Стоит ли говорить, что Макс Кавалера – из тех музыкантов, которые легко узнаются и чьи многочисленные эксперименты стабильно хорошо воспринимаются фан-базой, ибо почерк остается стабильным? SOULFLY готовят к выпуску уже свой одиннадцатый альбом, и по словам Макса, это будет всем Соулфлаям Соулфлай. Другой темой для разговора стал тур, с которым братья Кавалера находятся в России прямо сейчас, где играют прошедший испытание временем материал SEPULTURA.
19 октября выходит ваш новый альбом «Ritual». Как ты его охарактеризуешь?
В этом альбоме сочетается много самых разнообразных идей. Я тяготел к чему-то более жесткому и скоростному, ближе к дэз-металу или трэшу, наш продюсер Джош хотел грува и трайбл-элементов. В итоге у нас получилось все это объединить: на альбоме есть и грув, и трайбл, и очень экстремальный материал. И это круто, потому что я сам такое слушаю, люблю и тяжеляк, и трайбл в духе ранних альбомов SOULFLY. На последних альбомах эта наша сторона была не особо представлена. Поэтому «Ritual» слушается очень интересно. К тому же, у нас юбилей, двадцать лет назад вышел дебютник, сейчас мы частично к нему вернулись. На альбоме постоянно что-то происходит, но он всегда остается SOULFLY на 100%. Возможно, это самый «соулфлаевский» альбом за очень долгое время, он показывает суть нашей группы.
Сочетать такие разные элементы, чтобы при этом альбом получился целостным – это трудно?
С каждым годом все сложнее становится сделать что-нибудь впечатляющее. Это вызов, но вызов захватывающий. Без этого было бы скучно. Убегать от такого вызова – не вариант. Последние мои пару альбомов как раз были ответом на такие вызовы. На «Psychosis» CAVALERA CONSPIRACY мы хотели доказать, что можем выдать ядреный дэз/трэш, на «Ritual» мы возвращаемся в ранние времена SOULFLY. Это сложно, но это того стоит. Особенно, если работаешь с правильными людьми. Продюсер у нас Джош Уилбур, обложку рисовал Элиран Кантор, в студии атмосфера была прекрасная, музыканты – на гитаре Марк Риццо, на басу Майк Леон – отлично постарались, а Зайон, мой сын, отбарабанил так, что дай бог каждому. Он стал очень сильным барабанщиком, его интересно слушать, и за ним интересно наблюдать. Поэтому думаю, что у нас сейчас лучший состав за долгое время. Да, это трудно, но мне это нравится. И именно поэтому я продолжаю этим заниматься. Мне нравится процесс, и меня вдохновляет реакция фэнов.
На альбоме есть специальные гости...
Первым гостем был Росс Долан из IMMOLATION. Они делали кавер на «Morbid Visions», который я очень закотировал. Когда мы были в туре «Back To Roots», у нас на саппорте были IMMOLATION и FULL OF HELL, тогда мы с Россом сдружились, он крутой мужик. И мне очень нравятся IMMOLATION, совершенно бескомпромиссная музыка. С годами они не изменились, всегда были очень сильной бандой. «Under Rapture» я написал специально под него, особенно, последнюю ее часть. Слушал IMMOLATION весь день и старался выдать офигенных дэз-метал-риффов. Он поет в этой песне, и это одна из самых моих любимых вещей на альбоме. «Dead Behind The Eyes» – это песня, которую мы написали вместе с сыном. Он меня расспрашивал про мои старые песни, типа «From The Past Comes The Storms» или «Beneath The Remains». Я их играл ему и объяснял, что на написание таких песен нужно много времени. Они сложные, но если все делать правильно, то результат будет мощный. У нас было своего рода пари, получится ли написать песню в таком духе. И у нас получилось, это убийственный трэшак. В это время Джош работал над альбомом BURN THE PRIEST, где участвует Рэнди, и я сказал Джошу, чтобы он дал послушать Рэнди наш материал, и пусть тот выберет песню, на которой хочет спеть. И он, даже не дослушав, выбрал «Dead Behind The Eyes». Текст он писать не хотел, это сделал я сам. У него очень узнаваемый голос, это одна из главных вещей, за которые я люблю LAMB OF GOD. Мы с ним даже в этом похожи: оба не выдающиеся певцы, но зато оригинальные. «Dead Behind The Eyes» – фантастическая вещь, тема много раз меняется, там мое любимое соло Марка Риццо, а заканчивается все индустриальными шумами. Очень необычно. И на альбоме есть еще один необычный гость: в инструментале «Soulfly XI» звучит саксофон. Такого у меня еще не было.
Ты упомянул своего сына. То, что он играет в твоей группе, как это меняет отношения «отец – сын»?
Он привносит в группу энергетику молодого парня, который голоден до музыки. Я таким же был в молодости. Хотя у меня и сейчас много энергии и такого же голода! Но случай с Зайоном особенный – он действительно очень крутой ударник. На каждом концерте он играет что-нибудь по-другому, у него не повторяются партии. Я никогда с таким барабанщиком не работал, даже мой брат не такой. Для меня это уникально. Но, конечно, он не попал в группу потому, что он мой сын. Я бы не брал его в группу, если бы он не был хорошим музыкантом. Для того, чтобы попасть в SOULFLY, нужно соответствовать уровню. И когда ко мне после концертов подходят люди, они не говорят о том, как прошел концерт, они говорят только о Зайоне! Мне как отцу это очень приятно, моя мечта сбылась – я играю со своим сыном. Я рад, что мы вместе.
Туровая жизнь довольно суровая, не мне тебе рассказывать. Ты действительно хотел, чтобы сын это попробовал?
У него с братом есть группа LODY KONG. Я большой их фанат, они классно играют, надеюсь, добьются с этой группой успеха. И я не буду возражать, если он захочет продолжать отдельно, а не в SOULFLY. Конечно, мне бы хотелось, чтобы он был в SOULFLY как можно дольше. Но и я желаю ему испытать то, что испытал я. Мы выбрали сложную жизнь, непросто постоянно быть в дороге. Но в итоге ты получаешь награду, ты понимаешь, что в этом мире действительно имеет ценность. Такая жизнь требует силы и смелости, но в ней есть и плюсы. Ты можешь посмотреть разные страны, увидеть то, что не видит почти никто.
В сентябре-октябре у вас с братом будет тур по России с программой из альбомов «Arise» и «Beneath The Remains». Тур, где вы играли «Roots» был вполне ожидаем, но вот этот достаточно внезапный. Даже не «Chaos A.D.».
Мы решили немного углубиться в нашу дискографию, а у Игора появилась идея объединить два альбома. На каждом из них есть парочка проходных песен, но если взять все хорошее и собрать воедино – «Desperate Cry», «Under Siege», «Mass Hypnosis», «Inner Self», «Slaves Of Pain» – самые главные хиты, то получится бомба. И мне нравится эта эра SEPULTURA, одна из моих самых любимых. Особенно для концертов. Чистая энергия, тру-метал. Русским фэнам точно понравится. Мы много репетируем, хотим, чтобы песни звучали так же сильно, как и в год выхода. Это достаточно уникальный тур, не думаю, что таких концертов будет много. Мы с ним едем в Россию и Южную Америку – два моих любимых места на земле. Гибрид «Arise» и «Beneath The Remains» мне нравится, фанаты, надеюсь, тоже будут довольны.
Перед туром «Back To Roots» ты говорил, что это будет нечто вроде «Roots-2016», с немного новым взглядом. А как будет в случае с «Arise» и «Beneath The Remains»?
Постараемся быть максимально близкими к оригиналу. Фанатам, полагаю, этого и нужно. Я смотрел наши старые выступления, как, например, «Under Siege (Live In Barcelona)», я хочу вернуть те же ощущения. Понятно, что сейчас 2018-й, многое изменилось, но дух этих альбомов все тот же. И у нас сохранился оригинальный задник c тура в поддержку «Beneath The Remains», будем его использовать. Еще для тура мы напечатали специальный мерч. Но главное – это, конечно, песни и шоу.
А почему вы не выступаете под вывеской CAVALERA CONSPIRACY?
Это немного другое. Я очень люблю CAVALERA CONSPIRACY, и «Psychosis» – один из самых моих любимых альбомов. У нас еще не было тура в его поддержку, надеюсь, в следующем году получится, но у нас скоро выходит альбом SOULFLY, поэтому времени на все не хватает. А сейчас мы возвращаемся к нашим старым альбомам, и для этого нам даже не нужно название, это скорее дань тому времени. Для меня это не CAVALERA CONSPIRACY, это просто Макс и Игор возвращаются в старые времена.
В этом туре вы посетите города, где не часто выступают метал-группы. Полагаю, не везде могут быть лучшие площадки. В Европе или Америке вам часто приходится играть в мелких клубах или на барахлящем аппарате?
А мне это нравится. Атмосферу создает публика. Ты можешь отыграть крутой гиг для сотни человек. Один из лучших концертов, которые я играл, это NAILBOMB в Голландии, там было всего 150 человек. А на следующий день мы играли уже для 150 тысяч, и первый концерт был лучше. Связь с людьми – вот что делает шоу особенным, не размер и не форма клуба. Главное, что чувствуют люди, которые пришли на концерт. Поэтому и этот тур будет отличным.
К слову о NAILBOMB. Ты же в этом году играл «Point Blank» целиком. Ощущения похожи на возвращение к старым альбомам СЕПУЛЬТУРЫ?
Да, очень похоже. Это был тур SOULFLY, но мы играли вещи NAILBOMB, за партии Алекса и за семплы отвечал мой сын Игор. Мы с этой программой дали 23 концерта в Канаде, никогда там так много не выступали, и тур был очень андеграудным, с очень маленькими площадками, в маленьких городах, где почти не бывает таких концертов. Один из лучших туров в моей жизни, чисто по панку. Нам ничего не было нужно, мы просто играли. Музыка – это оружие. «Point Blank» до сих пор остается одним из моих любимейших альбомов, тяжелый, свирепый и озлобленный.
К другому твоему проекту. Вы ведь планируете релиз нового альбома KILLER BE KILLED, так?
Верно, мы сейчас над ним работаем. У нас готовы 10 демок, к которым все приложили руку, включая Троя
[Трой Сандерс, басист MASTODON]. На прошлом альбоме он не участвовал в создании демо, а сейчас работает с самого начала. И он принес одну готовую песню, очень в стиле JUDAS PRIEST эпохи «Sin After Sin», офигенная штука. Альбом начнем записывать в следующем году, и когда-то тогда же и выпустим, а пока надо репетировать и писать материал.
Что ты думаешь о решении THE DILLINGER ESCAPE PLAN завершить карьеру?
Такое случается. Иногда устаешь от того, чем занимаешься, полностью это понимаю. Тем более, у Грега очень ответственная позиция, на сцене он очень активный, прыгает в толпу, прыгает с балконов, физически очень выматывается. Он псих. Очень его люблю. И надеюсь, что энергия, которую он накопит, проявит себя в KILLER BE KILLED. У нас был только один альбом и небольшой тур по Австралии. Надеюсь, что получится сделать полноценный тур по Европе в этом составе.
Ты сказал, что тебе очень понравился «панковый» тур с материалом NAILBOMB, и на концертах SOULFLY ты иногда любишь бросить гитару и просто начать орать в микрофон. Ты как-то проводишь черту: где есть место панковому раздолбайству, а где нет?
Я просто люблю, чем занимаюсь, и стараюсь выкладываться по максимуму. Думаю, последние лет двадцать у меня была такая фаза, когда я был ленивым, не много уделял времени гитаре. Но я возвращаюсь в былую форму, хочу, чтобы вернулся тот старый Макс, который любит играть на гитаре и пышет энергией на сцене. Это не мгновенный процесс, выстраивается буквально по кирпичику. Но я одержим металом. Я метал-фэн, я люблю играть метал, я люблю слушать метал, это одно из моих любимейших занятий. И меня прет от всего, что меня ждет: от тура «Beneath The Remains/Arise», от поездки в Россию и Южную Америку, от нового альбома SOULFLY «Ritual», от KILLER BE KILLED. Я живу музыкой и хочу с каждым днем становиться лучше.
Беседовал Борис Игонин.
Фотографии: предоставлены группой
Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью.