Что мы знаем о Вольфе Хоффманне? Один из людей, определивших облик немецкого (и не только) хэви-метала? Безусловно. Талантливый гитарист? Конечно. Состоявшийся хит-мейкер? Да. Новатор, который одним из первых стал соединять метал и классическую музыку? Есть за ним и такой грешок. Что мы узнали о Вольфе после этого интервью? Это чертовски приятный и душевный собеседник. Тот случай, когда ужасно обидно, что на разговор было выделено всего двадцать минут, а не хотя бы часок.
Приветствую, Вольф. Предлагаю начать с обсуждения вашего грядущего концертного альбома. Можно сказать, что этот концерт на Вакене был крупнейшим выступлением ACCEPT?
В плане количества посетителей — нет. Хочешь верь, хочешь нет, но у нас бывали концерты и побольше. Но вот по части того, сколько сил на этот концерт было потрачено, он самый большой, да. Самый сложный. Наличие оркестра вносит свои коррективы, на подготовку мы затратили целый год. И планы сильно менялись. Сначала я хотел представить свой сольный альбом в сопровождении оркестра, но у ACCEPT был на подходе «The Rise Of Chaos», и мне стали предлагать, почему бы не соединить презентацию сольника и премьеру нескольких песен. Одно повело за собой другое, другое повело за собой третье, и в итоге имеем тот концерт, что получился. Мы сыграли несколько песен, включая абсолютно новые, как группа, я с оркестром исполнил свои сольные вещи, а потом в симфонической обработке исполнили известные хиты ACCEPT. Конечно, и изначальная идея была интересная, но она выросла в итоге в нечто колоссальное. Посмотрите видео — поймете.
Ты общался с музыкантами оркестра? Какие у них впечатления от сотрудничества?
Не было возможности поговорить с каждым, но во время репетиций мы общались. Им было очень интересно, и некоторые действительно любят музыку, которую мы играем, но самое важное — это обмен опытом, который между нами проходил. Мы из разных миров, и у разной музыки разные требования, поэтому какие-то моменты в профессиональном плане для них были непривычными. Этот концерт требовал очень большой сосредоточенности всех и каждого, но атмосфера при этом была приятная. Всем понравилось, уверен.
Ты был одним из первых, кто начал соединять классику и метал. Как считаешь, можно объединить любые музыкальные жанры, или есть некие пределы, когда такой симбиоз не очень хорошо работает?
В случае с соединением классики и метала проблем никаких не вижу. Между этим жанрами больше общего, чем кажется. Метал перенял от классики многое, и соединить их вместе — задача решаемая. Как я сказал, музыка разная, и все работает по своим законам, но при должных усилиях метал и классика зазвучат слаженно. Примеров тому масса. Возможно, любые жанры можно скрестить, если постараться, но результат будет не одинаково успешным. Классика плюс джаз? Думаю, не лучший вариант. А вот метал и классика, иногда, кажется созданы друг для друга. Не подумай только, что я считаю, что все так просто. Нет, совсем не просто. Мы много пота пролили, сочиняя эти партитуры, чтобы ничего ни с чем не конфликтовало, звучало целостно и естественно. Благо, у меня были замечательные и талантливые помощники. Главная сложность в том, что в исполнении классического произведения оркестром нет никакого пространства для импровизации. Мы как группа можем себе позволить отклониться от написанного, допустить какую-то небрежность, которая никому не навредит. Оркестр играет все точно по нотам, ни шагу в сторону.
Ты бы хотел выпустить еще один сольный альбом со своей интерпретацией классики?
Еще как хочу. У меня даже есть на него планы. Но нет времени. Я хочу еще один сольник еще сильнее, чем раньше. Прошлый получил отличные отзывы, пользовался успехом, и, что не менее важно, я сам им чрезвычайно доволен, поэтому повторить очень хочется. В конце концов, такая музыка — моя страсть, так всегда было. Но у ACCEPT туры и тоже богатые планы, поэтому надо расставлять приоритеты. ACCEPT, естественно, всегда на первом месте, а сольные альбомы больше похожи на хобби. Но при возможности я запишу еще сольник.
У тебя никогда не было желания убрать из сет-листа «Balls To The Wall»? Полагаю, получилось бы необычно.
Да, решение интересное и авантюрное, но за ним обязательно последует разочарование от части слушателей. Есть такой неприкосновенный запас песен, которые мы обязательно играем, среди них «Balls To The Wall», «Princess Of The Dawn», «Fast As The Shark»… Кто знает, может, однажды мы и пересмотрим кардинально сет-лист, но я уже представляю фанатское нытье, что они не услышали какую-то свою любимую песню. В конце концов, мы даем концерты сначала для поклонников, а потом уже для себя. И нас часто жалеют, что мы, мол, задолбались играть каждый концерт одни и те же песни в течение долгих лет. А мы-то не задолбались! Вообще нет. Эти песни вызывают самую бурную реакцию у публики, почему бы не продолжать их играть?
На заре становления метал-музыки, у нее был очень бунтарский дух. У вас даже был альбом «I’m A Rebel». Но сейчас эта идея, кажется, осталась достоянием прошлого. Ты заметил тот момент, когда метал лишился своего исконного мятежа?
Да вот когда постарел, тогда и заметил.
(Смеется.) Годы идут, и бунтовать хочется все меньше. Скорее, даже нет того, против чего хочется бунтовать. Молодые музыканты горят желанием шокировать мир, протестовать, бла-бла-бла, но когда тебе сорок или пятьдесят, способность злится заметно угасает. Да и на что нам злится? Мы объездили весь мир, концерты отличные, все здорово. Бунтарство сохранять в такой ситуации сложно, и на музыке, думаю, это тоже немного отражается.
Но я смотрю на названия ваших последних песен: «Teutonic Terror», «Hung, Drawn And Quarted», «Rise Of Chaos» — звучит не очень-то и миролюбиво.
Ну, это требование жанра. Такие названия и тексты песен просто необходимы, они соответствуют настроению музыки. Но это не личные эмоции, в основе этой музыки не обязательно лежит какой-то наш протест. Нам жаловаться не на что.
А что ты сам вообще думаешь об этой имиджевой и идеологической стороне метала? Она тебя когда-нибудь заботила?
Ой, нет. Были такие группы, как MOTLEY CRUE или KISS, у которых стиль жизни просто вопил обо всем этом. Наркотики, телочки и так далее. «Секс, наркотики, рок-н-ролл» для некоторых групп был настоящим девизом, и они жили в этом ритме. А что с нас, немцев, взять? Мы дисциплинированные, у нас была ровно противоположная модель поведения. На первом месте для нас была музыка, а вся эта рок-н-ролльность глубоко на заднем плане. Мы скучные.
А что скажешь по поводу технического развития, которое прошло за эти годы? Ты хотел бы поработать со старой аппаратурой или сегодня в этом плане все лучше?
Мы имеем то, что имеем. Мне кажется, это какой-то самообман, пытаться повернуть время вспять, создавая ощущения, которые были много лет назад. Зачем возвращаться в каменный век? Это невозможно, а любая попытка сымитировать старые технологии все равно не даст полной идентичности. Я полностью доволен тем, что есть сейчас, но я, с другой стороны, никогда не жаловался, что у нас нет доступа к каким-то технологиям или аппаратуре. В этом плане всегда было хорошо.
В целом, тот тип музыки, который предлагает ACCEPT, сегодня на подъеме?
Трудно сказать, спад сейчас или подъем, все очень быстро меняется. Фанаты альбомы принимают хорошо, на концерты приходит много людей, так что спрос точно есть, но я не знаю, как выглядит тренд.
К слову, о реакции слушателей. Ты чувствуешь близость с фанатами?
