RAGE держат просто феноменальный темп выпуска альбомов. Пару лет, а то и вовсе один, как это случилось сейчас — такое и не всякая молодежь может себе позволить, а уж среди заслуженных ветеранов подобную прыть встретить вообще проблематично. Новинка «Resurrection Day», первый альбом для обновленного состава, выдалась на загляденье, всё очень мощно и хитово. Хотя, ей богу, Пиви Вагнер может выпускать альбомы каждый год просто для того, чтобы был повод сделать интервью, ибо поговорить с ним всегда интересно.
Привет, Пиви. Первым делом хочу сказать, что мне очень понравился новый альбом. Признаться честно, я не фанат последних нескольких работ, и от этой ничего особого не ожидал, но получил очень приятный сюрприз! Отличный альбом, лучший за последние десять лет точно. Поздравляю!
О, спасибо!
Но первый вопрос у меня будет не про качество, а про количество. По-моему, в вашем жанре нет ни одной достаточно известной группы с такой большой дискографией. У тебя буквально мировой рекорд, особенно если еще учитывать LMO и REFUGE.
Если считать альбом AVENGER, то этот уже двадцать седьмой альбом по счету. Да, число немаленькое, я согласен. Не знаю точно, как так получилось. Думаю, дело в том, что я очень продуктивный и люблю сочинять. Я люблю музыку, да, вот так все просто. Мне не сложно писать, мне легко работается над материалом. Поэтому, если есть что записать, почему бы этого не сделать? Не то чтобы у меня был какой-то план по количеству, просто есть музыка, которую можно выпустить, и есть возможность это делать. Лейблы хотят выпускать наши альбомы, вот мы этим и занимаемся.
У вас за последний месяц было три концерта. Как прошло, с учетом долгого перерыва?
Классно. Мы взаперти были, наверное, месяцев десять. Никаких концертов за это время. Круто вернуться и играть для живых людей.
Какие песни из нового альбома вы играли?
Заглавную песню, «Virginity» и «Monetary Gods», потому что их уже знали как синглы.
Будете добавлять в сет-листы больше новых песен?
Конечно. В ноябре-декабре мы планируем поехать в тур по Европе, там попробуем сыграть другие песни. Почти любая из новых песен будет хорошо смотреться в сет-листе, но мы пока еще не обсуждали, что именно будем играть.
Когда мы общались после выхода «The Devil Strikes Again», ты говорил, что у вас, и у лейбла тоже, был план выпустить оркестровый альбом, и для него даже уже было что-то готово. Симфонический альбом так и не вышел, но у вас сейчас есть песни с оркестром, а на прошлом альбоме была отличная «Shine a Light». Могу я предположить, что это следы того самого альбома?
У нас не было совсем серьезных планов на оркестровый альбом. Мы это обсуждали, но не так, чтобы вносить его в график. Оркестр всегда был важной частью RAGE, и он появлялся на наших предыдущих альбомах тоже. На «Seasons of the Black» была «Farewell», на «Wings of Rage» — три песни, на новом — четыре. Это постоянный элемент нашего саунда. Но полностью оркестровый альбом… Возможно, было бы хорошо что-нибудь такое сделать на сорокалетний юбилей группы, в 2024-м. Но пока это на стадии обсуждения. У нас нет готового плана на ближайшие годы, но это один из вариантов. Такое может быть. Или сделаем двойной альбом: первая половина — чистый метал, вторая — с оркестром. Идей витает много, мы еще думаем.
Хорошо, ближе к новому альбому, а точнее, к одной конкретной песне, «Travelling through Time». Оркестровая, к слову. Она не похожа ни на что, что вы делали ранее. Каким образом она вообще у вас родилась?
Эта песня вдохновлена итальянским композитором эпохи Ренессанса Джорджио Майнерио. Это танцевальная тема. Я её научился играть, когда мне было лет девять или десять, я начинал с классической гитары, и это была моя такая разминочная песня. Я годами думал, как сделать из нее рок-песню, в итоге у меня был и припев, и вокальная мелодия, и ритмические идеи, но я никогда не думал, что это все подойдет для RAGE. И вот я случайно сыграл ее Джину, одному из наших новых гитаристов, ему очень понравилось, он решил, что она отлично впишется на новый альбом, и надо пробовать. Я все еще не был уверен, но я дал ему все, что у меня было, в итоге он записал простую демку новой песни. Когда он мне ее включил, оказалось, что он все не совсем верно понял, и песня звучала не так, как я ее задумывал. Я сначала удивился, но потом понял, что так даже лучше! В итоге версия Джина стала базисом для песни, которую ты слышишь на альбоме, но с добавлением оркестра она немного приблизилась к изначальной задумке. Получилось отлично.
Да, песня очень неожиданная, но от этого только лучше.
Маленькие сюрпризы после 37 лет, почему бы и нет? (Смеется.)
На альбоме «21» ты вдруг начал рычать, и с тех пор от этой привычки не отказываешься, на новом альбоме тоже нет-нет да и загроулишь. Как ты к этому пришел? Слушаешь что-то экстремальное?
Да, я уже давно люблю экстремальный метал. Когда мы записывали «21», там я гроулил на песне «Serial Killer», я много слушал OPETH. Пожалуй, они больше всего повлияли, чтобы я этому научился. Мне нравится гроулинг как стилистический элемент, вокальные партии от этого становятся только интереснее.
У вас снова в группе два гитариста, последний раз это было в прошлом веке. Какие ощущения, не пришлось заново приспосабливаться?
Нет, ничему заново не учились. Даже в формате трио на альбоме пишутся несколько гитар: соло, ритм и так далее. В плане аранжировок ничего не поменялось. Но на концертах теперь проще, и звучит круче. Раньше, чтобы живьем звучали гармонии, мы запускали запись, сейчас все живьем. Мы уже несколько лет ориентируемся на альбомы из девяностых, «Black in Mind», «End of All Days», и честно говоря, я понятия не имею, почему второй гитарист у нас не появился раньше. У нас эта идея появилась только в конце 2019 года, еще когда в группе был Маркос. Мы собирались взять в группу Штефана, чтобы записать следующий альбом, который вот сейчас и вышел. Но, к сожалению, Маркос ушел в апреле 2020-го, он понял, что у него не получится играть в RAGE на постоянной основе. По очень личным причинам. Это никак не связано ни с группой, ни с музыкой — у него случились проблемы в жизни, он уехал на Тенерифе, где до этого жил. И ему, и нам от этого грустно, но мы все еще с ним дружим, я с ним регулярно общаюсь. Пришлось искать ему замену, мы нашли Джина Бормана. К счастью, все хорошо закончилось, оба вписались в коллектив, они хорошо друг друга дополняют, работают со взаимным уважением, никакого эго или конкуренции. На альбоме, думаю, это можно услышать, он звучит свежо и энергично.
У Джина и Штефана вообще никакого разделения обязанностей?
Нет, они равноценны для группы, у них одинаковый вклад и в звук, и в написание песен. Лаки к этому тоже руку приложил, в итоге получилась командная работа. Они работают вместе, и итог работы принадлежит им поровну. Они оба еще и организационной работой занимаются: Штефан — букингом, Джин — интернетом. У нас свое небольшое агентство «Lucky Bob», все при деле.
Джин еще и хорошо поет.
Да! Это одна из причин, почему я его взял, мне нужен был и гитарист, и вокалист.
На концертах он отвечает за бэк-вокал?
Да, и на альбоме. Лаки тоже.
А что вообще у вас там в Германии происходит? У SODOM два гитариста, у DESTRUCTION два гитариста, у HELLOWEEN вообще три. Вы там все сговорились?
Классный вопрос! Не знаю, какое-то странное совпадение, мы этого никого не обсуждали.
Правда, что ты очень быстро пишешь тексты?
