Лично для меня Уводь стала одним из главных открытий уходящего года. Этот загадочный блэк-метал проект возник неожиданно, словно призрак в предрассветном тумане: никаких анонсов и прелюдий, промо или демо-записей, никаких имён, информации – сразу готовый ЕР. И несмотря на скромный формат, по своему наполнению этот ЕР будет содержательнее иных альбомов. Совершенно очевидно, это не дежурный релиз, чтобы просто заявить о себе, а вполне зрелая работа. Словно компенсируя полный информационный вакуум вокруг проекта, оставалось лишь вновь и вновь погружаться в мглистую пелену этой насыщенной и атмосферной музыки. Шло время, но плотный покров загадочности оставался прежним, поэтому я решил сам приподнять завесу тайны и проникнуть в сумрачный удел Уводи. Моим проводником стал один из двух братьев, стоящих за этим таинственным проектом. И вновь никаких имён и образов, кроме тех, что можно почерпнуть непосредственно из музыки и оформления ЕР. Тем не менее, прогулка по сумрачным топям получилась весьма насыщенной и содержательной.
Расскажи об истоках Уводь, где они лежат? Каков был главный побудительный мотив создать проект?
Идеи о создании серьёзного музыкального проекта зрели довольно давно. До рождения Уводи я перебивался мало кому интересными и бессмысленными проектами-однодневками, не имеющими в себе творческой ценности. Сама же Уводь начала зреть в прошлом году. Изначально, собрав команду, хотелось играть Pagan. Уже тогда я понимал, что это избито, пусто и неискренне. Собственно, после первой репетиции и моих попыток в одиночку взять на себя написание материала всё и закончилось. Однако в процессе написания первоначального материала у меня получилась любопытная композиция, в которой фигурировал «речной» мистицизм и обветшалость, которая может некоторыми наблюдаться на дебюте. Я сел, обдумал написанное и понял, что за спиной у меня огромный кладезь метафизических триггеров для вдохновения. Примерно в тот же момент и родилось название – Уводь. Уводь – это река в Ивановской области. Её кусочек был частью моего ежедневного ландшафта, который я наблюдал всё детство на протяжении многих лет.
После неудачи в организации команды я понял, что проще делать всё одному. Но однажды я поделился музыкальными набросками со своим братом, и он сказал, что из этого может получиться отличный блэк. С того момента я и понял, что лучший соратник – это брат, человек, который никогда не предаст и не станет лукавить, пытаясь перетянуть на себя потенциальные бенефиты от сотрудничества.
Опиши, пожалуйста, ваше с братом становление как слушателей и как музыкантов. Сейчас музыка не зависит от трендов, как это было раньше, и в свободном доступе абсолютно любой жанр рока и метала с момента его возникновения. Так почему для самовыражения вы выбрали именно блэк-метал?
Правильному музыкальному воспитанию я обязан брату ввиду того, что он много старше меня. В памяти урывками всплывают моменты, как брат показывал мне выступления разных команд. В редкие моменты, когда мы собираемся вместе, можем также залипнуть в какие-нибудь лайвы, попутно их обсуждая.
А с классикой блэк-метала я познакомился сам, брат лишь ввёл меня в этот дискурс. Обращаясь к совсем раннему детству я помню, что брат всегда тяготел к металу, а я рос и впитывал окружающее. Но пылкой любви к музыке я тогда не питал, а пришёл к ней скорее в осознанном возрасте. Любопытно, что слушая много и самое разное, именно блэк-метал показался мне самым честным жанром. Инструменты и приёмы подачи, которые использует блэк-метал, неотёсанные и громоздкие, как раскалённые пруты арматуры. С таким подходом сложно быть лжецом.
Сейчас Уводь является сугубо студийным проектом. Планируете ли в будущем выступать?
Хотелось бы. Выступления – это кульминация чувств, их выплеск. Но сейчас в рамках Уводи это невозможно.
Ваш дебютный ЕР вышел на кассетах, также в скором времени он выйдет на CD. Расскажи подробнее о релизах как изданных, так и о (возможно) планируемых. Кажется, не всё пошло по плану и пришлось столкнуться с некоторыми трудностями? В частности, было бы интересно узнать о поиске издателей, взявших на себя ответственность выпустить ЕР.
Трудности в издательстве – обычное дело, как мне кажется. Издателей искали недолго. На More Hate Productions я вышел сам, а Заиндевевшую Рябину посоветовал владелец Slowsnow Records. С издателями провели плодотворную работу. На всём протяжении мне помогали советами и делом, так что другим музыкантам могу только рекомендовать работать с этими людьми.
