MetalKings.Org - портал о роке и метале
MetalKings.Org - ВконтактеMetalKings.Org - в ФейсбукеMetalKings.Org - ТвиттерMetalKings.Org - Гугл Плюс
Главная / Интервью
20 Сентября 2018

Интервью с MAYAN

«Человечество разучилось радоваться жизни»

Прошло полтора года с момента нашей последней беседы с Марком Янсеном. В тот раз поводом для интервью был новый альбом EPICA, сейчас – третий альбом MAYAN, под названием «Dhyana», который выйдет 21 сентября. Повод новый, а Марк все тот же: словоохотливый и любящий от души посмеяться, что, впрочем, не мешает ему порассуждать и на серьезные темы. Приятнейший собеседник.


Интервью с MAYAN


Расскажи, пожалуйста, Марк, что мы услышим на новом альбоме.

Вы услышите типичный саунд MAYAN, но на этот раз с настоящим симфоническим оркестром. Также женский вокал у нас сейчас представлен Лаурой Макри и Марселой Бовио, мужской вокал – Хеннинг Бассе и Адам Денлингер, а за гроул отвечаю я и Джорж Оостхук.

Если бы тебе надо было описать MAYAN тремя словами, что бы это были за слова?

Symphonic death metal.

И действительно. Помимо собственно альбома вы выпускаете еще и инструментальную его версию. Для чего? У меня две версии: или вы хотите показать какие-то незаметные музыкальные нюансы, или хотите, чтобы фанаты ударились в караоке.

Оба варианта – в точку. Действительно, в музыке можно услышать нечто новое, что обычно скрывается за вокалами. В случае с инструменталами, это все уже просматривается на поверхности. И да, многие любят караоке, петь под музыку и загружать свои версии на YouTube. Иногда получается очень круто. Иногда – очень смешно.

Вы записались с живым оркестром благодаря краудфандингу. Изначальной целью были 35 тысяч евро. Для записи полноценного оркестра, кажется, не так и много.

Мы собрали сорок три тысячи, когда нам было нужно тридцать пять или сорок, не помню точно. Эти деньги нужны были только на оркестр, все остальные затраты мы к тому моменту уже понесли, альбом был полностью записан. Оставался оркестр, на который требовались дополнительные деньги. Мы отправились в Чехию, потому что если бы делали это с голландским оркестром, то вышло бы куда дороже. А чешский уже имеет отличный опыт, записывался со многими группами, записывал саундтреки для больших фильмов. Но при этом он еще очень доступный в финансовом плане, когда в других точках мира оркестры могут быть гораздо дороже.

А с лейблом проблем не было? Ты, вероятно, знаешь, что Яри из WINTERSUN хотел организовать краудфандинг, но «Nuclear Blast» были категорически против.

Да, знаю. Лейблы вообще не особо горят идеей связываться с краудфандингом. Лично для нас было очевидно, что нам это нужно, уже после второго альбома. Мы обращались к «Napalm Records», они задумку с краудфандингом никак не поддержали. «Nuclear Blast» же был не против, но они поставили условие, что этим должны заниматься полностью мы сами. Одна группа, не WINTERSUN, доставила «Nuclear Blast» очень много проблем с краудфандингом, поэтому нам они сказали, что организацией всего этого, рассылкой лотов и так далее, будем заниматься лично мы. Я им говорю: «По рукам, так и сделаем». В итоге все счастливы. Так что если все делать правильно, то можно продолжать работать с лейблом, и ни у кого не будет недовольства.

В этой кампании вы продавали разные лоты, самым странным из которых была футболка «YaMaN» с растаманским Ктулху. Это что вообще такое?

Это была идея друга Фрэнка, нашего гитариста. Он сделал рисунок чисто по приколу, а Фрэнк напечатал себе майку и ходил довольный. Мы сначала посмеялись, а потом решили, что с этим можно что-нибудь сделать. По началу это было только наше переделанное лого, нужно было что-нибудь добавить, и Фрэнк уже сам сделал остальную часть рисунка. Мы напечатали немного таких маек, и оказалось, что они нормально продаются! Началось все с шутки, но шутка оказалась очень хорошая, весь этот мерч уже распродан.

Интервью с MAYAN

А когда записываете альбом, у вас тоже все проходит в веселой обстановке, или нужно быть серьезными и собранными?

Без шуток это была бы скука смертная! Я вообще не фанат студии. Но с шутеечками становится хотя бы терпимо. Так что посмеяться или устроить перерыв, когда кто-нибудь приготовит что-нибудь вкусное поесть – такой подход по мне, тогда и студия уже начинает нравиться. Мы много работаем, поэтому перекус или повод посмеяться хорошо снимают напряжение. Иначе можно так заработаться под давлением, что больше никогда не захочешь возвращаться в студию. С юмором проще.

Но сейчас поговорим о не самой веселой теме. В текстах прошлых альбомов ты часто касался политических тем. Как в этот раз?

Критика политики все еще осталась, но уже в гораздо меньших объемах, потому что у меня была тема, Дхьяна, которую я хотел раскрыть, и политики она не касается. Я по началу размышлял, стоит ли мне касается этой новой темы, или может продолжить политическую линию, но я следую своей интуиции, и сделал все, как хотел. Первые два альбома были гораздо более политичными, нежели этот.

Что такое Дхьяна?

Дхьяна – это момент, когда разум поглощается сердцем. Когда ты не волнуешься о том, что произойдет в будущем, или о бремени из прошлого, которое тебя тяготит. Когда ты чувствуешь только «сейчас» и счастлив от этого. Человечество потеряло эту способность. Не все, но очень многие. Люди слишком восприимчивы, а из-за этого попросту несчастны. Я считаю, нам нужно вспомнить эти базовые принципы, научиться чувствовать текущий момент, так мы вновь обретем радость жизни. И это находит проявление в таких простых вещах, как работа в студии, о чем ты только что спрашивал. Если бы мы, работая, концентрировались только на сопутствующем стрессе, мы бы ничем не были довольны. Звучит легко, да это и на самом деле легко, но для многих людей недостижимо.

И когда ты пишешь музыку, то находишься в этом состоянии.

Не всегда, но я очень стараюсь. Я знаю, что самое креативное настроение у меня тогда, когда я поймал этот момент. Когда я ни о чем не волнуюсь, то у меня получается лучшая музыка. Когда начинаю много думать, то это ускользает.

Если все-таки продолжим тему политики. Ты в своих текстах говоришь о каких-то текущих событиях или считаешь, что на протяжении долгих веков мало что изменилось, и все работает по одним и тем же принципам?

Во-первых, я не питаю иллюзий, что смогу поменять мир своей лирикой. Но если получится сделать хоть что-нибудь – это уже большой шаг вперед. Конечно, я считаю, что многие вещи такие же, как и прежде. В прошлом какой-нибудь король говорил народу, чтобы тот отдал ему свое зерно. Эдакая версия налогов. Сейчас мы тоже платим налоги, но не королю, а государству. В этом плане меняется не многое. Но количество свобод, которые у нас есть, иногда смещается в меньшую или большую сторону. Лично я доволен той свободой, которая у меня есть, а если чувствую, что на мою свободу пытаются посягать, то оказываю сопротивление. Человеку нужна свобода, никто не хочет быть рабом. Нужен баланс. Есть правила, которым надо следовать, и без которых мы бы не могли ужиться. Но не хочется, чтобы этих правил было слишком много.

Понятно. Значит, ваш сингл «The Rhythm Of Freedom» именно об этом.

Да. О том, сколько тебе нужно свободы, чтобы жить счастливо.

Просто кто-то на YouTube написал, что это песня о том, как здорово кататься на велосипеде.

(Смеется.) Да, можно и так трактовать, почему бы и нет? Когда едешь на мотоцикле или велосипеде, это тоже дает тебе чувство свободы. Что угодно может вызывать такие чувства. Кто-то любит плавать в океане и чувствует себя свободным. Песня и об этом тоже.

Интервью с MAYAN

Первое мое впечатление от MAYAN было таким: «Сколько-сколько у них людей в группе?!» Легко управлять такой шайкой?