И да, и нет. Объясню. Все сейчас происходит в соцсетях, обсуждения, комментарии, связь с фэнами. Очень удобно, раньше о таком и мечтать не могли. Я могу прочесть мнения людей со всего мира, не прилагая каких-либо усилий, в этом смысле, фанаты сейчас гораздо ближе, чем раньше. Но специфика комментариев в интернете в том, что больше всего дают о себе знать самые недовольные. Зайди на Фейсбук, на какой-нибудь новостной сайт и почитай комментарии. Самым заметным будет тот, кто больше всех воняет. Вот читаешь чье-нибудь очередное «бу-бу-бу» на целый абзац, и составляешь совершенное предвзятое впечатление. Если кому-то что-то не нравится, то он обязательно об этом скажет, а десять человек, которые всем довольны, просто промолчат. Поэтому какой-то срез фанатского мнения на основе комментариев сделать очень трудно. Что поделать, издержки цифрового общения.
На последнем альбоме у вас как раз есть песня про мучения аналогового человека в цифровом мире.
Я тебе приведу один короткий, но красноречивый пример. Два дня назад мы выступали в Калифорнии. Я выхожу на сцену, смотрю на публику — а они все уткнулись в свои «Айфоны»! Вот буквально ни одного человека, который не снимал бы видео на телефон. А мне важно держать зрительный контакт с залом. Я для них выступаю, в конце-то концов. А ни фига подобного, все снимают видосики. Технологии — это, конечно, хорошо, но вот в такие моменты действительно не нравится быть аналоговым человеком в цифровом мире.
Некоторые группы вводят запреты на съемку на концертах. A PERFECT CIRCLE даже выдворяли фанатов, которые снимали.
Да, я в курсе. И знаешь, что? Порой мне кажется, что это очень даже здравая идея! Серьезно. Я понимаю, что на концерт приходят не случайные люди, и они имеют право вести себя, как хотят, если никому не мешают. Но когда я хочу посмотреть людям в глаза, а вижу лишь торчащие «Айфоны», то у меня нехило так бомбит.
Когда в девяностые ACCEPT распались, ты дистанцировался от музыкальной деятельности. Сейчас же вы очень востребованы, дела идут, судя по всему, очень хорошо. Как ты смотришь на этот период, когда ты жил почти вне музыки?
Немного тебя поправлю: не «почти вне музыки», а совершенно вне музыки. Я за это время много чем занимался, но музыки это никак не касалось. Трудно ли в это поверить? Честно говоря, да, сама идея кажется безумием. Я до этого жил группой, и сейчас на 100% увлечен музыкой, и трудно представить, что без этого можно было существовать. Наверное, именно поэтому мы сейчас редко даем себе отдохнуть. Выпускаем альбомы довольно часто, у нас насыщенные туры. Наверстываю упущенное.
Ты ведь тогда был фотографом…
Верно. Как я сказал, я многое попробовал в тот период, но фотография была моей основной деятельностью. После музыки это моя вторая страсть, так что не могу сказать, что я горевал, когда не было ACCEPT, но все-таки это занятия разного рода. Даже немного жалко, что сейчас на фотографию не остается времени.
Тогда скажи мне как фотограф. Каким должно быть концертное фото, чтобы можно было сказать, что оно шикарно?
Не знаю, это особенный жанр. Я не концертный фотограф, мне трудно об этом судить. Но концертных фотографов я очень уважаю. Когда я на сцене, то часто об этом думаю. Передо мной в фотопите стоят десятки человек, у всех одинаковый угол для съемки, техника у них практически не отличается, но фотографии получаются разные. Как такое возможно? Нужно очень тонко чувствовать момент, и это целое искусство, доступное далеко не каждому. Именно поэтому среди множества концертных фотографов выдающихся можно пересчитать по пальцам, а основная масса — обычные середнячки.
И последний вопрос. Какие сейчас задачи стоят перед ACCEPT?
Трудно ставить задачи, когда ты уже столького достиг. Нам сейчас нужно не сбавлять темп и просто делать то, что мы умеем лучше всего. Пока что это неплохо получаются, и останавливаться мы не планируем.
Беседовал Борис Игонин
Фотографии: Александр Хорошилов
Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью