Целых три часа новой музыки от THERION – это вам не хухры-мухры. Понимает это и сам Кристофер Йонссон, с которым мы связались накануне двух российских концертов группы, чтобы спросить, зачем выпускать одним махом столько песен, сколько любая другая группа растянула бы на шесть лет минимум. Но Крис настойчиво и несколько раз дал понять, что «Beloved Antichrist» - не альбом, и оценивать его нужно иначе.
Привет, Кристофер. Как твое здоровье?
Не идеальное, но точно гораздо лучше, чем год назад. Я могу играть на гитаре – это уже большое достижение, но моя шея уже никогда не будет в полном порядке. Так что лучше, чем было, но полного восстановления ждать не приходится.
Сейчас тебе нужно больше отдыха? Возможно, больше перерывов между концертами или не такие длинные туры?
Тур сейчас вдвое дольше обычного. Но мы играем чуть укороченные концерты, примерно час и сорок пять минут. Раньше было около двух часов. И физиотерапия каждый день.
Давай обсудим «Beloved Antichrist». Слушателю требуются какая-то особая подготовка перед прослушиванием альбома? Все же это больше, чем альбом, и тут может требоваться свой подход.
А это и не альбома вовсе. Это мюзикл. Представь, если бы «Jesus Christ Superstar» вышел сначала на виниле. Вот у нас то же самое. Продукт – это постановка мюзикла на сцене. Театральная. А альбом – это сопутствующий продукт. Ты же можешь купить на CD «Призрак Оперы» или «Иисус Христос — Суперзвезда» или послушать саундтрек отдельно от фильма.
Кстати, это интересный момент. Мне больше показалось, что «Beloved Antichrist» звучит скорее, как классическая опера, только с метал-аранжировками, а не как рок-опера в том понимании, к которому все привыкли. Концептуальная история с множеством ролей.
Это рок-мюзикл. Как «Иисус Христос — Суперзвезда», только в версии THERION, с оперным вокалом. Театральная постановка с актерской игрой и так далее.
Театральная постановка – это реальный план или больше похоже на мечту?
Сто процентов – это будет показано на театральной сцене. Ради этого все и затевалось.
И когда?
Посмотрим. Сначала нужно продать идею компании, которая займется ее воплощением. Но сейчас у нас обычный тур – только очень длинный, как я уже говорил. Это вообще самый длинный тур в нашей истории. В Европе 60 концертов, а потом еще будет Южная Америка и кое-какие фестивали. Летом я отдохну, а осенью займемся вопросом постановки, рассмотрим все варианты. Самый простой, который я вижу – это продать постановку какой-нибудь продюсерской компании. И надо сказать, что здесь нет принципиального требования, чтобы все в итоге исполнялось самими THERION. Посмотри на другие мюзиклы – там не обязательно оригинальный состав, так что я легко могу продать постановку в другую страну. Если же не будет интересных предложений – займемся самостоятельно. У нас есть связи в Болгарии, Швеции, Испании, так что есть, из чего выбрать. Если даже и эти связи никак не помогут – все целиком будет на нас, и в этом случае постановка пройдет в Мехико. Это единственный город, где мы можем собрать достаточно большую аудиторию, причем только из наших фанатов.
А ты слышал о новой версии «Иисус Христос – Суперзвезда»? Там Элис Купер в роли царя Ирода.
Нет, не слышал о таком. Интересно! С Элисом Купером… Надо поискать.
У Макса Кавалеры как-то был сайд-проект NAILBOMB, и один их релиз назывался «Proud To Commit Commercial Suicide». В сегодняшних реалиях издание альбома на трех дисках, запись трех часов музыки в студии с огромным количеством музыкантов – это коммерческий суицид?
Как я сказал, это не альбом, а саундтрек к мюзиклу. Если бы это был такой альбом сам по себе, то да, было бы очень странно. А в таком виде, который есть сейчас, все очень логично. Люди это увидят вживую, и если мы поставим мюзикл в Мехико, то запишем все на видео и выпустим DVD. Так что в этом плане все целесообразно. Но с другой стороны, вся история THERION – это коммерческий суицид. В 1992 году мы играли дэз-метал с клавишными – коммерческий суицид. Кому нужен дэз-метал с клавишами? Только позеры играют дэз-метал с клавишами. В 1993 у нас появились восточные мотивы – коммерческий суицид. Когда записывали «Theli», мы были бедными как церковные мыши, но при этом использовали целый оперный хор и выдали самый странный альбом, который только можно было представить – коммерческий суицид! А? Но людям хотелось чего-то отличного, и мы были вознаграждены. Несмотря на то, что мы все сделали не так, как надо делать, если хочешь продать много дисков, нам очень повезло. Ты можешь творить такое, что все назовут коммерческим суицидом, но выиграть джек-пот. Нужно все делать качественно и оказаться в правильном месте в правильное время. Или вот пример – HAMMERFALL. Когда Nuclear Blast их подписал, все только насмехались над ними. Вы подписываете хэви-метал группу, вы чем думаете, вы чего хотите добиться? А из этого вырос целый ностальгический тренд по олдовому хэви. Если бы все делали то, что сейчас является коммерчески успешным, то в музыке не было бы никакого развития. Люди, которые мыслят свободно, двигают музыку вперед. И будучи смелыми, THERION смогли поднять новую волну в метал-музыке, изменить подход к звуку, с добавлением симфонических элементов. THERION всегда были на шаг впереди, и могли остаться непонятыми, но в итоге слушатели все понимали.
Можно ли сказать, что ты так легко идешь на подобные авантюры, потому что очень оптимистичен? Или просто любишь приключения?
Я просто делаю, что мне нравится, не задумываясь о последствиях. Мне плевать, будет ли это революционным, коммерчески успешным или пойдет против шерсти. Я даже не пытаюсь быть оригинальным, а просто делаю, что нравится.
Лейбл пришлось долго уговаривать?
Никаких проблем, они привыкли к безумным идеям. Нам понадобилось больше денег, чем обычно, но я объяснил концепт, и они сказали, что все круто. Они знают, что мы не всегда успешны в продажах, но и знают, на что мы способны. В прошлом они в меня поверили: у нас вообще не было продаж, но они нам выделили самый большой бюджет в истории лейбла на тот момент. В результате мы записали «Theli», который стал самым успешным альбомом лейбла. Так что они усвоили урок. Возможно, сотрудничать с THERION – это лотерея, в которой не всегда повезет, но и отказываться от шанса выиграть тоже глупо.
Насколько я знаю, материал для оперы ты копил очень долго, более десяти дет. Музыка THERION за это время поменялась, но опера звучит целостно. Тебе пришлось перерабатывать много музыки?
Это сложно. Думаю, в 2003 году я начал писать классическую оперу, но времени на нее у меня не хватало, так как у меня проблемы с, так сказать, повествовательной частью, когда уже не говорят, но еще не поют. И много было сложностей с объединением всех этих фрагментов в одно целое, у меня были только хайлайты. И где-то в 2012 году я задал себе вопрос, почему я должен заканчивать оперу, нужно ли мне что-то доказывать. И решил, что нет, никому ничего доказывать мне не надо, просто у меня была идея, которая провалилась. Тогда я придумал, что написанный материал, можно использовать в THERION, а чуть позже пришла мысль, что оперу можно переделать в оперу для THERION. Поэтому я начал заново, имея кое-какие наработки, и сочинял еще несколько лет, начиная с 2012-го. Конечно, другие музыканты из группы мне тоже помогали, они написали около двадцати процентов всего материала. На самом деле, у нас было четыре часа музыки, но я решил, что это очень уж много и сократил до трех тридцати. Мы все это записали и после подчистили записанный материал, в результате осталось три часа и четыре минуты. Сценическая версия может быть еще короче. Если сделаем все сами, то скорее всего, поставим все по полной программе, но если кто-то другой будет этим заниматься, то, возможно, продолжительность сократится до двух двадцати пяти.
Хоры, участвовавшие в записи, сплошь состоят из русских имен. Как ты их нашел?
Это люди из Москвы. Я попросил Александра из IMPERIAL AGE помочь с записью, найти нужных людей. Сам в тот момент я был очень болен и никого не хотел записывать в своей студии, мне не нужна была лишняя ответственность. И потом, корни концепции мюзикла лежат в России, так что здорово, что на записи московский хор. И хор очень хороший, отлично звучат.
Полагаю, «Beloved Antichrist» для тебя настоящая веха. Можешь назвать три самых важных альбома в дискографии THERION?
