Скажи, сложно ли тебе добиваться от участников проекта того, что ты хочешь услышать?
Когда только начинали, было трудно. Но в процессе выработались некие образы, внутренняя терминология, используя которые, стало проще описывать желаемое. Люди разные и всегда приходится учитывать особенности восприятия, работая с ними.
MetalKings: Может, в релизе есть песня, которая тебе больше всего нравится или та, которую ты хотел бы особо отметить?
Нет.
MetalKings: Кто повлиял на твое становление как музыканта больше всего?
В начале 80-х я увидел по ТВ выступление группы «Земляне». Парни играли на крутых гитарах, одна из которых была аж с двумя грифами. И это был рок! Тогда я понял, чем хочу заниматься.
В 90-е годы начал сам играть и втягиваться в тему. Была такая очень хорошая и нужная на тот момент радиопередача «Учитесь плавать». Вел ее Александр Ф.
Скляр. Играл он тогда самые актуальные записи альтернативного и мейнстрим рока, хардкора, панка, гранжа. Новейшие релизы Soundgarden, Stone Temple Pilots, Extreme, Motley Crue, Guns'n' Roses и несколько позже Slash's Snakepit, Aerosmith, Megadeth, Anthrax, Rollins Band, Nirvana, перемежая с классикой рока. Думаю, на тинейджера, впитывающего все и вся, это не могло не оказать соответствующего влияния.
У меня была маленькая магнитола SONY, которую я клал с собой под одеяло, вставлял кассету и делал звук так тихо, чтобы было слышно, только если вплотную прижаться ухом к динамику. Родители думали, что я сплю, а я слушал и записывал с эфира крутейшую музыку.
Чуть позже открыл для себя британскую сцену: Manic Street Preachers, Radiohead, Suede, Blur, Muse, Placebo.
Первая моя группа функционировала именно в жанре Britpop!
Вообще, как любой конченый меломан, постоянно слушаю музыку совершенно разного толка.
Так же, как у многих, есть свои необъяснимые слабости. Например, очень люблю Napalm Death.
На меня постоянно кто-то или что-то влияет, даже если я не отдаю себе в этом отчет.
Если нужна прямая конкретика, то на меня точно влияют такие люди, как Dave Grohl, Josh Homme, Chris Cornell, Scott Weiland (да, увы), Slash, Paul McCartney, Jack White, Dan Auerbach...
MetalKings: Если вообразить, что у тебя имеется возможность пообщаться с любым когда-либо жившим человеком, то кто бы это был?
Один из моих дедов. При его жизни у нас так и не сложилось общения (я его побаивался и называл на «Вы»), но теперь понимаю, что он был крут. Сейчас бы ему было 106.
MetalKings: Что тебе нравится больше всего в жизни музыканта, несмотря на все ее трудности?
Я бы ответил с удовольствием, если бы действительно был профессиональным музыкантом.
Но таковым себя считать не могу, ибо этим не зарабатываю. Да и нот толком не знаю (смеется).
MetalKings: Если не секрет, как у тебя проходит работа над созданием музыки?
Именно работа, как таковая, происходит не над созданием, а над превращением идеи, записанной на диктофон, в демо или аранжированный набросок.
А идеи приходят либо в процессе игры на инструменте, либо в процессе пения (напевания). Иногда даже не отдельными фразами, а прямо целыми припевами или куплетами они появляются. Хватаешь диктофон, фиксируешь, что кажется симпатичным. Если есть доступ к инструменту, можно сразу покрутить с гармонией, додумать недостающие части будущей песни. Потом уже в дело вступает ЭВМ. Я записываю первичный гитарный рифф сначала просто под метроном. Слушаю и пою, стараясь, чтобы все подходило под вокальную мелодию. Если доволен, играю барабаны. Затем бас. Основа уже есть. Остается поработать над дополнительными партиями гитар, клавишных, соло там всякие изобрести. Части выстраиваются друг за другом, образуя структуру будущей песни.
Можно делать текст. Как только он готов, репетиции и пробные записи с вокалистом. Основные вокалы, бэки. Все это я примерно микширую, используя соответствующие обработки для придания нужного характера. Теперь все готово, чтобы идти в студию и там сыграть и спеть все так хорошо, как это возможно.
Но бывает и так, что диктофонный набросок с получившейся песней имеет общего чуть меньше, чем ничего.
MetalKings: В какой деятельности ты бы хотел себя попробовать в будущем?
Как продюсер музыкальных записей.
MetalKings: Возможно, есть вопрос, на который ты бы хотел ответить, но он не был задан?
Олег, зачем ты все это делаешь?
Ответ: Затем, что не делать не могу.
MetalKings: Скажи, пожалуйста, что-нибудь миру напоследок.
На какой еще последок?! Я пока никуда уходить не собираюсь (смеется).
Беседовала: Евгения Дряхлова
Официальное сообщество Вконтакте: https://vk.com/obcmusic
Facebook: https://www.facebook.com/obcmusicproject/
Фото – Мария Хакимова