В этом году группе «Тараканы!» исполняется 25 лет. Свой юбилей артисты начнут с четырехденвого концерта в Москве, а далее отправятся в тур по России, где продолжат снимать документальный сериал для поклонников. О том, как менялись «Тараканы!», писались их хиты и взрослели фанаты узнали у лидера группы Дмитрия Сида Спирина.
MetalKings: Уже было множество интервью с вами, где задавали огромное количество вопросов о том, какие у вас дальнейшие творческие планы. Хотелось бы немного личного, «Тараканьего».
Дмитрий Спирин: Отлично! Попробуем!
MetalKings: Группе 25 лет, если сравнивать с человеческим возрастом, то сколько бы вам было лет? Это был бы молодой человек или уже опытный, мудрый старик?
Дмитрий Спирин: Это был бы достаточно юный бодрый человек. Я так думаю, человек в возрасте примерно 27-28 лет. Уже не юноша, но еще пока что не солидный мужчина. Вот как-то так я сейчас чувствую группу.
MetalKings: Раньше вы говорили, что группа растет, а фанаты остаются примерно одного и того же возраста, как сейчас с этим обстоят дела?
Дмитрий Спирин: Это было так, а сейчас уже нет.
MetalKings: В связи с чем произошло такое изменение?
Дмитрий Спирин: Я думаю, такие метаморфозы настигают любые рок-коллективы, которые продержались столько времени, сколько мы. Это происходит из-за того, что аудитория начинает прирастать за счет тех тинейджеров, которые откололись 10-15 лет назад, выросли, решили все свои взрослые проблемы: женились, развелись, женились, взяли кредиты, отдали кредиты, купили квартиру, продали квартиру, купили машину, разбили машину, купили новую и так далее.
И вот, когда в бытовом смысле все устаканилось, они вдруг пришли к выводу, что чего-то не хватает, например, музыки молодости, и было бы неплохо сходить на концерт «Тараканов!». Поэтому сейчас у нас достаточно много зрителей категории 30+. У нас очень серьезные продажи в VIP-сектора любых клубов, в которых мы играем, зачастую VIP-места продаются лучше и быстрее, чем обычный танцпол. Понятное дело, что VIP-сектора меньше по размеру, но, тем не менее, это показатель. Раньше мы не могли продать в клуб по типу «Арена» ни одного такого билета, а теперь они продаются быстрее, чем партер.
Еще могу сказать, что у детишек сейчас другая музыка. Мы и такие группы, как «НАИВ», «Король и Шут», очень долго ассоциировались с подростковой музыкой. Эта ассоциация прошла, потому что прошло время, и теперь у 18-летних что-то свое, пришло новое, было изобретено что-то другое и так далее. А весь панк-рок и поп-панк отошел тем ребятам, которым сейчас 25, 27 и больше лет. Поэтому ситуация, когда тебе 30, а ребятам в зале в среднем по 17 лет, грубо говоря, ушла в прошлое. Сейчас у нас разный зритель: от тинейджеров до людей моего возраста.
MetalKings: Как отличается молодежь, которая была тогда в 90-е годы от современной молодежи, которой сейчас 17-20 лет?
Дмитрий Спирин: Я сейчас почти не тусуюсь с молодежью такого возраста. У меня очень много знакомых и друзей более младшего возраста, чем я, но все-таки им не 17-18, а, скорее 25.
Если брать возраст, когда только-только начинает формироваться музыкальный вкус, то сложно сказать. У меня нет никаких племянников или друзей, у которых бы дети были такого возраста, чтобы я мог, приходя, в гости видеть, чем они живут. Я думаю, что все то же самое плюс соцсети и гаджеты. А так особой разницы нет. Они, наверно, точно также мечтают о шмотках, в которых ходят самые модные ребята в школе, они мечтают о каких-то приборах, которые носят в карманах самые модные ребята в школе, точно также влюбляются, точно также дерутся, спорят о музыкальных вкусах. У них есть музыкальная мода, есть группы, артисты, исполнители, которые актуальны на данный момент. Я думаю, что все примерно то же самое, а уж что там конкретно Бог его знает. У меня просто нет такой среды, откуда бы я мог эту информацию черпать.
