LEAVES’ EYES не любят томить поклонников в ожиданиях и уж тем более могут гарантировать материал определенного качества и настроения. Даже уход Лив Кристин, произошедший уже два альбома назад, тогда казавшийся роковым поворотом, сейчас воспринимается лишь как исторический эпизод, потому что LEAVES’ EYES как тянули драккар симфо-метала, так и продолжают, и Алекс Крулл пишет все такие же могучие длинные песни про викингов. Уже с первой секунды беседы стало ясно, что Алекс в очень разговорчивом настроении и слов из него вытягивать не придется.
Привет, Борис. Как дела, уже слышал новый альбом?
Привет, Алекс. Да, но пока послушал только один раз, составил только первые впечатления. Но звучит неплохо. И клипы понравились.
О, приятно слышать! Ладно, давай приступим к интервью. (Смеется.)
Давай как раз в нового альбома и начнем. Можешь сделать его короткую презентацию?
Ух, надо постараться, чтобы описать все кратко! «The Last Viking» рассказывает, наверное, самую эпичную историю из времен викингов. Он посвящен Харальду III Суровому, последнему викингу, с его смертью в битве при Стэмфорд-Бридже в 1066 году к концу подошла эпоха викингов. И сюжет альбома начинается на поле битвы. Харальд умирает, и у него перед глазами проносится вся его жизнь. Концепция подходит LEAVE’S EYES на сто процентов, ею вдохновлена вся музыка. Он родился в Норвегии, но в юности был ранен и вынужден бежать, в итоге попал в Киев. Наверное, знакомый тебе город, да? (Смееется.) Через несколько лет он поступает на службу к византийскому императору. История уже эпичная, но дальше — больше. Он становится настоящим военным героем. Он сражался с сарацинами и захватил восемьдесят городов, по крайней мере, так говорят саги. Он участвовал во множестве походов в разных регионах, причем таких, о которых мало кто даже может вообразить. Все слышат про викингов и думают, ага, Норвегия, фьорды и так далее — это совершенно не верно. Следы викингов повсюду. И это для меня самого превратилось в настоящее приключение, мы писали песни о событиях, которые происходили в разных государствах, в разной культурной обстановке. Там много персонажей и интересных эпизодов, как, например, побег Харальда из тюрьмы — можно снять целый голливудский блокбастер! И ведь это не конец, он возвращается на родину и становится королем Норвегии, после стольких лет. Воевал за датскую корону, а потом и за английскую. Он хотел собрать одну большую империю, это принципиально важный для истории персонаж. Соединить столько тем в одном альбоме, собрать в одну музыкальную концепцию — это круто. Наша главная задача — писать хорошие метал-песни, но еще мы должны сохранять разнообразие, и в заглавной песне, которая длится десять минут, мы используем все возможные приправы. У нас много инструментов: аутентичные барабаны, перкуссия, никельхарпа, скрипка, свистелки и так далее. Нам понравилось писать такой эпос, это нечто особенное, мы им очень довольны, отзывы тоже хорошие.
Да, презентация получилась не очень короткая, но зато интересная. А вообще слушатель поймет все эти сюжетные перипетии, если не посидит над текстами?
Это важная штука. Мы добиваемся визуализации, хотим, чтобы слушатель занырнул в нашу музыку и почувствовал, что слушает викинг-оперу или что-то в этом духе. Песню можно прочувствовать, для этого не надо быть помешанным на истории, как я. Я-то на этой теме вообще упоролся, и в реконструкциях участвую, и мечом люблю помахать. Тебе не обязательно настолько сходить с ума, чтобы слушать LEAVES' EYES. Просто слушай альбом и получай удовольствие. Но что важно — мы стараемся музыкой нарисовать такие картины, чтобы человек отвлекся от реального мира. Что сейчас творится — это же невообразимо! Коронавирус сделал безумный мир еще более безумным. Мы — метал-семья, метал-коммьюнити. Мы держимся вместе. Когда мы работали над альбомом, сделали перерыв на два концерта на 70000 Tons of Metal — теперь, как оказалось, последних! — и тут ковид постучался в двери. Мы сконцентрировались на самом главном, на нашей музыке, и стали близки, как никогда. Йорис не мог улететь в Швейцарию (вообще, он из Нидерландов, но в Швейцарии живет его девушка), для Элины тоже границы были закрыты. Мы все оказались заперты в одном месте и решили использовать ситуацию лучшим образом — завершить альбом, у нас на это было шесть недель или около того. Мы сблизились как группа, как друзья, как семья, если угодно. Это магия. В такие сложные времена мы радовались тому, что нас объединяет. И тоже самое для наших фанатов — есть музыка, которая оттеняет все плохие новости, а они каждый день случаются. Поэтому нам было важно выпустить этот альбом. Концерт-презентация на Summer Breeze накрылся. Ни тебе большого шоу, ни сорокатысячной публики, ни корабля на сцене, ни викингов, ни хора, ничего. Лейбл интересовался, что мы планируем делать — мы решили ничего не откладывать. Ни альбом, ни документальный фильм — тоже большой проект, кстати, пять лет снимали. Если ты метал-фэн, если тебе нравятся LEAVES' EYES, ты можешь прочувствовать музыку, прочувствовать стоящую за ней приключенческую историю. Не нужно знать все детали, это не важно. У тебя есть возможность отдельно изучить эту тему, и кто-то так и делает, кому-то нравится эта сага, кто-то рад, что благодаря LEAVES' EYES узнал больше про викингов. Так это и работает.
А не было желания в альбом включить рассказчика, чтобы было больше конкретики?
Я бы сказал, что вокалисты тоже выступают в роли рассказчиков, в некотором смысле. Тем более, на альбоме может предполагаться какая-то роль, конкретный персонаж. Вообще, Элина похожа на сказительницу — когда слушаешь историю, рассказанную женским голосом, в этом уже есть какое-то очарование. Я, конечно, тоже иногда подключаюсь со своим рыком, но у Элины главная роль. Сочетания текста и мелодии уже рассказывают историю, поэтому я не думаю, что рассказчик так уж необходим. Хотя на первом треке есть рассказчица, это наша подруга из Норвегии Сюзанна, она поет в группе MORKE, такой готик-блэк метал. Ее можно услышать во вступлении, она открывает сагу, знакомит нас с Харальдом III. Но не больше. Я за то, чтобы альбом было интересно и легко слушать, чтобы он не был перегружен деталями. Я большой фанат PINK FLOYD «The Wall», много слушал его в детстве. Для меня это образчик концептуального альбома, я им вдохновляюсь и на него ориентируюсь в LEAVES’ EYES. У нас, конечно, все другое, но мы тоже делаем концептуальные альбомы, и я считаю, что музыкой можно рассказать историю.
Если ты любишь «The Wall», значит ли это, что ты больше любишь Уотерса, чем Гилмора?
О нет, не хочу в этот спор вступать! (Смеется.) Я видел PINK FLOYD… Черт, когда же это было? Уже и не вспомню. Очень давно. Это что-то невероятное, ты закрываешь глаза, и музыка тебя уносит в другие измерения. Конечно, шоу было классное, но много эффектов там не нужно, все делает музыка. Мы в LEAVES’ EYES совсем не такие, понятно, но вот способ рассказать сагу — этому я учился у PINK FLOYD. Для нашей группы это очень важно, и это очень важно для меня лично, я очень погружен в тему викингов. Мой отец родился в местах, где раньше был Йомсборг, сейчас это город Волин в Польше. Йомсборг был одной из крупнейших крепостей, а сейчас там проходят крупнейшие бои реконструкторов, я состою в армии Йомсборга, самой большой современной армии викингов. Каждый год к нам приезжает много людей, в том числе из Восточной Европы и из России. Ну, сейчас никто не приедет, причина понятна.
«The Last Viking» звучит очень эпично, для вас это не в новинку. Но если посмотреть на состав, например, предыдущего альбома, там вообще глаза от количества людей разбегались. Может, эпичность — не главная черта «The Last Viking»?
