В уютных стенах «Своего радио» удалось выловить лидера группы «ЙОРШ» Диму Сокола. Интервью прошло сразу после эфира передачи «Живые» с Семеном Чайкой, которое стало праздничным в двукратном размере: в этот день отмечали трехлетие радиостанции, а группа в прямом эфире презентовала новый альбом «Сквозь тьму». Об изменениях в составе, «Светлячках», фитах и новом бизнесе, читайте в интервью.
А еще обязательно приходите оторваться на презентации нового альбома в Москве. Концерт пройдет 9 декабря в клубе Brooklyn!
Дима, ты неоднократно говорил, что хотел, чтобы новый альбом получился не похожим на предыдущие, расскажи немного про него. Все удалось?
Да, была идея записать альбом, непохожий на все остальные. Мы немного вернулись к старому творчеству, но не с точки зрения смысловой нагрузки, а с точки зрения музыки. Предыдущий альбом «Держитесь» получился достаточно тяжелым по музыке и восприятию, а также там были остросоциальные тексты, после этого захотелось немного разгрузить народ. В этом альбоме такого намного меньше. У нас даже шутка была, что в новой пластинке я уделил внимание политике всего одну минуту, зато так уделил, что следующий альбом можно вообще без политики писать (смеется). В принципе, основной идеей было показать поиски человека, который до этого находился во тьме, в каких-то мыслях негативного восприятия действительности, как этот человек идет сквозь тьму. Он уже нашел какой-то огонек, проблеск, он идет и потихоньку находит друзей, подруг и людей, которые готовы идти вместе с ним. Поэтому песня «Светлячки» стала своего рода иллюстрацией, что все мы соберемся вместе, и настанет вселенское счастье.
Как получилось, что одну из ключевых песен в альбоме «Светлячки» в основном поешь не ты, а басист Дима Кузнецов?
Мы как-то попробовали на репетиции исполнить фрагмент, нам понравилось. Судя по комментариям, которые я читал, тема зашла. Когда смотришь на большинство коллективов, то у них состав «лидер и Ко», а у меня была мечта, чтобы был «all star band», чтобы каждый участник коллектива был значимой творческой единицей. Я думаю, что сейчас наконец-то это и случилось.
Дима пришел из группы «Порнофильмы», для него это первый альбом в составе «ЙОРШ», расскажи, как Дима попал к вам и как проходил отбор нового басиста?
На самом деле, бытует ошибочное мнение, что Дима ушел из «Порнофильмов» к нам, но это не так. После того, как он ушел из ПФ, у нас было полгода творческой разницы. На роль нового басист у нас было несколько кандидатов, а еще у нас даже была мыль вернуть нашего Дэниса.
Когда мы прослушивали басистов, мы разговаривали с ними не только, как с музыкантами, но и просто по-человечески, нам было интересно, чего они хотят. Димона мы нашли в том плане, что он хороший музыкант и у него такие же цели и задачи, что и у нас. Он хочет всю жизнь играть, заниматься музыкой, делать круто и собирать большие площадки. В основном из групп люди уходят после туров и затяжных гастролей, потому что это только кажется, что легко бомбануть двадцать концертов подряд. На самом деле, это физически и морально очень тяжело. Если сравнивать это со спортом, то прыгать два часа под такую энергичную музыку – то же самое, что бегать по два часа. Попробуйте это проделывать двадцать дней подряд. Потом просто происходит катарсис организма, когда ты смотреть не можешь на эти беговые кроссовки, с концертами примерно то же самое. Не все психологически готовы это выдерживать. Нужен именно такой человек, который не бросит посреди тура. Мы увидели, что и творческая составляющая и жизненные приоритеты Димона сходятся с нашими.
Довольны новым басистом?
Мы очень довольны. Более того, что с технической точки зрения он очень многое привнес в группу. Это касается нового альбома, а некоторые старые песни мы буквально заново учили, оттачивали каждый инструмент и вокальные партии. Мы решили, что теперь будем суперкруто звучать. Нам, конечно, есть куда расти, но, в целом, произошел мощный сдвиг.
В эфире ты упоминал, что начал заниматься вокалом. Как ты к этому пришел?
Рано или поздно ты задумываешься о том, что надо технически расти. На самом деле, я не так уж долго ходил, взял несколько занятий, показали несколько упражнений, которые я стараюсь регулярно делать, хотя бы каждый день по полчасика. Не могу сказать, что я раньше не умел петь, просто некоторые вещи мне давались тяжело, а сейчас, благодаря упражнениям, стало намного проще. Это как отжимания: все мы умеем отжиматься, просто кто-то может сделать двадцать раз, а кто-то сто, и будет при этом себя хорошо чувствовать. Чем больше тренируешься, тем лучше получается, так со всем. Надо хотя бы по полчаса в день упражняться.
Что с топором? Ты его так активно продавал, а сегодня ты с ним. Решил себе оставить или никто не покупает?
Мы с пацанами посовещались и решили оставить. Да я и сам потом его в руки взял и понял, что он уже прикипел. Это инструмент 2006 года, как раз того периода, когда мы только начинали, уже весь потертый, побитый, но такой любимый. Эта гитара начинала с нами творческий путь, вот и играю на топоре.
А если кто-то напишет, что хочет купить, продашь?
Нет, пока с гитарой не планирую расставаться. А потом посмотрим, что будет.
Недавно у вас был первый для вашей группы тур по Сибири, расскажи, как он прошел?
Сибирь встречала тепло погодой, но немного прохладно с отдачей зала. Все прошло хорошо, но если сравнивать с Уралом, где все было просто замечательно, то Сибирь еще стоит немного подраскачать. Плюс ко всему, когда едешь в будние дни, понятное дело, что народу ходит поменьше, а Красноярск и Новосибирск, где творился треш попали под выходные. А на Урале залы были битком забиты. В Екатеринбурге народу было столько, что люди просто падали в обморок от жары и давки. В нашей истории это беспрецедентный случай, а администрация клуба извинилась перед зрителями и сказала, что билеты можно обменять на бокал пива (смеется) Екб и Ижевск нас исторически хорошо встречают. На Урале просто мы играем на нескольких фестивалях уже несколько лет подряд, поэтому это один из наших любимых регионов.
В новом альбоме у вас очень много совместок. Как искали гостей альбома и кто как выбирал песни для исполнения?
У нас совместок не так много на самом деле. Три получается.
Для одного альбома это много
С «Лысым из Brazzers» получилось так, что мы хотели Юлию Кроу позвать в клип (смеется). Юля симпатичная девушка, фотомодель журнала MAXIM, более того, неравнодушна к нашему творчеству. Она предложила, нам записать бэк-вокал. Мы послушали, так звучать стало веселее. Мы даже не планировали, но вот так вот получилось. Фит с Тещей – это уже само собой разумеющееся, мы просто не представляем, кого можно позвать вместо нее сыграть на скрипке. Люся – человек, который очень тонко чувствует музыку, она сделала песню «Фонтаны» крутой. А с Кэшем получилось так, что мы вмести сыграли где-то на пяти фестивалях, причем организаторы почему-то ставили сначала «ЙОРШ», а потом «СЛОТ», много общались, часто в аэропорту пересекались. На фестивале «Чернозем», который стал заключительным в сезоне у нас и у них. На тот момент у нас была отрепетирована песня «Белый снег, серый лед», там есть речитатив, а мне очень нравится, как Кэш читает. Мы просто сидели, болтали, немного отметили завершение фестивального тура, я подошел к нему и предложил записать песню. На самом деле, я скинул ему две песни «Темный легион» и «Белый снег, серый лед». Он послушал и сказал, что пишем «Белый снег». В работе с ним мне понравился его творческий подход. Он предложил немного переделать текст, так что он уже не просто гость-исполнитель, а соавтор, и это очень круто. С таким музыкантом всегда интересен творческий процесс. Он длился вплоть до сведения, до финальной картинки, когда мы прослушивали. Он говорил, что где-то надо бас добавить, где-то еще что-то. Именно такой сердобольный человек, а не то, что записали и все.
На концерте в Москве все гостевые будут принимать участие?
Мы пока что не знаем. Мы бы рады, но просто у людей тоже свои гастроли. Если получится, то будет круто. Может быть, помимо тех гостей, которые есть в альбоме, будут другие.
В песне «Белый снег, серый лед», ты очень верно подметил, про старые песни. Как думаешь, почему у нас произошел некий музыкальный застой, несмотря на то, что сейчас много классных молодых команд?
У нас сложилась такая ситуация, что в основном люди сами не ищут музыку, поэтому получается «что дают, то и едим». Естественно, если тебе каждый день будут давать одну гречку и не показывать, что пельмени в принципе существуют, ты будешь есть эту гречку. Примерно так и получается. Я знаю, что многие корифеи классической рок-сцены и сами не рады такому положению вещей. Им, может, тоже хочется что-то новое послушать, иначе они бы не записывали совместные песни с молодыми музыкантами. Люди в свое время совершившие революцию в музыкальной сфере в 1987-88х годах, так или иначе, этой дышать этой революцией и хотят чего-то нового. Рок-музыкант все время хочет обновлений. Сейчас происходит интересная вещь: у нас огромное количество любимых и народных музыкантов, которые смогли преодолеть блокаду средств массовой информации.
