Что нам может помочь в эти мрачные времена, с туманными перспективами и вообще без уверенности в завтрашнем дне? Почему бы не новый альбом Удо Диркшнайдера, которого мы все любим и точно знаем, что он не подведет, и всегда останется верным идеалам им же созданного звучания? Человек-стабильность. Но и здесь случился подвох, правда, приятный. Удо записал альбом с оркестром, где вдоволь наэкспериментировался. Попытка получилась весьма удачной и «We Are One» стал достойным пополнением дискографии U.D.O., с чем мы его создателей и поздравляем. На связи Удо Диркшнайдер.
Я видел выступление U.D.O. с оркестром на Вакене, это было в 2015 году. А альбом вышел только сейчас, у вас даже в промежутке был один «нормальный» альбом. Почему оркестровый альбом появился через пять лет после вашего дебютного концерта в таком виде? Разве идея не должна была прийти сразу после?
Нет. После Вакена мы о таком не задумывались. Но у нас потом был еще один концерт с оркестром, в 2018 году, и там было все по-другому. На Вакене у тебя есть только 75 минут на выступление, а на втором концерте мы играли два с половиной часа. И это вообще непередаваемая атмосфера, мы все были очень воодушевлены, и только после этого решили, что нам не помешало бы еще что-нибудь сделать вместе. Так и родилась идея сделать альбом. Мы подготовили около тридцати песен, встретились в Берлине с оркестром, с аранжировщиками, слушали, что у нас есть и отбирали песни, какие подходят, а какие нет. Те, что подходили — взяли в работу. Вот такая история.
Свой стиль у вас сформирован уже очень давно, U.D.O. моментально и безошибочно узнается. Думаю, альбом с оркестром должен был стать выходом из зоны комфорта. В чем для вас проявилась разница в сочинении и записи?
Стало больше свободы. Сейчас песни получились не совсем для нас обычные. Мы написали свою часть, отправляли музыку оркестру, потом велась работа над партитурами, и тут начиналось самое интересное. От тех, кто занимался аранжировкой, поступало много идей, как можно изменить песню, как разнообразить, что можно поменять, чтобы группа и оркестр лучше сочетались. Очень необычный для нас опыт, мы узнали много нового. Оркестр, думаю, тоже попал в новую для себя обстановку, поработав с хэви-группой.
Альбом с оркестром тебе кажется логичным развитием U.D.O.? Ты мог раньше о таком подумать?
Нет! Лет пятнадцать-двадцать назад о таком я вообще не задумывался. С оркестром к тому моменту уже много кто записался: METALLICA, SCORPIONS и так далее. Но они с оркестром играли свои старые песни, а мы записали абсолютно новый материал. Это во-первых. А во-вторых, у нас медный духовой оркестр! Никаких скрипок или чего-то подобного. И еще у нас ведь военный оркестр. Десять лет назад я не подумал бы, что мы сможем сыграть именно с военным оркестром.
А что поменялось?
Вся политическая обстановка изменилась. А потом мы два раза сыграли с оркестром, все увидели, что хоть это и военный оркестр, никакой политической подоплеки за этим нет, мы только играем музыку. Никакой военщины. И у нас не было изначального плана играть именно с военным оркестром, просто он оказался идеально подходящим для нас по звучанию.
Как я сказал, стиль U.D.O. хорошо узнается, но мне кажется, что многие фанаты упускают из виду, что вы, в действительности, не против поэкспериментировать. Например, была классная и совершенно ни на что не похожая песня «Cut Me Out». Ты и сам, наверное, можешь привести примеры. Как так получается, что в U.D.O., с вашим фирменным звуком, случаются такие сюрпризы?
Когда мы пишем обычный альбом U.D.O., то у нас всегда есть желание сделать что-нибудь необычное, но мы не заходим слишком далеко. Фанаты ждут такого, чтобы можно было сказать: «Да, это U.D.O.» Сейчас у нас не обычный альбом, это скорее проект, и мы делали, что хотим. С U.D.O. такое случается, но не часто. В девяностых у нас был альбом «Faceless World», где появились клавишные. Тогда вообще все недоумевали, что это я такое затеял. Так что да, такие сюрпризы я люблю. Но на этом альбоме вообще все не так, мы начали писать песни уже без всяких рамок. В итоге получился очень разнообразный материал. Есть баллады, есть песня, где я пою с Мануэллой Марковитц, она очень музыкальная и обладает очень красивым голосом. Есть песня «Blindfold», которая написана специально под нее и оркестр. Есть инструменталы. И это концептуальный альбом, тексты посвящены всяким негативным вещам, которые сейчас происходят в мире: климатические проблемы, загрязнение окружающей среды, пожары, расизм. Все, что может разрушить нашу планету. Возможно, нам всем надо прислушаться и проснуться.
Думаю, с такой концепцией на альбоме, если бы он вышел чуть позже, появилась бы и песня про коронавирус.