MetalKings: Я начинаю замечать, что на концертах публика становится более аморфная и нет того драйва, который был раньше. Сейчас все стоят с телефонами и фотографируют. Что вы можете сказать по этому поводу и нравится ли вам такие изменения?
Дмитрий Спирин: Вообще айфоны в руках зрителей и безостановочная фото- и видеосъемка концерта, когда ты на сцене это раздражает, что уж говорить. Не только потому что ты не находишь энергетического отклика от людей, которые этим занимаются, но еще и потому что ты выходишь на сцену не для того, чтобы фотографироваться. У нас есть для этого специальные мероприятия, они называются фотосессии, и нам для этого не нужны подростки с айфонами, мы нанимаем взрослых дядек, которые делают красивые и модные фотографии. На сцену мы выходим для того, чтобы рубиться и своей музыкой раскочегаривать зал, а они нас снимают в это время и видят в этом свой кайф. Это, конечно, не очень круто, не очень классно, мы от этого точно не кайфуем. Я точно не кайфую. Сережа, может, сидит за барабанами и вообще не видит ничего, а оно вот так вот происходит.
Я предполагаю, что у нас сейчас все происходит сейчас, как происходило 10-15 лет назад в Европе и Америке: огромное количество концертов, музыкальных групп, жанров, поджанров и стилей, как в рок-музыке, так и в побочных, что люди просто не готовы больше на эмоциональном уровне через себя это пропускать.
Да, они продолжают ходить на концерты, да им нравится слушать любимые песни в живом исполнении, да многие из них ждут встречи со своими кумирами таким образом. Вообще концерт – это целая история. Это целое клевое событие. Многие из нас живут от концерта к концерту потому, что это именно то, что превращает рутину существования в какое-то клевое приключение, но, тем не менее, внутреннее отношение, чисто психологическое к тому, что ты пришел на концерт, а тебя сейчас чуваки будут накачивать энергетикой, ты должен поймать ее и позволить своему телу двигаться в такт. Вот это, мне кажется, уходит. В Америке, Европе это уже ушло достаточно давно. Мы много общаемся с западными артистами, музыкантами в нашем жанре, в побочных жанрах. Это те группы, которые стали ездить в туры в Россию 10-12 лет назад, они отмечают с очень большим энтузиазмом, что публика у нас очень крутая, классная, горячая, энергичная, что народ бесится и рубится, дико угарает на концертах так, как они у себя сто лет не видели. Мы им объясняли, что у нас все это сравнительно недавно, для людей все это еще свежо, они еще не находились на концерты и рок-музыка их еще не утомила. А сейчас это уже происходит. Я думаю, вот почему так получается. Посмотрим, может, на концерте «Тараканов!» люди не будут в таком количестве стоять со скучными физиономиями и айфонами в руках, может быть они немножечко порубятся, кто его знает. Мы их заставим это сделать. Знаешь, может быть и группы стали немножечко унылыми и, что называется, не «нажимают», не «вламывают» как полагается.
MetalKings: Вы не думаете, что когда вас снимают и выкладывают в сеть фото и видео, то это приносит группе дополнительную популярность?
Дмитрий Спирин: Нет, потому что ни одна группа, никто из наших коллег не отказался от ротаций на радио и от съемок видео клипов в пользу фанатских выкладываний.
Любительское фото и видео всегда низкого качества, а концертное видео – это вообще полный отстой в плане звука. Видео с таким звучанием – это антриреклама группе. Что же касается айфонных фоток, то они тоже по большому счету, как правило, выглядят фигово.
