AVANTASIA — та группа (если это наименование подходит детищу Тобиаса Заммета), выступление которой всегда является редким эксклюзивом, поэтому пропускать концерты помпезного проекта (а в Москве он выступит 4 мая) крайне не рекомендуется. Впрочем, об этом и многом другом лучше расскажет сам Тобиас, чей бодрый голос мы были рады услышать в телефонной трубке.
Привет, это Тобиас!
Привет, Тобиас! Как поживаешь?
Все отлично, спасибо!
Сколько у нас времени? Полагаю, минут двадцать?
На самом деле, меньше. Я выбился из графика, поэтому минут 15-16. Но ты не переживай, на все отвечу. Буду так тараторить, что не заткнешь. (Смеется)
Что ж, тогда давай начинать. Твой новый альбом, «Moonglow». Это опять лучший альбом AVANTASIA?
Ну, я занимаюсь его промоушном — поэтому да! А если серьезно, я это никогда не воспринимал как Олимпиаду. Не вижу повода соревноваться со своим же прошлым. «Ghostlights», «Metal Opera», «The Scarecrow» — всеми этими альбомами я одинаково горжусь. И каждый уникален. К новому альбому я не подхожу с целью превзойти свое прошлое, потому что я его люблю и горжусь им. Каждый альбом отражает определенную фазу моей жизни, это заявление, сделанное в определенный момент. Новый альбом должен быть лучшим, на что ты сегодня способен, и стать хорошим продолжением дискографии. Лучший ли он? Я не знаю. Кто-то скажет, что лучший, кто-то — что худший, и оба будут одинаково правы.
Прошлый альбом вышел три года назад. Новый длится семьдесят минут и, учитывая то, насколько заняты все приглашенные вокалисты, эти три года, по моему мнению, превращаются в «всего лишь три года».
По-моему, темп я набрал очень хороший. Раньше я был еще быстрее. А если принимать во внимание, что у меня две группы, EDGUY и AVANTASIA, то я буквально срал этими альбомами, один за одним. Я мог себе это позволить, потому что я чувствовал эти альбомы внутри себя. Но нужно быть очень осторожным, потому что график и ритм в один момент становятся движущей силой. Если ты сделал пятнадцать альбомов за пятнадцать лет, то все от тебя будут ждать, что ты продолжишь в том же ритме. Ты сам от себя будешь этого ждать, будешь чувствовать, что должен этот ритм поддерживать. Я так больше не мог. И не думаю, что график должен быть высечен в камне. График должен зависеть от того, есть ли тебе что сказать, от твоей интуиции артиста. Раньше такой ритм был нормальным, потому что все происходило естественным образом. Я доводил альбом до ума и отправлял его лейблу. Ну, в начале лейбла у меня не было, но все равно. Если бы на это понадобилось полтора года или, скажем, семь лет — так тому и быть. Нужно слушать свое сердце и осознавать, на что ты способен в данный момент. Поэтому перерыв в три года между новыми альбомами AVANTASIA абсолютно естественный.
Ты ведь еще обзавелся домашней студией. Полагаю, это тоже повлияло на скорость выпуска альбома?
Да, я начал строить студию, кажется, в 2016-ом. Это очень круто, работаешь, ни к кому не привязываясь, в любой момент, когда чувствуешь креативное настроение. Я тут могу проводить ночи напролет. Я прямо сейчас здесь нахожусь и даю это интервью. Я закрываю дверь и словно погружаюсь в другой мир, где время останавливается. Просто рай на земле! Эта студия моя в любое время дня и ночи. Мне пришла идея — иду сюда. Больше мне не нужно договариваться с Сашей Паэтом и ехать к нему пять часов, чтобы что-то записать. Сейчас мне нужно просто спуститься в подвал. Появилось сразу много дополнительных вариантов творить и сходить с ума. Ну и это очень хорошая студия, у меня неплохое оборудование, и я тут могу сделать почти все, что я делал раньше на студиях, где записывал альбомы.
Я удивился, когда осознал, что Ханси Кюрш только сейчас поучаствовал на альбоме AVANTASIA. Такое сотрудничество казалось совершенно очевидным. Почему же так долго?
Понятия не имею! (Смеется) Я помню, что приглашал его на «Metal Opera», но он тогда был занят с DEMONS & WIZARDS. Потом, не знаю, наверное, мои новые песни не кричали: «Ханси!» Когда я написал некоторые фрагменты для «Book Of Shallows» и «The Raven Child», то понял, что сейчас просто должен обратиться к нему. Я не смогу тебе ответить, почему этого не случилось раньше. Бывает, что просто чувствуешь: пришло время.
Ясно. Просто у меня было предположение, что у Ханси истек контракт с Арьеном Лукассеном, и он наконец-то может принять участие в альбоме AVANTASIA.
(Хохочет) Арьен — очень приятный человек. Мы дружим. Не думаю, что у него были какие-то договоренности с Ханси. Вообще, они оба классные. Но идея хорошая! Эксклюзивный контракт на гостевое участие — это было бы круто.
В целом, как выглядит процесс приглашения вокалиста? В этом много бизнес-составляющей? Например, нужно пробиваться через менеджмент или агентов, или все проще?
Зависит от музыканта. С некоторыми ты никогда не говоришь напрямую, другим можешь сам позвонить. В этот раз я со всеми договаривался лично, кроме Кэндис Найт. В ее случае все было через агента, и это нормально, ведь я с ней до этого никогда не общался. Поэтому все делал официально. В прошлом, например, с Клаусом Майне я вышел на связь напрямую, просто позвонив ему. Или, может, написал и-мейл, мол, Клаус, у меня для тебя есть песня, не хочешь ли на ней спеть? Он ответил положительно, и уже скоро был на студии, так что все прошло очень легко. С Элисом Купером все получилось благодаря Эрику Сингеру. Он был в группе Элиса Купера до того, как стать участником KISS. А потом он стучал в AVANTASIA. Мы с ним как-то зависали на студии в Гамбурге, обсуждали музыку, которая получалась, и решили, что в одну песню очень неплохо бы вписался Элис. А Эрик ему взял и позвонил. Так что здесь никаких правил. Иногда работаешь через менеджмент, иногда договариваешься сам.
У тебя бывало такое, что ты хочешь соединить в песне несколько голосов, а потом понимаешь, что они друг другу не подходят?
Нет. По-моему, никогда. Когда ты приглашаешь людей спеть на альбоме, то понимаешь, что они способны на нечто экстраординарное. Например, когда я работал с Джеффом Тейтом, то знал, что в итоге получу нечто невероятное, ведь он невероятный певец. Когда вокалисты записываются в другой студии, далеко от тебя, или вообще в другой стране, ты должен быть готов, что получишь не то, что себе заранее вообразил. Это факт, который нужно признавать и уважать. Мне не нужны марионетки, мне нужны профессиональные и мастеровитые вокалисты. Я даю им свободное пространство для выражение своей индивидуальности. Поэтому ответ на твой вопрос: нет, ксчастью, такого никогда не было. Причина в том, что я уважаю этих вокалистов и идеи, которые они привносят. Кроме того, все они уже очень опытные и точно знают, что нужно делать.
По части экстраординарного на новом альбоме — это, наверное, в первую очередь, про Милле Петроццу. Он уже однажды пел на альбоме EDGUY, но, полагаю, все равно для него это было выходом из зоны комфорта.
Совершенно верно. Мы с ним дружим уже лет двадцать, регулярно созваниваемся и обсуждаем все подряд, не только музыку. Помню, я ему позвонил и сказал: «Мы уже давно это обсуждали, но сейчас, наконец, я написал подходящую для тебя песню. Возьмешься?» Он согласился, но сказал, что сначала послушает песню, и если она не говняная, то он на ней споет. А я ему отвечаю: «Милле, я говна не делаю». То есть он хотел себе оставить такой запасной выход. (Смеется) Но потом он песню послушал и сказал, что ему понадобится время, чтобы сделать все на высшем уровне. Он не занимается тем, что Ханси Кюрш, Ронни Аткинс или Йорн Ланде делают каждый день. Так что он очень ответственно подошел к заданию. Я знаю, что у Милле есть высокая планка качества для себя самого, и он ни за что ее не понизит. Это одна из причин, из-за которой KREATOR такая хорошая группа. Я ожидал, что к AVANTASIA он подойдет так же, и не сомневался, что выдаст что-то крутое.
А если бы была обратная ситуация, и тебя самого пригласили спеть на альбоме группы, которая играет более жесткую музыку? Скажем, тот же KREATOR. Ты бы согласился?
Да! Зависит от группы, от текста, от музыки, понравится она мне или нет, но в целом да, я согласился бы. Например, на «Pleasure To Kill» бы не согласился, но это другая история, это противоречит моим убеждениям. (Смеется) Милле и сам бы сегодня такое не написал, а тогда он был, считай, ребенком. Но вообще я не против. Милле мой друг, KREATOR классная группа, мне нравится их музыка, так что если вдруг я им понадоблюсь, то с удовольствием.
На альбоме есть кавер на песню «Maniac» Майкла Сембелло. Отличная вещь, очень ее люблю. Но я думал, такой кавер смотрелся бы более подходяще на альбоме EDGUY, как вы поступили с «Rock Me Amadeus», нет?
Не знаю, мы ее записали с AVANTASIA, так зачем выпускать под вывеской EDGUY? (Смеется) Это же не только моя работа, но и Саши, например. Вообще, это очень забавно. Люди думают, что между EDGUY и AVANTASIA разница только в количестве вокалистов, но это совсем не так, творческая атмосфера в двух группах очень отличается. Другие музыканты, другая игра, все другое. Я люблю и то, и то, но если бы мы делали эту песню с EDGUY, то звучала бы она иначе. Я согласен, что кавер на альбоме AVANTASIA — это странно. Мы изначально и не планировали ее делать. Я хотел ее сделать по приколу чисто для себя, но в итоге мы получили что-то слишком хорошее, чтобы не выпустить это на альбоме. Мы решили поместить эту песню в конец пластинки, чтобы она не нарушала общую концепцию. Но все-таки она звучит, как AVANTASIA, и Эрик Мартин из MR. BIG проделал отличную работу. Звучит, как AVANTASIA, чувствуется, как AVANTASIA… Может, это и есть AVANTASIA? (Смеется)
Изначальной идеей AVANTASIA было выпустить метал-оперу, и на этом все. Я помню пресс-релизы десятилетней давности, в которых говорилось, что альбомы и туры проекта настолько сложно организовать, что никто не знает, будет ли продолжение. Ты и сам такое неоднократно говорил. А сейчас у тебя вышел уже восьмой альбом и запланированы концерты. Если честно, то я не верю, что ты никогда втайне не думал, что слишком любишь AVANTASIA, чтобы не прилагать все усилия на поддержание ее жизни долгие годы и даже десятилетия. Я прав?
Нет, ты не прав. Каждый раз, когда я говорил, что это конец, то так и считал. Собрать все это воедино безумно сложно. Когда я был молодой, то никогда не говорил, что это возможный конец группы, перед тем, как отправиться в тур. Но я говорил так после тура. Или, помню, на Вакене сказал, что AVANTASIA может больше никогда не собраться. Ты не можешь знать, что принесет будущее. AVANTASIA очень-очень хрупкая. Это мое сокровище, я его люблю, я в нем нуждаюсь, и я постоянно возвращаюсь к нему, когда могу. Надо понимать, что нельзя все это воспринимать как должное, особенно вокалистов, с которыми я сотрудничаю. Даже если кто-то недоступен, я понимаю, что смогу найти кого-нибудь другого, но в то же время публика, которая придет на концерты, понимает, что данный конкретный состав выступает, возможно, в последний раз. Это давит на меня. У каждого свои группы, свои проекты, и повторения того же самого может не быть никогда. Если я сказал, что с этим покончено, значит я верил, что так оно и есть. Я не могу предсказать, что будет через пять или десять лет, я простого этого не знаю. Мне хочется думать, что я смогу продолжать это дело еще долго, но никаких гарантий я дать не могу. Мне нравится, что я делаю с AVANTASIA, это лучший способ выплеснуть все идеи, что бьются у меня в груди, и это мой главный приоритет на данный момент, но я не могу тебе сказать, что будет потом. Мы здесь возвращаемся к тому, с чего начали. Раньше я жил по графику, и этот график сам по себе регулярно обновлялся. Я на него больше не влияю. Я жил словно в будущем: «Сейчас выйдет EDGUY. В следующем году AVANTASIA. Потом EDGUY. Потом AVANTASIA. Потом фестивали. Потом сборник лучшего. Потом EDGUY. Потом AVANTASIA». Этот ритм убивает. Сейчас я не имею ни малейшего желания думать, что будет в следующем году или через год. Будет ли новый тур AVANTASIA? Не знаю! И не хочу сейчас об этом думать. Если я что-то когда-то говорил, то это не потому что я имел какую-то тайную стратегию. Я говорил так, потому что сам в это верил.
Беседовал Борис Игонин
Фотографии: Александр Хорошилов, а так же предоставленные группой
Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью