«На карантине мне не скучно. У меня есть жена и коты»
Что нужно знать о FIREWIND, кроме того, что это главная хэви/пауэр группа греческой сцены, и то, что ее лидер Гас Джи играл на альбоме Оззи Осборна «Scream»? Ну, например, что в мае у группы вышел вполне солидный альбом с отличными мелодиями и духоподъемным настроением, настоятельно рекомендуемый поклонникам жанра, в том числе и тем, кто группу ранее по каким-то причинам не слышал. Гас охотно рассказал все подробности о новом альбоме и о том, как переживает коронавирусные времена.
Привет, Гас. Ваш новый альбом называется так же, как и группа. Это что-то означает? Можно сказать, что это некое резюме?
В некотором смысле, да. Это такое подведение итогов, очень своевременное, по ряду причин. Во-первых, у нас произошли заметные изменения в составе. Я подумал, что это подходящее время для перезапуска. Сейчас у нас нет клавишных, новый вокалист. Мы, можно сказать, нажали на «рестарт». Во-вторых, материал получился разнообразным. На альбоме можно услышать влияние и раннего FIREWIND, и что-то из более поздних времен. Поэтому я решил, что этому альбому лучше стать одноименным.
Сколько времени обычно уходит на создание альбома?
Обычно на это уходит около года, с перерывами на туры. Не помню точно, когда я начал писать музыку для этого альбома. Кажется, весной 2018-го или летом. Хотя нет. Подожди, я запутался. Все не так было, я начал писать материал в начале прошлого года. Просто до этого у меня были какие-то идеи. В августе вошли в студию. Барабаны записывали в Германии. Потом вернулись и я взялся за гитару.
Ты всегда работал в таком режиме или раньше музыка сочинялась иначе?
Интересно, что ты об этом спрашиваешь, потому что мой подход к написанию музыки действительно очень поменялся, по сравнению с тем, как я начинал. Раньше мы собирались вместе, неделю джемовали, собирали наработки, делали наброски, расходились, что-то в одиночестве обдумывали, потом опять собирались и работали несколько дней. Цикл повторялся, пока у нас не было 10-12 песен. Сейчас я пишу совсем не так. Тут свою роль сыграли технологии. Я постоянно что-нибудь сочиняю, наигрываю риффы и храню все свои идеи на жестком диске. Это может быть совсем маленький кусочек, но я его сохраняю, а потом, через некоторое время, например, после тура, переслушиваю, что у меня есть и дорабатываю. Я комбинирую идеи и это постоянный процесс. В итоге, когда приходит время писать альбом, у меня уже много идей: и готовых, и сыроватых. Мне это нравится, так легче поддерживать творческое настроение.
Создавая новый альбом, ты ставишь цель придумать что-нибудь инновационное, показать себя с неожиданной стороны?
Нет, я за двадцать лет уже выработал свой стиль, и люди ждут от нас определенных конкретных вещей. А всех удовлетворить я не стараюсь, это вообще невозможно. Поэтому пишем такую музыку, какую любим сами. Есть некая территория, некие рамки, внутри которых мы развиваемся. Все наши нововведения происходят внутри этого контекста: например, я хочу сыграть соло лучше, чем было раньше, или просто что-нибудь поменять, чтобы зазвучало поинтереснее. Мы себя не копируем, но мы и не изобретаем колесо заново. Мы же хэви-метал группа, в конце концов.
А когда пишешь песню, ты долго перебираешь идеи, выбирая лучшую? Бывают с этим сложности?
Некоторые песни пишутся сами по себе. Например, на новом альбоме есть песня «Longing To Know You», я ее написал за десять минут, вообще легко. Или сингловая «Rising Fire», тоже очень быстро написалась. А вот, например, «Welcome To The Empire» — мне потребовалось несколько лет, чтобы ее закончить. Зависит от песни. Я не особо хорош в написании текстов и мелодий, поэтому отдаю их вокалистам, а сам концентрируюсь на музыке и аранжировках.
Можешь назвать три своих лучших соло?
Ого! Это сложно! Пожалуй, назову «The Fire And The Fury», старенькая наша вещь. Подожди, лучшие соло FIREWIND?
Не обязательно. Можешь назвать что-нибудь с альбома Оззи, например. Там классные соло.
Спасибо. Да, там есть крутые вещи. Думаю, что в «Let Me Hear You Scream» очень показательное соло, хорошо отражает мой стиль. Что бы еще назвать?.. На новом альбом тоже есть хорошие соляки. Но какой же выбрать? Пусть будет «Rising Fire».
Ты упомянул о переменах в составе FIREWIND. Херби Лангханс крут, но и Хеннинг Бассе был крут. Почему пришлось менять одного на другого?
У нас всегда были хорошие вокалисты. И мы никогда не брали кого-то, потому что он лучше остальных. Все были хороши, у каждого был свой стиль, их сложно сравнивать. С Хеннингом мы разошлись из-за некоторых его личных проблем. У него были проблемы со здоровьем, было под вопросом, сможет ли он нормально себя чувствовать в долгих турах. Было и еще кое-что, чего я не хотел бы упоминать, но у него были свои достаточно веские причины, чтобы уйти из группы. Он не хотел этого, но мы пришли к тому, что некоторые наши планы могут быть нарушены. Пришлось принимать тяжелое решение и искать кого-то другого.
Понятно. А Херби как нашли?
Помог наш лейбл, AFM Records. Я известил их о том, что у нас грядут перемены в составе, поинтересовался, могут ли кого-нибудь посоветовать. Они скинули мне несколько ссылок на Херби, и мне все понравилось. Отличный голос, который подошел бы FIREWIND на все сто. Все произошло очень быстро. Я связался с ним, мы поговорили, потом проверили, как звучат старые песни с его голосом, начали вместе писать музыку, так появилась «Devour». Я отправил ему риффы, а он уже на следующий день выслал мне вокальную мелодию — получилось круто. Мы обсудили, какими бы хотели видеть наши соглашения, какие у кого планы и цели. И кинулись с головой в новый альбом.
Есть еще что-нибудь, что стоит сказать о новом альбоме?
Думаю, надо упомянуть, что у нас есть небольшая концепция в текстах. Три песни: «Orbitual Sunrise», «Longing To Know You» и «Space Cowboy» — они объединены одной темой. Это научно-фантастическая история про космонавта, который путешествует по Вселенной и со стороны наблюдает за развитием человечества. Альбом не концептуальный, но эти три песни связаны между собой.
Хорошо. На этом, наверное, мы можем закончить тему нового альбома и просто поговорить о жизни, благо сегодняшние события дают много поводов. Как сейчас проходят твои будни?
Да, безумная ситуация, конечно. Мы почти все на самоизоляции, и я тоже. Стараюсь постоянно себя чем-нибудь занимать, держать мозг в тонусе. Много общаюсь с прессой, даю интервью. Занимаюсь спортом, провожу время с семьей, играю на гитаре. Недавно делал лайв-стримы с Алиссой Уайт-Глаз из ARCH ENEMY. Стараюсь поддерживать контакт с теми, с кем не могу лично встретиться, и продолжаю заниматься музыкой, чтобы вдохновение не уходило. Конечно, иногда целыми днями ничего не делаю и пялюсь в потолок, такое со всеми бывает. Сейчас важно поддерживать друг друга, сохранять спокойствие и благоразумие, чтобы после эпидемии все как можно быстрее вернулось на круги своя.
Ты знаешь кого-нибудь, кто переболел коронавирусом?
В Греции нет. Но пару недель назад общался с журналисткой из Англии, она уже поправлялась, когда мы общались. Я с ней уже несколько лет знаком, делали раньше интервью. Она лечилась дома, в больнице не лежала, но рассказывала, как проходит болезнь, и какие симптомы — это жестко.
Как ты вообще оцениваешь поведение людей во время эпидемии? Я часто слышу о том, что не надо паниковать, но дело в том, что и паники не наблюдаю. Люди просто принимают разумные меры предосторожности и, вроде бы, всё.
Согласен. По началу была некая паника, ты, наверное, помнишь, как люди ломились в супермаркеты скупать туалетную бумагу. Но все быстро успокоилось, все поняли, что супермаркеты никто закрывать не будет. Не знаю, как у вас, но в Греции все вполне спокойно, нам, слава богу, повезло быстро справиться с первыми очагами, и у нас небольшое количество заболевших. Я думаю, все дело в психологии: люди боятся неопределенности. Никто не знает, что будет дальше, и от этого можно тронуться. Мы можем сейчас планировать только на день вперед. Представь, каково мне. Я зарабатываю турами, и я буду последним, кто вернется к работе, потому что весь наш бизнес построен на массовых скоплениях людей. Работа у меня появится не скоро, но все, что я могу с этим сделать, это только ждать и надеяться.
Что ты хочешь сделать первым делом, когда карантин закончится? Кроме концерта.
Запланировать тур! (Смеется.) Вот больше всего именно этого хочу. Конечно, хочу встретиться с родителями и друзьями. Хочу сходить в бар. Хочу с женой в ресторан. Но первым делом я позвоню в букинговое агентство и буду их просить забронировать даты на тур.
У вас же были назначены даты, верно?
Да, 15 мая должны были начать тур в Америке, с SYMPHONY X. Все перенесли на следующий год.
А как тебе самому на самоизоляции? Ты по своей натуре зависим от общения?
Мне хорошо, потому что я с женой. А она со мной. А с нами коты. Дома интересно, я одиноким себя не ощущаю. И к тому же, сейчас есть видео-звонки. Представь, что было бы, если бы пандемия случилась пятнадцать лет назад. Держать связь с дорогими тебе людьми сейчас совсем не сложно.
Некоторые люди на карантине находят возможности и время заняться чем-нибудь, чем давно собирались, освоить что-нибудь новое. У тебя есть такое желание? Или, может, ты его уже реализовываешь?
Музыка, что же еще. Это мой главный интерес на протяжении всей жизни, так что заниматься музыкой, развивать гитарные навыки, это то, что мне и нужнее, и интереснее всего.
Ты после стольких лет с гитарой еще не всему научился?
Мужик, музыка бездонна! Можно много в чем развиваться: теория, гармония, импровизация, разные звуки, разные техники — конца не видно!
Хорошо, и как ты оценишь свой уровень?
Я бы сказал, что продвинутый. Все-таки я двадцать лет профессионально играю на гитаре! Я знаю много, но это не значит, что я знаю все.
Ты сказал, что занимаешься спортом. Ты ЗОЖник?
Полагаю, что да. Я не курю и почти не пью. Дома у меня есть небольшой зал, и сейчас это спасение. Наматываю километры на дорожке. Выходить на улицу нам нельзя, поэтому возможность делать кардиотренировки прямо дома меня очень радует.
И давай о чем-нибудь глобальном. Что тебе больше всего нравится и не нравится в современном обществе?
Мне не нравятся, что люди не особо заботятся друг о друге. Особенно это заметно в общественных местах. Я же много путешествую, часто бываю в аэропортах и наблюдаю за людьми: мало кому есть дело до тех, кто его окружает. Нам есть, к чему стремиться в этом плане. Может, пандемия нам в этом поспособствует, как знать. Что мне больше всего нравится? Не знаю, первое, что приходит на ум: я исполняю песню в Греции, потом в России или Японии — и везде у людей возникают от нее одинаковые эмоции. Удивительно, как сила музыки убирает границу между культурами. Ты приходишь на концерт, где рядом с тобой будет человек совсем других взглядов и верований, но вы объединены музыкой. Это очень мощная вещь, что-то общее может быть у совсем разных людей. Это совсем обратная ситуация тому, о чем я сказал выше, как люди спешат на работу, не замечая никого вокруг, или бросают мусор на улице.
А как насчет лично тебя? Какие твои основные достоинства и недостатки?
Мне не во всем хватает дисциплины. Например, стоило бы есть поменьше сахара. (Смеется.) Мне нужно больше следить за питанием. Но я стараюсь. Иногда я немного упрямый. Что мне в себе нравится? Не знаю, я вообще себя люблю. Говорят, что чтобы полюбить кого-то, то нужно сначала полюбить себя, так вот себя я люблю. Я нахожусь в равновесии.
Спасибо за беседу, Гас. Передавай приветы русскоязычным поклонникам!
Спасибо, что прочитали интервью. Хочу поскорее вернуться в Россию с концертами, а пока слушайте наш альбом. И будьте здоровы. Берегите себя в эти нелегкие времена. Еще увидимся!
Беседовал Борис Игонин
Выражаем благодарность AFM Records и лично Ирине Ивановой за организацию интервью
А пару свежих клипов можно посмотреть ниже
Понравилось интервью? Подпишись на наши сообщества!
Частичное или полное копирование материалов, в том числе фотографий возможно с письменного разрешения администрации и при указании ссылки на источник
18+