Издание физики в данном случае зависит от ценности материала, а его ценность проявляется спустя какое-то время после выхода. Тем не менее, забегая вперед, грядущий материал будет выходить на Заиндевевшей Рябине в формате кассет. Ну и надеемся, что More Hate Productions также сможет издать в будущем другие наши релизы в CD формате.
Каковы отзывы на дебютный ЕР? Я полагаю, уже можно подвести хотя бы предварительный итог?
50/50. Достаточно положительных отзывов, что, безусловно, мотивирует. Критика, что попадалась мне на глаза – справедлива. Этот факт помогает совершенствоваться дальше.
Должен отметить, весьма талантливое оформление ЕР и интересное лого. Я до сих пор уделяю большое внимание грамотной визуализации, поэтому мне было бы интересно узнать больше о работе над обложкой и о том, кому принадлежит концепция оформления.
Полагаю, что относительный успех стал возможен благодаря таланту моего брата. Он смог визуализировать образы так, что они идеально легли на музыку. Черновик арта был написан после написания «Призыва I». Меня вдохновила визуализация, и я дописал остальное, черпая из образа Уводи в лирику и музыку. Как только всё было дописано, брат доделал арт уже отталкиваясь от готового материала. Думаю, поэтому визуал так гармонирует с содержимым.
Лого же было создано ещё в прошлом году, когда как таковой Уводи не существовало. Я попросил брата сделать набросок, и он получился именно таким, каким я его хотел видеть.
Я начал слушать блэк-метал достаточно давно – более 20 лет назад – и мне повезло начать с истоков. К счастью, вся эта пост-блэковая и DSBM мутотень прошла мимо меня, хоть я и был в курсе упомянутых течений. Всё это к чему: услышав впервые Уводь, я сразу уловил «правильную» основательность в музыке, присущую классическим блэковым работам середины 90-х. Сейчас много неплохих групп, но зачастую трудно уловить это ощущение, о котором я говорю. Даже если банды старательно пытаются копировать грандов жанра. Но у вас это особое чувство есть. Знаешь, вот этот меланхоличный надрыв, даже тёмный драматизм. Твои комментарии: как вам это удалось?
Как удалось, и удалось ли по моему мнению – ответить не смогу. Музыка и слова рождались параллельно. Я не сидел и не подбирал риффы, стараясь быть похожим на кого-то. Но наслушанность и интересы оказывают сильное влияние на рождающиеся мелодии.
Сколько себя помню, в голове постоянно крутится классика жанра. Бессмертные мелодии чёрного искусства сливаются с моими собственными, рождая на свет что-то иное. Бессознательная дань вкупе с сознательным уважением и родила эту несовершенную меланхолию.
Истинный путь творчества – алхимия. Многие музыканты творят бессознательно, но осознанность – важнейшее в блэк-метале. И я говорю сейчас в меньшей степени о продуманности сонграйтинга. Скорее напротив, я стремлюсь осознать тот момент, когда рождается музыка. Нащупав конец нити, я тяну её, пока она не закончится.
Суть рождения зависит от смешивания различных компонентов: референсов, мыслей, настроения, эмоций. Чистую мелодию рождает чистое сознание, в чистой музыке можно услышать всё, пережитое музыкантом – боль, страдания и страхи.
Несостоятельность пост-блэка и DSBM (хотя тут довольно условно; жанр популярен, и я совру, если скажу, что нет творцов в этом жанре, которые мне нравятся) заключается в том, что пост-блэк – это следствие популяризации блэка. Люди пытаются играть то, что порой даже не слушают и чью философию не воспринимают, а в блэк-метале философия на первом месте.
DSBM противоречив тем, что зачастую артисты, выступающие под эгидой депрессии, понятия не имеют что это такое. Депрессия и творчество несовместимы, а блэк-метал – музыка порыва, гнева и ярости. Да, она может быть меланхоличной, можно даже сказать депрессивной, но с депрессией она ничего не имеет общего.
Тем не менее, с депрессией можно бороться посредством блэк-метала. Наперекор душевным травмам (которые порой куда глубже физических) биться с самим собой, закалять внутреннюю сталь. А как можно бороться с тем, что воспеваешь? Вопрос риторический.