Да, и тексты, и песни. Месяцами я над ними не сижу, было только несколько исключений. Например, «Black Room», восемьдесят процентов композиции я написал давным-давно, в 98-м. Но никак не мог придумать, как ее завершить, это тянулось долгие годы, я несколько раз к ней возвращался, хотел, чтобы она была на каком-нибудь альбоме, но все никак. Наконец, мы объединились со Штефаном и смогли ее закончить. Это одно из редких исключений.
Я почитал тексты нового альбома. В «Extinction Overkill» ты поешь об изменениях климата, а в «Arrogance and Ignorance» о том, что высокомерие и невежество всех нас убьют. Я объединю эти два текста и задам вопрос о том, как ты относишься к тем, кто не верит в существование глобального изменения климата.
Что ж, они очень невежественные. (Смеется.) Через весь альбом красной линией проходит одна тема — причины, из-за которых мы сталкиваемся со всеми сегодняшними глобальными проблемами. Климатический кризис — только одно из испытаний. Еще перенаселение, войны, конфликты повсюду. Я считаю, все началось 10 тысяч лет назад, в каменном веке, когда человечество изменило образ жизни. От кочевников и охотников-собирателей, которые жили в согласии с природой и ее законами, к фермерству и выращиванию скота, накоплению. Объем популяции стал очень быстро расти, и в этом самые глубинные корни проблем, которые сегодня у нас на повестке дня. Альбом я назвал немного пафосно, «Resurrection Day», смысл в том, что сейчас все в наших руках, и на то, как все закончится, повлияют наши сегодняшние решения. Игнорировать эти проблемы — это точно самое неправильное решение из всех возможных, это путь в бездну.
Я как раз об этом хотел спросить. У тебя все тексты о мировых проблемах, но «Black Room» заканчивается словами, хм, надежды. В итоге, ты оптимист или пессимист относительно нашего будущего?
Надежда умирает последней, так отвечу. Ты прав, «Black Room» выбивается из этого нарратива. Как я уже сказал, я ее написал двадцать с лишним лет назад, поэтому она не на 100% вписывается в концепцию альбома.
Недавно пришла грустная новость о том, что умер первый гитарист RAGE, Йохен Шрёдер. Как ты узнал об этом?
Я встретил его двоюродного брата, он мне рассказал об этом. Мы с Йохеном потеряли контакт пару лет назад, он постоянно отдалялся от общества, думаю, он был в глубокой депрессии. Мы недавно обсуждали это со старыми участниками группы, кто был у её истоков — Йохен ни с кем не общался. Мы узнали новости только от его семьи. Печальная история, мы все в шоке.
Ты общаешься со всеми участниками первых составов?
Да.
Думаю, многие, кто тогда создавал группы, когда всем было по двадцать лет, мечтали, что музыка им принесет деньги и славу, что это станет делом их жизни. Но долгожителей оказывается не так много. Когда ты видишь своих экс-коллег, из RAGE или других групп, у тебя не возникает мысли, что тебе очень повезло остаться в музыке?
Хм. У бывших участников RAGE очень разные истории. У них обычные работы, но это не значит, что им не повезло или что они несчастны. Например, другой гитарист из времен AVENGER, Томас Грюнинг, уже давно работает учителем музыки. Он счастлив и ни о чем не жалеет. Играть в группе — это просто не для него. Быть музыкантом или нет — личное дело каждого, такой образ жизни не всем подходит. Поэтому, я бы не стал сравнивать, все очень индивидуально.
Кем бы ты работал, если бы не был музыкантом?
Я бы работал таксидермистом, это мое хобби, и я хорошо в этом разбираюсь. Я занимаюсь обработкой костей и черепов, создаю реплики. Если бы не был музыкантом, то занимался бы этим на постоянной основе.
В молодости ты работал в морге, это так?
Где? В морге? Нет, никогда. (Смеется.)
Я читал об этом в какой-то статье лет пятнадцать назад.
Полная дезинформация.
