Во всем многообразии метал-музыки, среди всех жанров и типажей, Арьен Лукассен умудрился успешно и, кажется, навсегда занять собственную нишу. Сложные, масштабные космические метал-оперы со звездным (все-таки ведь космос!) составом приглашенных музыкантов – это его стезя и уровень, до которого мало у кого хватает смелости попробовать дотянуться. Арьен не один десяток лет обладал статусом эдакого скрытного гения, которого всегда можно послушать, но кого мало кто видел. Однако фантастика иногда имеет свойство становиться действительностью, и вот уже AYREON в сентябре 2017 года дают эксклюзивные концерты в голландском Тилбурге, а летом 2018 грядет фестивальное выступление. Эти события, а также выход концертного альбома «Ayreon Universe», стали поводом для разговора с Арьеном. Тем для беседы нашлось множество, а Лукассен оказался невероятно приятным в общении человеком.
Привет, Арьен. Чем занят?
Только что пришел из студии, занимался ремиксом «Electric Castle». Уже два года понемногу занимаюсь этим.
Здорово. Первым делом хочу поздравить тебя с выходом концертного альбома! Долгие годы вопрос о том, будут ли AYREON выступать, оставался самым популярным среди фанатов. Сейчас у тебя есть концертник, а летом AYREON появятся на фестивале Graspop. Значит ли это, что тебя уже окончательно вывели из себя постоянные туры AVANTASIA?
AVANTASIA меня вообще бесит! (Смеется) Нет, я очень люблю и AVANTASIA, и Тоби. Он все делает правильно. И он любит выступать, это его стиль жизни, он выступает столько, сколько может. Меня ты знаешь, это совсем не мое. Я люблю сидеть в студии и писать музыку — это моя главная страсть. Но не концерты.
А на выступлении на Graspop ты будешь присутствовать?
Да, конечно. Я должен. Не на протяжении всего сета, это не вписывается в мою систему ценностей. Я не выступал десять лет, это совсем не рутинное дело, к этому просто не привыкли мои пальцы. И еще эта ужасная боязнь сцены, я из-за нее не могу нормально играть. Но, конечно, я выйду на сцену на одну-две песни. Обязан.
Раньше никто не верил в концерты AYREON, а сейчас уже были выступления, легшие в основу живого альбома, затем будет фестиваль. Полагаю, мы можем надеяться, что это не в последний раз?
Это не в последний раз. «Ayreon Universe» получился безумно успешным, все счастливы. И публика, и музыканты, и люди, работавшие над проектом, а их около сотни. Если ты можешь осчастливить столько людей, то должен сделать это еще раз, хочешь того или нет. (Смеется) Мы это точно повторим, но вопрос о туре даже не поднимается. Я не поеду в тур, это вообще не для меня, но выступить раз в год или два – вполне. И мы уже это обсуждаем.
Ты получил много предложений от других фестивалей или агентств?
Да, предложений было много от разных фестивалей, но мы хотели сохранить эксклюзивность. Посмотрим, что выйдет в итоге, и какая будет реакция. Если все пройдет успешно, попробуем повторить в следующем году или через год.
Живая премьера AYREON произошла с постановкой «Theater Equation». Конечно, это не концерт, но все равно музыка AYREON зазвучала со сцены. Как много организационной работы было на тебе самом?
Это была моя идея. Мой прошлый менеджер, Иветт, раньше занималась театрами, и ей очень захотелось принять подобный вызов. Я сказал ей, чего хочу, рассказал идею театральной постановки. Идея ей понравилась, но она сначала хотела провести ее на маленькой площадке с неизвестными участниками. Она попросила у меня помощи в поиске музыкантов, а я обратился к певцам, которые были на альбоме. К моему удивлению, все проявили интерес, за исключением Микаэля [Окерфельдта] и Дэвина [Таунсенда]. Джеймс ЛяБри загорелся идеей. Так из маленькой идеи родилась очень большая. Я не особо был вовлечен в процесс, помогал лишь в небольших деталях. Но за две недели до премьеры стал участвовать гораздо активнее, потому что, к сожалению, постановка получалась плохая, много приходилось переделывать. Так что в последние две недели я был на 100% в проекте.
А почему Микаэль отказался? Вы заменили его на Аннеке. Что-то она не очень на него похожа!