Я полагаю смертельной ошибкой считать, что истинный блэк-метал должен быть с говёным звуком. Большинство выдающихся работ классиков жанра говорят об обратном и показывают работу над оригинальным звучанием и подачей. Сырой звук и отстойный звук – вещи совершенно разные. Легендарный норвежец Эрик “Pytten” Хюндвин, например, знает об этом. Работая в студии с Mayhem, Burzum, Emperor, Enslaved, Immortal, Borknagar и многими другими, он сумел подчеркнуть индивидуальность каждой группы. Методом проб и экспериментов он находил нужное звучание. Это факт.
В случае с Уводью также обращает внимание грамотно выстроенный звук. Он всё ещё сырой и отнюдь не вылизан, но внимание к звуковой архитектуре налицо. А ведь это – половина творческого успеха. Неправильно подобранный звук может на корню загубить самое лучшее начинание. Поэтому мне хотелось бы услышать твои комментарии о сказанном выше, а также о твоём видении звучания в процессе работы над материалом ЕР. Такое звучание возникло спонтанно, или это продуманное видение?
Звук – половина музыки. Запиши Фенриз пресловутый «трансильванский голод» иным образом, имел бы он такой успех? Не думаю. Если рассматривать старую польскую сцену, весь звук там сырой и холодный, подвальный. Но тут есть тонкая грань между искренностью и намеренной порчей звука, за ширмой которого часто скрывается бездарность.
Звук, особенно в блэк-метале, такой же выразитель смысла, как мелодия или лирика. Три столпа, на которых строиться выражение смысла – это оформление, музыка и звук. При этом звук я считаю первоначальным. Порой подобрав нужный звук, у тебя может родиться сразу несколько дельных песен. Звук, он как бы вначале; из пустоты именно характер звучания появляется первым.
Такая же история была у Уводи. Я подбирал звук, имея его примерный облик в голове. Я не хотел сырого звука изначально, но в голове противоречивым образом было желание сделать его размазанным и острым одновременно. Это и родило звук ЕР. Не считаю его идеальным, как и весь дебют в целом, но на тот момент это то, что я хотел слышать.
Подобрать нужное звучание как вокала, так и инструментала для меня самый затруднительный этап. Я могу месяцами метаться от образа к образу, каждый раз бракуя практически сформировавшийся облик звучания. Многие скажут: «что тут сложного, накрути перегруза, возьми микрофон похуже, пиши без кабинета». Фатальная глупость. Звук передаёт жизнь, а шаблонное звучание жизнь убивает. Надо стремиться не к грязному звуку, надо стремиться к искреннему звуку. Отталкиваясь от этого, звук может получиться как фирмовым, так и подвальным. Другими словами, величайшее заблуждение заключается в том, что для многих деятелей андерграунда грязный звук самоцель.
Впереди у Уводи долгое скитание среди потоков чёрных мелодий, ещё дольше придётся скитаться среди звучаний – месяцы, а может и года.
В продолжение темы. На начальном этапе становления жанра было важно быть оригинальным и иметь отличное от других звучание и манеру игры. Цепкие мелодии или, как минимум, мотивы тоже были в цене. Если человек в теме, ему затруднительно перепутать, например, Ulver и Marduk, или Satyricon. Кроме того, у отцов-основателей блэка был отличный музыкальный кругозор и широта вкусов. Мне кажется, со временем всё это было утрачено и слепое следование канонам породило множество безликих групп, музыка которых лишь бессодержательный косплей. В итоге тонкая грань между клоунадой и артистизмом стала ещё тоньше. Что ты думаешь по этому поводу?
Вторая волна взорвала блэк-метал популярностью. С этим большим взрывом родилось множество подражателей. Наряду с этим мир увидел множество новых, действительно талантливых творцов, в том числе и на русской сцене. Каждая национальная сцена стала обладать своими отличительными чертами и идеями, это восхищает. И уже в рамках узких национальных школ возникают новые подражатели. Это многократное дробление может продолжаться бесконечно. А чем дольше это продолжается, тем тоньше становится эта грань, грань между правдой и ложью. Для тех, кого не парит артисты они или клоуны, это не страшно. Меня вот не парит, я честен сам с собой.
Сегодня жанру блэк-метала уже более 30 лет, если брать за точку отсчёта вторую волну начала 90-х. И несмотря на перенасыщенность, в жанре по-прежнему появляются примечательные работы. При том, что это по-прежнему достаточно закрытый и во многом консервативный жанр. Блэк-метал – он как вещь сама в себе и ценен сам по себе своим внутренним наполнением. Как ты считаешь, в чем причина такой неувядаемости блэка?