Иной раз погуглишь, посмотришь недавние концерты, и думаешь: «Ё-маё, да неужели я такой?». Да нет, конечно! Не такой, просто ракурсы такие, такой свет, такая позиция у ребят, они всегда стоят чуть-чуть ниже и оттуда снимают, понимаешь. Ну, вот и что в этих фотках? Что в них хорошего? Только все плохое. Если бы я был молодым и зеленым и мне бы в соцсетях попались такие фотки и видео группы «Тараканы!», я бы никогда не стал ее поклонником. Наоборот я бы подумал: «Что за уроды?». И звучат говняно и выглядят, как я не знаю кто (смеется). Поэтому нам этого не надо. Мы это не любим. Если мы каким-то образом хотим продвигаться через соцсети, выкладывая наши концертные фото или видео, мы зовем профессионалов. Пускай лучше они это делают, и пусть все это происходит под нашим контролем. Лучше мы повыкидываем неудавшиеся фотографии, отредактируем звук, но мы все это приведем в человеческий вид. И только тогда пускай это все люди видят. И пусть люди, которые не в состоянии ходить на концерт группы «Тараканы!», любуются на нас на красивых.
MetalKings: Как вы относитесь к тому, что сейчас вашу музыку можно в свободном доступе найти в интернете бесплатно?
Дмитрий Спирин: Я отношусь к этому крайне отрицательно, я считаю, что это самое, что ни на есть пиратство. Пиратами я в данном случае называю не тех ребятишек, которые просто волею развития научно-технического прогресса вдруг очутились в таком мире. Пираты – это владельцы всех этих сайтов. Они зарабатывают деньги на своем детище, на своей соцсети. Зарабатывают, в том числе, за счет миллионов пользователей, которые привлечены туда, потому что там халявный контент. Создатель деньги поднимает, слушатель получает контент на халяву, а исполнитель с*сет.
MetalKings: Но тем не менее, послушав, люди покупают билеты на концерты.
Дмитрий Спирин: Да, а если мы завтра не сможем выступать, что будет? Вот, допустим, я завтра возьму и заболею горлом, и тур насмарку. Или у меня мама заболеет так, что мне придется дома сидеть, и больше не с кем с ней сидеть. И вот как я буду зарабатывать? Если я в тур не поехал, значит, мне не заплатили. Так что вот эта связь между халявным раздачей музыки и якобы повышением продаж билетов на концерты, она кажется логичной только для людей, которые не способны сделать следующий шаг – капнуть чуть-чуть поглубже. Создатель музыки и автор – не всегда исполнитель, они иногда просто композитор или поэт. Бывает, что он просто сидит у себя дома, он не готов ездить на гастроли: он старый, он больной, он несценично выглядит, он вообще не хочет на бас-гитаре, он не любит этого делать, и так далее, есть огромное количество причин, почему автор песен не всегда ее готов и может играть ее на сцене и зарабатывать на билетах. Никто об этом не думает.
MetalKings: Ожидали ли вы, что так быстро соберете деньги на краудфадинговой площадке planeta.ru и перевыполните план?
Дмитрий Спирин: Да, мы ожидали. Ожидания эти базировались на опыте предыдущего нашего крауд-проекта, который был в 2012 году и вылился в частичное финансирование нашими поклонниками записи альбома MAXIMUM HAPPY часть первая и часть вторая.
Поэтому у нас этот опыт уже был, мы понимали, насколько наш зритель активен, насколько он готов нас поддерживать в этом смысле, поэтому мы ни сколько не сомневались в этот раз. Скажу честно, тут есть такой момент: многие люди (а откуда им, собственно, иметь информацию, чтобы считать по-другому) считают, что та сумма, которая объявлена, это и есть ровно та самая сумма, которую артисту нужна: ни копейкой меньше, ни копейкой больше. Но это, конечно, не так, потому что не зря краудфайдинг является кампанией совместного финансирования. Совместного – это слов означает, что в этом деле участвует не только много поклонников, но и сами артисты. Вчера я примерно накидал смету, которая потребуется «Тараканам!», чтобы записать альбом так, как мы этого хотим, а не так, как нам советуют это сделать детишки в социальных сетях. Для того, чтобы записать альбом, снять два-три не позорных видео к альбому и закончить наш сериал, на потребуется около двадцати тысяч евро. В принципе, по нынешнему курсу можем умножать на сотку. Сколько это? Два миллиона рублей? То есть, понятное дело, что мы будем доставать бабки откуда-то еще, не только с краудфайдинга. На данный момент там сейчас миллион триста. А это сбор не закончен. Вполне возможно, что мы соберем миллион четыреста, миллион пятьсот, самое главное, что для сбора большей сумму у нас еще есть время. У нас сейчас грядет тур, и в студию мы будем готовы отправиться только в мае месяце, поэтому сбор может продолжаться аж до конца апреля! Деньги артистам выдаются не в день, когда закончилась акция, а там проходит еще неделя. Так что, грубо говоря, у нас есть еще пару месяцев. А за эти пару месяцев, мы, может, и эти два ляма соберем, а может, нет, посмотрим.