(Смеется.) Народа у нас порядочно, это точно. Это одновременно и наша сила, и наша слабость. Собрать всех вместе на концерт – это дорого и трудно в логистическом плане. Но зато мы можем быть очень разнообразными, раскрашивать нашу музыку, как пожелаем. Мы можем сделать такое, что не может большинство других групп. Когда мы создавали этот проект, ставший потом полноценной группой, то задали себе вопрос, что мы можем такого сделать, чего еще никто не делал. Групп с одним вокалистом очень много, мы на их фоне потеряемся и никого не удивим. Но если у нас будет много вокалистов, то людям будет это интересно.       

Помимо того, что в MAYAN много участников, ты сам регулярно бываешь гостем на альбомах у других групп. Как это происходит?

Обычно мне пишут в личку на Фейсбуке. Как правило, я отвечаю, что мне нужно послушать их музыку. Если музыка мне нравится, то шансы моего участия повышаются. Если не нравится – честно говорю, что не мое. Если все окей, то начинаем переговоры. Музыка – моя главная страсть, но при этом и единственный источник дохода, поэтому я не могу работать бесплатно. Если группу это устраивает, то все сложится. За последние десять-пятнадцать лет таких групп было уже не мало. Работать с новыми людьми всегда интересно, попробовать себя в других жанрах, испытать новый подход. И чаще всего мое гостевое участие – это вокал. Гитара – очень и очень редко.

Когда мы общались в прошлом году, ты говорил, что работаешь над альбомом своей девушки. Как продвигаются дела?

Не помню, какой именно альбом мы обсуждали. У нее уже вышел сольный альбом «Terra», выпущенный тоже благодаря краудфандингу. Отзывы получил очень хорошие. Но параллельно мы работали и над другим альбомом, где объединяются метал и опера. Изначально она из оперного мира. Мы уже записали три песни, выпустим их в качестве сингла. Если людям понравится, то, может, запишем альбом в таком стиле, но хотим провести тест с синглом. Самое интересное, что Лауру с этим новым проектом уже пригласили на большое оперное шоу в Милане. Есть интерес к такому кроссоверу метала и оперы, но я уверен, что не всем это понравится. Но в оперной среде есть люди более открытые к чему-то необычному.

Вопрос, который я всегда хотел задать музыканту, у которого несколько проектов. Очевидно, твоя основная группа – это EPICA. Когда ты пишешь музыку для MAYAN, у тебя не возникает своего рода жадности? Например, написал классную оркестровку и думаешь: «Блин, лучше поберегу ее для EPICA».

Это очень хороший вопрос. И я должен признать, что, когда я готовил первые два альбома MAYAN, так и случалось. Я что-то писал, и хотелось использовать это в EPICA. Раньше для MAYAN мы с Фрэнком и Джеком писали все вместе, сейчас, в принципе, тоже, но и существенную часть материала я написал в одиночку. Что-то из этого хотелось бы использовать и в EPICA, но я намеревался сделать с MAYAN шаг вперед, поэтому все новые мелодии пошли в MAYAN. Такое у меня в первый раз, и считаю, что так и надо было сделать. У меня нет никаких сожалений относительно нового альбома, я ему отдал все лучшее, что только мог. Следующий альбом EPICA выйдет года через полтора, так что времени на написание мелодий много. В общем, такая схема мне по душе, но она возможна, только если не выпускать два альбома одновременно. «Antagonise» и «The Quantum Enigma» писались в одно время, и тогда я выбирал, что куда отправится. В случае с новым альбом таких дилемм не возникало.

Что сложнее написать: навороченный гитарный рифф или простую, но запоминающуюся мелодию?

Думаю, простую и цепляющую мелодию написать сложнее. Потому что она может быть запоминающейся, но при этом и очень убогой. Таких примеров много, полно песен, которое застревают в голове, но при этом такое говно, что ой-ой-ой. Я стараюсь избегать таких мелодий, которые вроде бы и хорошие, но на второй-третий раз уже бесят. А мелодия, которая не надоест после двадцати прослушиваний – это круто. Но такую написать очень сложно.

Интервью с MAYAN

В этом году ты выступил в составе AYREON на «Graspop». Перед фестивалем я делал интервью с Арьеном Лукассеном, но не общался с ним после. Поэтому спрошу у тебя: как прошло?

