Аркона – это, пожалуй, единственный российский коллектив, у которого поклонников за рубежом ничуть не меньше, чем в России. Это единственная российская группа, которая большую часть гастролей проводит именно на площадках за пределами страны, поэтому METALKINGS.ORG не преминул пообщаться с лидерами группы Сергеем “ Lazar ” Атрашкевичем и Марией «Scream» Архиповой. Поговорили о рыбалке, концертах и, конечно же, о новом альбоме!
Чем этот тур будет отличаться от других ваших туров?
Сергей: Ну, в первую очередь тем, что этот тур юбилейный, мы будем играть в нём песни со всех наших альбомов, а помимо этого мы познакомим слушателей с нашими новыми песнями, которые будут выпущены на нашем новом альбоме.
Маша: То есть, те, кто слушает нашу музыку давно, будут рады услышать наши старые песни, но мы ещё и внесём разнообразие в связи с тем, что я пишу новый материал
Как раз об этом хотел спросить: читал, что после альбома «Явь» вы вообще ничего не писали около двух лет.
М.: Трёх. Три года молчания. И сейчас, после канадского тура произошёл какой-то сбой в программе моего нынешнего мира и я начала писать, уже есть много интересного материала и я продолжаю писать.
А чем вообще было вызвано столь длительное молчание? Опустошением от записанного альбома или чем-то иным?
М.: Знаешь, никогда не угадаешь, когда к тебе что-то придёт. Ты ж не делаешь ничего специально. Нельзя просто так сесть и запрограммировать мозг на написание композиции в том или ином настроении. Для этого нужно определённое состояние, возможности, время. Но, прежде всего песня – это глас свыше, можно так сказать, тебя должно осенить, прежде чем ты станешь что-то делать.
Интересно тогда, насколько новые песни будут отличаться по стилистике от предыдущего альбома?
М.: Песни пока находятся в рабочем состоянии…
С.: Другая атмосфера у песен, прежде всего, если брать по аналогии и по посылу, то, думаю, ближе к «Яви» песни.
М.: Но музыка другая. Я давала несколько композиций слушать своим очень близким зарубежным друзьям, и они сказали, что на «Явь» это совершенно не похоже, другая музыка, но с такой же атмосферой безысходности. Далеко от понятия фолк-метал, как таковым фолк-металом это уже не будет. Там будут и духовые инструменты – волынки, флейты, но всё это будет элементами аранжировки.
С.: Эпический меланхолический метал.
Вернёмся к альбому «Явь», а точнее к клипу «Зов пустых деревень», где режиссёрами выступили Тимур Авдали и Александр Кадянов. Видео вышло очень атмосферным, очень колоритные актёры. Расскажите, как работалось над роликом, какие эмоции остались, что запомнилось?
М.: Впервые эта идея пришла в голову Сергею, когда мы заговорили о том, что надо делать видео, он предложил сделать именно на эту песню и попросил подумать, как это можно осуществить. Я написала поминутный сценарий, мы нашли ребят, по-моему, они даже сами нас нашли и предложили свои услуги. Мы ознакомились с их работами, нам безумно понравилось, как они всё делают и мы решили поработать вместе, но так как предыдущие видео у нас получились, прямо скажем, не очень хорошо, то мы не знали, чего ожидать. То есть, они, конечно хорошие, но меня они как-то не устраивают до сих пор. Но ребята поняли и прочувствовали атмосферу песни и атмосферу картинки. То есть, они как будто вытащили из моей головы и внедрили к себе. Они сами нашли и актёров, что бабушка, что путник – оба такие искренние, атмосферные, не от мира сего.
С.: Тут ещё сама атмосфера этого брошенного места, села Шатур. Мы ездили туда неоднократно, ходили по этой дороге древней, и действительно место это магическое, с воздушной церковью, с этими мостиками…
М.: Чего стоит одна только дорога туда! Туда идти, наверное, километров 5, по полям, машина если и проедет, то только внедорожник, поэтому мы брали в аренду внедорожники и везли весь аппарат туда. И внедорожники там встали, пришлоь вызывать трактор – словом, были свои приключения, приключений было много и это классно! Я думаю, что это лучшее наше видео и если мы будем снимать новые – будем обращаться непосредственно к парням из Lions Production.
Вопрос про хобби, знаю, что увлекаетесь рыбалкой.
М.: не то что увлекаюсь, но люблю. Но, вы же понимаете, на увлечение нужно время, а его в последние годы всё меньше. Несколько лет вообще не рыбачу – у меня семья, дети, надо уделять время творчеству. Просто не хватает времени. У меня отец профессиональный рыбак, у него домик свой в Астрахани на берегу Волги, и он там проводит, мне кажется, столько же времени, сколько мы в турах.
С.: Уйдём на пенсию – будем больше рыбачить.
А какой самый большой улов?
