MetalKings.Org - портал о роке и метале
MetalKings.Org - ВконтактеMetalKings.Org - в ФейсбукеMetalKings.Org - ТвиттерMetalKings.Org - Гугл Плюс
Главная / Интервью
11 Августа 2023

Интервью с GLOOSH

«Сибирь – это не про викингов»

На мой взгляд, сибирский проект Gloosh – одно из самых интересных явлений последних лет на отечественной блэк-метал сцене. И, как и Grima, Ultar, Eoront, Below the Sun, этот проект тоже из Красноярска. Так что именно у подножия древних Саян, на берегах Енисея, бьётся сердце сибирского метал-андеграунда. Из отчасти побочного, сольного сайд-проекта Gloosh очень быстро развился в самодостаточную и весьма самобытную творческую единицу. Дебютный альбом “Timewheel” можно расценивать как один из самых ярких и показательных альбомов российского блэка. Последующие работы закрепили позицию Gloosh, показав творческий рост и дальнейшее развитие концепции. Развесистый, сырой и мшистый блэк-метал Глуши целиком оправдывает название проекта и при этом сулит встречу с удивительными чудесами, скрытыми от праздных глаз людских в таёжных дебрях. Идея полномасштабного интервью с творцом проекта Георгием Габриэльяном (также в Eoront, Frozenwoods, ex-Below the Sun) назрела уже давно. А недавний концертный релиз «Шорохи» послужил вполне подходящим поводом для нашей беседы. Разговор получился содержательным, что и не удивительно, учитывая внушительный творческий бэкграунд Георгия. Думаю, в дальнейшем будет интересно обсудить с Георгием и другие его группы, ну а пока – Gloosh.


Интервью с Gloosh


Привет, Георгий! Несмотря на то, что Gloosh не новое имя на отечественной сцене, и в активе проекта уже четыре альбома (включая новый концертник), всё же расскажи, как ты оказался в Глуши и завёл туда всех нас – страждущих «лесников»? Если я правильно припоминаю, в какой-то степени создание этого проекта было актом отчаянья, и даже в самом названии присутствует горькая ирония. Или я что-то путаю?


Приветствую! Не то, чтобы это было отчаяние в полной мере. Скорее, решение сделать всё по-простому, самостоятельно и очень быстро. Я видел, насколько тяжело на тот момент шла работа над проектом Eoront – и в плане промоушена, и в плане продакшена, и в некотором ином плане, который связан с внутренней организационной кухней. И мне очень хотелось найти способ не потерять к музыкальной деятельности интерес. Отдушиной стала как раз Gloosh, в рамках которой я смог реализовать как ряд уже готовых идей, так и совершенно новых. К тому же, многое просто не вязалось с концепцией Eoront.


Слушая твои проекты, в частности Frozenwoods и Gloosh, у меня сложилось впечатление, что каждый раз ты пытаешься сыграть сырой тру-блэк, но присущее тебе от природы чувство мелодии не позволяет играть грубую музыку, как бы ты ни старался. В моём наблюдении есть зерно истины?


Да, в плане того, что у меня не получается писать сырой тру-блэк – здесь всё верно. Я бы не стал уничижать сырой тру-блэк, мол, якобы там мелодии нет – очень даже есть, и сам я много сырой музыки раньше слушал и иногда включаю до сих пор. Тут тема скорее в том, что я не люблю подобный творческий подход к композиции и продакшену в собственных руках. В чужих – пожалуйста! Есть масса крутых подпольных исполнителей, кто может выдавать сырятину на таком уровне, на котором она становится действительно интересной и цепляющей. Сам же я не понял до сих пор, как ухудшить свой звук так, чтобы от музыки пахло настоящим сырым плесневелым деревенским погребом, а не искусственным сухим чуланом пентхауса.


Существует ли для тебя некий основной побуждающий импульс для написания музыки? И каковы твои приоритеты в творчестве?


На самом деле сложно сказать, что в моём творческом процессе есть какая-то закономерность – какие-то конкретные импульсы. Музыка и идеи могут приходить внезапно в самых невероятных, порой неподходящих местах и в ситуациях, рассказывать о которых – лишать эту музыку магического очарования. Но так и есть. Видимо, природе и каким-то космическим сигналам наплевать находишься ты в тайге, в пятидесяти километрах от ближайшей асфальтированной дороги, или находишься ты в своей квартирной кухне на шестом этаже. Если мысль, идея пришли – можно забыть об окружении и работать только с этой поступившей информацией… А что касается приоритетов, знаешь, мне вот жутко не нравится записываться, репетировать, играть, делать какое-то промо, вести соцсети и всё прочее. Конечно, я буду этим заниматься, но самый главный приоритет для меня это создать что-то новое, тот самый отрезок времени от принятия информации до реализации утверждённой аранжировки. Всё остальное – вопрос технического, а не творческого характера.


Свой предыдущий проект Eoront, который ты кропотливо взращивал с 2012 года, почти на 10 лет старше Глуши. Но буквально с первого альбома “TimewheelGloosh выстрелила так, что если и не обогнала, то встала вровень с Eoront. Как тебе такая превратность судьбы? Уверен, для тебя это стало неожиданностью. 


Глушь напрямую обязана Эоронту, потому что весь опыт, который я применил в Глуши, кропотливо собирался на дорогах моих других проектов. И Эоронт, конечно же, дал основной пласт знаний. Я не буду спорить, что для меня выстрел Глуши стал сюрпризом. Да, конечно, всё, что начало происходить и в российском пространстве слушателя, и в иностранном – всего этого Эоронт к тому времени не достиг. Но вместе с этим я отдавал себе отчёт, за счёт чего многие тропы были пройдены значительно легче. Теперь и Глушь сможет дать нечто полезное Эоронту.


Недавно в сети появился концертный альбом «Шорохи». Должен признать, выпустить концертник – это довольно неожиданное решение, так как сегодня это не самая популярная вещь. К тому же, учитывая, что концерт проходил в закрытом городе Зеленогорске, весь проект обретает флёр некой загадочности. Весь релиз соткан из неочевидных решений! Скажи пожалуйста, как ты пришел к такой идее, и каким был основной побудительный мотив? И вообще, как проходила работа над релизом?


Насколько я вижу, тема концертников в разных жанрах не такая уж неожиданная, особенно если у них хорошее и интересное производство – то есть запись исходников, нетривиальная подача известного слушателю материала, хорошее сведение и мастеринг. Мои известные коллеги братья Сысоевы (Ultar, Grima – авт.) реализовали лайвы своих проектов в очень приличном виде. Или, например, я с большим интересом послушал концертник Кати Drummatix, состоящий аж из двух частей! Подача песен там довольно сильно отличается от альбомных версий.

Что касается «Шорохов» - тут всё вышло спонтанно. Приехали, выступили, потом звукорежиссёр сказал, что записывал всё в мультитреке, отдал. Вуаля – материал для того, чтобы чем-то порадовать слушателя – я свёл и закинул в сеть. Вообще, знаешь, подход и отношение к местным гигам несколько отличается от того, что происходит в западной части России. Если вдаваться в подробности, как именно это всё происходило, то эти истории лучше рассказывать на каком-нибудь подкасте или видео интервью, но, думаю, не в печатном формате – слишком много нюансов, которые в паре слов не передашь. Да и к тому же закрытые города не просто так закрытые!


Продолжая марафон неочевидных решений, ты решил издать альбом на кассете. Это уж совсем элитарный подход! Почему именно кассета? И расскажи об этом издании подробнее. 