Шикарно. Лично я фанател от AYREON еще когда был подростком, так что даже если бы концерт получился не очень, я все равно был бы рад. Для меня это очень памятное выступление, и я читал отзывы журналистов, что это был один из главных хайлайтов фестиваля. От этого я тем более счастлив. Я рад был видеть Арьена. Он сильно волновался перед концертом, он вообще всегда волнуется, если ему надо выйти на сцену, но в итоге был безумно счастлив. Всем давал пять, каждого обнимал, каждому улыбался, его очень воодушевило, что стольким людям это понравилось. Вечер выдался волшебным, а у меня сбылась мечта.

Вероятно, с таким количеством участников, AYREON мог тебе напомнить MAYAN.

Да. AYREON – это прогрессив с большим количеством вокалистов, MAYAN – симфо-дэз с большим количеством вокалистов, хотя у AYREON их даже больше. Поэтому я всегда говорил: «Если у AYREON это получилось, значит, мы тоже сможем». (Смеется.)

Насколько я знаю, ты фанат GOREFEST. Я очень люблю эту группу, а альбом «Soul Survivor» один из моих фаворитов на все времена. Расскажи подробнее, что о них думаешь.

Помню, смотрел «Headbangers Ball» на MTV в те далекие времена, когда только открывал для себя метал, и узнал, например, о MACHINE HEAD, и наткнулся на видео GOREFEST «Erase». Меня тупо снесло. Сразу захотелось попасть на их концерт, и когда я увидел их живьем, отсюда все и началось. Я решил, что соберу свою группу. GOREFEST – одна из главных причин, почему я сейчас играю в группе.

Я спросил еще и потому, что у Яна-Криса де Койера мощный и очень уникальный рык. Кто твои идолы по части экстремального вокала?

Безусловно, Ян-Крис в их числе. Не все знают, но он с нами даже выступал. На одном концерте в Амстердаме спел «Consign To Oblivion», это еще одна моя исполнившаяся мечта, мой идол поет на сцене вместе с EPICA. Если в целом говорить о моих кумирах детства, то я назову Слэша. Когда мне было лет двенадцать, я был фанатом GUNS N’ ROSES, только позже стал переходить на музыку потяжелее. А третьим своим кумиром назову Дэйва Мастейна. «Rust In Peace» – первый метал-альбом, который я купил.

Тебе правда нравится его голос?

(Смеется.) Забавный вопрос. Как память о детстве, мне его голос нравится. Но если смотреть объективно, то очевидно, он не из лучших вокалистов. Но для меня это ностальгия, поэтому даже этот голос я люблю.

Ладно. Будем считать, что он, по крайней мере, очень узнаваем.

Точно. Но я его всю жизнь котировал за убийственные риффы.

У тебя есть три собаки. Легко ли оставлять их, когда уезжаешь в долгие туры?

Бывает тяжело. Когда я в туре, за ними может присматривать мама моей девушки. Или непосредственно девушка. Когда она в туре, я сам часто дома. Когда оба в разъездах – то опять ее мама. Так и живем. Надо признаться, что без ее мамы, было бы невозможно держать трех собак.

Что ж, пора заканчивать. Напоследок, можешь сказать все, о чем я тебя не спросил.

Думаю, единственное, чего еще хотелось бы коснуться – это обложка нашего нового альбома. Ее нарисовал Стефан Хайлеманн, и постарался на славу. Он из тех художников, которые вникают в тексты альбома, прежде, чем начать рисовать. Он добрался до самой сути и сделал прекрасное оформление. Я очень им горжусь.

Здорово! Было приятно пообщаться, Марк!

Спасибо тебе за интервью. Хорошо поговорили.

Поговорили про Дэйва Мастейна.

Про красивый вокал Дэйва!



Беседовал Борис Игонин.


Фотографии: предоставлены группой


Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью.

Понравилось интервью? Подпишись на наши сообщества!
Рекомендуем посетить
Другие материалы по теме
MetalKings.Org - ВконтактеMetalKings.Org - в ФейсбукеMetalKings.Org - ТвиттерMetalKings.Org - Гугл Плюс

Почта: aleksandr_khor [ собака ] mail.ru

© MetalKings.Org 2000 - 2016

Частичное или полное копирование материалов, в том числе фотографий возможно с письменного разрешения администрации и при указании ссылки на источник
18+