Каждая группа по-своему решает, как отмечать знаковые для себя даты. Не все уделяют внимание магии чисел, но сделать что-нибудь единичное и эксклюзивное по случаю дня рождения – это на метал-сцене не редкость. Не остались в стороне и CATHARSIS, подобравшиеся к двадцатилетней отметке, которая будет обозначена большим концертом в сопровождении симфонического оркестра Глобалис. О новом опыте для и без того матерой группы мы поговорили с её гитаристом и основателем - полным энтузиазма Игорем «Jeff’ом» Поляковым.
Приветствую! Поздравляю с солидной датой! Какие эмоции порождает понимание того, что группа разменивает третий десяток? Гордость, испуг, эйфория? Катарсис?
Приветы! Поздравление принято, спасибо :)
Признаться, сложно сказать. С одной стороны, понимаешь, что возраст для творческой единицы очень солидный, тем паче в наших реалиях, мало кто «выдержал» столько лет… А, с другой – в голове тонна планов, как вот и отмечание с оркестром, и хочется больше думать о будущем, чем анализировать прошедшее. Опыт, безусловно, приобрели за эти годы гигантский, на многие вещи смотрим во многом иначе, нежели в начале пути, но в целом, 20 так 20, какие наши годы :)
Зная вашу тягу к всевозможным сюрпризам: чего ждать от юбилейного концерта? Всех карт раскрывать, конечно, не прошу, но какой минимум на данный момент могут знать фанаты?
Да, этого у нас не отнять :) Сам по себе проект с оркестром – уже масштабнейший эксперимент, давно к этому шли, сейчас активно вникаем во все нюансы, дело, скажу тебе, очень непростое, но исключительно интересное. Мы стараемся сделать не просто «рядовое шоу с оркестром», если можно так выразиться, но сделать что-то, отличное от похожих перфомансов. Например, в плане музыкальной составляющей с самого начала нами было принято решение не просто «дублировать оркестром аранжировку», как часто можно наблюдать, а сделать звучание каждой песни отличающимся от оригинальной версии, расширить ее музыкальное полотно. В итоге некоторые композиции прям по-новому начинают «играть», обретают интересные формы. Половина оркестровок у нас уже записано в демо-версии, интересный результат получается, самим нравится :)
Опять же, мы не просто делаем юбилейную постановку, но будем производить мультикамерную профессиональную съемку всего действа, репетиций, подготовки к нему, а также многоканальную запись всего концерта, что впоследствии станет основой для «симфонических» аудио и видео релизов. И в этом смысле мы решили не прибегать к стандартным вариантам «съемки рок-концертов», пригласив совершенно безбашенных в плане работы с камерами и последующего монтажа спецов из Renagade Cinema. Они создают просто чумовые по динамике и драйву видео, ребят даже Prodigy выписывали в качестве собственных операторов в тур, вот мы и хотим совместить их гипердрайвовую подачу с монументальностью оркестрового шоу, посмотрим что из этого выйдет!
Плюс сейчас мы завершаем некоторые переговоры и, если всё срастется, то уже вскоре анонсируем дирижера. Думаем, что удивим многих, это точно будет абсолютно нестандартный ход для подобных проектов, но пока не имеем права сказать больше. Держите за нас "кулачки" :)
Одним словом, приложим максимум усилий, чтобы выдать нестандартный продукт во всех смыслах, где хватит наших сил!
Как давно вынашивалась идея записи с оркестром? «Глобалис» как оркестр, сотрудничавший с рядом рок-групп, был очевидным вариантом?
Вообще давно мысль уже мелькала и где-то озвучивалась даже. Видимо, нужно было «созреть», и повод подобрать подходящий. В этом смысле 20летие группы нам показалось отличным вариантом для реализации такого проекта. Изначально мы рассматривали несколько оркестров, в том числе и заграничных, но, в итоге, взвесив все «за и против», и пообщавшись с «Глобалисом», выбор однозначно пал в их сторону. Глупо не признать, что у этого оркестра самый большой опыт работы в сфере «совмещения» симфонической подачи и рок-музыки, а это очень важно, мы сами прислушиваемся ко многим советам их руководителя. Ну и, опять-таки, они «здесь», у нас постоянный прямой контакт и общение, это здорово помогает в работе.
Известны случаи, когда метал-группы, ввязавшись в такую «оркестровую авантюру», неиллюзорно пугались, осознавая, что банально не умеют читать нот. С какими непредвиденными трудностями столкнулись CATHARSIS?
Ну у нас вроде с чтением нот особых сложностей нет, у некоторых-то уж точно :) Не могу сказать, что мы сталкиваемся сейчас с какими-то трудностями, к работе привлечены большие специалисты, с ними все идет ровно, тьфутьфутьфу, разного рода рабочие моменты то и дело «всплывают», но каких-то глобальных головняков, пока вроде не наблюдается. Волнение, несмотря на «20 лет на сцене», мы, безусловно, ощущаем, много нового для нас в этом проекте, но это даже хорошо, никто не расслабляется :)
Какие группы, по вашему мнению, лучше всего справились с вплетением оркестра в тяжелую музыку?
Ну тут сколько людей столько мнений, мне вот по душе «S&M» Metallica, очень интересно в свое время Waltari оркестром чудили, у U.D.O. с духовым тоже интересно вышло. Мне нравится, когда оркестр приносит какую-то необычность в звучание, а не просто становится, пусть и очень богатым, но «подкладом», по сути, дублируя оригинальные партии.
После переработки аранжировок и симфонического обогащения музыки, повернется язык сказать, что ваш рок "немного наивен и в чем-то простой"?
Хех, наверное, нет :) Слушателю точно так не покажется!
Как прокомментируете высказывание, что классическая музыка - это метал до изобретения электричества?
В чем-то можно согласиться с этим утверждением. По крайней мере в части того, что и классика, и метал - это два жанра, которые требуют специальной подготовки не только от исполнителя, но и от слушателя. Это крайне непростые для восприятия музыкальные направления, и обывателю, который предпочитает жвачный суррогат или псеводроковое Г, вливающееся в его уши с большинства телеканалов и радиостанций, просто не сможет вникнуть ни в одно, ни в другое, в обоих случаях ему просто станет скучно. Ни классика, ни метал в нашей стране никогда не станут мейнстримом, в том числе и по этой причине.
Сотрудничество с оркестром дает группе принципиально новый опыт и поле для экспериментов. Но будем честными, сейчас такими анонсами уже публику не удивишь, это тренд. В глобальном смысле, какие тренды в музыкальной индустрии вам кажутся губительными, а из каких можно извлечь пользу?
Не совсем согласен. Кроме «Арии», Louna, и, пожалуй, «Парка Горького», на ум проектов с оркестром «у нас» в тяжелом жанре больше не приходит. На западе это явление более распространенное, вопросов нет, у них и возможностей для этого больше, да и метал, в отличие от нашей страны, повторюсь, намного более востребован и популярен. Но мы пока работаем только на нашей сцене, и, пожалуй, такой анонс весьма необычен, согласись. А делить тренды на «губительные» и «полезные», пожалуй, просто нельзя. То, что для одного коллектива или проекта будет логичным дополнением и верным способом развития, для другого может быть абсолютно нелогичным шагом, тут все зависит от конкретного жанра и исполнителя.
У вас уже было два полноценных видео-релиза, юбилейный концерт будет третьим. В чем заключается участие группы в работе над выпуском концертника? Просто выбираете ракурсы, с которых смотритесь максимально эффектно, или есть что-то более важное?
Во всем :) Группа с первых шагов подготовки видео продумывает до деталей всю постановку, сценические инсталляции, собственные образы, составляет оптимальный сэт-лист, одним словом, генерит всю основу грядущего релиза. Когда понимание достигается, уже приглашает подходящего, на взгляд коллектива, режиссера, которому все свое видение обрисовывает. А далее уже он, вкупе со съемочной бригадой, эту глобальную идею начинает оформлять в нечто конкретное в плане ее реализации. После съемки группа принимает не менее активное участие в монтаже финального продукта, что-то меняет и просит переделать, ну и ракурсы, безусловно, подвергаются активным рокировкам. Но, в любом случае, все стараются мыслить общим результатом, а не только собственной персоной, это, конечно, не всегда получается, и в самых спорных моментах окончательное решение остается уже за продюсером проекта.
Что можно назвать самым больным падением и самым успешным взлетом за годы существования группы?
Хм… Да мы не особо жалеем ни о чем, что происходило с нами за весь творческий путь, мы всегда делали то, что сами хотели. Бывало и бывает, что какие-то цели и задачи мы, по собственному же мнению, «не дотягивали», мы вообще самокритичные ребята. Сложности укрепляют, добавляют опыта и умения, в этом нет ничего плохого. А на «взлеты» мы не особо обращаем внимание, бывает что-то «стреляет», безусловно, это радует. В такие моменты приходит осознание, что ты что-то сделал правильно, но в этом случае появляется и дополнительная ответственность, раз уж сам себе «поднял планочку», будь добр, держи уровень.
Насколько вы довольны своей концертной активностью? Хотелось бы выступать чаще и есть ли такая возможность?
Мы одно время «перетурили», и в какой-то момент поняли, что ездить без перерыва многими неделями, - не совсем наша история. Когда начинаешь банально уставать от бесконечных ежедневных переездов, недосыпа и т.д., ощущаешь, что уже не получаешь того удовольствия от выступления, которое хотелось бы испытывать, и от этого качество самого выступления немного снижается. Нам необходима полная самоотдача, драйв и кайф, а это не всегда можно выдать, когда ты не в лучшей форме. Посему после крупного «Светлого Тура» мы приняли решение не работать больше такими объемами подряд, и стараемся разбивать тур на сегменты по 3-4 концерта с последующим возвращением домой для «перезарядки». Такой расклад для нас оптимален. Не могу также не отметить повсеместное снижение посещаемости любых метал и рок мероприятий вне «столиц», это не очень приятный фактор, посему некоторые города мы не можем включать в гастрольные поездки. Надеемся, что это временное явление, которое многие любят связывать с очередным «экономическим кризисом». Так что, в принципе, активностью мы почти довольны, для нас важнее «в полный рост» отработать 15-20 крепких концертов с перерывами, чем откатать 30-40 подряд периодически «через силу».
Часто ли возникает потребность отдохнуть от музыки?
Скорее не от самой музыки, а от каких-то перенапряжений при финализации того или иного проекта. Грубо говоря, после записи и сведения альбома несколько недель ты ненавидишь студии, собственные песни, себя, в конце концов, и вот тогда обязательно надо сделать небольшую передышку. Меня лично особенно «размазал» недавний выпуск нашей глобальной «Антологии». Месяца два до ее выхода в свет у меня в прямом смысле слова не было возможности заниматься более ничем, по 15 часов ежедневной работы над проектом в конце концов довели меня до полного морального и физического истощения сразу после ее выхода и презентаций, недели три восстанавливался, успокоительное пил, очень много сил проект отнял… Хотя его результат, конечно, заставляет гордиться проделанной работой, очередной большой опыт, который в полном объеме мы постараемся применить при реализации изданий «симфонических» релизов.
Если бы в свой следующий тур вы могли взять любую группу или группы, кто бы это был?
А у нас со всеми получается быстро наладить отношения, как показала практика :) Да и за 20 лет мы успели разделить сцену с огромным количеством замечательных коллективов, давай Metallica возьмем или Iron Maiden, с ними вот еще пока не доводилось, а можно :)))
Вы уже обкатали схему с краудфандингом и теперь вновь к ней обращаетесь. Ощущается ли вами, что такой народный сбор средств влияет на конечный продукт? Надо полагать, в эмоциональном плане это дополнительная мотивация сделать свое дело как можно лучше, и к тому же снимает массу треплющих нервы финансовых вопросов.
Не просто ощущается, а в буквальном смысле его полностью формирует! Когда твой слушатель поддерживает тебя в прямом смысле «рублем», доверяет и помогает, ты просто не имеешь права выкладываться не на 100%! А уж с такой поддержкой, которую оказывает нам наша аудитория, это просто недопустимо. Ну и результаты, наверное, говорят лучше всяких слов, ту же «Антологию» мы считаем предметом настоящей гордости, вряд ли такой результат получился бы при стандартной схеме «лейбл-группа». Здесь между нами и слушателем никто не стоит, мы делаем только то, что считаем нужным, и это, безусловно, настоящая «творческая свобода», которая и позволяет реализовывать любые, самые сумасшедшие проекты. Вот и в случае «симфонического» у нас есть масса мыслей и задумок, и поддержка текущего краудфандинг-проекта уже вовсю подталкивает нас к самой «крутой» его реализации, какую только мы сможем себе позволить.
К слову о фанатах. На день рождения группы уже что-нибудь дарили, не считая поддержки краудфандинг-проекта? Какие необычные подарки доводилось получать от фэнов?
Оо, это происходит постоянно, наш слушатель – креативный человек с фантазией :) Очень много разных приятностей дарят, не хочу ничего конкретизировать, чтобы не обидеть кого-то, но все подарки исключительно ценны и бережно хранятся в «личных домашних музеях», каждый раз при взгляде на них вызывая самые позитивные воспоминания и эмоции.
Что вы можете посоветовать начинающим группам, желающим добиться известности? Стоит ли сразу мечтать о популярности уровня, предположим, CATHARSIS, или полезнее быть сдержанным в своих мечтаниях?
Посоветовать, наверное, нужно терпения и целеустремленности. Если уж поставил перед собой цель добиться чего-то, будь готов работать, терпеть и не опускать руки. Рассчитывать на чью-то поддержку особо не приходится, у нас нет ни системы лейблов, ни мощных СМИ, готовьтесь «делать себя сами». С массовой интернетизацией всех и вся это сделать стало в чем-то проще, но, учитывая переизбыток предложений, нужно стараться искать свое лицо, удивлять, креативить, тем самым выгодно выделяя себя в общей глобальной интернет-лавине. Мечтать не стоит, лучше ставить перед собой цели и идти к ним, несмотря ни на что, и пусть каждый успех становится «приятным дополнением» на большом творческом пути! :)
После концерта и его выпуска - какие планы у группы CATHARSIS на следующие двадцать лет?
Продолжать дело всей нашей жизни, это наш путь, и сворачивать с него мы однозначно не намерены, хватило бы сил и здоровья! :)
Беседовал: Борис Игонин.
Выражаем благодарность Алексею Кузовлеву за организацию интервью.