DECAPITATED в последнее время стали, пожалуй, главным ньюсмейкерами метал-сцены. Но совершенно не по музыкальному и уж тем более не по веселому поводу. Это интервью мы сделали с Воггом до того, как группа отправилась в тур по США, где вскоре ей были предъявлены обвинения в изнасиловании и похищении человека. И хотя сейчас одни высказывания Вогга обретают второй смысл, а другие напрашиваются на едкий комментарий, мы решили опубликовать интервью полностью в изначальном виде. Главным образом для того чтобы напомнить, что DECAPITATED – это в первую очередь группа, а уж потом все остальное и околомузыкальное. И ждем справедливого решения суда, конечно же.
Привет, Вогг! Расскажи о создании нового альбома. Много времени потратили?
Для меня как для главного автора это довольно трудно: сочинить целый альбом, проработать аранжировки, наиграть пачку крутых новых риффов. Так что сочинение для меня – процесс сложный. Он требует максимальной концентрации на музыке, я не могу проводить много времени с семьей, с детьми. Сочинение музыки меня постоянно вырывает из нормальной жизни, много энергии на это уходит. Чтобы сочинить все риффы, мне требуется примерно год, после этого идет работа по связыванию их воедино. Но с другой стороны, этот процесс очень вдохновляет: когда получается отличный рифф, то кажется, что на свете нет ничего лучше. И после выхода альбома ты просто счастлив. Так что все обычно: риффы, аранжировки, ударные, долгие репетиции – старая знакомая история. Со всеми песнями так.
После прочтения текстов мне показалось, что в этот раз затрагиваются новые для DECAPITATED темы. Так ли это?
В некотором смысле это продолжение «Blood Mantra» и «Carnival Is Forever». Уже во второй раз лирику написал Раста [Рафал Пиотровски, вокалист]. Тексты у него философские: рассуждения о человечестве и тому подобное. Лично для меня это альбом о свободе, о том, что нужно освобождать себя от политических и религиозных систем. Они пытаются нами управлять, говорят, что делать и как думать. Одна из песен, «Earth Scar», рассказывает о нас как о группе. Мы путешествуем по миру, видим разные страны, разные культуры, и словно оставляем шрамы на Земле. Встречи с разными людьми по всему миру нас вдохновляют. И мы можем всем показать, что поляки умеют играть достойную метал-музыку, устраивать вечеринки после концертов и общаться с людьми любой национальности.
На «Earth Scar» вы, кстати, сняли клип. Смотрится красиво! И уж точно дороже, чем видео на «Carnival Is Forever». Что символизирует этот старик в клипе?
Да, смотрится красиво. Над этим видео мы работали с «Grupa 13». Уже во второй раз, первый опыт сотрудничества был на клипе «Pest» c альбома «Carnival Is Forever». Мы хотели, чтобы в видео не было никакого насилия, потому что это стандартная тема для дэз-метал клипа: вырвать зубы, выпустить кишки и так далее. Нам хотелось чего-нибудь другого, поэтому мы отправились на природу, использовали эпичные планы, выпустили птицу, снимали с помощью дронов… И да, у нас в клипе есть актер, исполняющий роль кого-то вроде кочевника. Он символизирует нас, людей, путешествующих по миру. Мы – кочевники, мы постоянно в дороге. Постоянно покидать дом на долгое время – это практически кочевая жизнь.
Раз уж вы кочевники, то можешь назвать лучшее место, где доводилось играть?
Нет такого. Некоторые лучше с точки зрения сцены и оборудования, некоторые – с точки зрения публики… Не знаю, любое место может быть лучшим. Мне нравится играть везде: в Америке, в Европе, в своем родном городе Кросно или в Кракове. Прекрасных мест много, нет одного «the best of the best».
Некоторые фэны утверждают, что в музыке нового альбома отчетливо слышны следы SEPULTURA. Я, в принципе, того же мнения…
Да, могу согласиться. Хотя не знаю, может, они так говорят только потому, что увидели дрэды Расты. Но я всегда был под влиянием SEPULTURA. Это одна из моих любимейших групп в метале, особенно период с первых альбомов по «Chaos A.D.». Когда я был подростком, то слушал их днями напролет, особенно «Arise» и «Beneath The Remains» – два моих любимых альбома. И научился играть на гитаре я тоже благодаря SEPULTURA, дома подбирая риффы. Я вырос ни них, поэтому в DECAPITATED можно услышать определенное влияние, я согласен.
И в продолжении вопроса. Когда вы начинали, то критики сравнивали вас с группами вроде SUFFOCATION. Для молодой группы вполне естественно играть с оглядкой на кого-то. Но с тех пор прошли годы. Ты все еще можешь испытывать влияние других групп, или с опытом это уменьшается?
Влияние прилетает с разных сторон, это не обязательно музыка. Сейчас меня больше вдохновляет моя семья, дети, жена, родители. Также все люди, с которыми я встречаюсь на концертах и в турах. Да что угодно: фильм, телевизор, погода, еда, воздух, которым ты дышишь. Так что это не обязательно музыка. Но она, конечно, тоже влияет и, честно говоря, когда я пишу альбом, то не хочется особо слушать другую музыку, не хочется впитывать много таких влияний. Я предпочту вдохновиться жизнью, своими чувствами, чтобы написать собственную музыку. Не хочется перенимать чужой звук. И чтобы закончить ответ: по-моему, на «Anticult» мы нашли свое узнаваемое звучание. Ты его слушаешь и понимаешь — это DECAPITATED.