Конечно. Постоянно происходит что-то нехорошее. Сейчас в Америке беспорядки, проблема расизма опять актуальна, а текст на эту тему у нас появился до того, как эти самые беспорядки начались, так что это во многом вечные проблемы. Коронавирус никто предсказать не мог, и сейчас очень странные времена, но это тоже проблема, которая подошла бы концепции альбома.
Это ваш самый длинный альбом. Учитывая, насколько он разнообразен, вы это сразу планировали, чтобы уместить все имеющиеся идеи?
Да, семьдесят пять минут или около того, точно не знаю. Длинный альбом. На нем всего пятнадцать песен, и среди них есть вещи по шесть минут и больше. Мы так не планировали, но результатом довольны.
А не скучаешь по старым временам, когда записал десять песен — и альбом готов?
Да, раньше альбомы были по сорок пять минут, нельзя было на диск записать семьдесят минут, как сейчас. Сейчас, когда мы записываем альбомы U.D.O., то останавливаемся примерно на двенадцати песнях, но потом возникает необходимость писать бонусы. На новом альбоме никаких бонусов нет, только эти пятнадцать песен и больше ничего. А для обычного альбома то японский бонус, то расширенное издание, и все равно в итоге много песен выходит. Конечно, можно сказать «нет» и ничего дополнительного не записывать, но лейблы от такого в восторге не будут.
«We Are One» примечателен участием Штефана Кауфманна и Питера Балтеса. Как это вышло?
Штефан Кауфманн играл на нашем последнем концерте с оркестром, и было абсолютно ясно, что он будет участвовать на альбоме. Может, что-нибудь напишет или займется звуком. С Питером Балтесом — это вообще случайность. Я пришел на студию к Штефану записать демо вокала, а там был Питер. Я его лет пятнадцать не видел и не разговаривал с ним. А тут мы разговорились о том, о сем, бла-бла-бла, он говорит, что у нас интересный проект, и что мог бы что-нибудь придумать для него. Отвечаю: «Да пожалуйста!». Он написал музыку для альбома, и очень хорошую.
С Питером у вас не было никаких разногласий и трений?
Нет, с Питером никаких.
Я правильно понимаю, что Штефан после ухода из U.D.O. всегда оставался другом группы, но только сейчас вернулся к написанию песен?
Да, он всегда был рядом. Когда мы работали над «Steelfactory», он был звукорежиссером и записывал вокал. И мы всегда были отличными друзьями.
У тебя в группе есть новые участники. Каково им было начать работу в U.D.O. c такого большого проекта?
Да, для них было все непривычно. Но гитарист написал три песни и вообще очень быстро включился в процесс. Басист не так быстро освоился, но все равно. А гитарист сразу начал работать и написал три хороших песни.
У тебя есть представление, когда будут следующие концерты?
Прекрасный вопрос! Я только знаю, что будем выступать на Вакене в следующем году, это уже подтверждено. В остальном сейчас невозможно строить никаких планов. У нас отменилось очень много концертов. В Южной Америке должны были выступать с HELLOWEEN, потом Северная Америка и Канада. Собирались еще раз в Россию. Но сейчас никто ни в чем не уверен. Ждем.
Окей, предположим, в следующем году уже будете активно выступать. Будете исполнять песни из «We Are One»?
Нет, что записано с оркестром, будет сыграно с оркестром. Посмотрим, что и как будет получаться. Как я сказал, сыграем на Вакене с оркестром, и, может, дадим несколько концертов в Германии. А может, и за рубежом. Но ничего нельзя утверждать наверняка.
У тебя есть идеи, как можно освежить сет-лист U.D.O.?
Да, у нас альбомов очень много, я мог бы хоть каждый вечер менять сет-листы. Я знаю, в какой стране исполнять какие песни. Можно сделать все достаточно разнообразно, для нас это не проблема.
Хорошо. А если вспомнить какую-нибудь старую песню? Допустим, «Blitz Of Lightning».
Классная песня, была на «Faceless World». И мы ее даже играли, то ли в 2014-м, то ли 2015-м. Но проблема песен с того альбома в том, что для них нужен клавишник. Когда мы турили с клавишником, многие удивились, мол, что это он делает у Удо. Но был хороший сюрприз. Это хорошая песня, вообще альбом весь хороший, мы его писали со Штефаном Кауфманном вместе.
Немного о материальной стороне вопроса. Можно ли сейчас музыканту группы U.D.O. год прожить без концертов?
Ну давай так. За меня не беспокойся — я получаю нормальную пенсию. И бэк-каталог у меня большой, так что я проживу.
А что насчет твоего сына?
Он тоже, но у него есть разные дела помимо группы.
Раз уж ты общаешься с организаторами концертов и фестивалей, ты не слышал от них прогнозов, в каком виде может продолжать концертный бизнес?
Нет, не знаю. Промоутеры хотят осенью провести тур по России, на семь концертов. Пффф. Сильно сомневаюсь. Нет, я бы очень хотел, но затея кажется нереалистичной. Вот в следующем году — уже больше похоже на правду. И то, остается только надеяться.
Беседовал Борис Игонин
Выражаем благодарность Ирине Ивановой за организацию интервью