Olshanoe – одна из самых интересных и самобытных российских групп. Богата земля сибирская на таланты, но Olshanoe даже на фоне яркой плеяды одарённых сибирских групп является одной из самых заметных. С каждым альбомом группа становится всё лучше, а глубокая философия, пропитывающая её творчество, предлагает слушателю знания и ощущения вроде и забытые, но такие знакомые и родные тем, кто хоть раз прислушивался к шуму листвы, всматривался в угасающий на закате горизонт и слышал скрип лебёдки колодца. Вышедший в этом году новый альбом Olshanoe «Как велик и печален мир» впитал весь опыт предыдущих записей и привнёс в музыку массу новых элементов, сумев достигнуть шаткого баланса между раздумчивой меланхолией, ностальгией и блэк-металлической эмоциональностью под покровом грустной рефлексии. Следуя за впечатлениями от дивной музыки Olshanoe, мне удалось провести интереснейшую беседу с двумя основателями группы – Александром Растворовым (вокал, гитары, баян) и Евгением Неверовским (бас-гитара)
Привет, Ольшаное! Давайте начнём с самого начала: расскажите, пожалуйста, о пути формирования группы. Кажется, это не самая легкая задача собраться в полноценный коллектив?
Александр: Привет всем! Мне посчастливилось познакомится с Женей (бас, вокал) в 2011 году, а позже, в 2016, у него в гостях я познакомился с Лизой (клавиши, гитара). На протяжении того времени я занимался проектом Isa. В какой-то момент мы решили попробовать порепетировать. Исходя из возможностей и предпочтений, начали пробовать себя в стиле данжен-синт/неофолк. Мишу (барабаны, перкуссия) я знал заочно по соцсети, и в это самое нужное время обратился к нему с предложением. Он согласился – и вот паззл собрался, сдружились, сыгрались. Время от времени мы сталкиваемся с нестандартными задачами по записи, саунд-дизайну и с ними нам помогает Андрей (его собственное детище «Лесной танец»), так что мы считаем его студийным участником Ольшаное. А ещё раскрою тайну – у нас случилась кое-какая перестановка в составе и теперь за гитару отвечает Владислав, наш старый друг. Если б не ребята, навряд ли бы я смог появиться перед аудиторией, учитывая мой психический склад.
Александр, в прошлогоднем интервью для Atmospheric DRUGS ты сказал следующее: «когда человек видит, что в мире чего-то не хватает, тогда он начинает творить, восполнять эту брешь. Это причина занятия с проектом Ольшаное у меня». Чего именно тебе не хватает? Какая твоя основная творческая цель помимо самовыражения?
Александр: Скорее всего, я не смогу точно сформулировать, чего мне не хватает в музыкальном плане. За чётко обозначенной причиной обычно следует вполне законченное решение. Но в общих чертах, к примеру, мне в своё время хотелось услышать группу, которая «смотрит на мир из лесных зарослей», а может даже не одну, но такой не было. Или, к примеру, нравится саунд какой-то команды, но хотелось бы к их саунду ещё что-то добавить. Утрирую, но такие личные суждения подталкивают к работе.
В чём причина и где истоки твоего стремления к лесу, деревне и пасторальному укладу жизни?
Александр: Вопрос выживания и самоопределения. Жизнь для меня засверкала красками не в обществе, а в лесу. От того радуют бесхитростные постройки, открытые люди, простые вещи.
Недавно в нашей беседе ты сказал, что провинциалы это и есть настоящие носители культуры. Я думаю, исторической ошибкой было уничтожение в России крестьянства как класса. Потому что именно в этой среде наиболее полно были сохранены истоки национальной культуры, ментальности, идентичность нации. Гибель деревни оказалась равнозначна гибели этой ментальности. Как правило, национальная культура в городской среде размывается. Кстати, рождаемости также куда больше способствует именно развитый фермерский класс. И как же нам быть? Даже по нашей теме пример: вся самобытность и оригинальность норвежцев Windir строилась на их близости к почве и корням.
Александр: Да, помню оформление дебютника Windir, там кто-то из них на фоне трактора стоял – крутая работа. (улыбаясь)
Это очень сложный вопрос. Уничтожение крестьянства – это следствие разделения общества. Власть имущие всегда были заинтересованы в этом: «разделяй и властвуй». Ментальность определяют общие хозяйственные связи, которые, вероятно, связаны также с природопользованием. Сейчас другие экономические отношения между людьми и ментальность другая. Отношения циничные, ну и душа – отхожее место.
Как вернуться к прежнему? Наверное, уже никак, ведь капитал диктует, чтобы фермерских хозяйств стало меньше, и они укрупнялись. Переселений массовых на землю не предвидится, а госполитика в этой области типа «Дальневосточных гектаров» - ну это дичь. А вот что сделать, чтоб между нами новая Здоровая ментальная связь появилась? - нужно больше обращаться к природе. Было бы здорово, если бы общество жило в ладу с ней. По крайней мере, в русском менталитете это уничтожило бы пару червей, по типу «похер, на мой век хватит», вываливая отходы в пустырь и т.п.
Вообще вопрос на самом деле неоднозначный. Ведь с другой стороны, излишний консерватизм палка о двух концах, поскольку закрытое общество маловосприимчиво к новому полезному опыту и развитию. Где найти правильный баланс?
Евгений: Открытость к новым идеям и опыту является необходимой для развития общества, класса, ментальности, личности, да чего бы то ни было ещё. Найти этот правильный баланс между сохранением традиций и открытостью к новому опыту может быть сложной задачей, и здесь нет, как мне кажется, универсальных ответов и путей. Однако, на мой взгляд, всегда нужно быть открытым для всего нового, расширять горизонт своего познания мира, а не скукоживаться в своей консерве.
У меня сложилось впечатление, что Olshanoe это не только про музыку – здесь 50% музыки и остальные 50% из мира ощущений. То есть в определённой степени Olshanoe являет собой мировоззрение. Так ли это?
Александр: В мировоззрении Olshanoe скорее очень мало новаторского, но оно есть, и без него не было бы музыки.
Эмоциональный посыл дебютной работы «Канун», да и альбома «Чудеса» тоже, показался мне созвучным с мыслью, высказанной в рассказе Ю.П. Казакова «Никишкины тайны». Вот этот отрывок: «Никишка задумался, смотрит вокруг, хочет тайну такую понять, чтобы всё, что видит, разом открылось ему. Да не понять этой тайны, смотри только с тоской, впитывай глазами, слушай ушами да нюхай».
Ключевой здесь является тяга к познанию некой тайны, которая объединяет всё вокруг, желание с ней слиться, став частью этого знания. Это когда и закат на горизонте, и ветер в небе, и листья над головой, и корни под землей – ты можешь впитать и прожить всё это одновременно и сразу. При этом есть такое чувство, что за тем, что ты видишь, скрыто нечто ещё, но оно настолько неуловимо, что можно ощутить лишь намёк на присутствие. Как запах дождя, который ещё не начался, а только собирается. Давайте порассуждаем, в чём суть этого явления?
Александр: Красиво сказано. Если не концентрироваться на каком-то одном чувстве, когда они все приходят в равновесие, когда затихают мысли, то жизнь открывается иначе, полнее. В сказках и преданиях коренных народов Сибири, индейцев мне часто встречалось выражения «видеть сердцем» или «память сердца». Я понимаю, что звучит это сейчас как сопливая фраза из разряда Коэльо, но мне кажется, в ней скрыт смысл.
Давайте теперь перейдём к новому альбому «Как велик и печален мир». Какая концепция стоит за названием альбома, в чём, по-вашему, заключается эта великая печаль мира?
Евгений: Название альбома «Как велик и печален мир» отражает наше видение современного общества и его проблем. Концепция альбома заключается в передаче эмоционального состояния, которое мы испытываем, наблюдая за тем, что происходит вокруг нас. Мы считаем, что сегодняшний мир полон противоречий, насилия, несправедливости и разрушения. Великая печаль мира проявляется в том, как люди теряют связь с природой, друг с другом и сами с собой. Мы хотим вызвать осознание и побудить слушателей задуматься о своей роли в этом мире и о том, как они могут внести изменения к лучшему.
Новый альбом, вне всякого сомнения, получился самой разнообразной и продуманной вашей работой. Не считая ЕР “Flax”, который получился хоть и немного эклектичным, но невероятно художественным и насыщенным. Помимо расширения общей палитры звучания, теперь в музыке полноценно утвердился блэк-метал. Расскажите пожалуйста об архитектуре вашего звука, его развитии. Как вы пришли к такому звучанию и как его добивались?
Евгений: Движение к этому звучанию шло эволюционно и постепенно с каждым новым релизом. Мы не хотели торопиться и старались аккуратно привносить всё более тяжёлые элементы в нашу музыку, вплоть до того, что в песнях появился шрайк в качестве вокала. Утвердившийся блэк-метал как общий объединяющий нас всех базис для наиболее полноценной передачи настроения песен не был даже как-то выбран специально, ничего другого просто и не могло быть.