Ну, на кассеты сейчас определённый спрос есть, особенно среди отбитых – в хорошем смысле – фанов всей этой атрибутики. Хоть и малыми тиражами, но они не первый год стоят в верхних позициях магазинов с андеграундной музыкой, рядом с винилом. По всему миру есть исключительно кассетные лейблы, которые уделяют много внимания оформлению, упаковке и дополнительному содержанию изданий – это разные цвета корпусов, тампопечать, вкладыши с кучей панелей, слипкейсы с тиснением, в общем всё то, что может порадовать тактильные рецепторы коллекционера. Опять же, возвращаясь к «Шорохам», на кассете они являются лишь бонусом к материалу с “Sylvan Coven”, который должен был выйти на кассете, как и все остальные мои альбомы – это был вопрос времени.


Кстати, как ты сам относишься к физическим носителям? Лично я считаю, что только физносители полностью соответствуют культуре прослушивания подобной музыки и вообще во многом являются той самой осязаемой плотью, необходимой для причащения к музыке и её духовному аспекту. 


Я слушаю музыку на дисках, слушаю музыку на виниле, слушаю музыку в стриминге, или же даже с флешки – всё зависит от ситуации и от технических возможностей этой ситуации. Иногда я покупаю диск или пластинку, просто именно для того, чтобы подержать в руках, полистать буклет, покрутить обложку в руках, поставить на свою полку. По схожим причинам я до сих пор покупаю печатные книги. Есть даже книги, которые я уже несколько раз прочитал в электронном варианте, совершенно точно не буду читать в печатном, но при этом по какому-то внутреннему зову выбираю именно их в магазине, трогаю, листаю, ощущаю типографский запах бумаги – есть в этом всём какая-то тотемистская магия.


Ты помнишь свой первый купленный диск или пластинку. И можешь назвать последний купленный тобой диск?


Кажется, это был дебютный альбом шведской поп-группы Vacuum. Вторым диском стал “Antichrist Superstar” товарища Мэрилина Мэнсона. Последний диск, который я именно купил – это питерский блэкгейз Olhava “Ladoga”.  


Ты говорил, что на «Шорохи» не вошёл новый эмбиентный трек, над которым ты работал. Планируешь ли ты использовать его на следующих записях?


Да, как я и писал в своём телеграм-канале, идеи эмбиента Глуши я хочу раскрыть в рамках полного формата, в том числе и тот трек, о котором ты спрашиваешь. Много что уже готово, но ещё ряд работ нужно провести – дедлайна нет, поэтому сейчас будет тот самый случай, когда я не выпущу детище, пока не буду уверен, что оно сформировано, самостоятельно и самодостаточно. Небольшой спойлер – с этим релизом произойдут маленькие изменения в проекте...


Интервью с Gloosh


Возвращаясь к концертам. Вначале Gloosh планировался как студийный проект, но в итоге ты вышел с ним на сцену. Почему ты так решил, и насколько комфортно ты чувствуешь себя на сцене? 


Вообще, когда я работал над первым альбомом Глуши, я сразу сказал своим ребятам из Эоронт: «Глушь – это часть одного творческого пространства, поэтому всё, что я придумаю в рамках этого сайд-проекта, мы смело можем играть под вывеской Эоронт». Конечно, в итоге Глушь выступает под собственной вывеской, однако концертный состав никак не отличается от основного проекта. Сейчас я даже не знаю, какой из проектов – основной, какой – второстепенный. Мне кажется, ситуация схожа с тем, как если бы один писатель писал параллельно два разных цикла, но при этом на встречах с читателем мог обсуждать их оба в рамках единой встречи.

На сцене у меня двоякие ощущения. Мне нравится готовится к выступлениям, мне нравится всё, что концертным ивентам сопутствует, мне нравится то, что происходит после самого выступления. Однако на сцене я чувствую, что живая игра – дело сложное, это труд. И из-за того, что у меня всё еще не очень богатый концертный опыт, я испытываю ряд внутренних трудностей и некий дискомфорт. Надеюсь, что когда-нибудь это изменится.


Блэк довольно многоплановое явление с множеством ответвлений: satanic, pagan, DSBM, post black, raw…. Как думаешь, в чем истинная сущность блэка, учитывая всё его многообразие?