Разумеется, «Theli». Это прорывной альбом. Конечно, «Vovin», наш самый успешный альбом в коммерческом плане, после него мы закрепились в статусе большой группы. И «Beloved Antichrist». Это не альбом, но это третий по значимости релиз. Даже если он провалится, он останется художественной вершиной. Соединить музыку и театр – для нас это нечто абсолютно новое. Мы долгие годы прислушивались к мнению фанатов, и все постоянно твердили: «Почему вы до сих пор не написали оперу?» Да ну на фиг. Но внезапно мы это сделали. И думаю, многие согласятся, что это логическая квинтэссенция THERION – связать музыку с театром. Посмотрим, как дальше сложится. Никаких гарантий нет, даже если я знаю, что мы сделали что-то хорошее. Есть много отличных фильмов, оставшихся безвестными, много отличных альбомов не получили признания. Для меня достаточно того, что все мы в группе довольны результатом. Если бы еще был коммерческий успех, то мы бы были вообще счастливы, но первоначальная цель – делать то, что нравится нам самим.
Какие музыканты или группы, по-твоему, самые недооцененные?
В семидесятых таких была целая уйма. Например, канадская группа KLAATU с альбомом «Hope». Один из лучших образцов симфо-прог-рока семидесятых, и при этом совершенно забытый. VOIVOD ужасно недооцененная группа. Если бы в этом мире была хоть толика справедливости, то VOIVOD были бы известнее, чем METALLICA. Есть такие группы, которые нравятся всем музыкантам, вне зависимости от жанра, но не собирающие огромную публику. Большинство их альбомов – просто фантастика, хотя и не все. Или группа ELOY. В Германии они добились успеха, но не за рубежом. Они не встали в один ряд с YES или GENESIS, хотя такой альбом, как «Dawn» просто обязан был продаваться миллионными тиражами. Но не продавался и это какой-то позор. Или вот Ули Джон Рот, бывший гитарист SCORPIONS. Просто, блин, лучший гитарист в мире, по моему мнению. Каждый, кто играет на гитаре, не смеет даже возражать, что Ули Джон Рот – один из величайших. И ведь это он положил начало всей этой неоклассической движухе. Но альбомы SCORPIONS из семидесятых забыты. URIAH HEEP! В семидесятые было четыре великих группы: LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE и URIAH HEEP. Первые три остались легендами, а про URIAH HEEP забыли. Конечно, они не совсем забыты, но, заслуживая быть одной из величайших групп, они играют по маленьким клубам. Жизнь не справедлива.
THERION тесно связаны с классической музыкой. Бытует мнение, что для того, чтобы лучше ее понять, нужно слушать ее в хронологическом порядке. Не включать Бетховена до Баха или Стравинского до Чайковского. Можешь согласиться с таким принципом формирования музыкального вкуса?
Совсем нет. Слушайте то, что нравится. Мне кое-что нравится из музыки барокко, но в целом ту эпоху не люблю. Я не очень люблю итальянскую или русскую оперу. Итальянская слишком скучная, русская – слишком истеричная. Мне нравится русский звук инструментальной музыки, он немного меланхоличный. Мне нравится то, что мне нравится, и мне кажется странным, что должны быть какие-то правила для прослушивания музыки. Можно начать с романтизма и уходить в глубину веков, можно вообще никуда не уходить и слушать, что нравится. В этом ошибка многих музыкальных снобов, у них слишком аналитический склад ума. Возьмем для примера Вагнера, моего любимого композитора. У него почти не было музыкального образования, он самоучка. И он совершил революцию в музыке. А если бы всем заправляли только музыкальные снобы, они бы говорили слушать во всем учителя и не пытаться создавать ничего нового.
И случайный человек может начать знакомство с THERION с «Beloved Antichrist»?
Конечно. THERION – хорошее сравнение. Только представь, что ты кому-то говоришь, что ему нужно сначала ознакомиться с нашими дэз-метал альбомами. Такое не каждому понравится. Можно начинать знакомство с любого альбома. «Beloved Antichrist» – возможно, не лучшее решение, потому что это не альбом, и ты не все поймешь, пока не увидишь цельный продукт. Вот когда будет готова постановка – то с нее тоже можно будет начинать. Если же выбирать альбом, то, наверное, проще всего будет начать знакомство с «Vovin». Самый попсовый альбом. Наверное, поэтому и самый популярный.
После завершения работы над таким большим проектом у тебя остались силы на построение дальнейших планов? Что ждет THERION в будущем?
Слишком рано думать. Мы находимся в середине тура в поддержку аудио-составляющей мюзикла, а потом надо будет заниматься постановкой. Что будет после – у меня пока нет идей.
Беседовал Борис Игонин.
Фотографии: предоставлены группы, а так же с московских концертов авторства Александра Хорошилова.
Выражаем благодарность NM Music и лично Марине Лапкиной за организацию интервью.