М.: Ой, это была щука, мы с отцом поехали на водохранилище под Москвой, вышли «в море», а я ещё маленькая была, лет 12-13, и он говорит: «ребёнок, хорошую удочку я тебе не дам», дал поломанный спиннинг, блесну мне какую-то насадил, объяснил, что надо делать. Ну, я кинула и начинаю наматывать. Отец удочку свою крутую раз закинул, другой – у него ничего. А я наматываю-наматываю, он смотрит и говорит: «Маша! Да у тебя ж клюёт!». Вырывает у меня удочку и начинает доставать, а там такая махина – по локоть мне! Отец в панике, кричит, подсачник давай, я беру его, а он тяжелющий! Меня ещё шатает эта лодка, и я стараюсь его к этой щуке и – бабах! – прямо этим подсачником по щуке. Щука вырвалась и ушла. Как отец меня только не материл! Вот это самый большой улов.
Вы уже несколько альбомов сотрудничает с Крисом Вервимпом, бельгийским художником. Встречались ли вы с ним вживую или всё общение происходит посредством интернета?
М.: Конечно! Он наш огромный фанат с первого альбома ещё, я помню его восторженный отзыв, тогда он сказал: «Я и мечтать не мог, что когда-нибудь стану оформителем моего любимого первого альбома!». Поэтому да, встречаемся, он с удовольствием ходит на наши концерты.
Легко ли объяснить человеку из другой страны, с другим мировоззрением и, скорее всего, религиозными убеждениями, что вы хотите видеть в оформлении альбомов?
С.: Это человек со схожим менталитетом, он знает, о чём песня, знает, как это преподнести. Соответственно, мы ему объясняем, что мы хотим видеть, какая атмосфера должна быть. Ну а дальше получаются образы на картинах.
Однако для альбома «Явь» вы выбрали другого художника.
С.: Там должна была быть другая атмосфера, это не та музыка, фанатом которой был Крис, изначально была задумана другая стилизация, не его стиль.
М.: Крис и Гюла Хванчак (оформитель альбома «Явь», - прим. автора) – два разных художника, они по-разному атмосферны, по-разному подходят к творчеству.
С.: Думаю, следующий альбом будет оформлять другой человек, российский художник Rotten Fantom. Точнее, это два художника, муж и жена. Зайдите на их сайт http://www.rottenfantom.com и вы увидите атмосферу новых песен. Визуализация очень важна для музыки, люди, которые этим занимаются, должны быть в теме.
Каждый ваш новый альбом отличается от предыдущего, у каждого есть какая-то своя изюминка. Есть ли какая-то творческая задумка, которую пока не удалось реализовать, например, с симфоническим оркестром сыграть?
С.: Оркестр – это больше понты, на записи всё это легко заменяется сэмплами. Живые скрипки, конечно, оживляют сэмплированные оркестровки, но у нас такого желания сейчас нет. Я вот мечтаю записать живую тубу. Я очень люблю этот инструмент, у нас на новых песнях есть место для этого инструмента. Всё, что мы хотим – мы всегда осуществляем. Это не упирается в бюджет, мы это видим – мы это делаем. Если это делается ради того, чтобы кого-то удивить – мы не будем этого делать.
М.: Мы свободны и делаем, прежде всего, то, чего хочет наша душа. Мы в этом плане эгоисты. Если мы захотим, мы сделаем, но зачем? Ради чего? Нам пока это не нужно, у нас есть стезя, по которой мы идём.
С.: Мы уже приучили всех фанатов, которые у нас остались, которые не сбежали, что мы можем творить всё, что угодно. То есть, это может быть «Стенка на стенку», а после этого «Зов пустых деревень» с блэковыми запилами. Мы никогда не стремились быть популярными, и, честно говоря, та популярность, какая у нас есть – мы её не ждали. Если люди слушают – значит, что-то в этом есть! Следующий альбом будет очень некоммерческим, очень мрачным, даже помощнее, чем «Явь», ну, такой путь у автора. Единственная проблема – это концерты. Не играть старые песни на концертах мы не можем, приходится искать компромисс между новой программой и старым творчеством.
Вы как-то давно говорили, что гастроли - это ваша стихия, это то, что вам нравится, с того интервью прошло уже года три, как сейчас вами воспринимаются гастроли?
С.: У нас барабанщик предыдущий не любил ездить, любил дома на диване проводить время, а у нас с этим всё нормально. Действительно, сложновато порой в дороге, но сказать. Что это каторга – я такого не чувствую.
М.: Это хорошо, когда удаётся поспать в отеле, а за эти пару дней я спала по три-пять часов. Поэтому бывает сложно накопить сил на новое выступление, иногда даже страдает голос. Но, как-то справляемся, наверное, все приходит с опытом!
Беседовал: Андрей Гридин
Фотографии: предоставлены группой.