Можно ли соскучиться по KORPIKLAANI? В России, где группа выступает часто и с размахом — вряд ли. Уже 7 сентября стартует очередной тур, включающий 13 городов. В этот же день выходит и очередной альбом группы, который как раз уже заждались, ибо к перерывам по три года между альбомами у KORPIKLAANI мало кто привык. Почему так получилось и чего ждать от нового альбома – на эти и другие вопросы нам ответил спокойный и рассудительный басист группы Яркко. Интервью проходило 14 августа.
Рад слышать, Яркко! Как проходит лето? Заканчивается фестивальный сезон?
Да, остался только «Summer Breeze» и на этом все. Лето неплохое, поиграли на больших фестивалях, но концертов было не под завязку, поэтому даже выдалось несколько свободных выходных. И что мне нравится, у нас было несколько концертов, на которых мы играли песни с альбома, который еще не вышел, поэтому мы уже, получается, кое-что обкатали. Продуктивное вышло лето.
Перейдем к вашему новому альбому «Kulkija». Как это, кстати, переводится?
«Путешественник» или «бродяга», что-то такое.
В нем вы рассказываете о похождениях некоего странника, но тем не менее, это не концептуальный альбом, так?
Верно, это не концептуальный альбом, но некоторые песни рассказывают истории о путешественнике. Некоторые из них ведут рассказ от третьего лица, и мы со стороны смотрим на похождения этого странника и одиночки.
В этих историях можно увидеть вас, музыкантов, которые только и делают, что путешествуют по миру?
Да, это сравнение достаточно очевидно. Мы много путешествуем, и часто под конец тура ты уже считаешь дни, когда уже наконец окажешься в своей постели. А когда приезжаешь домой, то через недельку уже смотришь календарь, когда уже начнется следующий тур.
В интернете уже есть три песни с альбома, должен сказать, что звучат они достаточно легко, возможно, даже романтично. Это общее настроение альбома?
Альбом начинается с быстрой рок-н-ролльной вещи, как обычно. И дальше много разнообразного материала. Думаю, то, что сейчас есть на YouTube, не особо показательно. Все-таки альбом длится 70 минут, там много всего разного, скорость и спокойствие, свет и тень. Каждому в нем что-нибудь понравится.
Это вообще ваш самый длинный альбом. Слушатель заскучать не успеет?
Думаю, нет, мы старались его сделать интересным, и как я сказал, разнообразным. Там постоянно происходит что-то интересное, надеюсь, никто не заскучает.
И вы сменили продюсера.
Да, мы сменили нашего прежнего продюсера Аксу, с которым записали несколько альбомов, уже и не помню, сколько. Четыре, вроде бы. Мы с ним многого достигли, отлично зазвучали, аранжировки стали богаче, но в итоге пришли к тому, что попробовали все в этом направлении. И после предыдущего альбома мы решили, что нам надо немного отойти от этого звука, нам захотелось зазвучать более естественно и сыро. Ему такое решение было не особо по душе, поэтому чтобы не воевать с ним в студии, мы нашли другого человека.
С момента выхода прошлого альбома прошло три года, а раньше KORPIKLAANI славились тем, что выпускали в год по диску. Пришло время немного успокоиться?
О да. Сейчас ни при каких обстоятельствах мы не смогли бы писать по альбому в год, да и на фиг надо. Очень много туров, и туров длинных, постоянно какая-то движуха. Невозможно так ужаться, чтобы за год и сочинить, и записать целый альбом. Я понятия не имею, как это удавалось, например, IRON MAIDEN. В восьмидесятые они только и делали, что выпускали альбомы, и стабильно шикарные, при этом в год играли по сто или двести концертов. Как, блин, это вообще возможно?
Быть может, возраст?
Тоже влияет, конечно.
У альбома простая, но очень атмосферная обложка, а в одном из новых клипов потрясающие съемки финских пейзажей. Ты не скучаешь по этой красоте, живя в городе?
А мне не приходится по этому скучать, потому что я выйду из дома – и уже через несколько минут буду на природе. Ну, может, не пешком, но на велосипеде. Даже если живешь в центре города, здесь не такая проблема выбраться на природу.
А в турах, когда видишь только аэропорты и клубы?
Да не думаю. Когда путешествуешь с концертами и фестивалями, то даже времени поскучать не бывает, постоянно куда-то спешишь, нет времени даже задуматься о таком.
Думаешь только о том, как хочется спать?
Думаешь только о том, что будет сегодня, живешь в текущем расписании. В некоторым смысле, это даже расслабляет, потому что не переживаешь по разным пустякам, которые есть в обычной жизни, а замыкаешься в своем пузыре.
Как ты считаешь, вашу музыку одинаково воспринимают слушатели из Финляндии и, допустим, Бразилии?
Мне всегда нравилось, что у нас очень мелодичная музыка. Это может быть вокальная мелодия, скрипка или аккордеон, и в любой стране она звучит одинаково. Хорошая песня всегда остается хорошей песней. А то, что у нас тексты на финском, то для многих это экзотика, что тоже вызывает дополнительный интерес.
Как думаешь, финский язык сложен для изучения?
Ммм… Нет. Я знаком с иностранцами, которые учат финский. Финский язык очень логичный, в нем все подчиняется правилам, в нем нет исключений, произношение всегда одинаковое. Единственное, что вызывает сложности у тех, кто учит финский – он никак не связан с другими языками, особенно с широко распространенными. Не откуда ждать помощи. Если ты немец и учишь шведский – там половина слов одинаковые. С финским ничего подобного не пройдет.
И он очень подходит вашей музыке.
Уверен, что да.
В прошлом году вы запустили краудфандинг для создания документального фильма по мотивам вашего большого российского тура. В пресс-релизе Россия называется не иначе, как «экзотической страной». Вам действительно так показалось?
Честно говоря, нет. Мы уже много раз были в России, и знали, чего ожидать. К тому же, она соседствует с Финляндией. Но для очень многих такие страны, как Россия – экзотика. Мы финны, с нами все и так ясно, но для многих Россия – это необычное и неизведанное место. В первую очередь, документалка делалась для них. Мы легко бы сняли фильм о туре по Германии, но, бля, кому какое дело будет до фильма о Германии? Кто его захочет смотреть? А вот когда на ночном поезде пересекаешь Сибирь – к такому мало кто привык. Сам фильм сейчас еще монтируется.
Ваш грядущий тур тоже будет не маленький.
Да, концерта на три короче, но тоже длинный. И, как обычно, начинаем в Санкт-Петербурге, едем до Владивостока, а потом обратно.
После России вы отправляетесь с туром в США. В последнее время доводилось читать жалобы музыкантов на то, как сложно оформить все документы для тура по Штатам. SATYRICON, например, из-за этой бюрократии и вовсе зареклись туда ездить. Ты такого не замечал?
Все так, есть сложности с получением рабочей визы, нужно много чего успеть. С визой в Россию, например, проще. Но с другой стороны, этой работой занимаются специально обученные люди, нам остается только сфотографироваться и показать консулу свои морды.
В туре по США с вами будет АРКОНА. Что о них думаешь?
Не совсем мое. Но они хороши живьем, а Маша – из тех фронтвумен, которые заводят толпу с пол-оборота. Они приятные люди, и у них своя аудитория. Так что на этих концертах часть придет на них, часть на нас, в итоге получится большая дружная толпа.
Раз не очень их любишь, мы ни на какую коллаборацию можем не надеяться?
Ох, не знаю, у них довольно сложная музыка, я подобное сыграть не сдюжу. Но никогда не знаешь, чем все может обернуться. Мало ли.
Вернемся на пару лет назад. Как получилось, что вы записали песню для футбольного клуба?
Я не в курсе, как это вышло. Вообще, мы их спонсируем. Вернее, фирма, которая частично занимается делами группы, их спонсирует, потому что расположена в том же городе. Там живет и наш вокалист. Это местный клуб, и у него ряд таких спонсоров, мы им тоже немного помогаем. С песней сложностей не было, там переделали только текст. Еще мы спонсируем местную подростковую женскую команду по бейсболу.
Это была именно поддержка команды или больше песня в честь родного города?
Нет, некоторые у нас в группе вполне увлекаются футболом.
А ты?
Я больше по хоккею.
Черт, значит, про Чемпионат мира можно не спрашивать.
Ничего про футбол не знаю.
А вообще у тебя или других парней из группы есть какие-нибудь необычные увлечения?
Не знаю, можно ли назвать это хобби, но у нашего аккордеониста есть ферма. Управляет потихоньку семейной фермой и выращивает коноплю. Это как каннабис, но не наркотик, используется только для производства волокна.
И нормально получается совмещать ферму и гастроли?
Вроде да.
Как ты сейчас смотришь на песни, которые вы уже сотни раз играли на концертах? Вот, напрмиер, «Vodka».
Это идеальная концертная песня. Очень в нашем стиле. В целом, я на нашу старую музыку смотрю, как на школьный альбом. Твой класс сфотографировали, когда тебе было тринадцать, на фотографии ты выглядишь, как полный додик. Ты это понимаешь, когда в двадцать лет смотришь на свою фотку, но поменять уже ничего нельзя. Наши старые альбомы – примерно то же самое, это фотография группы. Вот так группа звучала в 2006-м, но меня это уже не волнует, потому что на дворе 2018-й.
Получается, на концертах ты предпочитаешь играть что-нибудь новенькое?
Мы уже много лет назад решили, что на концертах будем играть побольше новинок. Не потому, что со старыми песнями что-то не то, а просто не хочется застрять в том материале. Есть много групп, которые выпустили три классических альбома, после них еще двадцать, но, когда дают концерт – играют только песни с первых трех. Мы не хотим так закончить. Мы хотим оставаться свежими и актуальными, играя много нового. Старое, конечно, не забываем, потому что и публика постоянно хочет услышать определенные песни, и мы сами хотим что-нибудь такое сыграть. Но новых песен все равно всегда будет достаточно.
И песен с «Kulkija», надо полагать, в грядущем туре будет много.
Да, это тур по случаю выхода альбома, так что всем надо купить альбом или скачать, чтобы хорошо подготовиться.
Беседовал Борис Игонин.
Фотографии: с официальных ресурсов группы, а так же с московских концертов авторства Александра Хорошилова.
Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью.