Очередной большой праздник для любителей трэша. После четырех лет ожидания выходит новый альбом TESTAMENT! Для российских фэнов радость двойная: буквально через неделю авторитетный коллектив пожалует в Москву и Питер. Пока без нового альбома, но повода пропускать концерты решительно нет – музыканты полны энергии и рвутся в бой. На вопросы отвечает Чак Билли, главный индеец всея метал-сцены.
Привет, Чак! Поздравляю с окончанием работы над альбомом! Как вам итоговый результат, реализовали ли вы все, что планировали?
Привет. Да, мы закончили запись несколько недель назад, прямо перед тем, как отправиться в европейский тур, а сведение закончили буквально вчера (интервью проводилось 9 июля), уже в понедельник отправляем финальный вариант на Nuclear Blast. Мы очень рады, что работа закончена, нам потребовалась просто уйма времени, чтобы довести все до ума, но наконец-то процесс окончен. Альбом выходит 28 октября, ждем не дождемся этого момента.
Сведением альбома в очередной раз занимался Энди Снип. Продюсер в целом и Снип в частности – это тот человек, которому вы полностью доверяете, или у вас всегда есть какое-то собственное видение и необходимость контролировать процесс?
Мы с Эриком вовлечены в процесс продакшна. С Энди мы уже неоднократно сотрудничали, он знает, чего мы хотим, знает наш звук, наш стиль, поэтому мы полностью доверяем ему первичную работу, а сами подключаемся, когда работа почти закончена и мы довольны тем, что он сделал. Уже ближе к финишу мы ищем, чем бы можно дополнить получившийся звук, подкручиваем барабаны или гитары, стараемся найти вокалу лучшее применение в итоговом миксе, что-то сделать посуше, что-то пожирнее. Так что на этой стадии сведения мы играем большую роль.
Этот альбом знаменует возвращение в группу Стива ДиДжорджио. Что своего он привнес в общий саунд?
Стив просто монстр по части бас-гитары и очень классный мужик! Его стиль, как и на «The Gathering», очень своеобразный, он не следует за риффами Эрика, а играет свои собственные уникальные партии, это круто звучит. Они с Джином вместе играли в DEATH, поэтому хорошо сработались, ритм-секция звучит очень плотно.
В целом, как приходит решение, что пора записывать альбом? Оно обусловлено только законами рынка (альбом-тур-альбом-тур), или должно присутствовать какое-то внутреннее ощущение, что пора входить в студию?
Сегодня музыкальный бизнес уже не такой, как раньше. В прошлом работа чаще придерживалась такого графика. Сейчас я наблюдаю, что изменился подход к записям, группы рады записать сингл или EP, и находиться в постоянных турах, выпуская музыку небольшими порциями. Потому что если ты выпускаешь альбом, то его жизненный цикл составит год или около того – после этого интерес к записи теряется, продаж становится совсем немного. Из-за этого в индустрии образовывается новый виток: сейчас группе может быть интересней выпустить сингл, подождать пять-шесть месяцев, записать еще пару песен, опять подождать пять-шесть месяцев, опять выдать пару песен. И не останавливать продвижение, не останавливать трассу. Чтобы автобус постоянно был в пути, а фанаты постоянно хотели послушать и купить новые песни. К тому же, если ты пишешь новый материал каждые шесть месяцев или раз в год, то может получиться музыка все время отличающаяся стилистически. Так что мир музыкального бизнеса круто поменялся.
Эрик Петерсон как-то сказал, что новый альбом станет вашим «Reign In Blood». Не требую пояснить его высказывание (но если хочешь, то пожалуйста), но как ты думаешь, возможно ли сегодня написать альбом, сравнимый с «Reign In Blood» по влиятельности или инновационности?
Да, не знаю, что там насчет «Reign In Blood», единственное, что я знаю: каждый новый альбом TESTAMENT не такой, как предыдущий. Всегда что-то меняется, у каждого свой дух и настроение. На этом снова есть изменения, трэшевых песен тут больше, чем на «Dark Roots Of Earth», скорости выросли на порядок. Я также изменил подход к вокалу, вернулось влияние дэз-метала. В итоге получилось, что мелодий и хуков больше, но трэшевая тяжесть никуда не делась.