Основа нашего звучания – полностью живые инструменты, без использования каких-либо плагинов. Записываемся по классике – снятием звука с динамиков кабинетов. Барабаны, разумеется, тоже живые. (улыбается) Что касается архитектуры звука, чаще всего всё начинается с акустического гитарного перебора, а на него как на кость постепенно наращивается мясо из жужжащих дисторшинов, раскатных барабанов, уносящих вдаль атмосферных синтов и баса в качестве клея для всего этого многообразия. Но важно – мы всегда оставляем много места, воздуха, стараемся не перегрузить.
Ты прямо прочитал мои мысли, опередив следующий вопрос. У Ольшаного достаточно сложное звучание. Слышно, что так или иначе на вас оказали влияние такие группы, как Agalloch, Empyrium, Tenhi. Нужно признать, что такое звучание и жанр не самые популярные в мире и трендом в итоге не стали. Возможно потому, что такая музыка сложна в том плане, что остаётся много свободного пространства, где каждая фальшивая нота слышна особенно отчетливо. К тому же, без стены перегруженного звука более заметен дефицит мелодий и идей. Как вы считаете?
Александр: Это серьёзные группы, и они продолжают влиять на нас. Андеграунд это вообще не про популярность. Х*й с ним с трендом-то. То, что в тренде, сегодня-завтра сможет продуцировать искусственный интеллект. Я не считаю металхэдов дураками и верю, что, копая глубже в стиль, многие из них когда-нибудь откроют и Tenhi, и Agalloch и многое другое.
Мы создаём музыку для себя, в первую очередь. Записываем музыку, которую хотелось бы нам самим слушать. Мы не любим полуживую музыку, где много модных компрессий. Нам важно, чтобы в музыке был воздух!
Для композиции «Лён» было снято впечатляющее сюжетное видео, которое куда ближе к кинематографу, чем к метал-клипам. Расскажите подробнее о работе над этим видео: первоначальная идея, работа над сценарием, сам процесс съемки, актёры – в общем, обо всём!
Александр: Идея сформировалась под впечатлением «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери и «Девочка из города» Л.Ф. Воронковой. Формировалась ещё тогда, когда мы обложку «Чудес» рисовали. Сценарий писался с опорой на ключевые сцены в «Маленьком принце». Многое из того, что получилось, случилось само собой и по какому-то провидению. Мы были готовы нанять профессиональных актёров, но потом я услышал предложения от моих близких друзей. И интересно так: судьбы актёров в реальной жизни действительно переплетаются с судьбами героев Экзюпери и Воронковой. Я не имею права публично вдаваться в подробности, но каждый из них пережил серьёзную утрату. Я прилетел к ребятам в Красноярск, мы сели на машину и поехали. Предварительно Андрей совершал пробные выезды, исследовал локации. Он же и снимал всё, и монтировал.
Совпадений во время работы над видео было много, но главным стало появление молнии в конце клипа. Мы были ограничены по времени со съемками Лады – девочки в клипе. В конце съёмочного дня начал накрапывать дождь. Мы стали быстро перебирать: все ли моменты засняли. Стоим такие и с сожалением смотрим друг на друга: "Мы же не продумали сцену «прощания»!" Дождь участился. Андрей полез переставлять объектив. Я побежал в поле искать ракурс. Нашу юную актрису направили в сторону леса, и в этот самый момент в кадр залетела молния. Придя домой открыл Экзюпери с мыслью «молния по-любому не случайна» и нашёл в тексте: «Точно желтая молния мелькнула у его ног (Маленького принца). Мгновение он оставался недвижим. Не вскрикнул. Потом упал –медленно, как падает дерево».
Совсем недавно вышел ваш новый цифровой релиз Demo (1). Это затравка перед новым альбомом? Почему именно демо, что вы вкладывали в этот релиз?
Александр: Это небольшой отчётник о том, чего следует от нас ждать. Мы решили показать исключительно для наших подписчиков, над чем и в какой канве работаем. Мы уделили большее внимание гитарам, решили пару проблем, которые были выявлены нами в последнем альбоме, придумали как записать фортепиано с похожим звучанием Tenhi, кстати. Демо превратится в альбом с рабочим названием «В диких условиях».
Насколько я могу судить, концерты являются важной частью творческой жизни Olshanoe. Учитывая вашу специфическую музыку, сложно ли было найти подход для правильного звука и сценической подачи?
Евгений: Безусловно, концерты являются неотъемлемой частью нашей творческой жизни. Мы считаем, что важно передать атмосферу и энергию нашей музыки на сцене. Выпуск релиза, в который вложено очень много сил и средств, максимальным образом может восполниться только во время живого выступления, когда идёт тот самый энергетический обмен со слушателями, когда мы точно видим что всё что мы делаем – не зря!