(Смеется) Да вообще не похожа. Микаэль не актер. Он хочет стоять на сцене в своей футболке и петь песни. Он не хочет играть и надевать какой-то особый костюм, это просто не его стиль. Я его решение полностью понимаю и уважаю. Нам пришлось его заменить, но если бы мы брали кого-то, кто выглядит, как он, и звучит, как он, то это все равно не был бы Микаэль. Был бы кто-то похожий на него. Захотелось чего-то совершенно иного, чтобы люди даже не могли сравнить этого человека с Микаэлем. Его персонаж – Страх. Страх может играть кто-то очень пугающий, но и наоборот – кто-то очень боязливый, это может быть женственный персонаж. Я захотел чего-то противоположного, и Аннеке для этого идеально подходит. К тому же она одна из лучших певиц в мире.
Без концертной активности ты всегда казался сторонним наблюдателем по отношению ко всему, что происходит в мире музыки. После того как AYREON получил сценическое воплощение, ты не стал чувствовать себя частью метал-сцены?
Я не являюсь частью чего-либо. Честно. (Смеется) Я затворник и одиночка. Я работаю один и не чувствую связи ни с кем и ни с чем. Так всегда было, даже в школе. У меня мог быть один друг, но я не соотносил себя ни с каким коллективом. Моя мама это очень не любила и отдала меня в бойскауты – я это ненавидел. Потом отдала меня в футбол – я и это ненавидел! Я просто хотел быть один и делать то, что мне нравится. Не хотел идти на уступки или компромиссы. С тех пор я остаюсь одиночкой.
Вот ты говоришь о том, как волновался перед выходом на сцену, и что на следующем концерте сыграешь всего на паре песен, а ведь несколько лет назад у тебя был самый настоящий тур. Я имею в виду тур в поддержку выхода альбома THE GENTLE STORM. Тогда все было по-другому, никакой боязни сцены?
О да, вообще невероятно, что я на это согласился. Единственный человек в мире, который мог меня заставить пойти на такое, это Аннеке. (Смеется) Она позвонила мне и сказала, что планировала тур с парнем из ANATHEMA, не помню, как его зовут, но у него не получалось поехать, и она позвала меня. Я говорю: «Почему ты меня спрашиваешь, ты же знаешь, что я не играю концерты?» А она отвечает: «Ну да, но это будет очень просто. Будем выступать вдвоем под акустические гитары или только под одну. Всего несколько концертов». Она меня заставила, но это было очень страшно. (Смеется) Когда выходишь на сцену с акустической гитарой, то любая твоя ошибка как на ладони. Никуда не спрячешься! Когда ты в группе, то это может быть не так заметно из-за остальных участников. А когда на сцене только два человека с одной гитарой, то один лажовый аккорд – и все это слышат. Так что, с одной стороны, меня все это пугало, но с другой, — Аннеке такая милая и простая в общении, что мне этот тур доставил много удовольствия.
Я ознакомился с сюжетом «The Source», это приквел к «01011001» и всей вселенной AYREON. Я подумал, что тебя можно сравнить, например, с Толкином, у которого «Хоббит» был приквелом «Властелина Колец», и действие других книг разворачивается в Средиземье. Ты в процессе сочинения альбома не ловил себя на мысли «Черт, да я прямо писатель»?
О нет, я музыкант, а не писатель. Стыдно признаться, но я в жизни ни одной книги не прочитал. Это ужасно. В школе нужно было читать книги, а я открываю их и вообще не могу читать. Не хватает терпения, концентрация на нуле. Я не могу читать, это кошмар какой-то. А себя я вижу только в качестве музыканта. Я пишу музыку, и она дает мне картинки в воображении. Музыка вдохновляет меня на историю и тексты. А если взять Толкина, то его истории и книги – ну, книги я не читал, но смотрел кино – сильные сами по себе. Для них не обязательны фильмы или музыка. Мои же истории без музыки, думаю, будут не особо хороши. Они расширяют музыку, добавляют ей новое измерение, но сами по себе не имеют большой ценности.
Хорошо, от твоей музыки у тебя в голове появляются картинки. А как ты считаешь, можно ли рассказать историю без слов, только музыкой?
Хм…
И только не говори мне про «Six Wives of Henry VIII»!
(Смеется) Ох, я люблю этот альбом. И теперь у меня в голове звучит эта музыка. «Тиу, тиу, тиу-ти-риу-тиу»… Обожаю! Да, есть много таких альбомов, как «Six Wives…», но одной музыки, как мне кажется, недостаточно. В «Journey to the Center of the Earth», например, был рассказчик. Вот это, по-моему, круто. Думаю, все-таки нужны слова, одна музыка не справится
Однажды я прочитал рецензию на «The Human Equation» и был впечатлен одной трактовкой. Я тебе процитирую, а ты прокомментируешь. «После долгого странствия по космическим просторам, Арьен Лукассен снизошел на грешную землю, но и на ней его фантастический талант сумел обнаружить целую Вселенную. И Вселенная эта – человек». В этом была твоя задумка?
