Титанически эпичные SEPTICFLESH возвращаются с концертами, даже еще не успев выпустить новый альбом. Фанаты, называющие греков не иначе как богами, понятное дело, рады. Музыканты, тепло отзывающиеся о нашей публике, судя по всему, тоже. По крайней мере, в лице спокойного и рассудительного Кристоса Антониу, гитариста коллектива, с которым мы связались незадолго до российско-белорусского тура.
Привет, Кристос! Скоро вы вернетесь с концертами в Россию и Беларусь. Что можешь сказать о прошлых ваших визитах, что-нибудь запомнилось?
Каждый раз, когда мы были в России и Беларуси, все проходило отлично. Нас всегда встречают замечательные люди и активные поклонники. Поэтому мы решили приехать к вам побыстрее. Очень ждем этих концертов. Каких-то экстраординарных случаев не припоминаю, но вот публика у вас одна из лучших.
Я посмотрел ваши сет-листы за последние несколько лет. За исключением считаных случаев, вы играете только материал с последних трех альбомов. С чем это связано и стоит ли ждать возвращения чего-нибудь из старенького?
В российском туре у нас будет немного другой сет-лист. Он будет основан на трех последних альбомах, но в целом будет отличаться от того, что мы играли пару лет назад. В любом случае, мы еще продвигаем наш последний альбом, и в целом последние работы, где много оркестра. Они сильно отличаются от прежнего материала. У нас нет планов разбавлять сет-лист чем-то старым. К тому же, Сотирис с нами не выступает, а в ту пору он был более активен. В общем, по разным причинам этого не случается. Но никогда не знаешь, что будет завтра. Сейчас я не чувствую, что вернутся старые песни, но в будущем – посмотрим.
Ранее вы не были особо симфоничными, но сейчас оркестр иногда является основной составляющей вашей музыки. Это связано с ростом твоих умений по написанию оркестровок?
Мы все сочиняем: я, Сотирис и мой брат. И на мне все оркестровки, да. По поводу того, стал ли я более умелым – смотря что под этим подразумевать. Я изучал классическую музыку, и оркестр стал в наших руках мощным оружием, часть песен строится именно на оркестровых партиях. Сотирис и мой брат писать оркестровки не умеют, но они пишут музыку, которая очень подходит оркестру. Они фанаты саундтреков и классики, поэтому моя работа становится от этого только проще.
Да, я как раз имел в виду твое музыкальное образование. С ним ты способен на большее.
Конечно, когда я был моложе, то о композиторстве знал гораздо меньше. И еще нужно сказать, что в первую свою эру SEPTICFLESH не записывались с живым оркестром. А сейчас я имею удовольствие работать с лучшими оркестрами мира, это огромная разница. Когда работаешь с оркестром, у тебя нет права на ошибку. А с синтезаторами все проще, и ты можешь делать все, что хочешь. Возможности оркестра, конечно, невероятны, но в то же время и ограничены. А на синтезаторе можно создать искусственные звуки, которые не сыграет живой человек.
Ты закончил Лондонский музыкальный колледж. В целом, что тебе это дало?
Я там получил степень бакалавра, а затем и магистра. Я учился у Адама Горба из Королевского Северного колледжа музыки, это очень известный композитор в Англии. После того, как я получил бакалавра, то мне очень захотелось расширить свои знания, я получил звание магистра в области концертной музыки. Это более современное направление, и оно для меня было очень полезным. Чтобы ты ни изучал, ты всегда получаешь в распоряжение какие-то новые инструменты, которыми можешь пользоваться. Это мне очень помогло, я изучил много специализированных предметов, касающихся оркестровой музыки.
У тебя есть какой-нибудь кумир в этой области?
На меня очень сильно повлиял Игорь Стравинский. После того, как я услышал «Весну Священную», я решил, что стану композитором. Я и сейчас считаю этот балет непревзойденным шедевром – классика, которая до сих пор звучит очень современно. Обычный человек написать такое не способен.
А тебе не жалко, что ты работаешь над альбом с живым оркестром, живыми людьми, но на концертах от них остается только лишь звук?
Конечно, обидно, но по-другому не получится. Нанять оркестр – дорого. Привлечь клавишника – тоже не вариант, потому что мы используем много эффектов, которые на клавишах не воспроизвести. Другого выхода нет, и мы используем лучший из возможных. Хотелось бы, чтобы нам аккомпанировал оркестр, но для этого нужны большие деньги и больше залы. В будущем можем сыграть и с оркестром, но пока рано об этом говорить.
Значит, тебя можно назвать профессионалом. Ты способен воспринимать музыку как обычный слушатель? Не произошло ли у тебя профессиональной деформации, когда слышишь в чужой игре любую неточность?
Музыка – это моя жизнь. На меня может повлиять все, что угодно, и стараюсь слушать разные стили: и для удовольствия, и для получения новых знаний. Я всегда в поиске чего-то нового, ищу какие-то новые идеи, новые звуки. Интернет в этом очень помогает, поэтому я слушаю все: этнику, эмбиент, саундтреки, современную музыку. Что касается выискивания ошибок, то такого у меня нет. Тем более сегодня все делается идеально. Хотя, конечно, зависит от того, что слушаешь. На живых выступлениях ошибки – это обычное дело, случается у каждого. Я же слушаю для удовольствия и развития кругозора.
Немного об истории SEPTICFLESH. В период с 2003 по 2007 год группы не существовало. Как ты сейчас оценишь решение распасться, необходим ли для вас был такой перерыв?
Пожалуй, у нас тогда не было другого выбора. Я на несколько лет иммигрировал и работал композитором, мой брат много стал работать над оформлением альбомов и так далее. Ситуация сложилась такая, что поставить все на паузу было неизбежным решением. И мы о нем не жалеем. Этот перерыв стал для нас очень полезным, мы стали только сильнее. Кроме этого, мы были очень разочарованы тем, что после выхода «Sumerian Daemons» наш лейбл обанкротился. Все обстоятельства вели к тому, что пора заканчивать. И я считаю, что мы поступили мудро. За это время перезарядили батарейки и вернулись с новыми силами. По-моему, вторая инкарнация SEPTICFLESH, от «Communion» и дальше, гораздо сильнее. И реакция на нее тоже на порядок лучше.
Правильно будет сказать, что если ты хочешь экспериментов, то скорее займешься ими в CHAOSTAR, чем в SEPTICFLESH?
Верно. CHAOSTAR – группа более экспериментальная, на SEPTCFLESH совсем не похожа. Там совсем другой композиторский подход. Если я захочу себя выразить в чем-то экспериментальном, авангардном, то у меня есть CHAOSTAR. SEPTICFLESH более коммерческие, если можно так сказать. Там мои авангардные начинания будут неуместны.
Ты играешь на гитаре, на пианино, работаешь с семплами. Можно сказать, мультиинструменталист. Научиться играть на новом для себя инструменте проще, когда уже освоен какой-то другой?
Все дело в практике. Я не очень хороший гитарист или пианист. Пианино вообще стал изучать только потому, что надо было поступать в колледж, а без умения играть композитором стать невозможно. И, как я уже говорил, чтобы ты ни выучил, всегда в этом можно найти какую-то пользу. Ну а что касается инструмента – практика, практика, практика и еще раз практика.
И ты до сих пор практикуешься?
Нет.
Почему?
Мне это не нужно. Не обязательно быть идеальным пианистом, чтобы сочинять музыку. И это требует много времени, которого у меня нет. Иногда занимаюсь, но очень редко. Я бы хотел играть лучше на пианино или гитаре, но по приоритетности эта задача далеко не главная.
В приоритете сочинение?
Да, сочинение. Это процесс многосоставный и отнимает много времени.
Группы, в которых ты играешь, разные, но одинаково мрачные. Откуда пошло это увлечение? Что вас на это натолкнуло, когда вам было еще по двадцать лет?
Когда мы были еще юными, нас эта тема очень будоражила. И решение играть такую музыку было абсолютно естественным. Мы слушали что-то подобное, и нам это нравилось. Я сочиняю не только такую музыку, но она не найдет применения в SEPTICFLESH или CHAOSTAR. Я способен написать веселую песню. Во время учебы я узнал, как писать музыку разных стилей, и могу написать музыку для мультфильма или, например, игры.
В каком настроении лучше всего пишется музыка?
По-разному. Иногда музыка пишется в очень напряженном состоянии. Лучше всего, когда ты расслаблен, в этом случае все пишется легко. Но от жизненных проблем не всегда получается спрятаться, и я научился писать музыку, даже когда на меня что-то давит.
SEPTICFLESH – это одна из самых, а возможно, и самая популярная греческая метал-группа. Как ты считаешь, какое место Греция занимает на мировой метал-карте, можно ли говорить о греческой школе?
Я бы сказал, в девяностые было лучше. Тогда были активны NECROMANTIA, VARATHRON, ROTTING CHRIST и SEPTIC FLESH, опять же. C тех пор особого прогресса я не замечаю. Конечно, есть FIREWIND или SUICIDAL ANGELS, но статистика говорит, что очень мало греческих групп смогли добиться чего-то за пределами Греции. Но, конечно, греческая сцена заработала себе имя, и наши группы по-своему оригинальны, хотя бы потому что мы расположены далеко от Центральной Европы, у нас другая ментальность, другая культура. И у наших групп больше проблем, чем у групп из Скандинавии, например. Но в целом, я считаю, что мы способны на большее.
Как думаешь, почему все так застопорилось в XXI веке?
Разные причины. Во-первых, влияет культура, как я сказал. Во-вторых, нет никакой поддержки артистов со стороны государства, а даже наоборот – молодежи подрезают крылья, и вообще может пропасть желание чем-то заниматься. А многим группам просто нечего сказать. Если хочешь чего-то добиться, то ты должен быть оригинальным, а не подражать кому-то. В том числе поэтому ROTTING CHRIST и SEPTICFLESH добились успеха, у нас есть свое лицо.
Последний вопрос, но при этом и очень важный. Ваши предыдущие альбомы выходили раз в три года. И «Titan» был три года назад. Значит ли это, что новый альбом на подходе?
Да, конечно. Мы рассчитываем выпустить новый альбом осенью, как раз прошло три года, самое время. Это очень важный для нас альбом, мы постарались на славу. Все уже записано и сведено, сейчас подготавливаем фотосессии и все такое прочее. Скоро все будет.
Отлично. Значит, ждем альбома, а также концертов.
Мы тоже. Уверен, все будет превосходно. Как и в прошлый наш приезд.
Беседовал: Борис Игонин
Фотографии: с официальных ресурсов группы, а так же с московских концертов авторства Александра Хорошилова.
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency и лично Анастасии Потаповой за организацию интервью.