Ну это уже благодаря интернету.
Более того, многие музыканты, которые, к сожалению, не ротируются на fm-волнах, тем не менее, собирают большие площадки. Есть коллективы, которые смогли пробиться и без этого. Те же самые «Порнофильмы», «Операция пластилин», «ЙОРШ», Good Times. Просто люди верят в себя и делают все сами. Панкам проще, потому что это движение в принципе построено на DIY. Ты изначально никому не нужен, никто с тобой контракт не подпишет, ты сам по себе. И сейчас все это выросло до таких масштабов, что, думаю, пройдет год-другой и пройдет музыкальный переворот.
Это правда, что песня «Белый снег, серый лед» ротируется на НАШЕм радио?
Частично. Ее несколько раз ставили в передачах, а в регионах, я знаю, что уже крутят. Формально в такой жесткой ротации она не находится, но ее периодически латентно проигрывают (смеется).
Это вы им прислали или они сами как-то нашли?
Самое интересное, что у нас вышел альбом, а через два дня эту песню уже крутанули.
Ну что, раз в ротацию попали, следующих шаг – «НАШЕСТВИЕ»?
Да мы уже были в ротации. На «НАШЕСТВИЕ» нас уже несколько лет зовут, да что-то не срастается. Это надо организаторов «НАШЕСТВИЯ» спросить. На самом деле было уже несколько предложений, но в последний момент не получается. Да и сами уже как-то не хотим. Раньше это была голубая мечта, а сейчас тащить туда своих фанатов, чтобы, условно говоря, БГ слушать. Я к ним хорошо отношусь, но просто это уже несколько другая музыка. Я слушателей лучше на «Доброфест» или «Улетай» приглашу, пусть лучше приедут и помимо «ЙОРШа» послушают еще другие кайфовые группы, чем за десять тысяч в грязи ковыряться.
Ты везде очень часто упоминаешь именно минскую публику, говорил, что там поклонники более аккуратные. Неужели слушатели из разных городов так сильно отличаются?
Ага, стейдждайвинг никто не отменял, но там никто ничего не топчет и не мешается на сцене. А еще минская публика отличается тем, что из тех, кто пришел на концерт, постоянно уходят в отрыв 90% и только лишь 10% приходят пивка попить. А в Москве и других городах примерно пятьдесят на пятьдесят. Бывает и такое, что человек тридцать колбасятся, а отсальные просто пришли музыку послушать. Однажды мы выступали в Stadium’е на «РОК-фесте» вместе с «Кипеловым» и «Эпидемией», там вообще все стояли, это было очень странно. Мы начали играть, все просто «козы» подняли и стояли. Мы даже не знали, как на это реагировать. Когда закончили песню народ начал кричать: «Давай! Жги!» Подумали, что смогли разогреть публику, а они опять «козы» подняли и стоят. Это было очень необычно. Но у нас Андрей пришел из мира метала, так что он пояснил, что в классическом хард-н-хэви это нормально (смеется). Там считается, что ты порвал зал, если начинают «козу» метать в твою сторону (смеется).
Тогда расскажи про то, как надо правильно прыгать со сцены, чтобы не мешать музыкантам?
Тебе надо залезть не перед музыкантом, а где-нибудь сбоку. А то бывает, что перед тобой стоит микрофонная стойка, а народ прям на тебя лезет, а когда прыгают еще и обязательно попой заденут.
То есть ты не против стейдждайвинга, главное, чтобы аккуратно было?
Конечно! Это же панк-движение. На самом деле, сейчас даже круче стало. Сейчас по тем, кто пришел прыгать сразу видно, что они пришли отрываться. Одеваются в шорты, а не как в 2000-х, когда какой-то бронированный и шипованный парень в камелотах на тебя летит. Вот это было страшно (смеется).
Ты буквально недавно запустил свою линию футболок в проекте Wall of Death (WOD), расскажи, как у тебя возникла создания своей линии мерча?
Идея возникла с того, что далеко не все принты, которые мы обсуждали, становились принтами группы, а рисунки были классные. Работаем совместно с художником Пашей Курбановым. Я предлагаю ему темы, а он их реализует, потом я покупаю у него этот принт и сам печатаю на фабрике, а затем уже супруга принимает заказы, оформляет и оправляет. Народ заинтересовался, это круто!
Беседовала Екатерина Сафронова
Фотографии: предоставлены группой
За организацию и возможность проведения интервью огромное спасибо Михаилу Иванову и Семену Чайке.