Вы уже точно решили, какие песни будете исполнять живьем, или все может измениться во время тура исходя из реакции публики и ваших собственных ощущений?
Думаю, три-четыре точно будем играть, и это для нас не совсем обычно. С некоторых предыдущих альбомов мы могли брать всего по пару песен. А вот с «Dark Roots Of Earth» играли четыре или пять, потому что чувствовали, что они хороши для живого исполнения. С новым альбомом то же самое, думаю, три-четыре просто предназначены для концертов.
Значит, если бы у тебя был выбор: отыграть тур, где будет побольше новинок, или ретро-тур со старыми альбомами целиком, то решение вряд ли было бы в пользу первого варианта?
У нас уже были туры, когда мы целиком играли «The Legacy» и «New Order». Я бы не отказался попробовать такое же с более поздним материалом, например, «The Gathering». Да даже с «Dark Roots Of Earth» было бы интересно попробовать.
Случалось ли вам писать такие песни, которые впоследствии оказывались слишком сложными для живого исполнения?
Такие постоянно бывают. Постоянно есть песни, где очень много слов, и некогда даже воздуха в грудь набрать. И всегда есть песня, которую, как мы думаем, будет круто сыграть на концерте, но потом оказывается, что что-то не то, нет нужного ощущения, и от этой идеи приходится отказываться. В прошлом было пару таких номеров, которым мы давали еще один шанс, но итог нас не радовал. На записи все отлично, а на концерте эти ощущения пропадают.
Ваш новый альбом называется «Brotherhood Of The Snake». К слову о братствах. Такое явление, как «метал-братство» все еще существует или осталось достоянием прошлого?
Имеешь в виду братство всего метал-сообщества или внутри нашей группы?
Давай про оба.
Если говорить о нашей группе, то мы знаем друг друга уже достаточно давно, мы взрослые люди, умеем ценить и уважать личное пространство друг друга. И, думаю, каждый, если возникнет необходимость, сделал бы для остальных всё. В этом смысле братство существует, но если говорить о сцене в целом, то не думаю, что от него много осталось. Все больше сами по себе, делают что-то свое, ищут свой путь. Записывающие компании тоже работают не так, как в восьмидесятые или девяностые, поиск хорошего контракта или лейбла превращается в гонку. В этом смысле братства почти не осталось.
Возможно, это естественное развитие событий.
Да, ведь сейчас так много групп. Когда мы начинали, ты мог все группы, играющие трэш, пересчитать по пальцам рук. Сейчас их сотни и тысячи. Трудно найти свою индивидуальность, заработать громкое имя. Известным группам попроще, у них хотя бы есть устоявшаяся фэн-база.
Я был весьма впечатлен твоей историей об излечении от злокачественной опухоли. Ты сделал это с помощью традиционных индейских ритуалов, и все разрешилось вопреки официальной медицине. За все годы после этого ты пытался найти научное объяснение произошедшему?
Нет, не искал. Сколько я об этом ни думал, все произошедшее не укладывалось в научные рамки. Это… я не знаю… почти чудо. Я привык считать, что просто не пришло мое время. Лечение традиционными методами коренных американцев придало мне много сил. У меня должна была быть вторая операция на сердце, так как один из клапанов был поврежден, мне собирались его пересаживать – спустя восемь месяцев после первой операции. Но чудесным образом оказалось, что все заработало, как надо, и без хирургического вмешательства. Я не знаю, как это объяснить: все было так плохо, что без операции никак, но все прошло само по себе. Здесь нет объяснений.
Наверное, мы сами еще ничего не знаем не то, что о мире, в котором живем, но и о нас самих?
Все дело в силе разума. Разум может быть сильнее материи, нужно лишь по-настоящему в это верить.
Припоминаю Вакен 2012 года, когда все дни лил дождь, но стоило тебе показаться на сцене и сказать «Fuck the rain», как небо прояснилось аккурат на время вашего выступления. Это из той же серии?
Точно! Вселенная непредсказуема, но все же мы можем ей управлять, если постараемся.
В июне вы уже были в Европе, совсем скоро возвращаетесь обратно. У вас выходит двенадцатый альбом, а за ним грядет большой тур. И в таком ритме вы живете уже тридцать лет. Профессия музыканта никогда не превращается в скучную рутину? Только честно.
Совсем нет. Самое скучное, что может быть – это ждать, когда уже следующий концерт. Сейчас-то мы все уже взрослые, а в молодости нас совсем не парило, что жизнь проносится мимо. Все наши будни тогда – это или пьянка, или бодун, и поднимались мы всегда поздно, прямо перед концертом. Сейчас же, каждый раз, когда мы приезжаем в новое для нас место, нам интересно, где мы находимся, мы стараемся прикоснуться к местной культуре. Посмотреть здания, посмотреть какой жизнью живут местные люди. Сейчас мы словно на отдыхе. Если у меня вечером концерт, значит у меня час или полтора часа работы, остальное время я воспринимаю как отдых, и это прекрасно. Я узнаю мир, общаюсь с людьми, исследую разные культуры. В молодости и близко у меня такого не было – только пьянки с перерывами на концерт. В такой ситуации ты словно стопоришься, чувствуешь, что всегда в одном и том же месте, одном и том же здании. Все тот же автобус и одинаковые гримерки. Вот это скучно. А сейчас я могу сказать «Ладно, пойду прогуляюсь, вернусь к началу выступления» и иду в город, это очень интересно. После того, как я победил рак, ко мне стали приходить мысли, что многие из моих друзей, с кем я вырос, никогда не покидали страну, не знают, что такое большой фестиваль. А я только этим и живу. И решил, что возьму друзей в тур, покажу им мир, поделюсь своим опытом, познакомлю с другими культурами. Поэтому теперь мне не скучно. Мы с нетерпением ждем каждого тура, потому что воспринимаем их как отпуск. Концерты сейчас тоже не даются тяжело. Я раньше мог разнервничаться до расстройства желудка, а сейчас выхожу на сцену с установкой «Всё отлично, делай своё дело и угорай!»
Когда вы готовили новый альбом, то ты говорил, что, возможно, продолжишь развитие темы, которую начал с песней «Native Blood». На альбоме будет подобная лирика?
Не в этот раз. Когда мы начали прорабатывать концепцию альбома, у нас вырисовалась тема Братства Змеи. Это, согласно шумерам, секретное общество, якобы созданное и управляемое пришельцами шесть тысяч лет назад. Нас эта тема заинтересовала, и когда мы немного в нее углубились, то обнаружили, что во многих религиях и у многих этнических групп существовали похожие представления о чем-то неземном, будь то летающие колдуны или пришельцы с большими головами. Это забавно, как у людей, живших на разных сторонах планеты, которые не знали ничего друг о друге, оказывались почти одинаковые верования. Это же заставило меня по-новому посмотреть на вопрос, а есть ли в этом мире еще какая-то форма жизни, которая нам еще не открылась. В общем, мы раскрутили концепцию и большая часть материала на альбома касается этой темы.
Сейчас весь мир зачем-то наблюдает за американскими выборами. Вокруг них разворачивается какое-то немыслимое количество истерии и прочего негатива. Может, это еще одно проявление так называемой «true american hate»?
Ха-ха, думаю, что да. На самом деле, страшно наблюдать за тем, что происходит с нашим правительством. По-моему, Трамп натуральный психопат, и когда такие люди метят на пост президента США… это просто невероятно! Страшно, что все докатилось до такого. Все в этом мире поменялось. Меня это не удивляет, но и совсем не радует.
Ладно, уж лучше о музыке. Ты используешь микрофон с половиной стойки, а на последнем альбоме вы делали кавер на «Dragon Attack» QUEEN. Хочешь быть трэш-версией Фредди Меркьюри?
Ха-ха, у меня всегда был такой микрофон, с самого начала. Потому что я начинал как гитарист, и мне нужен кусок стойки, чтобы было удобней играть на воздушной гитаре. Если бы у меня не было такого микрофона, я бы просто не знал, что делать на сцене.
С Фредди разобрались. Вообще, кого из фронтменов ты назвал бы примером для подражания?
Я всегда был большим фанатом Ронни Джеймса Дио, Брюса Дикинсона и Роба Хэлфорда – в этих троих есть все, что нужно метал-певцу. Там и скрим, и тяжесть, они писали классные песни и классную лирику. Кто повлиял большего всего на меня лично – это Джеймс Хетфилд, его вокал и манера писать тексты очень сильно меня вдохновляли. На ранних альбомах TESTAMENT я всегда писал песни с мыслью «А что бы сделал Джеймс Хетфилд?» В ранние годы я много уделял этому внимания.
Раз уж вспомнили о каверах. На прошлом альбоме их было целых три. Делать кавер-версию – это полезно с творческой точки зрения или все же больше для удовольствия?
Для удовольствия. Если только ты не собираешься разобрать песню на части, поменять вокальную мелодию и так далее. В этом случае есть какой-то креатив, но мы это делаем чтобы развлечься. Для кавера чаще всего выбираются песни групп, на которых ты вырос, твоих героев, так что это просто прикольно.
На новом альбоме каверов не будет?
На этом нет. Мы не делали никакого дополнительного материала. Нам все нужно было закончить до начала европейского тура, поэтому запись какого-нибудь бонуса – это последнее, о чем мы могли себе позволить задуматься. Возможно, на альбоме будет какой-нибудь видео-бонус или аудио, где мы расскажем о процессе записи или вспомним былые времена.
Есть ли кто-то, кому бы ты хотел посвятить новый альбом?
Посвятить альбом? Думаю, нет... Я посвящу его коллегам по группе, потому что процесс записи был очень непростым. Мы живем далеко друг от друга и не можем просто собраться в студии и начать играть или джемовать. В нашей ситуации создаются дополнительные сложности, мы что-то пишем самостоятельно, обмениваемся через интернет, но в этом нет ощущения жизни, до тех пор пока не встретимся в студии. Поэтому я посвящаю альбом им, зная, через что нам пришлось пройти. У Джина, Алекса и Стива есть другие группы и проекты, все постоянно заняты, найти время чтобы написать и порепетировать новые песни – это целое испытание. Поэтому большая часть работы легла на мои с Эриком плечи, особенно на Эрика, если говорить о написании музыки.
Из-за этого нового альбома пришлось ждать так долго?
Увы. Я надеялся, что он выйдет еще пару лет назад, что мы закончим все в 2014-ом, мол, сейчас откатаем тур и доработаем альбом. А потом Эрик взялся за работу над новой записью DRAGONLORD. Написать песни – это не быстрое занятие, а у нас появляются новые предложения для выступлений. В туре вообще писать сложно, для этого лучше быть дома. Вроде бы со всем разобрались и думаем, что завершим альбом в этом году, но тут вырисовывается тур со SLAYER. Думаем «Ну, блин, вот вернемся из тура со SLAYER и точно все доделаем, до того, как поедем в Европу!» В итоге мы знали, что нам кровь из носу надо успеть закончить запись, это было единственное окно в нашем графике. И мы это сделали! Считай, в последнюю минуту, но сделали!
И в завершении, может быть, есть что-то важное, что ты хотел бы сказать, но о чем я тебя не спросил?
Мы не так часто бываем в России, по-моему, были всего четыре раза, и было бы здорово побывать не только в Москве и Санкт-Петербурге. Не знаю, выступают ли другие группы в других городах, но мы бы хотели! Так что если это интервью прочитает какой-нибудь промоутер – привезите нас в другие российские города!
P.S. Напомним, что российские концерты уже не за горами!
19 июля группа выступит в Москве http://metalkings.org/concerts/5784, а 20 числа посетит Санкт-Петербург http://metalkings.org/concerts/5988
Беседовал: Борис Игонин.
Выражаем благодарность Наталье Шиняевой за организацию интервью.