В искренности, через которую вихрем проносятся тысячи лирических тем, которые так свойственны разрушительной стороне человечества. Количество тем, на которые можно философствовать в блэк-метале, растёт. От лёгкой летней меланхолии а-ля Sadness до манифеста об объявлении войны всему миру. И это отнюдь не плохо. Моему брату в душу запала одна из строк Second to Sun с их последнего альбома “Nocturnal Philosophy”: «…Создали примитивного раба, влачит он ношу цивилизации, нейросети раскрывают суть человека…». Эти строчки, как по мне, хорошо раскрывают суть настоящего и суть самого блэк-метала – философствование в антиутопии современности, ставшей реальной, а не написанной на бумаге.
С каждым годом мы ближе и ближе к концу времён. А когда тучи сгущаются, настаёт время петь прощальные песни.
Как не оказаться сегодня заложником упомянутой закрытости блэка, если стремишься держаться основ? Как уйти из ловушки шаблонов, выйти за рамки, оставаясь при этом преданным жанру?
Всего этого можно избежать, просто не задавая самому себе таких вопросов. Созидать в том направлении, в каком ведёт сердце. Не обманывать самого себя, не пытаться давить из себя то, что не чувствуешь на самом деле.
Сам я не мыслю в категориях «канон-не канон». Создавая, я не задумываюсь о том, что это уже было. Сердце и подсознание пока меня не подводили. Я не старался намерено кого-то повторять, хотя со временем, безусловно, замечаю, что местами есть где-то переплетения. Впрочем, это нормальное явление. Меня это не заботит.
Давай теперь поговорим о «метафизике» блэка. Как сказал известный журналист, автор серии книг про блэк-метал, издатель и популяризатор жанра Дайал Паттерсон, блэк-метал создаёт ощущение прикосновения к чему-то бОльшему, чем ты сам и человек вообще. Как ты считаешь, в чём заключается сущность жанра?
Кальдрад в одном из своих интервью упоминал, что он не преследует цели играть блэк-метал. Но эмоции и чувства, которые он пытался выразить, имеют именно такую форму – форму оскаленной пасти. Мне кажется, в этом и заключается сущность жанра. Блэк – квинтэссенция, прямое продолжение и материализация потустороннего человеческого и нечеловеческого.
Для меня блэк-метал является способом видеть мир снаружи привычного измерения, где господствует материальное. Когда одолевают заботы мирского, я вспоминаю, что я, возможно, создан для чего-то более высокого. Ради этого можно превозмочь всякую херню мирскую.
Тогда пойдём дальше. Как однажды мне сказал Сейдеман из 1349, существует определённое чувство, особый дух, который должен присутствовать, чтобы блэк был блэком. И это связано с ощущением природы. Давай попытаемся исследовать эту связь разрушительных эмоций и звучания жанра с вековой основательностью стихий. Здесь сразу сделаю оговорку, что некоторые фанаты блэка путают силу стихий с увлекательной воскресной прогулкой по лесу. Итак?
Блэк-метал – жанр довольно консервативный, я бы сказал традиционный. Традиция, первоначало, наследие прошлого – это философский стержень жанра. И пресловутый сатанизм для норвежских отцов-основателей являлся лишь инструментом протеста против «жертвенного» христианства, которое угнетало традиционную культуру скандинавских стран. Сейчас протеста нет. Блэк-метал стал формой глубокой рефлексии. Философские копания, борьба ради борьбы – вот что сейчас есть блэк-метал.
А природа является единственной реальной существующей силой, способной как созидать новое, так и стирать в пыль старое. Как говорил Доброслав (Алексей Добровольский – одиозный советский и российский идеолог славянского неоязычества (родноверия), один из основателей русского родноверия – авт.): «Я знаю, что солнце встанет на востоке, а сядет на западе, это мировой закон». Блэк-метал, часто апеллируя к природе, ссылается на природу как на фактическое божество, а не вымышленное. Думаю, в этом и кроется тесная связь блэк-метала и сил стихий. Жанр – как продолжение темных чувств и эмоций, стихия – как то, что есть и чему стоит поклоняться, к чему стоит обращать свои чувства и эмоции.
Несмотря на колоссальную эмоциональность, блэк-метал в то же время весьма «камерный» жанр за счёт своего минимализма и непритязательности в необходимых технических ресурсах. Как бы это нелепо ни звучало, но отчасти блэк-метал это ещё и весьма «экологический» жанр именно из-за минимума необходимых материальных средств выражения и добровольной самоизоляции многих артистов. Никогда не задумывался о данной особенности блэка?