Я неоднократно говорил, в чём истинная суть – в честности. В честности по отношению к тому, что ты сам делаешь, в честности к слушателю. В честности эмоций и идей, которые ты вкладываешь в своё творчество. Знаешь, это всегда чувствуется в музыке, и есть масса примеров, когда хорошо представленный музыкальный материал просто воняет обманом и профанацией – как будто этот альбом записали маркетологи, а не вольные поэты. Я могу не разделять идеологию того или иного творца, я могу быть далёк от музыкальных решений, последовательности нот и тех или иных гамм, но честность музыки я всегда уловлю. Блэк-метал – это музыка ощущений, а не техники, поэтому именно в этом жанре все эти подводные камни куда острее, чем где-либо ещё.


В продолжение темы. В своём творчестве ты занял довольно отстраненно-созерцательную позицию. Что Gloosh, что Eoront ярко демонстрируют итог движения от первичной нечестивой идеологии блэка к более созерцательной разновидности жанра. И теперь блэк-метал уже не манифест, а просто базис для музыки. Каковы, на твой взгляд, преимущества и недостатки такого явления?


Проблема в том, что блэк-метал технически довольно прост. Чтобы играть последовательные бластбиты и бесконечное тремоло в сыпучем, как песок, некачественном овердрайве, много навыков не надо. Тебе не нужно придумывать сложные ходы, раскачивать многоэтажные арпеджио, всё что тебе нужно сделать – это играть пару тройку аккордов под однобразную ритмсекцию – и всё. Технически ты играешь блэк-метал, у тебя в руках удобный инструмент для конвейерной деятельности. Поэтому скомпрометировать жанр здесь довольно легко, в этом его уязвимость. Я считаю, в этом плане к блэку надо относиться более аккуратно и вкладывать в этот живой жанр нечто большее, чем просто звучание. По той же самой причине мне бы хотелось, чтобы блэк воспринимали как гибкий, но хрупкий канал доставки различных идеологий, которые зачастую намного сложнее, нежели сатанинские шаблоны и деструктивные штампы.


Так, замечание, брошенное походя: подумай, насколько изменилось бы восприятие, если бы ты затянулся в кожу, покрыл лицо гримом и увешался пентаграммами и крестами? Кажется, с 80-х в этом плане мало что изменилось, и имидж во многом до сих пор определяет восприятие музыки.


Моё восприятие – оно изначально другое, и понять людей, которые возводят в жанровый абсолют шаблонные шипы и кожу я также не могу, как не особо воспринимаю эту «kvltовость». К тому же, я никогда не любил кожаные вещи, поэтому эта история не про меня. Моя форма – это текстиль. От грима я отказался ещё в 2007 году. Помню, прочитал одно из интервью с норвежцами Mact?tus, там была проронена фраза: «К чёрту грим, он лишь мешает проявлять истинные эмоции!». Да и в конечном счёте я пою о природе и о странствиях, там много трав, деревьев, земли и воды. Поэтому вся эта атрибутика, про которую ты говоришь, это что-то лишнее в моём пространстве. И если у кого-то есть предрассудки по этому поводу – что ж, это его проблемы.


В творчестве Gloosh то и дело проявляется восточный след. Это и трек «Самсара» на альбоме “Timewheel”, и тории на обложке “Sylvan Coven”. Не думаю, что это случайное совпадение. Прояснишь этот момент?


Это далёкое и глубокое самовоспитание такое получилось. В детстве у меня был большой глобус. Я был ещё в детском саду, когда с большим интересом выделил для себя зону Гималайских гор, а заодно Тибет, который находится в тех областях. Как любой любознательный ребёнок, мне стало интересно что там есть, кто там живёт и о чём они думают. Так я познакомился с буддизмом, который в определённый момент моей жизни дал множество ответов на мои внутренние духовные вопросы, и дал их куда более исчерпывающе, нежели могла это сделать какая-либо авраамическая религия или антирелигия. Это дало зачин для моего интереса к восточным религиям и философиям, азиаты мыслят действительно в другой плоскости, нежели европейцы.

Но давай ещё раз взглянем на глобус и увидим где находится Сибирь, где находится мой родной Красноярский край – вокруг повсюду Азия. Неудивительно, что при изучении истории своих земель, ты так или иначе сталкиваешься то с шаманизмом, то с тенгрианством, то с даосизмом, то с каким-то иным проявлением духовных доктрин, присущих исключительно местной азиатской географии. Да, Сибирь – это не про викингов и не про Междуречье.


Как я заметил, ты большой поклонник лесных походов и проводишь много времени, блуждая в зеленом сумраке. Какое влияние это оказывает на твоё творчество?


И снова про Сибирь. Мне повезло родиться в городе, где лес начинается сразу же, как выходишь из подъезда многоквартирного дома. Прошёл ещё сто метров – уже практически густая тайга. Несколько километров – и перед тобой непроходимые дебри. Не нужно быть походником, каким-то профессиональным туристом, суровым хайкером и так далее, чтобы быть рядом с тем, что я могу назвать лесной глушью. Если кому-то такое положение дел кажется удивительным, волшебным, то для меня – это часть жизни, часть воспитания с детства и привычка. Теперь я даже и не знаю, как жить иначе без возможности перевести дух в лесу.

Конечно, для некоторых сибиряков всё же комфорт цивилизации важнее, однако проводя дни и недели в походах с юности, я научился понимать природу, её настроение. Бывало, плутал в тайге из-за сумерек и опавшей листвы, ночевал под дождём, где-то недалеко ходил медведь. Но, благо, выбирался целым. Как там говорилось в фильме «Аватар»: «–Как я пойму, что он выбрал меня?» «– Он захочет тебя убить!» Я думаю, излишне говорить, почему именно о природе я пою с таким восхищением и преклонением?


Часто ли играя музыку, ты чувствуешь прикосновение к истокам, к силам первозданных стихий?  


Здесь я дам простой короткий ответ – всегда. Gloosh – это особые личные молитвы природе.


Расскажи пожалуйста о своем Drevo Music. Что это такое – лейбл или больше идея, некое арт-пространство?


Я даже не знаю, как правильно позиционировать это явление. Это попытка собрать воедино всё то, что я делаю в разных проектах, к чему прикладываю руку. Изначально, конечно, это планировалось как лейбл, но в определённый момент всё пошло не так, я не смог выполнять функции, которые должен выполнять лейбл, поэтому я махнул рукой и решил – а да к лешему всё! Пусть это станет просто неким личным брендом. А что сможет дать бренд миру, буду разбираться по ходу дела. Единое арт-пространство будет соединять все мои проекты, которые есть и которые, возможно, будут в дальнейшем. И я думаю, что эти проекты будут связаны не только лишь с музыкой.


После ковидных ограничений появилось такое ироничное понятие, как «Вконтакте блэк-метал», или что-то в этом роде. Давай подробнее обсудим это явление.


“VKBM” родился задолго до ковида. Он появился практически сразу же, как Вконтакте открыли возможность свободно регистрироваться на своём сайте и как только туда стало возможно загружать аудио-треки. Это конец нулевых годов XXI века. Суть явления заключалась в том, что музыкантам-одиночкам стало легко доносить свои черновики до общественности: не нужно морочиться с личным сайтом, не нужно было арендовать сервера для хранения и стриминга своих треков, не нужно искать каналы освещения, теперь каждый – сам себе СМИ. Большая беда заключалась в том, что если старинные методы подразумевали некий экспертный ценз, то новый для тех времён способ разлил по свободному инфопространству тонны низкокачественного шлака. Слушателю в уши заливалось теперь не только то, что скрупулёзно отобрали лейблы. А слушатель тех годов не был на тот момент столь избирателен в интернетах, как сейчас. Сейчас даже и не знаю, насколько актуально это ироничное понятие. Или я, может быть, чего-то не замечаю?