Конечно, из-за нашего специфического стиля и набора инструментов нам пришлось столкнуться с определенными техническими и эстетическими вызовами. Мы потратили много времени на эксперименты с оборудованием и настройкой звука, чтобы достичь нужного звукового образа. Как и в случае с записью песен, мы стараемся не использовать во время наших выступлений никаких семплов и подложек, а воспроизводим полностью живой звук. И, насколько вам известно, в нашем арсенале немаловажную роль играет баян, от которого мы совсем никак не можем отказаться во время концертов, не нарушив нашу особую атмосферу. А настроить звук баяна в концертном миксе – совсем нетривиальная задача.
Что касается визуальных образов, то мы до сих пор находимся в поиске и каждый концерт стараемся привнести что-то новое. В какой-то момент мы решили пойти простым и в то же время логичным путем – откинули все сложности, оставили базис, скелет, на котором постепенно формируем мясо нашего визуала.
Саш, всё хотел тебя спросить, как ты научился играть на баяне?
Александр: Поигрывать начал лет 10 назад. Мне понравился тембр и то, что можно сразу две партии – соло и аккомпанемент – отыграть разом. Понравилось, как звук баяна хорошо сочетается с аналоговым синтезатором, как хорошо под акустическую гитару ложится. Научиться не сложно, когда знаешь уже несколько инструментов. Правда, играю я сейчас на нём только партии Ольши.
Теперь мне было бы интересно узнать о концерте, который вы однажды сыграли на месте умершей деревни Федоска. В одном интервью Александр упомянул об этом, но несколько поверхностно, как мне показалось. Хотелось бы узнать об этом перфомансе и его предпосылках больше, а также выяснить, какой символический смысл вы вкладывали в это действо?
Александр: Про инсталляцию в Федоске, боюсь, мне больше нечего добавить. Не хочется, чтобы тема покинутых деревень выглядела как хайп. Очень рад, что с момента нашей инсталляции никто не подхватил тему. Не стоит так усердно ковыряться в пепле. А что касается предпосылок, то у меня был друг, его не стало и это была дань нашей с ним идее "сделать концерт перед никем". Конечно, наложилось тут и увлечение деревенской прозой, но что в конце получилось – зритель должен додумать сам. Пусть каждый сам расставит точки там, где захочет.
Когда речь заходит о текстовом содержании Ольшаного, то оно позиционируется не как тексты, а именно как стихи, то есть поэзия. Амбициозно. Вы придаете этому особый смысл?
Александр: Последнее время нам всё чаще указывают на то, что это тексты, а не стихи, и мы не спорим. Для меня критерием остаётся лишь фраза из «Калина красная» В.М. Шукшина про хороший стих это как стакан водки выпить. Вот самое главное, чтоб продирало.
Влияют ли на тебя лично и на творчество Ольшаного в целом «новокрестьянские» поэты Серебряного века: Сергей Есенин, Николай Клюев, Алексей Ганин, Сергей Клычков и другие?
Александр: Нет, из этих только Клюев нравится, а к Есенину, например, я холоден. Я начал почитывать русскую поэзию очень поздно, в 30-ть наверное. Считал, что иначе своего не напишу. И начал открывать её с шестидесятников – неправильно, наверное.
Я заметил, что на тебя оказало определённое влияние советское искусство. Среди своих влияний ты называл советских композиторов Таривердиева, Мартынова, Артемьева, Глушкова, Рыбникова. К тому же ты интересуешься писателями деревенской прозы тех времён, советскими художниками-пейзажистами. Почему это имеет для тебя такое значение?
На мой взгляд, лучшая часть советского искусства передаёт ту «русскость», дух и самобытность, которых сегодня так не хватает. Более того, отдельные картины, мультфильмы и кинокартины весьма рельефно изображают архетипы русской культуры, и при этом изящно подают их в доступном массовому зрителю виде.
Александр: А как ты сам отметил, эти работы несут в себе русскую культуру. Странно, что все сейчас лают на советское прошлое, но сколько всего было выпущено за то время! Сколько духовного отреставрировано, сколько снято про бунтарей, декабристов и прочих – да за такое сейчас статья. И конечно, я просто молчу про целую бездну изданного и экранизированного о тайге и всяких дебрях, о коренных людях и севере, о натуральной деревенщине. Перечислять можно очень долго.