MetalKings: Кто пишет сценарий для сериала?
- Сценария нет никакого. Сценарий пишет жизнь. У нас документальный сериал, а не художественный, поэтому у нас имеется режиссер, он же продюсер, у него есть целая банда операторов, которыми он руководит, и которые выполняют его распоряжения. Пока мы не уехали в тур, мы снимаем все значимые мероприятия, которые происходят в Москве либо в каких-то ближайших городах. Это и концерты, и записи, и участие в радио-эфирах и прочая медиа-активность и репетиционные процессы с гостями, которые будут у нас играть на юбилее и, собственно, само 25-летие, и еще некоторые акции, которые случались с группой абсолютно естественным образом в течение того времени, как мы снимаем этот сериал. Впервые съемочная группа выехала с нами на фестиваль НАШЕСТВИЕ 2015. Так что, грубо говоря, снимаем мы его уже полгода, но на данный момент отсняли примерно 8 процентов от того объема, который нам нужен для того, чтобы выпустить 10-12 серий. Мы будем продолжать снимать его и в туре. Группа операторов поедет с нами, мы будем финансировать их пребывание в туре, передвижение, проживание, питание. Потом они будут снимать участие «Тараканов!» в летних фестивалях и всякие прочие интересные вещи, которые будут проходит с нами во время концертной активности, в бекстейдже, на репетиционной базе, короче говоря, полная изнанка: как снимаются видео, как группа работает с продюсером, как группа записывает демозаписи, откуда берутся песни, что такое саундчек, что мы делаем в гримерках, когда нам через 5 минут на сцену. Вот все, что мы снимаем.
MetalKings: Сегодня (26.02.2016, прим. автора) состоится премьера песни «Да здравствует король», которая посвящена Горшку. Расскажите пару слов об этой песне.
Дмитрий Спирин: Песня, как и очень многие наши песни, сложилась из очень странных элементов. Долго время у меня в папке на рабочем столе лежал мелодический кусок, который я сочинил около трех или четырех лет назад. Я даже пытался приладить к нему совсем другой текст, но с тем текстом не получилось. Когда «Тараканы!» вступили в период активного сочинения песен к новому альбому, я решил его реанимировать, и достать, так сказать, с пыльных антресолей этот самый кусочек. Принес на репетицию, и наш гитарист Коля Стравинский раскритиковал мой припев, сказав, что на припев он не тянет, максимум на прихорос, и тут же предложил припев свой. Мелодический кусок. И таким образом сложилась музыка, все было сочинено, нужен был текст. Примерно в то же время, я наткнулся на одну фразу. Знаешь, бывают такие сайты, которые публикуют «20 правил того», «30 высказываний этого», вот где-то я наткнулся на «10 самых крутых афоризмов Михаила Михайловича Жванецкого». И одни из них звучал так: «Это не беда, если над тобой смеются, хуже, когда над тобой плачут». Мне показалось, что это очень круто, я подрезал этот афоризм, подумал, что это может к нам в песню пойти когда-нибудь. Получилось так, что он пошел в песню буквально в тот же самый день. Мне нужна была рифма для «плачет». Слово растягивалось так, что подошло слово «шут». И тут я подумал, что про Мишу Горшенева никто из наших коллег, я имею в виду известные группы, эфирные, медийные, вообще никто песню не сочинил. Молодежь и малоизвестные банды, да. Этих эпитафий вышел целый мешок. А среди тех, кто с ним был знаком, прошел с ним плечом к плечу долгие годы становления, популярности, кто встречался с ним, бухал с ним в гримерках на фестивалях, что-то никто даже не заморочился песню про него сочинить. А мы сделаем. Вот думаю ништяк, отлично! У нас никогда не было песен-посвящений, а теперь будет. Я его знал неплохо. Я его знал, конечно, не так хорошо, как его супруга, ближайшие друзья или члены его группы, но я его знал с 96 года, то есть с клубных андеграудных дней группы «Король и Шут», тех дней, когда он этот самый героин-то попробовал. Тогда он еще на нем не торчал, а так, баловался.
