Тяжела и неказиста жизнь у трэш-металиста. Вот существует твоя группа тридцать пять лет в легендарном статусе, а как захочешь поехать на концерт – то облом за обломом. По крайней мере, так было у HOLY MOSES с Россией, уж больно богатая история отмен концертов. Тем не менее, череда неудач подходит к концу, и HOLY MOSES едет на восток с двумя концертами! 12 мая в Санкт-Петербурге, 13 мая в Москве. Накануне с нами связалась Сабина Классен и ответила на несколько вопросов.
Привет, Сабина! Чего нового в лагере HOLY MOSES?
Чего нового? Самая главная новость – это то, что мы наконец-то приезжаем в Россию (смеется). Знаю, что фэны долго ждали, когда мы приедем в Москву и Санкт-Петербург. Как и мы. Ведь уже несколько раз пытались. К счастью, получилось все организовать и уже на следующей неделе с вами увидимся. Тем более, в группе сейчас замечательная обстановка, все концерты проходят очень здорово. Будто вернулись в восьмидесятые.
А что насчет альбома? Последний вышел три года назад, такие перерывы вас устраивают?
Да, «Redefined Mayhem» вышел уже три года назад, и на данный момент у нас нет никаких планов на новый альбом. Потому что когда мы играем живьем, у нас слишком широкий выбор песен. Фэны хотят услышать хиты из восьмидесятых, что-нибудь из «Finished With The Dogs» или «The New Machine Of Liechtenstein». И сейчас у нас очень убойный сет-лист, можно сказать best of за всю карьеру HOLY MOSES. C последнего альбома играем три песни. Думаю, что и для фанатов, и для нас это лучшая подборка.
Предположим, что за альбом вы все-таки возьметесь. Как считаешь, могут ли HOLY MOSES явить миру что-то действительно новое, или это не так уж и нужно?
Думаю, мы звучим так, как должны звучать HOLY MOSES. Вряд ли нам нужно привносить на сцену что-то абсолютно новое. Мы ведь это делали уже в самом начале восьмидесятых, когда я пришла в группу. Это было нечто совершенно новое – я же была первой рычащей девушкой. Поэтому что-то менять нет необходимости, как я думаю. Метал-сцена сейчас огромна, и HOLY MOSES занимают в ней особое место. Пусть так и будет. Когда мы будем делать новый альбом, может, через год или два, то нужно будет сделать так, чтобы HOLY MOSES звучали, как HOLY MOSES. Этого от нас и ждут. Конечно, с теми музыкантами, которые сейчас в группе, появляются какие-то свежие идеи, но они соответствуют нашему привычному стилю и образу мышления.
Ты частично ответила на мой следующий вопрос. Как ты считаешь, в разные периоды развития в группы, в 80-е, 90-е, в XXI веке, менялся ли статус вашей группы? Вы всегда сидели в какой-то своей нише или были и частью общего потока?
Это сложный вопрос. И очень интересный. Сейчас все по-другому. Когда мы начинали, то не знали, как что делается. Даже слово трэш-метал было не на слуху. Мы просто делали, что хотели. Я бы хотела освободиться от подобных сравнений. Просто хочу быть собой – и это наверное, причина, по которой HOLY MOSES все еще находятся на сцене. Мы не следуем трендам. Только тому, во что сами верим. Быть тридцать пять лет в этой группе, после всех взлетов и падений – это нечто невероятное. Это история всей моей жизни. Я помню все периоды своей жизни, что я тогда чувствовала, просто потому что слышу это в альбомах, которые мы записали. Это такое чувство, которое не описать словами.
В составе HOLY MOSES переиграл не один десяток музыкантов. Я однажды общался с Джеффом Уотерсом из ANNIHILATOR, а у него, как ты знаешь, тоже был миллион кадровых перестановок. Так вот он сказал, что самая частая причина, почему метал-музыкант уходит из группы – это алкоголь или наркотики. Ты такого не замечала?
(Смеется) В HOLY MOSES изменения в составе не часто были связаны с наркотиками или алкоголем. Все дело в том, что мы были очень юными, когда начинали. И у каждого потом в жизни появлялись какие-то новые идеи и увлечения. Большая часть людей, которые играли в HOLY MOSES теперь вообще не занимаются музыкой. Ну и проблема в том, что мы не могли жить за счет этой музыки, нужно было и работать. А кто-то приходит в группу с уверенностью, что сможет заработать. Конечно, потом наступает разочарование, что группа не такая известная, но лично для меня этого всегда было достаточно. Я не хотела менять музыку в погоне за популярностью. И когда в группу пришли новые участники, с которыми мы играем уже несколько лет, я сразу озвучила, что нужно быть реалистами, и понимать, что такое HOLY MOSES. Мы не METALLICA и не IRON MAIDEN, мы HOLY, мать его, MOSES и мы играем трэш. Вот так (смеется).
Вы в группе не задумываетесь о том, что однажды придется завершать карьеру?
Я своим парням сказала: «Если я выгляжу слишком старой, пожалуйста, сообщите, если я сама не замечу» (смеется). О том, чтобы закончить, мы не думаем. Скорее всего, мы это почувствуем. Настанет момент, когда я осознаю, что лучше остановиться. Как однажды сказал Лемми Килмистер: «Если ты считаешь, что слишком стар для рок-н-ролла, значит, так оно и есть». А сейчас я не чувствую, что я стара для рок-н-ролла. Посмотрим, что приготовит будущее (смеется).
Как ты считаешь, влияет ли играемый вами жанр на ваши личности, характеры? Когда речь идет об абстрактной трэш-метал группе с таким стажем, как у HOLY MOSES, то легко представить матерых суровых музыкантов, которые закалены множеством трудностей, и которых ничто не способно сломить.
Думаю, эта музыка делает меня свободной. Я очень много работаю каждый день со своими клиентами – я работаю психотерапевтом. И когда я занимаюсь музыкой, когда я отдаю на сцене всю свою энергию, это освобождает мою душу. Это чудесное ощущение, благодаря нему я всегда остаюсь молодой. Это очень важно.
Ты когда-нибудь занималась вокалом на серьезном уровне? С учителем и т.п.
Однажды. В конце восьмидесятых, незадолго до выхода «The New Machine Of Liechtenstein». Мы подписались на мажорный лейбл, и они заставили меня брать вокальные уроки. И моя преподавательница тогда пришла к выводу, что Сабина умеет только гроулить (смеется). В общем, ничем мне не помогла. Еще я тогда поняла, что лейбл хотел, чтобы я пела более мелодичным голосом, но это было совсем не по мне. Но чему я тогда научилась – это правильному дыханию. Сейчас, когда люди меня спрашивают, и я даю уроки для девушек или парней, я учу тому же: как правильно рычать, как использовать дыхание. Это очень помогает. А самое главное – чтобы это исходило от тебя. Нужно найти свой собственный голос. Голос должен исходить из глубины, из твоего живота, а не из горла, тогда и рык, и высокие крики будут получаться гораздо лучше. И это происходит проще, когда ты уже нашел свой голос. По-моему, с годами мой голос становился более мощным и крепким. Потому что, когда я только начинала, я много нервничала, думала, все ли я делаю правильно. Со временем у меня добавилось уверенности в себе, и голос это в себя тоже впитал.
Вы выступаете не так уж и часто. Случается тебе скучать по сцене?
Да, постоянно. Присутствие на сцене – это ощущение, которое ни с чем нельзя сравнить. Это энергетический обмен между музыкантами и публикой. Но в то же время, даже хорошо, что мы много не выступаем. Концерты у нас – просто дикость, мы отдаем на них все свои силы, которые копили несколько недель (смеется). Сейчас мы даем один-два концерта в месяц. Для фанатов это, наверное, только плюс, что мы не играем часто, и на концертах столько энергии.
А можешь припомнить что-нибудь безумное, что творилось на концертах?
Самое безумное, что творила группа или фэны?
Ну давай и про, и про другое.
Ага. Больше всего фэны шизеют, когда выбегают на сцену во время «Too Drunk To Fuck». Был случай, когда публика стояла за барьерами, и мне это очень не нравилось, не было нужного ощущения, не было контакта с толпой. И я сказала убрать барьеры, чтобы фэны подошли вплотную к сцене. Охрана меня тогда возненавидела (смеется). А всякого безумства от фанатов было полно. Помню, после одного концерта к парням из группы подошел один фанат и спрашивает: «Почему у вашего вокалиста сиськи?» Весело было (смеется).
Не могу не спросить о твоим нике в скайпе, он связан с Бабой Ягой. И у TEMPLE OF THE ABSURD была одноименная песня. Откуда это пошло? Ты увлекаешься русским фольклором?
Когда-то давно, лет двадцать с лишним назад, я прочитала книгу «Бегущая с волками». И там упоминалась Баба Яга. Я этой историей очень заинтересовалось. Потому что с одной стороны есть заботливая мать, которая тебя всему научит, как меня моя мама научила в детстве. Но с другой стороны, иногда нужна и Баба Яга, чтобы она показала тебе другую сторону жизни. Меня это впечатлило, я познакомилась с большим количеством русских сказок и историй о Бабе Яге. Она мне нравится! Я сама себя чувствую иногда заботливой матерью, но порой я та еще Баба Яга! (смеется)
И напоследок – приветы российским фанатам.
Во-первых, я должна извиниться, что за тридцать пять лет мы так и не смогли выбраться в Россию. И я очень рада, что русские фэны ждали HOLY MOSES все эти годы. Жду, когда на следующей неделе мы приедем в Санкт-Петербург и Москву. Спасибо, что дождались!
Беседовал: Борис Игонин
MetalKings.Org благодарит DELTA MEKONG CONCERTS и лично Олега Коленду за организацию интервью.