По некоторым намёкам я заметил, что вам близок дух странничества. (Для читателей поясню, что в данном случае странничество – это особый образ жизни, который некоторые исследователи считают исключительно восточнославянской чертой. Для странника такой образ жизни воспринимался как форма духовного поиска, поиска смысла жизни, правды или Бога. Это одна из архетипических идей русского сознания – авт.) Кстати, Товарищество передвижных художественных выставок тоже, пусть и отчасти, являлось носителем этой идеи. Чем вас привлекает эта идея? И не видите ли вы противоречия в том, что истоки играемой вами музыки антирелигиозны по своей сути и вступают в противоречие с православием, с которым связывают феномен странничества?
Евгений: Для меня, как музыканта в блэк-метал группе, идея странничества привлекает своей свободой и возможностью исследовать различные аспекты жизни и духовности. Я вижу странничество как способ, в первую очередь, поиска смысла и глубокого понимания себя и мира вокруг. В моём понимании, музыка – это форма самовыражения и творчества, которая может отражать различные эмоции, мысли и идеи. Это способ выразить свои внутренние переживания и эмоции, а не необходимость отрицать или атаковать какую-либо религию или чьё-либо мировоззрение. Поэтому никакого противоречия здесь не вижу.
Расскажите о Шум Деревьев Records. Что это за лейбл и насколько он востребован?
Александр: Это детище меня и Андрея. Ответственно издавали данжен, винтер, конфи-синт, неофолк и неоклассику. Большая часть уходила за рубеж. У нас были надежды на возвращение золотого века кассет (на то были предпосылки), то есть возврата серийного производства. Но пока всё продолжает держаться на невероятном энтузиазме кустарей. Надежды пока не оправдались, мы ушли в минус и решили лейбл отправить в заморозку.
Наверное, все, кто в теме, уже заметили стремительное развитие сибирской андеграундной/экстремальной сцены и рост числа толковых групп за последние несколько лет. Как вы думаете, с чем это связано?
Евгений: Я думаю, что стремительное развитие сибирской экстремальной сцены за последние несколько лет связаны с несколькими факторами. Доступность и технологический прогресс позволяют музыкантам создавать и распространять свою музыку без привязки к географическому местоположению. Кроме того, сибирская природа и окружающая среда могут оказывать влияние на музыкантов и вдохновлять их на создание экстремальной музыки. Сибирь известна своей суровостью, тайгой и дикой природой, что может отразиться в звучании и атмосфере музыки.
В целом, как мне кажется, сибирская андеграундная сцена растёт и развивается благодаря комбинации технологического прогресса, влияния окружающей среды и общего нарастающего интереса слушателей к подобным жанрам.
Кстати, заметь, что сейчас стала проявляться одна интересная тенденция. Раньше было достаточно качественно копировать зарубежные стандарты, чтобы признать уровень группы. Но об оригинальности речь в данном случае не идёт. В то же время подчёркнутое лапотничество смотрелось нелепо и неуклюже. Сейчас же в музыке отечественных групп (и Сибирь здесь впереди России всей) появляется всё больше самобытности, при этом она органично переплетается с теми самыми признанными стандартами качества как базовой основой звучания. Наблюдаешь такое?
Евгений: Да, я замечаю эту тенденцию в музыке отечественных групп, да и не только Сибири. Сейчас всё больше музыкантов стремятся к созданию своего уникального звучания и стиля, сочетая оригинальность и признанные стандарты. Да и сколько можно заниматься повторением, это уже никому не интересно. Кстати, данная тенденция заметна и в музыке зарубежных коллективов, и совсем даже не андеграуных. Так что сибирская музыка движется в общей канве как часть мировой культуры.
В завершение интервью расскажите пожалуйста о своих планах для Ольшаного. И было бы неплохо услышать от вас пару напутственных слов.
Александр: В планах сыграть концерты в ноябре, обдумать дальнейшие действия, спокойно и методично дописать альбом.
Евгений: Огромная благодарность за столь интересные и нетривиальные вопросы! На данный момент нашей главной целью является продолжение творческого процесса и создание новой музыки. Мы постоянно ищем новые идеи и экспериментируем со звучанием. Также мы планируем активно выступать и делиться нашей музыкой с поклонниками на концертах и фестивалях. Мы хотим передать всю энергию и атмосферу наших песен в живом исполнении.
Не бойтесь искать новую музыку и открываться для разных жанров. В любой музыке можно найти глубину и эмоциональную силу, которая может перевернуть ваше представление о музыке. Позвольте себе окунуться в этот мир и открыть новые грани своего восприятия. Будьте смелыми и искренними в своих творческих стремлениях, и никогда не переставайте искать источники вдохновения. Слушайте музыку, поддерживайте группы, покупайте мерч и всех ждём на концертах.
Беседовал Alister