NORTHWARD — проект со сложной судьбой, где участвуют Флор Янсен из NIGHTWISH и Йорн Вигго Лофстад из PAGAN’S MIND. Начало ему было положено более десяти лет назад, а его дебютный одноименный альбом выходит только сегодня, 19 октября. В душевной беседе Йорн нам рассказал, как такое получилось.
Приветствую, Йорн! Я ознакомился с тем, как вы с Флор создали проект. Скажи мне, неужели собрать группу бывает действительно так просто?
Думаю, что супер-легко с созданием групп никогда не бывает. Но в случае с нашим проектом нам очень повезло в том смысле, что мы быстро нашли общий язык в плане написания песен. Нам этот процесс доставлял очень много удовольствия. Все началось где-то одиннадцать лет назад. Я тогда выступал на фестивале «ProgPower» в США со своей группой PAGAN’S MIND. Флор тогда пела в AFTER FOREVER. Мы были хэдлайнерами пятницы, а AFTER FOREVER – субботы. И после их выступления был организован такой all star джем, где вместе выступают музыканты и вокалисты разных групп. Участвовали PRIMAL FEAR, AFTER FOREVER, другие группы, и нас тоже позвали. Флор с нами спела три или четыре песни, взаимодействие между нами на сцене было просто отличное. После фестиваля мы посидели, выпили немного пива и просто решили, что нам надо поддерживать связь. И только через несколько месяцев появилась идея попробовать что-нибудь вместе записать. Мне очень хотелось чего-нибудь отличного от прога, который я играю в PAGAN’S MIND, хотя я тогда же играл и писал музыку для Йорна Ланде. Флор тоже хотела попробовать что-нибудь новое, и вспомнив, как мы хорошо однажды сыгрались, мы решили, что надо попытаться что-нибудь вместе сочинить. Я взял свою акустическую гитару и отправился в Голландию, прямо к Флор в гости. Вместе мы провели один уик-энд, и тогда для меня стало очевидно, что мы можем написать целый альбом. В первой половине 2009 года она путешествовала по Норвегии и навестила город Шиен, где я в то время жил, и уже у меня дома мы провели выходные, активно сочиняя песни, и у нас уже была готова основа для альбома. Мы немного провели времени вместе, и материал для альбома полностью родился примерно за полгода. После мы на студии записали барабаны, и я уже приступил к гитарам, но в то время стало понятно, что AFTER FOREVER больше не существует. У них накопились проблемы, Флор изо всех сил старалась удержать группу от распада, но было слишком поздно. Ее это, конечно, очень угнетало, она несколько лет делала все возможное ради группы. Было бы неправильно в тот момент напоминать ей о нашем рок-н-ролльном проекте, у нее других проблем хватало, в итоге мы его поставили на паузу. Позже она собрала REVAMP, группу, благодаря которой показала фанатам, что она остается в музыке и продолжает дело AFTER FOREVER. Несколько лет она была занята с REVAMP, а потом получила предложение от NIGHTWISH, что стало ее приоритетом. Но в 2016-м она выступала в Норвегии, позвонила мне и предложила встретиться. Она рассказала, что NIGHTWISH в 2017-м планируют взять перерыв, и у нее есть время и желание закончить наш альбом. Мне по времени это тоже подходило. На следующий год мы встретились и первым делом послушали все, что у нас было — и нам все понравилось. Мы начали ровно с того момента, на котором остановились, и я продолжил записывать гитары (смеется). Словно это было вчера, хотя прошло восемь или девять лет. Записали бас, вокал, прошли сведение, и у нас уже в этом январе был на руках альбом, следующие несколько месяцев ушли на организационные вопросы и подписание контракта с «Nuclear Blast». Поэтому альбом вы услышите только сейчас, а история его тянется с давних времен.
Думаю, что когда Флор взяли в NIGHTWISH, ты вообще мог потерять надежду, что альбом когда-нибудь будет выпущен.
Нет. Я понимал, конечно, что NIGHTWISH для нее теперь на первом месте, тут никаких вариантов. Но, в то же время, я знал, что нам обоим наши песни очень нравятся, и их выпуск — это вопрос времени. Если бы в ее жизни не случился NIGHTWISH, то, возможно, мы бы выпустили альбом на пару лет раньше, но я нисколько не расстроен, что он вышел сейчас. Я очень доволен тем, что получилось.
Между началом работы над альбомом и его выпуском прошло больше десяти лет. Со временем люди меняются, меняются их взгляды на жизнь, вкусы. Как продолжить любить собственные песни, написанные десять лет назад?
(Смеется.) Сложный вопрос. Возможно, в моем случае помогло то, что я к этим песням не прикасался годами, они мне не мозолили глаза. И мы писали материал совместно, поэтому, когда вернулись к нему, то он нам все еще казался свежим. Если бы нам что-то не нравилось, мы бы изменили это, но такой необходимости не возникло. Уверен, что если бы мы не рассказывали об истории этого альбома, то никто бы и не подумал, что песням по десять лет. Хорошая музыка остается хорошей музыкой, не важно, когда она была написана. И это десятилетние песни с сегодняшним звуком, технологии все это время развивались, поэтому альбом не кажется устаревшим. Единственное, что мы поменяли — это тексты к последней песне. Она называется «Northwards». Изначально проект не назывался NORTHWARD, но когда мы собрались, чтобы закончить работу над ним, то решили дать ему название, в котором бы отражалось то, что мы с севера. Я норвежец, Флор из Голландии, но с севером ее очень многое связывает, она поет в финской группе, ее муж — Ханнес, барабанщик SABATON, и она теперь живет в Швеции. Север ей близок, и она предложила такое название. Мне понравилось, проекту оно очень идет. Так что, все, что мы поменяли — это текст последней песни.
Вы, скандинавы, вообще любите эксплуатировать тему севера. Существует ли хоть один норвежец, который не любит снег и мороз?
Вот не знаю. Но нам это подходит. И наши промо-фото мы сделали на природе. Это было в то время, когда мы записывали вокал, дело было Швеции, в Гетеборге. На улице стоял морозец, и мы сделали отличные снимки. У нас, на самом деле, летом тепло, но все равно наши страны ассоциируются с холодной и снежной погодой. В такое время мы и устроили фотосессию.
Ты сказал, что материал вы писали вместе. Это равнозначный вклад вас обоих?
Для меня абсолютно привычно самому писать музыку и аранжировки. Но в этом случае было полное сотрудничество, каждую мелодию мы прорабатывали вместе. И, на самом деле, не важно, чей вклад в какой песне оказался больше. Главное, что мы оба сделали все, на что были способны, дали этим песням все самое лучшее, поэтому да, я бы сказал, что это наш альбом пятьдесят на пятьдесят.
Известно, что сайд-проекты или сольные альбомы даже известных музыкантов пользуются меньшим коммерческим успехом, чем релизы от групп, которые уже имеют имя. Такой крупный лейбл, как «Nuclear Blast», пришлось долго уговаривать для релиза NORTHWARD?
Лично я никак их не убеждал. У них с самого начала был интерес выпустить альбом, им сразу понравился наш материал. Если бы это были не «Nuclear Blast», то был бы кто-нибудь другой. В конце концов, дело лейбла — зарабатывать деньги. Они бы не взялись за релиз, если бы не считали, что он будет продаваться. Они в нас поверили. Нам, конечно, очень от этого лестно. И мне кажется, что многие сайд-проекты страдают от того, что их создатели не вкладывают в них все возможные усилия, а я над альбомом хорошо поработал, не меньше, чем над PAGAN’S MIND или альбомами Йорна Ланде. Да, это сайд-проект, и у него не будет большой концертной истории, но мы выложились на все сто.
Пресс-релиз говорит, что на альбоме можно услышать влияния групп самых разных эпох, от LED ZEPPELIN до FOO FIGHTERS. Как по-твоему, чем отличается старая музыка от новой? Это только подход к звуку или нечто большее?
В первую очередь, я, конечно, фанат хорошей музыки, не обращая внимание на то, старая она или новая. Но мне сорок три года, и когда я был подростком, то смотрел на музыкантов, которые гораздо старше меня. Я слушал DEEP PURPLE, ZEPPELIN, RAINBOW, DIO, такие группы, которые еще в своем звуке сохранили классическую рок-н-ролльность. В восьмидесятые были уже POISON и MOTLEY CRUE, это другая музыка. Я больше вдохновлялся более старыми группами, где только гитара, бас, барабаны — осталось только хорошо на них сыграть. Вторая половина восьмидесятых отличалась тем, что там больше стало уделяться внимания имиджу и продюсерской работе. Так что я фанат более ранней музыки, и надо сказать, что последние лет десять наблюдается ее возрождение: современные метал-группы играют с тем же подходом, только на улучшенном звуке. У таких групп очень живой звук: ты слышишь именно то, что было сыграно. Это словно ручная работа, где нет значительной пост-обработки. Такое мне нравится.
Беседовал Борис Игонин
Фотографии: предоставлены группой
Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью