15 октября Санкт-Петербург посетила дарк-вэйв группа DIORAMA. Концерты немецких гостей в России всегда проходят с особым размахом, поэтому преданная аудитория с нетерпением ждёт каждого визита. Мы не видели Diorama c декабря прошлого года и в этот раз не стали упускать возможность поговорить с фронтменом группы, Торбеном Вендтом. Человек-загадка, обладающий отличными манерами и пронзительным взглядом, поделился с нами своим отношением к литературе, рассказал о том, что его вдохновляет, и какие у группы планы.

Привет, Торбен!  Вчера вы играли в столице нашей родины. Было круто?
  Да, это был прекрасный вечер!
  Вы так много гастролируете, принимаете  участие в фестивалях, не устаёшь от аэропортов и перелётов?
  Совсем нет. Мы любим путешествовать, иногда  выматываемся физически, но это всё проблемы тела, а не мыслей. Нам нравится  приезжать в разные города, в Москву или Питер, даже когда это нервно и долго.  Иногда твоё тело говорит тебе: «О, определенно,  нам не стоило этого делать!» (смеется) Но даже если я чувствую  усталость в дороге, всё равно стараюсь сделать больше, если  у меня есть шанс.
  Тебе когда-нибудь приходило в голову  поехать в акустический тур с оркестром?
  Идея хорошая. 20 и  21 декабря у нас два шоу с кино-оркестром  Babelsberg, мы присоединимся к группе VNV Nation. Так что потихоньку мечта  начинает сбываться. Мы сыграем около шести песен перед VNV Nation, посмотрим,  во что это выльется. Такой тур очень сложно организовать, да и стоит он немало,  для парня из провинции это нелегко. (смеётся) Но  я делаю шаги в этом направлении, может быть, выступление в декабре — только  начало.
  В этом сентябре исполнился год с момента  выхода ZSA. Ты помнишь, что было самым классным, пока вы его писали?
  Классным... (задумался) Дай мне подумать. Не могу  сказать, что я веселился — работа над ZSA была тяжелым процессом, потому что  в альбом вложены серьёзные мысли и чувства: гнев, безнадёжность и смирение с  тем, что ничего не можешь сделать. Так что,  ничего забавного там не было, ведь сложно такие непростые чувства выразить в  музыке.
  В песнях DIORAMA всегда  присутствует конфликт, где главный герой против всего мира. Ты всегда пишешь о  себе или же персонаж вымышленный?
Я бы сказал, и то, и другое. Конечно, это  вымышленный персонаж, но я и он, мы очень близки, как друг и враг. Можно даже  сказать, что это часть меня, которую я создал для борьбы и противостояния,  возможно, чтобы другая моя часть была в безопасности.

  Твой герой часто находится в атмосфере  антиутопии, как у Оруэлла,  например. Ты любишь такую литературу?
  О, конечно! Я обожаю это, однозначно. Могу сказать,  что я люблю литературу в целом, хоть и не большой эксперт в ней. Сейчас я мало читаю, но  прочёл достаточно. Среди моих любимчиков, чьими трудами я до сих пор  наслаждаюсь, всегда были Оруэлл, Уильям Голдинг, Кафка, Музиль,  Томас Манн, ваш Достоевский, кстати. Литература очень сильно повлияла на мою  музыку.
  Я знаю, что ты сам пишешь стихи и прозу.  Публиковался уже?
  У меня уже целое собрание прозы и лирики, но я  пишу в стол, это всё черновики. Коллекция растёт, но я пока не имел  возможности задуматься о публикации, однако, размышлял об этом. Вообще,  забавно, что ты спрашиваешь! (улыбается)
  Твои поклонники ищут в интернете что-нибудь  из твоих работ, поэтому мне стало любопытно.
  О’кей, это интересно! Решение публиковаться  движется от задумки к осуществлению, в будущем я обязательно это сделаю.  Выпущу книгу на немецком языке.
  Руссо и Гофман, кстати, были музыкантами,  но весь мир знает их как писателей. Ты в первую очередь поэт или музыкант?
  Ну... Ты знаешь, мне бы  хотелось быть музыкантом в первую очередь, но на данный момент  это невозможно: приходится работать на постоянной работе, чтобы выжить.  Очень сложно существовать только за счёт музыки, именно из-за этого я принял  решение о работе на полный день. Так что я не в том положении, когда можно  выбирать между музыкантом или поэтом... Я бы сказал, я музыкант во вторую  очередь, но стараюсь изо всех сил стать им «во-первых».  В любом случае музыка для меня всегда будет важнее лирики. Без неё мне  чего-то не хватает.
  Одно из самых ранних твоих творений —  лиричная Leaving Hollywood. Что вдохновило тебя на создание этой песни?
  Мне было шестнадцать или семнадцать лет. Тогда мои  мысли занимал вопрос социальных ролей человека, и то, что окружающим приходится  играть ту роль, которую от них ожидают. Например, тогда от меня ждали, что я  буду прилежным учеником, отлично развитым и готовым ко взрослой жизни. Да и вообще, люди часто требуют от нас именно такого  поведения, которое они ожидают, понимаешь? То, как ты должен говорить, как  должен себя вести, чтобы тебя приняли, полюбили — сыграть всё что угодно,  забывая о том, кто ты на самом деле, уничтожая свою индивидуальность. Вот о чём  я думал, когда писал Leaving Hollywood. Честно сказать, в плане вдохновения,  эта интересная тема для меня неисчерпаема.
  У DIORAMA не менее  интересные клипы, как вы выбираете песни, на которые будете снимать видео?
  Эм... Иногда я спрашиваю себя, какую песню хотели  услышать люди, или какую песню можно выразить в видео. А иногда это просто  вопрос идеи: есть десять задумок для той или иной песни, из которых выбирается  самая оригинальная, лучшая. Тут не всегда можно всё спланировать или  проконтролировать, путём вопросов и ответов я прихожу к какому-то решению  касаемо клипа.
  Нужна ли тебе особая атмосфера во время  работы над песнями?
  Нет. Ну, может быть, когда хочется дать песне  особую глубину, создать какую-то особую структуру, мне нужна тишина. Думаю, у  всех такие требования, когда идёт серьёзная работа над чем-то. Но мне не обязательно находиться в какой-то особой атмосфере,  чтобы написать музыку или слова. Тут роль играет вдохновение, опыт,  размышления, иногда и нужно-то всего лишь собрать это вместе и записать.  Но важно суметь поймать все мысли, понимаешь, ведь если ты этого не сделаешь,  многие детали могут безвозвратно потеряться.
  И напоследок: в сети появилась фотография,  на которой ты работаешь в студии. Это то, о чём я думаю? Новый альбом?
  Новый альбом, да. Я только начал работу над  материалом для пластинки, которая будет совершенно отличаться от предыдущего  альбома, и, скажу тебе, я наслаждаюсь этим процессом.
  Отличные новости! Спасибо за уделенное время и удачи на  концерте. 
Спасибо!
Беседовала: Ирана Наджафова.
Фотографии: Елена Яшина.
Выражаем благодарность INFINITY CONCERT за организацию интервью.