С тех дней, когда можно было спокойно сесть, с ним, с Андреем потрендеть типа, а что это у вас сказки какие-то все время, а что вы читаете, парни, а какую музыку слушаете, и так далее. Тогда мы часто и много так разговаривали. Несколько раз они останавливались у меня дома. Первые свои приезды в Москву они вписывались у меня. Поэтому я суммировал свои впечатления о том Мише, живом еще и юном и сделал текст. В общем так песня и сложилась.
MetalKings: Получается, что песня вышла совершенно случайно?
Дмитрий Спирин: Да, случайно. Я не вынашивал идею сделать посвящение Горшеневу. Нет, этого не было. Но у меня очень часто так случается. Я вообще думаю, что это работает подсознание. Почти три года назад он погиб, в тот момент меня это каким-то особенным образом поразило, застряла маленькая заноза где-то, а потом появилось желание сделать песню про него. У меня бывает такое, что я сочиняю текст и не знаю, о чем он. Просто слова рифмую. Я, например, не знаю про что песня «Кто-то из нас двоих». То есть, по крайней мере, я не знал, о чем она, когда сочинял ее. Просто что-то тревожное. Мне хотелось тревожной атмосферы.
MetalKings: А сейчас уже поняли, о чем она?
Дмитрий Спирин: Да нет, я бы не сказал. Это как раз опять-таки тот случай, когда сочиняешь тексты таким образом, что миллионы людей имеют миллионы разных версий про что она, и у каждого она разная. И это нормально. Песни так должны работать. Так должны работать картины и кино, на мой взгляд. Это нужно для того, чтобы люди обсуждали, чтобы художественное произведение возбуждало работу мозга и фантазию у людей. А когда все в лоб, х*й его знает. Хотя, в лоб у меня тоже есть. И так можно и так.
MetalKings: Откуда чаще всего приходит вдохновение? Бывает ли так, что строчки рифмуются сами собой.
Дмитрий Спирин: Когда я был помоложе, я мог идти по улице и срифмовать, но все-таки не идти, наверно, потому что, когда ты передвигаешься на своих двоих, требуется определенный контроль движения (смеется), а в транспорте. Я часто сочинял в транспорте. Я успевал за то время, пока еду на репетицию, сделать текст. Также сочинял во время длительного передвижения, когда с группой на гастролях в поезде, в самолете, чтобы отвлечься от аэрофобии. В общем, бывало. Теперь уже нет.
Теперь для того, чтобы мне впасть в поэтическое настроение, требуются особые ритуалы, приготовления, особый период вхождения в это настроение. Мне нужен покой, мне нужно блаженство, мне нужна ситуация достаточно длительная по времени, когда меня ничто не отвлекает, когда ни о чем не волнуюсь, не беспокоюсь, не тревожусь. Ну, вот я себе устраиваю выезды в деревню за рубеж. С женой.
Трижды у нас так получалось уже. Мы уезжали в Испанию, а осенью 2015 в Венгрию. Мы жили в Венгрии в маленьком городочке, я бы даже сказал, в деревне. Вообще иной раз за день не встречали ни одного человека, а уж человека, говорящего по-русски тем более. Огромная река Дунай, горы, красотища! Солнце, Луна, природа, деревья, короче говоря. Я с этой природой сливаюсь, вытаскивал из вселенной строчки и получалось. В Москве тяжеловато. Здесь у тебя фейсбук бибичет, смотришь на емейл навалили 5 писем за те полчаса, когда ты пытался первые строчки из себя выдавить, а ведь интересно, что они там пишут, правильно? Ну и так далее. Короче говоря, уж больно нервная жизнь. Но я предполагаю не потому, что она нервная, а потому что я много чего написал уже. Очень много различного материала я уже сделал в своей жизни. Я сочиняю песни уже 20 лет, поэтому, конечно, когда на своем месте я представляю парня посвежее в творческом плане. Вот я, например, знаю, что Noise MC сочиняет на ходу. Не только в буквальном смысле, когда он делает фристайлы, но и песни для группы своей, он раз, в метрошчке прикинул одно к другому, записал.
Вообще хип-хоп в плане сочинения в плане сочинения - полегче история. Мы зажаты в определенный размер, в количестве строчек. У нас вообще мало пространства для текста, потому что простая панк-песня группы типа «Тараканы!» по пальцам можно посчитать количество строк в куплетах и припевах. Как правило, четыре строчки в припеве и по четыре-восемь строчек в куплете. И все. Попробуй, вырази мысль! То, что хип-хоперы витиевато рассказывают с офигенными поэтическими метафорами, с классными сравнениями, очень круто, очень поэтично. Слушаешь и думаешь, какой талантливый парень! И думаешь, почему я так не могу? А потом ты приходишь домой, включаешь демку группы, и оказывается, ты так не можешь, потому что у тебя восемь строчек.
Ты славы своей добился легко,
Из темных щелей под тени дворцов.
Увидеть во сне такого не мог.
Король королей и шут из шутов.
Все, на этом куплет закончен, пора припев петь. А хип-хопер может еще десять раз столько же. И никто не скажет: «О, блин! Что-то куплет длинноват!»
MetalKings: Как вы относитесь к соцсетям?
Дмитрий Спирин: Я их использую только лишь для промоушена моих музыкальных коллективов или моих бизнес-проектов, больше они мне ни для ничего не нужны. Я не готов общаться с людьми в том формате. Я не готов в этом формате смотреть кино или слушать музыку и вообще проводить время в соцсетях. Это не очень интересно для мне. Мне нравится реальный мир, где мы с тобой находимся. Поэтому, как я могу относиться к механизму продвижения своих музыкальных проектов? Ну, конечно, хорошо, что они есть. Спасибо большое. Это положительная сторона того вреда, который они нанесли музыкальной индустрии, в связи с тем, что можно скачивать на халяву. У любой медали есть две стороны. В любом случае, интернет принес эпидемию нежелательных, нелицензионных скачек, но еще и возможность практически мгновенно размещать новости, доносить новости и рекламную информацию до огромного количества не просто людей, как, например, работает радио, а до конкретных поклонников конкретной группы. Если люди вступили в группу «Тараканы!», то значит, одним нажатием мышки мы оповещаем 50 тысяч человек о том, что у нас вышла новая пластинка, например. Я думаю, что это значительно эффективнее, чем анонс того же самого даже на популярной радиостанции.
MetalKings: Расскажите поклонникам что самое главное в жизни, а чего делать ни в коем случае нельзя?
Дмитрий Спирин: Это для каждого свое! «Никогда не говори никогда», пожалуй, это будет и тем, что нужно делать и что не нужно делать.
MetalKings: Пожелание поклонникам
Дмитрий Спирин: Всем тем, кто только что прочитал это интервью большое спасибо за ваш интерес к «Тараканам!», здоровья вам, мирного неба над головой, исполнения всех ваших желаний и мечтаний. Королям метала Metalkings развития и процветания, и хорошей музыки всем нам.
Беседовала: Катерина Сафронова
Фото: Эльвира Пашкеева