Интересно. Оказывается, про тебя ходят слухи! Ты недавно запустил собственный сайт, где собираешься делиться воспоминаниями об истории группы. В итоге получится своеобразная книга мемуаров?
Да, я работаю над этим. Есть идея закончить к сорокалетию группы, или около того. Выпущу книгу, либо в каком-нибудь другом формате. Но я еще пишу, много историй предстоит рассказать.
Есть какие-то эпизоды, которые тебе неприятно вспоминать?
Конечно, были и хорошие времена, и плохие, в жизни всегда так. Но в целом я ни о чем не жалею, все, что случилось, привело меня туда, где я сейчас нахожусь. Иногда приходилось терпеть что-то негативное, разные решения имели свою цену, но это сделало меня сильнее. Поэтому всерьез жаловаться я ни на что не могу.
Это правда, что Майк Террана, незадолго до того, как покинуть RAGE, плюнул тебе в лицо? Или тоже дезинформация?
Это правда. Собственно, это и была причина, почему он ушел. (Смеется.) Он был очень… черт, как же это сказать по-английски?.. ай, пофиг, он был очень злым. (Смеется.) Он тогда очень активно качался и принимал стероиды, и они ему немного били по психике. И вот однажды на концерте в Барселоне у нас вырубилось электричество, и Майк сразу куда-то убежал со сцены. Я пошел его искать, в итоге нашел в гримерке группы, которая была у нас на разогреве. Я уже на взводе, кричу на него, мол, возвращайся на сцену, тебя люди ждут. Он орёт: «Не указывай, что мне делать, я сам себе босс!». Я ему: «Вали, бля, на сцену, тебе за это деньги платят!». И вот мы стоим лицом к лицу, и он не находит лучшего решения, чем в меня плюнуть. На глазах у всех, кто был в комнате. Можешь представить, как я был взбешен. Закончить тур для меня стоило больших усилий, иначе мы бы попали на деньги, но было очевидно, что дальше работать с ним я не буду. Но это было очень-очень давно. Мы с тех пор несколько раз общались и восстановили нашу дружбу. Я его простил, он тоже извинился, все уже хорошо. Я зла на него не держу, бывает. Мы хорошо друг к другу относимся, но видимся редко, он живет в Италии, далековато отсюда. В общем, у нас никаких проблем.
В каком статусе сейчас REFUGE? Что-нибудь делаете?
REFUGE заморожен. Я полностью сконцентрирован на RAGE, планов на новый альбом REFUGE никаких нет. Не знаю, как жизнь повернется, но пока что у REFUGE ничего не происходит.
Ты недавно поделился в соцсетях постом об оборудовании, которое используешь. В частности, нахваливал ушные мониторы. Как у тебя вообще со слухом?
Да, это мониторы местной фирмы, из Кельна. Мы ими пользуемся уже пять или шесть лет. Должен сказать, они спасли мои уши, иначе, я был бы уже совсем глухой. Слух у меня становился все хуже, на сцене ужасно громко. Я плохо слышал, но после того, как начал использовать мониторы, стал восстанавливаться. Моя жена просто счастлива, что не приходится орать. (Смеется.)
Что ж, Пиви, спасибо за интервью. В конце можешь обратиться к фанатам, возможно, есть что сказать об альбоме, о чем я не спросил.
Могу сказать только спасибо российским фэнам, мы вас любим и благодарны за поддержку на протяжении всех этих лет. Если вам нравится наша музыка, послушайте новый альбом, это стопроцентный RAGE. И я надеюсь, что в следующем году мы к вам приедем, на март у нас уже есть планы по концертам, и, если ситуация будет благоволить, хотели бы заехать и к вам и сыграть новые песни.
От меня тогда будет персональный заказ. Сыграйте «Mind Control», по-моему, это лучшая песня на альбоме.
Это еще любимая песня Джина, поэтому шансы есть. Он наверняка ее предложит.
Беседовал Борис Игонин
Выражаем благодарность Максиму Былкину за организацию интервью