Скажи пожалуйста, есть ли некое сибирское блэк-метал сообщество, учитывая, что за многими проектами стоят одни и те же музыканты, так или иначе пересекающиеся и взаимодействующие друг с другом?


В Красноярске такого нет. То есть, мы, конечно же, общаемся, с теми же Ultar и Grima, но это скорее приятельские отношения, нежели отношения в рамках блэк-метал сообщества. Да, мы обмениваемся опытом и знаниями, делимся мнениями, иногда даже возникают какие-то совместные идеи. Однако каждый действует в рамках собственной самостоятельности. Насколько я знаю, некое сообщество сейчас есть в плоскости Новосибирск-Барнаул, там группы больше объединены одной сценой. Я слышал даже, как на одном из локальных гигов групп этих городов побывал Тим Ятрас (Austere, WoodsofDesolationи многие другие проекты – авт.), представляешь? Они, кажется, ему потом сделали некую митинг-пати в одном из баров.


Пара нелёгких вопросов. Скажи пожалуйста, насколько тяжелее стало работать в условиях последнего года с небольшим?


Вопрос, конечно, сложный. Но ответ очевидный – стало работать тяжелее. К сожалению, с большим количеством людей из разных стран общение прервалось. Исчезли многие каналы продвижения, да и международный рынок для нас закрылся. Я знаю, что многие находят какие-то способы выгодной доставки своего продукта до зарубежной аудитории, но у меня не хватает предпринимательской жилы, чтобы тоже преодолеть эти трудности. Остаётся надежда на российского слушателя, который, кстати, стал проявлять к внутренней сцене куда больше интереса, нежели это было до событий в феврале 2022 года. Что ж, значит так тому и быть. Надеюсь, поживём и увидим, куда это всё нас приведёт.


Возникает ли у тебя состояние, когда совсем опускаются руки и уже ничего не хочется делать в творческом плане. Момент разочарования. И если да, то какой стимул позволяет тебе в итоге двигаться дальше?


Возникает, да. Но все эти кризисы начинают преодолеваться всякий раз, когда я могу выстроить диалог с самим собой. Да, финансовая составляющая играет немаловажную роль в создании любого продукта. И тот, кто говорит, что он делает «что-то» только для себя, то у него либо очень много денег, либо продукт его очень низкого качества. Однако всё же доля истины в этом есть. Вернёмся к идее блэк-метала – к тому, что это музыка чувств, музыка честности в первую очередь с самим собой. Если ты относишься к созданию музыки с точки зрения маркетинга, то чаще всего момент разочарования становится куда бОльшей болью, нежели когда ты, не жалея средств и сил, делаешь это для собственного удовлетворения. Каждый раз, когда в диалогах с собой у меня получается преодолеть трудности и страхи чистого листа, дальше всё движется по мощной инерции, когда никакие другие силы неспособны затормозить мой внутренний локомотив.


Какие у тебя планы для Gloosh в обозримой перспективе?


Что ж, первоочередное – это завершение работы над альбомом в стиле эмбиент, ну а дальше… тут уж куда тропа приведёт. Заросли глуши, они такие – ничего не видно, пока не пройдешь чуть дальше и не заглянешь.


Спасибо, Георгий, за интервью! Хотелось бы услышать от тебя пару напутственных слов напоследок…


Спасибо за вопросы! Будьте честны с собой, будьте честны в своих эмоциях и чувствах. Будьте честны и учтивы с природой, и тогда она раскроет вам всю свою, хоть и пугающую, но созидательную суть!


Беседовал: Alister

Понравилось интервью? Подпишись на наши сообщества!
Рекомендуем посетить
Другие материалы по теме
MetalKings.Org - ВконтактеMetalKings.Org - в ФейсбукеMetalKings.Org - ТвиттерMetalKings.Org - Гугл Плюс

Почта: aleksandr_khor [ собака ] mail.ru

© MetalKings.Org 2000 - 2016

Частичное или полное копирование материалов, в том числе фотографий возможно с письменного разрешения администрации и при указании ссылки на источник
18+