Соглашусь. И добавлю, что блэк-метал один из немногих метал-жанров, в котором, стремясь выразить мысль, рождаются великие и ужасные мелодии. Хочется провести параллель с лавкрафтианскими образами: до чего ужасны и в то же время прекрасны образы, созданные Говардом. Из последнего, запавшего в голову, вспоминается древний город за Хребтами Безумия. Читая его описание, будто погружаешься в эти пустые и холодные пространства. То же самое и с блэк-металом. Порой его музыкальная скудность или уродливость только на руку.
Плюс жанр достаточно автаркичен. Черпать вдохновение можно из самого себя, из пустоты. Многих музыкантов не интересует слава, коммерческий успех и прочее. Идея для них на первом месте.
Изначально Сатана в блэке был довольно расплывчатым образом, без конкретизации. Скорее символом, пусть и в ряде случаев носящим конкретные черты. В большей степени музыка передавала тёмную ауру, некий демонизм стихий, а не конкретную идеологическую концепцию. Поздние группы, вроде тех же Watain, решили максимально конкретизировать Дьявола и, как по мне, довели это в какой-то степени до абсурда. И вообще, поздние группы сами додумали в блэке то, чего изначально в него творцами не было заложено, и считают, что вот это и есть «тру». Тебе не кажется весь этот подчёркнутый оккультизм и религиозное дьяволопоклонничество несколько натянутыми?
Признаться, дьяволопоклонничество и напыщенный сатанизм новейшего блэка меня всегда отталкивали. Я видел в этом ширму. Дураку понятно, это бренд, который прочно укоренился в массовой культуре. Однако есть классические группы, которые отлично визуализировали сатанизм, типа Gorgoroth или Satanic Warmaster. Хорошо это или плохо, сатанизм и дьявольщина сейчас иллюстрируют либо исписавшихся мастодонтов жанра, либо нелепо копирующих их.
Оговориться стоит насчёт отдельных проектов. Некоторые не копируют западный канон сатанизма, а интерпретируют его. У Деметра Грейла это очень хорошо получается в проекте «Бесъ». Концепция много ссылается на русскую демонологию и мне, как человеку однажды этим интересовавшимся, нравится такое.
Многие блэк-металлисты (всерьёз или следуя канону) захлёбываются пеной, рассказывая о разрушительной сути своей музыки и приближении конца всему. Однако… Во-первых, с (само)разрушением люди и без блэка справляются и всегда справлялись на отлично. Все самые ужасные события, как на микро, так и на макроуровне, зачастую происходят вне среды экстремального метала. Мне кажется, в свете этого утверждения многие блэк-металлисты пытаются влезть не в свои сапоги и просто путают тёмную романтику и реальность. Ну и во-вторых, в самом жанре есть дуализм. Ведь на самом-то деле в основе блэка лежит созидание и творчество. И здесь получается змея, кусающая собственный хвост! Так что же в основе: деструктивное начало или акт созидания?
Дуализм лежит в основе всего мироздания в принципе, как мне кажется. И речь здесь отнюдь не о категориях «плохо-хорошо», или «зло-добро». Это космический принцип: уничтожение старого позволяет создать новое, которое впоследствии будет уничтожено. Это мировой уроборос, как точно было подмечено.
Что касается блэка, то ему свойственна глубина. Различные проекты пестрят огромным множеством лирических тем: от пресловутой войны всех против всех до авангардного прихода от нейролептиков (VTTA). И там, и там – в основе разложение, но в разных своих ипостасях. Деструкция позволяет описать много жизненных явлений, много сфер жизни она затрагивает. Сама суть человеческого организма – это поэтапное разложение на пути к вечной жизни. Разрушение – это про всех нас вместе взятых.
Возвращаясь к делам Уводи, есть уже новый материал? Скоро ли нам ждать продолжение ЕР?
У нас всё готово, работаем над оформлением.
Учитывая полученный опыт сочинения и записи, какие изменения в творческом подходе появились, или всё будет по-прежнему?
Грядущий альбом может не музыкально, но лирически будет сложнее. Но не мне об этом судить.
В завершение интервью опять вернемся к философии. Как сказал Конфуций, «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». Высказывание «Дорогу осилит идущий» - о том же. Вопрос только в том, знаешь ли ты в каком направлении идти по дороге. Ты знаешь? Дебютный ЕР Уводь это тот самый первый шаг?
Понимание о правильности направления приходит со временем. Мы увидели небольшой, но отклик людей на дебют Уводи. Это мотивирует. А двигаемся ли мы в верном направлении и дальше – это покажет время.
Беседовал Alister