В последние годы Майк Портной задействован в таком количестве коллективов, что нельзя сказать, какой является для него основным. Однако сейчас он находится в туре с собственным проектом, занимающим в активности Майка особое место, ибо концерты SHATTERED FORTRESS знаменуют путешествие по дискографии DREAM THEATER и, в частности, исполнение сюиты, которую Майк давно мечтал сыграть живьем, что не успел сделать в главной группе своей жизни. В преддверии российских концертов мы позвонили Майку и расспросили его о разных сторонах его деятельности.
Приветствую, Майк! Скоро ты приедешь в Россию с проектом SHATTERED FORTRESS и будешь играть полностью «12 Step Suite». Это произведение для тебя очень личное. Когда ты его играешь или слушаешь, ты заново переживаешь эти события, или со временем такая персональная связь немного потухла?
Ну, мы её, можно сказать, еще и не играли. Это было только один раз, по случаю моего пятидесятилетия. И эмоции, которые я испытывал в тот вечер, были больше связаны с этим праздником, с воспоминаниями о моей карьере. Кроме этого, мы играли вещи TRANSATLANTIC, LIQUID TENSION EXPERIMENT, FLYING COLORS. Текст «12 Step Suite», конечно, чрезвычайно личный, он посвящен всему, через что я прошел, когда лечился от зависимости, и процесс написания лирики имел для меня терапевтический эффект. Но я предполагаю, что, когда мы отправимся в тур с этой программой и будем её играть, меня больше вдохновит не лирика, а сам факт погружения в материал DREAM THEATER, в мое прошлое.
Ты писал это произведение на протяжении долгих лет, по одной композиции на альбом. И только после этого они объединились в одно целое. В связи с этим, когда поставил точку, не хотелось ничего поменять в первых частях?
Не сказал бы. Каждая ее часть описывает определенную стадию лечения. И части сюиты так и писались – одна за другой, в соответствии с хронологией. Поэтому там не требовалась цикличность или что-то подобное.
И в каких отношениях ты с алкоголем сейчас?
С тех самых пор и не прикасался. С апреля 2000-го. Получается, уже семнадцать лет.
Всем известна твоя продуктивность и работа без перерывов. Это особенность твоего характера или результат увлечения музыкой, вдохновленность собственными успехами?
Я трудоголик и очень люблю музыку, поэтому всегда хочу творить. Такова моя натура, это не то, что можно в себя воспитать или выработать. Просто некоторым это свойственно, а другим нет. Я из тех, кто любит быть постоянно в движении, вперед и вперед, делать что-то новое. Я всегда таким был, с самых моих первых шагов в музыке.
Со временем что-нибудь изменилось? Когда у тебя сейчас выходит альбом, ты ему радуешься так же, как и в первые годы карьеры?
Разница в том, что, когда я был в DREAM THEATER, мы выпускали по одному альбому каждые два года. Сейчас, на текущей стадии моей карьеры, я записываю по два-четыре альбома в год с разными группами. Преданность работе у меня не изменилась, но самой работы стало больше.
В прошлом году я дважды видел TWISTED SISTER – это были крутейшие концерты. Что можешь сказать об этом опыте?
В первую очередь, это великая честь. Я вырос в Нью-Йорке и видел самое их зарождение, еще в конце семидесятых и начале восьмидесятых. Они были важной частью моей подростковой жизни, и два года играть с ними во время прощального тура группы – это невероятная честь. Они замечательные люди и у меня нет к ним ничего, кроме уважения.
TWISTED SISTER больше не существует. Как считаешь, существует ли какой-нибудь универсальный подходящий момент для группы или музыканта завершить деятельность?
Не в праве кого бы то ни было судить, кто решает завершать или не завершать карьеру – это их личный выбор. Но лично для себя я не могу вообразить уход на покой. Скорее всего, буду играть до тех пор, пока не умру. По-другому у меня не получится.
Понятно. «Constant Motion».
Точно.
А что скажешь насчет альбома других твоих бывших коллег, AVENGED SEVENFOLD? Слышал его?
Да. Мне понравилось, что они решили пойти в более прогрессивном направлении. Барабаны тоже получились классными, Брукс Вакерман – отличный барабанщик, его игра мне напоминает Рева. Очень хороший альбом, мне понравился.
Последнее, что тебя удивляло. Не обязательно из музыки.
Ух ты. Я постоянно чему-то удивляюсь и чем-то вдохновляюсь. Это и кино, и музыка, и люди… Даже не знаю. Пожалуй, в последнее время меня больше всего радует то, что я смотрю по телевизору, сейчас много хороших сериалов. В Америке они очень популярны, не уверен насчет России. Новый «Твин Пикс», «Фарго», «Оставленные» - это лучшее, что сейчас можно увидеть по ТВ. Ну и музыка, конечно. В том числе очень много молодых групп, которые меня поражают. Например, THE LEMON TWIGS, которые играют что-то в духе THE BEATLES, или группа моего сына Макса, NEXT TO NONE, мне кажется, они играют нечто подобное тому, что играл раньше в DREAM THEATER, но в более современном ключе, с влияниями SLIPKNOT и так далее. Так что меня вдохновляет все подряд, держу глаза и уши открытыми.
Ты сыграл главную роль в становлении твоего сына как музыканта?
Конечно, я на него оказал большое влияние. Когда он был еще совсем ребенком, то каждый вечер видел, как я играю, сам брал в руки палочки. По мере взросления он стал больше слушать других, и в итоге сформировался в самостоятельного артиста. Он очень дисциплинированный барабанщик и впитал в себя разные стили игры. Когда NEXT TO NONE записывали первый альбом, я выступил в качестве продюсера. Но сейчас они уже заматерели, и следующий альбом сделали полностью сами. Он выйдет в июле – отличная запись!
Часто можно услышать критику в адрес прог-рока и прог-метала, дескать, в этой музыке слишком много мозга, в результате чего слушатель только скучает или устает. С тобой такое случалось? Никогда не хотелось отдохнуть от сложных музыкальных форм?
Я с этим соглашусь. И это одна из причин, почему я уходил из DREAM THEATER – мне не хотелось бы играть такой тип музыки до конца дней своих. И да, прогрессивная музыка иногда может быть слишком академичной и стерильной, без собственного лица. Впрочем, такой грех может быть за любым жанром. В общем, от этого я немного подустал и после DREAM THEATER играю разную музыку. Например, FLYING COLORS с небольшим уклоном в поп или альтернативу, THE WINERY DOGS – классический рок, METAL ALLEGIANCE – трэш. От прога я, конечно, не отошел, я играю в THE NEAL MORSE BAND, там материал очень прогрессивный. То же касается и TRANSATLANTIC. Но там очень много мелодий. И музыка, которую пишет Нил, очень прогрессивная, но при этом динамичная и эмоциональная.
Был ли у тебя момент, когда ты понял, что достиг того уровня, которого хотел?
Ты всегда чему-то учишься и растешь над собой. Но что касается меня, я выработал свой стиль и его придерживаюсь. В мире миллионы барабанщиков, которые играют техничнее меня, но мне насрать, скажу честно. У меня были и награды, и обложки музыкальных журналов – я получил признание за то, чем занимаюсь за барабанной установкой, и в этом смысле моя мечта сбылась. Мне не нужно никому ничего доказывать, я тот, кто я есть, и мне уже интереснее развиваться в каких-то других областях. Я доволен собой, своим уровнем, поэтому предпочту прогрессировать в чем-то другом, а не в игре на барабанах.
Ты играл и играешь в большом количестве групп. А часто приходится отказываться от предложений по сотрудничеству?
Да, частенько поступают предложения сыграть на альбоме, или присоединиться к какой-нибудь группе. Лично я бы хотел сделать максимум от своих возможностей, но для меня принципиально важен контроль качества. Я не возьмусь за запись случайного альбома, и не с любой группой поеду в тур. Я должен уважать людей, с которыми работаю, и мне должна нравится музыка, которую они делают. Я играл с AVENGED SEVENFOLD, TWISTED SISTER, STONE SOUR – во всех случаях я уважал этих людей, и хотел быть частью этих групп.
«Метал-архивы» говорят, что ты так или иначе был участником двадцати шести групп. Очень неплохо, хотя, например, в России есть Андрей Ищенко, который играл в ста семидесяти группах. Тебя интересует собственная статистика? Думаю, список всех сыгранных тобою концертов или записей оказался бы впечатляющим.
Не знаю. Я играл, наверное, почти на ста альбомах, сотрудничал с двадцатью с лишним группами, но для меня это не состязание. Мне нужно качество, а не количество. Да, послужной список у меня побольше, чем у других, но просто так складываются обстоятельства. Как я сказал в предыдущем ответе, я очень избирательный и мне не все равно, с кем играть.
Кстати, можно вспомнить немало барабанщиков, которые переиграли в десятках групп. С вокалистами или гитаристами так бывает гораздо реже. В чем причина? Хорошего барабанщика так трудно найти?
У меня нет ответа на этот вопрос. Да, многие барабанщики кочуют с концерта на концерт, с записи на запись. Но почему такое чаще случается именно с барабанщиками – я без понятия.
Это могло быть тем редким интервью, где тебя не спрашивают о DREAM THEATER, но все-таки я не могу удержаться. Если ты встретишься со своими бывшими коллегами, например, на каком-нибудь фестивале, то что произойдет?
Не знаю, вопрос гипотетический. Во мне нет ничего, кроме любви и прекрасных воспоминаний о группе и людях, с которыми я играл. И я до сих пор общаюсь с парой из них, между нами все хорошо. Если бы я их встретил где-нибудь на бэкстейдже, или зашел к ним в гримерку, то обнял бы их всех, и сказал бы, как рад их видеть. Но не могу быть уверенным, что они бы сделали так же.
(смеется) Возможно, они не настолько сентиментальны, как я. Говорю только за себя.
Спасибо за уделенное время, Майк! Ждем концертов!
Я тоже хочу поскорее приехать, давно у вас не был. Меня ведь с Россией много связывает: Портной – это русская фамилия. Буду рад вернуться на родину!
Беседовал: Борис Игонин
Фотографии: с официальных ресурсов группы.
MetalKings.Org благодарит SPIKA Concert Agency и лично Анастасию Потапову за оргинизацию интервью.