А как сейчас оценишь ваш дебютник?
Офигенный альбом! Я люблю его! Я его переслушивал пару месяцев назад, думал, ну сейчас херня какая-то будет, а послушал, и оказалось, что все круто: и риффы, и барабанные рисунки. Нам же тогда было лет по 15–18, мы сами сходили с ума от того, что у нас получалось, от того, какие ритмические или технические фишки у нас выходили, и мы всем хотели показать, насколько мы хороши.
Я однажды общался с Андерсом Фриденом из IN FLAMES, и он сказал, что не считает, что они особо изменились. Хотя слушатели, понятное дело, утверждают обратное. У меня для тебя два вопроса. Изменились ли DECAPITATED, и отличается ли музыка в глазах её автора и обычного фаната?
Интересный вопрос. Да, DECAPITATED всегда менялись. С самого первого альбома и по нынешний – изменений много. Возможно, чувак из IN FLAMES так говорит, потому что сам давно не слушал свои старые альбомы. (смеется) Лично я делаю все так же, как и раньше: я так же играю на гитаре, сочиняю риффы, но музыка-то поменялась. Потому что мы поменялись как люди. Всё поменялось: от внешности до одежды. Поэтому очевидно, что сейчас все другое. И музыка с точки зрения автора звучит иначе, нежели с точки зрения фанатов.
У тебя есть какие-нибудь далекоидущие планы относительно DECAPITATED? Лет на пять-десять.
Нет, я не такой. Это жизнь, кто знает, как она может обернуться, поэтому таких долгих планов у меня нет. У нас распланировано все до конца этого года: тур по США и Канаде, затем по Европе. В следующем тоже будем продвигать последний альбом. Но что случится в следующие три-пять лет – не знаю. Закончится контракт с Nuclear Blast, нужно будет подписать новый, который определит нашу судьбу еще на пару лет. Но пока есть планы только на ближайшие концерты.
В стане LUX OCCULTA сейчас что-нибудь происходит?
Нет, ничего. После того, как пару лет назад выпустили «Kolysanki», ничего не было.
Сегодня все сетуют на то, как интернет убивает музыку. Но чаще это звучит от групп, которые начинали в девяностые и застали эру пластинок и диcков. Им есть с чем сравнивать. Ты же начал на рубеже веков, это совсем другое время. Как ты ощущаешь перемены за последние семнадцать лет?
Сейчас не легче. Сегодня везде интернет и соцсети. У тех, кто начинал в восьмидесятые, с продажами дела не очень, даже METALLICA продают меньше, чем раньше, из-за YouTube, Spotify и прочего. Сейчас включил YouTube и смотришь себе концерты, музыку бесплатно слушаешь. Так что не сказал бы, что становится проще. С продажи дисков я ничего не получаю, ну или почти ничего. Мой заработок – это концерты и мерч. И это, знаешь, офигеть как непросто! Нужно в год давать по 80-100 концертов, то есть примерно на полгода уезжать из дома и колесить по миру. И тогда будет шанс стать музыкантом, живущим за счет музыки. Каждый день – борьба. Продвигаешь альбом, договариваешься о концертах и все такое прочее. И мы не миллионеры, как некоторые думают. Чтобы зарабатывать музыкой, нужно быть профи. Ничем кроме этого не заниматься и практиковаться каждый день. Тогда будет возможность прожить на деньги от музыки. И нам немного повезло, что мы живем в Польше. Жизнь здесь обходится подешевле, чем, например, в Германии или США, поэтому нам несколько проще. Времена меняются, но музыкантом работать трудно было и раньше, и сейчас.
Что касается денег. Вы же еще принялись судиться со своим прошлым лейблом из-за невыплаченных роялти. Эта история еще не закончилась?
Нет, еще никак не закончилась, и пока она стоит на паузе. У нас новый альбом, новый состав и все силы брошены на это. С Earache сейчас не связываемся, но в будущем, думаю, вернемся к этому вопросу.
Ты уже долго варишься в этой индустрии. Как тебе кажется, люди, которые руководят лейблами, – это фанаты или все-таки уже бизнесмены?
Фанаты, однозначно. Невозможно работать в метал-индустрии, не будучи фанатом. Нужно знать, что где происходит, нужно чувствовать эту музыку. Нельзя просто прийти в этот бизнес и добиться успеха, если тебе нет дела до музыки. Абсолютно все, кого я в этом бизнесе знаю, – все они фанаты.
Как ты оценишь дела в польском метале на сегодняшний день? Что-нибудь интересное происходит?
Сейчас волна блэк-метала. БАТЮШКА и MGLA – очень многообещающие группы, часто и много выступают. Так что блэк в тренде, на остальных фронтах тихо.
Спасибо за беседу, Вогг! К сожалению, время у нас закончилось, осталось только приветы передать.
Привет всем нашим фанатам из русскоязычных стран, которые читают это интервью! Надеюсь, наш новый альбом «Anticult» вам по душе. Мы им очень довольны и считаем, что смогли привнести на сцену нечто свежее. Надеюсь вскоре посетить ваши страны. В прошлом году мы играли в России, и все было супер, мне очень понравилось. И несмотря на аварию, которая с нами случилась несколько лет назад, я всегда жду возвращения к вам. До скорых встреч!
Беседовал Борис Игонин.
Фотографии: с официальных ресурсов группы, а так же с московского концерта авторства Александра Хорошилова.
Выражаем благодарность Soyuz Music и лично Максиму Былкину за организацию интервью.