Совершенно точно. И это звучит, как шикарный комплимент! Ух ты. Да, мозг, как говорят, сложнее самой Вселенной, тем более после сотен тысяч лет эволюции. Да, это была основа идеи. И пришло время сделать что-нибудь непохожее на все остальное, я всегда искал вызовы. До этого я путешествовал по космосу и создавал новые миры, а потом задумался, смогу ли я придумать историю, которая происходит в голове одного человека. Это битва человека с его эмоциями. Почему он без сознания? Почему он в коме? Кто он на самом деле? Он чувствует вину и нуждается в отпущении грехов, он хочет измениться и стать лучшим человеком. Да, это был вызов мне самому, но я его достойно принял. Думаю, у фанатов это один из самых любимых альбомов.
Насколько я знаю, когда Дэвин Таунсенд записывал партии для этого альбома, он сам сочинил мелодии и тексты. Такое часто бывает? И было ли такое на «The Source»?
Нечасто. Например, Йонас Ренксе хотел написать свои мелодии. Думаю, это потому что у него свой стиль пения. Партия Рассела Аллена, где высокие кричащие ноты, ему бы не подошла. Иногда у меня есть ощущение, что вокалист напишет мелодию лучше, чем я. Так было на «My House On Mars» в первой части «The Universal Migrator». Там поет Йохан Эдлунд, мне очень нравятся его мелодии в TIAMAT. Они очень простые! А я так не умею, постоянно чего-то наворачиваю. У него, наоборот, все просто. Я просил Аннеке написать мелодии, у нее постоянно получается очень неожиданный материал. Она очень эмоциональный человек, в том, что она делает, нет никакой логики. Многое, что делаю я, очень логично. И конечно, Дэвин. Сначала он вообще не хотел участвовать и сказал, что не работает с чужим материалом. Я большой его фанат и очень хотел с ним посотрудничать, поэтому сказал: «Окей, можешь сделать свои мелодии и тексты». Он ответил: «Ну, я попробую». Я выслал ему демо и объяснил идею, которая была у меня в голове. Скинул ему какой-то дурацкий детский мотивчик, сказал, что хочу нечто подобное. А он выдал что-то ТАКОЕ безумное! «Killing it from afar, go tell it in a bar»… Это что за херня?! (Смеется) Что к чему? Я это когда в первый раз слушал, то думал: «Святый боже, что он несет?» Я даже не понимал, нравится ли мне это. Но когда я послушал во второй раз, то понял, что это блестяще. Во много раз лучше, чем все, что я бы мог сочинить сам. Он играет Ярость, это эмоция, когда ты говоришь безумные вещи, о которых жалеешь после. В итоге все срослось. На «The Source» такого не было, я сам писал все тексты и мелодии. Но тут надо обязательно сказать, что вокалисты имеют право интерпретировать песню по своему усмотрению. Я отправляю им вокальный ориентир, который обычно записывает мой друг. И всегда говорю, что это только моя идея, на которую нужно ориентироваться, но всегда можно вносить свое видение. Если мне не понравится – я попрошу придерживаться оригинальной мелодии. А такие парни, как, например, Томми Каревик, меняют все. Все по-своему, и это круто. Мне потребовалось к этому привыкнуть. Когда я только начал делать первые шаги с AYREON, я хотел, чтобы все было в точности так, как я задумал. Вот есть мелодия и ни движения в сторону. Так было на первых двух альбомах. А когда я делал «Electric Castle», то работал с Фишем, и он сделал свою версию мелодии, которая оказалась гораздо лучше изначальной. Тут я урок и усвоил: хоть я и главный, я не должен все контролировать. Пусть певцы делают по-своему, от этого может быть только лучше.
У тебя было и есть много сайд-проектов. И фанаты часто говорят – уж не знаю, критика это или нет – что в них всегда можно услышать твои типичные гармонии, твой почерк. В чем для тебя разница во всех них?
Для меня все проекты очень разные. Конечно, во всех ты услышишь мой стиль, это естественно. Я не кинусь внезапно в хип-хоп, фанк или соул. Но все равно мои сольные альбомы звучат более попсово, и там пою я. GUILT MACHINE – там один вокалист и никакого фэнтези. Там нет концепции, песни никак между собой не связаны, а тексты гораздо более неконкретные, чем в AYREON. THE GENTLE STORM – там тоже одна вокалистка, Аннеке, сам собой, и это любовная история. Я никогда бы не сочинил любовную историю для AYREON – там научная фантастика и все такое. THE GENTLE STORM звучит более классически и фолково. STAR ONE – метал-проект. А AYREON, как я всегда говорю, сочетает все эти стили. Я их все люблю, но иногда хочется сфокусироваться на чем-то одном. Когда я делаю альбом STAR ONE, то концентрируюсь на метале. Я хочу себя ограничить и говорю: «Хорошо, в этот раз никаких флейт, скрипок и виолончелей». Это не тема STAR ONE, этому место в AYREON. Вся суть в моих самоограничениях.
Вопрос, который меня всегда жутко интересовал. Ты не даешь концерты. Все метал-группы хором говорят, что сегодня невозможно заработать, продавая музыку. Как же, черт побери, ты зарабатываешь на жизнь?
Это очень просто. Как я говорил, я немного помешан на контроле, поэтому делаю все самостоятельно. Я сижу в своей студи, пишу свою музыку, пишу свои тексты, продюсирую свой материал, свожу свой материал, занимаюсь оформлением альбомов. Я делаю все сам и в итоге сам получаю все деньги. (Смеется) Во-вторых, у меня невероятно лояльные фанаты. И я их постоянно балую, давая на каждом альбоме лучшее, на что способен. Красивая обложка, DVD со съемками о работе над альбомом, все должно быть на высшем уровне. Когда балуешь фанатов на каждом альбоме, они тебе полностью доверяют. Они даже не обязательно слушают альбом заранее, а сразу покупают. Поэтому я имею хорошие продажи по всему миру. Даже сейчас, с концертным видео. Обычно концертники продаются плохо, я слышал от лейбла, что у них продажи на уровне около тридцати процентов от продаж студийных альбомов. Но мое видео продается отлично. Не знаю, видел ли ты информацию на Фейсбуке, но концертник попал в чарты десяти или пятнадцати стран. Он на первом месте в Голландии и Швеции, тринадцатый в Германии. Все авторские права принадлежат мне, все отчисления идут мне, потому что у меня группа из одного человека. Далее, имеет значение упаковка. Например, earbook – довольно дорогое издание. Люди активно покупают винил. Он дорогой, а значит, я получаю больше отчислений. Больше, чем с продаж обычных дисков. Диски в стекле стоят по 15 евро, я получаю с этого 10%. Earbook стоит 50 евро, и с них тоже 10%. Все это приносит неплохую прибыль. Трюк только в том, чтобы баловать фанатов и никогда их не огорчать. И это не свалилось на меня за один день. Когда мне было сорок, у меня не было ни цента, я всю жизнь провел почти без денег. Стой на своем, продолжай делать свое дело, работай с аудиторией, выстраивай репутацию… Сейчас мне пятьдесят восемь, и я наслаждаюсь всем тем, ради чего работал эти годы.
Вот так все просто? Я-то всегда считал, что тебя спонсируют инопланетяне.
(Смеется) Да, все просто. Настойчивость и ничего больше. Также я должен добавить, что я не трачу деньги. Я никуда не уезжал на праздники уже лет десять или пятнадцать. Я не покупаю одежду. Я никуда не выхожу, я все время дома. Не хожу никуда обедать. Даже в моей студии оборудованию по двадцать лет, я не покупаю туда ничего нового. Недавно я купил дом – вот тут деньги пришлось потратить наконец-то, но все равно мне многого от жизни не нужно. Мне не нужна дорогая одежда, украшения, машина. Я ни перед кем не рисуюсь, это тоже помогает.
А как ты тогда объяснишь наличие внушительной музыкальной коллекции? Я видел, у тебя тысячи дисков!
Большую часть этой музыки мне подарили. Но да, я всю жизнь покупаю диски и все такое прочее, с самого детства. Первый альбом я купил в двенадцать лет, сейчас мне пятьдесят восемь, я покупаю музыку почти уже полвека, так коллекции и получаются. (Смеется)
И даже путешествовать совсем не интересно?
Нет. Я уже везде был. Я был в турах со своими группами BODINE и VENGEANCE, был в постоянных разъездах с 1982 по 1994. Я вдоволь покатался, и когда был молодым, то часто уезжал куда-нибудь в отпуск. Сейчас у меня уже никакой потребности в путешествиях нет.
Беседовал: Борис Игонин
Фотографии: предоставлены группой.