В конце ноября у группы Korpiklaani начался Russian Noita Tour, который охватил 15 городов страны от Санкт-Петербурга до Владивостока. Этих финнов в России любят едва ли не больше, чем на родине, поэтому мы встретились с музыкантами Ионне Ярвеля и Туомасом Роунакари и поговорили о шаманизме, планах на ближайший год, о ритуалах и о том, почему легендарный вокалист никогда не сострижёт свои волосы.
Вы приехали на большие гастроли, ваш тур носит название «Russian Noita Tour». Слово «Noita» можно перевести как «Шаман». Расскажите, довелось ли вам встречаться с настоящими шаманами?
Йонне: Да! Ты знаешь, я жил в Лапландии и культура этой страны, насколько её можно назвать страной, где природа действительно важна для местного населения. Поэтому шаманизм там явление обычное. (Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время она поделена между Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией, - прим. автора),
А вы сами верите в сверхъестественное, в духов, например?
Йонне: О, да, конечно верю!
Кстати, Korpiklaani же раньше назывались Shaman! То есть, и в вас самих заложен этот некий шаманизм!
Йонне: Именно так! Подожди минутку, сейчас я приведу нашего скрипача, он расскажет подробнее о шаманах и всём таком, потому что у меня недостаточно знаний в этой области (И на самом деле бежит искать Туомаса, но не находит, - прим. автора).
Вы сказали, что в шаманизме у вас недостаточно знаний, а как вы считаете, знаете ли вы Россию, её людей, её культуру?
Йонне: Мы с вами соседи и я думаю, у нас много общего. В России тоже есть саамы, как и в Финляндии, а сибирский шаманизм и вовсе считается одним из самых сильных в мире. У вас очень разная культура, но, между тем, древняя и очень серьёзная. Знаешь, вот когда мы с тобой говорим о шаманизме, мы не видим его, не видим, чтобы кто-то развешивал листовки с призывами или создавал какую-то церковь; в этом отличие от христианства, которое силой заставляет людей себе подчиняться. Шаманизму не нужна реклама, он всегда был там – у саамов, у сибирских племён...
У каждого участника Korpiklaani длинные волосы, бороды. Это делает вас всех ближе к природе, из которой мы все вышли?
Йонне: Знаешь, у американских индейцев есть поверье, что вся сила человека заключена в его волосах и человек не должен стричься, потому что волосы – твоя неотъемлемая часть, они прожили с тобой огромное количество времени и вобрали в себя мудрость. Поэтому я никогда не отстригу свои волосы.
Давайте поговорим о вас теперь: у вас вышел сольный альбом в 2014 году и у него совсем другое настроение, чем у Korpiklaani. А что вам ближе: залихватские весёлые песни группы или меланхоличный сольник?
Йонне: Я довольно сложный человек, именно поэтому я скажу, что мне нравится и то, и другое. Тот сольный альбом, знаешь, он ведь очень глубокий по содержанию, по настроению, но это не значит, что единственное, что можно делать при прослушивании этого альбома – это пить водку. Понятное дело, я не мог на сольной работе делать то же самое, что мы делаем с группой, и они любезно позволили мне записать его.
Я знаю, что вы уже записали свой второй альбом, расскажите о нём, каким он будет?
Йонне: Он будет менее мрачным, я бы даже сказал, что он будет в стиле поп, но всё равно он, как и первый, будет акустическим. Мы стали писать песни вместе, ты же знаешь, это бывает, когда в группе 10 человек. Все эти люди привносят какие-то свежие идеи, вот почему новый альбом будет другим. Я настоятельно советую всем поклонникам Korpiklaani в России послушать его. Я думаю, русские поймут и оценят его, мелодика альбома очень хороша!
В одном интервью вы говорили, что вы поёте только о том, о чём знаете наверняка. Давайте представим, что вы хотите написать после тура песню о России, на каком языке будет эта песня?
Йонне: Думаю, мы сочиним её на финском, потому что мы не знаем русского. Но если бы мы его знали, конечно, сделали бы именно на русском языке. Но я думаю, нам предстоит ещё много узнать о России во время этого тура, потому что до этого мы играли только в Санкт-Петербурге и Москве, а теперь мы заедем намного дальше.
Знаю, что у вас есть ритуал: перед тем, как выйти на сцену, вы собираетесь в гримёрке и поёте старые финские песни. А теперь давайте представим, что есть некая молодая группа, которая точно так же собирается, чтобы перед выходом спеть песню Korpiklaani. Как думаете, что за песня это может быть?
Йонне: Ну, тут всё зависит от того, что за люди и какую музыку они будут играть. Я бы сказал, что это будет либо «Vodka», либо «Beer Beer». Мы соблюдаем свой ритуал и поём одни и те же песни почти 10 лет! На самом деле, песни, что мы поём, не так стары и пришли к нам из Советского Союза – это переведённые на финский русские песни.
(И тут же спел пару строк. Он спел бы больше, но пришли скрипач Туомас Роунакари и аккордеонист Сами Перттула и разговор о шаманах продолжился – прим. автора)
Итак, Туомас, я знаю, что вы путешествовали по Сибири и у вас даже есть сапоги, которые вам сшили люди из племени ханты. Вы носите их или это подарок, который стоит положить под стекло и любоваться?
Туомас: Сапоги, которые мне сшили хантыйцы, были сделаны в 2001 или 2002 – не уверен на 100%, я отыграл в них около 1000 концертов по всему миру. При этом, с сапогами за эти 10 лет ничего не случилось. Но я не сушил их правильно и на них появилась плесень, однако я не мог выкинуть их, потому что они так много для меня значили, потому я положил их в коробку и убрал в шкаф. А потом узнал, что плесень с сапог можно убрать с помощью уксуса. Это сработало, но я уже не мог их носить, к сожалению.… А недавно я написал своим друзьям хантыйцам и спросил, возможно ли сделать для меня ещё одну пару и сейчас у меня есть ещё одна пара таких сапог, но мне совершенно не хочется везти их в тур, я буду надевать их на концерты «Shamanviolin» – это мой сольный проект.
Да, мы тут с Йонне обсуждали тему шаманизма. Можно ли сказать, что вы все в Корпиклаани верите в паранормальные вещи, в духов, шаманов и так далее?
Туомас: Мы очень весёлые ребята: я не знаю ни одной вещи, ни одного события или явления вне группы, где мы были бы единодушны. Мы очень разные, но мы чудесно ладим между собой. Но если говорить обо мне, то я много путешествовал, шаманизм давно стал частью моей жизни, но с моей стороны было бы проявлением неуважения отвечать за всех.
Знаю, что иногда вы можете сидеть всю ночь напролёт, выпивать и спорить по поводу песен…
Туомас: Технически это возможно, но, знаешь, алкоголь творит интересные вещи с твоей памятью…
То есть, вы не помните, по поводу какой песни вы в последний раз так сильно спорили?
Туомас: Нееет! Йонне, может, ты помнишь?
Йонне: Нет. Я тоже не припомню такого.
Знаю, что у вас выходит DVD. Расскажите, это будет целиком заснятый концерт или это будет несколько концертов с выбором лучших дублей?
Йонне: Это, скорее всего, будет 2 концерта, мы снимем их и будем выбирать, но эти концерты точно будут записаны не в России. Впрочем, мы делаем документальный фильм о нашем путешествии по вашей стране, который, вполне возможно, войдет на DVD в качестве бонуса.
Чего вы ждёте от путешествия по России?
Йонне: Самое главное – это хорошо провести время! В российской глубинке мы никогда не были, потому это прекрасно – увидеть не только столицы, но и города поменьше.
Туомас: На самом деле, я согласен с Йонне, будет круто увидеть полные залы фанатов. Это каждый раз нечто особенное: играть в новых городах, встречать новых людей, видеть их реакцию и чувствовать их особенную энергетику. Будет интересно, я уверен, потому что в России у нас совершенно другая, особенная публика, чем во всём остальном мире. Думаю, наша музыка трогает россиян каким-то особым способом. Мы сами не знаем, как и почему это происходит, но мы видим результат, а потому стремимся сыграть у вас снова и снова.
Беседовал: Андрей Гридин
MetalKings.Org благодарит Антона Добровольского за помощь в организации интервью.