Не сказал бы. Зависит от того, что мы называем эпичностью. Можно сказать, что какой-то альбом более песенно-ориентированный, например, но дело не в этом. На новом альбоме у нас тоже есть оркестровки, уйма всяких мелких деталей, металлическая часть тоже очень сильная. Но признаюсь честно, я не считаю, что метал-группа должна задвигаться на второй план оркестром или хорами. Это мое субъективное мнение. Группа и оркестр должны создавать красивый контраст и дополнять друг друга. Конечно, мы могли бы накрутить оркестра и хоров вообще по максимуму, но что я слышу от фэнов и коллег по бизнесу: альбом спродюсирован очень гармонично и вкусно. Всем нравится, и мне именно этого и хотелось — чтобы не сильно чисто, и не сильно помпезно. Перенасытить метал-музыку оркестром — это как сделать торт и насыпать слишком много сахара. Ты съешь один кусок и больше не захочешь. Мы нашли баланс, который LEAVES’ EYES на данный момент устраивает. А вот если вспомнить «Njord» — он был самым заоркестрованным. Конечно, я его люблю, и это был хороший опыт, но лучше слишком не заигрываться. У всего должны быть пределы, и контраст оркестра и метала должен сохраняться. Это создает динамику, делает запись более интересной. И наоборот, если вся красота, которую играет оркестр, перекроется гитарами и рыком, что ничего слышно не будет — такого мне тоже не надо. Я тебе вот что расскажу! У меня есть друзья с просто офигенной стерео-системой, и я у них иногда слушаю музыку. На другой аппаратуре она может звучать плоско, но когда я хочу со вкусом заценить какой-нибудь новый альбом, то иду к ним, и это вообще все меняет. Ты слушаешь, и слово находишься среди музыкантов, они рядом с тобой играют, кто на гитаре, кто на скрипке, ты отчетливо слышишь все бэк-вокалы, все партии хора. Кстати, двое друзей как раз поют в хоре у LEAVES’ EYES, с ними всегда интересно вместе музыку послушать.
Получается, в LEAVES’ EYES ты используешь немного разные рецепты создания музыки. А если вспомнить ATROCITY, то я даже не сосчитаю, сколько раз вы меняли жанр. Пять? Десять? Быть разным — это часть твоей натуры?
Верно, но я тебя поправлю: мы в ATROCITY не менялись. Это большое недопонимание, возникающее из-за того, что люди любят лепить ярлыки. Я в метале буквально с его первых дней. Когда мне было шесть, я слушал DEEP PURPLE, далее пошли RAINBOW, WHITESNAKE, PINK FLOYD, AC/DC и все такое прочее. То есть это еще не метал, его тогда не существовало. А когда он появился — это была революция. А в революции нет границ. «Breaking The Law», понимаешь? Вот главное правило. Я никогда не понимал, зачем все распихивать по категориям, одно туда, другое сюда. Я за свою жизнь продюсировал такое количество групп, что уже не вспомню, и всегда говорил, что нет смысла как-то очерчивать свой жанр. В конце концов, это же искусство. Да, есть артисты, которые держатся своей стилистики и особо не меняются — замечательно, ничего не имею против, но я всегда считал, что если в ATROCITY мы начали с брутальной музыки, то это не значит, что потом не можем переключиться и сделать что-нибудь в духе того, чем занимается моя сестра Ясмин, записать акустику или альбом «Blut». В начале девяностых для многих он показался революционным. Еще и лирика на немецком, святый боже! Было забавно, я как-то тусил с Кристофом из RAMMSTEIN, мы много лет уже дружим, впервые познакомились в Берлине, завтракали после Metal Hammer Awards, и он мне говорит, мол, какие у нас в ATROCITY были злые и мрачные тексты. Я думаю, ну ни фига себе, если человек из RAMMSTEIN так отзывается о твоих текстах, то это что-то да значит! (Смеется.) Когда мы выпустили альбом с текстами на немецком, сразу полетели вопросы «Вы что, нацисты?» и прочая фигня. А мне нравится немецкий, он поэтичный и хорошо подходит метал-музыке. В общем, если бы мы не смешивали метал с готикой, эмбиентом, акустикой и так далее, то я бы чувствовал себя не совсем полноценным. Мне нравится быть артистом, у которого много свободы. Но еще мне нравится существовать внутри дэз-метал традиции, или внутри стиля LEAVES’ EYES. Не было такого, чтобы мы закрыли дверь на замок или отвернулись от чего-то. Я так никогда не говорил, никогда не делал и не буду. Это часть моей жизни.
Давай немного об истории. Ты увлекаешься только викингами или всем подряд?
Ой, я много чем интересуюсь. Можно сказать, что есть Алекс-викинг и Алекс-вампир, например. (Смеется.) Конечно, не только викингами. В ATROCITY, кстати, тоже это можно слышать. В «Okkult» я касаюсь тем связанных с религией и властью, управлением миром. Это не обязательно конспирология, в истории есть много странных событий, много оккультного, что стоит изучить. Страх! Страх — мощнейшее оружие, которым владеет человечество, это и сегодня можно увидеть. С помощью страха можно управлять народами, мы это видим и на примере религии, и в действиях глав государств, любых культур и цивилизаций, лидеры управляют с помощью страха. У нас как у метал-группы много возможностей: нам не нужно быть супер-политическими, но мы можем просто взять какую-то мрачную тему, темную сторону человечества, которая уже проявляется во многих сферах.
Как у тебя появился интерес к истории? Я спрашиваю, потому что припоминаю свои школьные времена, и как были написаны учебники. Там не просто не заинтересуешься — осилить текст уже было хорошо.
У меня это началось просто с самого детства, мне всегда это было интересно. Я родился в местности, где остались следы Римской империи, меня постоянно это окружало. Думаю, еще дело в том, что просто интересно узнать, кто ты, откуда ты. Не для того, чтобы потом гордиться «я такой, я сякой!», и не для всякой националистической хреноты, это бред. Тем более, чем все очень запутано и переплетено. Даже по реконструкторам это понятно: викинги, византийцы, славяне, древние германские племена — все вместе, все увлечены одним и тем же. Да, если хочешь изучить историю, то школа не лучшее для этого место. (Смеется.) Учителя бывают всякие. Хотя и хорошие встречаются, тут уже как повезет. Хороший способ — путешествовать. Мне повезло, потому что в турах я посмотрел много стран. Приезжаешь в новый город, интересуешься, что здесь происходило раньше. Помню, были в Латинской Америке и посмотрели целых десять стран! И у каждой своя история, что-то свое и отличное! Я люблю, когда вместе собирается много людей из разных мест, ото всех можно почерпнуть частичку его культуры.
А чему мы можем научиться у викингов?
Времена были пожестче, чем наши! (Смеется.) Но что интересно, викинги — это не только война, но еще и всяческие дипломатические штучки. Харальда III, кстати, это тоже касается, умный был мужик. Научиться… Думаю, тяге к исследованиям. В целом по жизни. Сейчас люди сидят и ничего не делают, не задумываются о большем. Викинги в этом плане гораздо круче нас, они добрались до Северной Америки раньше любого европейца. Рисковать и использовать свою силу — это викинги хорошо умели. И еще одна вещь — братство, забота друг о друге. Мне сейчас этого не хватает, общество очень эгоистично. Если мы хотим что-то изменить в этом мире, чтобы он лучше функционировал — об этом нужно думать в первую очередь, и это единственный правильный путь, он начинается не с политиков, а с каждого человека в простой повседневной жизни. Мы зашли слишком далеко, и если так все пойдет дальше, конец окажется слишком предсказуемым, и точно не счастливым.
И мой последний вопрос на сегодня. У тебя не возникает мыслей укоротить волосы?
Сейчас нет! Я привык к длинным волосам. Возможно, однажды начну лысеть и совсем побреюсь, как знать. У меня нет какой-то жизненной необходимости в длинном хаере, просто так сложилось, это часть меня. Я иногда даже их не замечаю, настолько привык. Хотя несколько лет назад они даже длиннее были, подумать только!
Отлично. Спасибо за интервью, Алекс! Надеюсь, что уже в следующем году сможем встретиться на концертах.
Твои бы слова да ковиду в уши!
Беседовал Борис Игонин
Выражаем благодарность Ирине Ивановой за организацию интервью