MetalKings.Org - портал о роке и метале
MetalKings.Org - ВконтактеMetalKings.Org - в ФейсбукеMetalKings.Org - ТвиттерMetalKings.Org - Гугл Плюс
Главная / Интервью
27 Февраля 2025

Интервью с SECOND TO SUN

«И грянет гром»

SECOND TO SUN уверенно удерживает статус одной из самых интересных, творческих и продуктивных групп российского экстремального метала. За свою более чем десятилетнюю историю этот изначально студийный проект развился в полноценную мощную группу, узнаваемое звучание которой несёт леденящую запредельную жуть в нашу повседневность, гротескность которой порой заставляет усомниться в реальности происходящего. SECOND TO SUN отлично знают о том, что «странные вещи» всегда рядом, достаточно лишь внимательно осмотреться вокруг. Кроме того, эти ребята каждым своим новым релизом доказывают, что блэк-метал по-прежнему может быть захватывающей и новаторской музыкой. Основателю и мастермайнду группы Владимиру Лехтинену каждый раз удаётся придумать что-то новое, сохранив при этом узнаваемую манеру, присущую только SECOND TO SUN. Года четыре назад меня смущала пугающая работоспособность Владимира, так как мне казалось, что такими темпами парень очень скоро выгорит. Но SECOND TO SUN по-прежнему здесь, и каждой новой работой всё более расширяют свой творческий горизонт. У меня есть ощущение, что «в столе» у группы припасено ещё много чего. Ну а темой нашей с Владимиром беседы стал недавно вышедший ЕР “Thunderbolt”, который, несмотря на скромный формат, воспринимается как самодостаточная работа и таит в себе пару неожиданных аспектов. Очередное подтверждение тому, что SECOND TO SUN всегда есть что предложить своему слушателю. Кроме того, мы вспомнили концертный альбом “Live at the Third Rome”, который стал крайне интересным опытом, а также обсудили фестиваль ТЬМА, организатором которого является Владимир.


Интервью с SECOND TO SUN


Итак, давай сразу начнем с нового ЕР “Thunderbolt”. Материал получился достаточно разнообразным и даже неоднородным по содержанию. Расскажи, пожалуйста, о предпосылках к его созданию, как проходила работа над материалом, и чем ты руководствовался в выборе песен?


После выпуска “Nocturnal Philosophy” я задумался над вопросом о более мрачном релизе и не настолько погружающим в раздумья из-за длительности песен. Длинная открывающая композиция на двух альбомах подряд – это действительно слишком. Ладно, «Жуть» (она же “Eerie”, открывающая альбом “Leviathan” – авт.) не такая длинная. Но для создания хорошего риффа иногда нужны годы. И за эти пять лет у меня появилось достаточно наработок из коротких мощных риффов. Поэтому было решено сделать крутой поворот в сторону более коротких песен.


«Грянет Гром» (Thunderbolt” – здесь и далее названия песен приведены на русском языке с указанием в скобках англоязычного названия – авт.) – скоростной боевик с хорошо узнаваемыми риффами. В ЕР он выглядит как открывающий мощный номер, достаточно тяжёлый, с громогласной лирикой. Опять же, в противовес «Ночной Философии» (“Nocturnal Philosophy”), писалась песня достаточно долго, так как по замыслу должна быть подобна молнии – с разнообразием элементов песни, резко ударяющих из одного в другое место трека. Писалась она сугубо под покровом ночи.


Интервью с SECOND TO SUN


“Satyriasis”, то есть Блуд, крайне привлекательный номер для концертов. Здесь пришлось сделать, как и всегда, прыжок выше головы – таких бэнгеров у нас ещё не было. Написана песня по истории, согласно которой на балу вампир кусает барышню, и та впоследствии превращается в упыря. Продолжение неисчерпаемой темы антологии ужаса, начавшейся еще со «Страниц Манускрипта» (“Pages from the Manuscript”). В «Блуде» переходы между частями песни уже более сглаженные, так как это более драматическая вещь. Боялся, что Глебу её будет петь нелегко, но он как всегда отлично справился. От клавишных здесь практически избавился, что радует. Группа в этой песне звучит весьма обстоятельно и серьёзно без всяких смягчительных элементов. Но ещё не радикально. 


А вот в «Холоде» (“Cold”) уже радикально. Яркий пример чарующей безнадёжности. «Холод» - вещь резкая, холодная, быстро срывающаяся в разные, но единые в рамках песни части, которая приковывает к себе судорожное внимание.  Думаю, что «Холод» и «Блуд» показывают дальнейшее музыкальное развитие группы в более тяжёлом направлении. Если верить отзывам людей, которым я всецело доверяю, мрачные, вязкие риффы в «Холоде» имеют довольно интересные источники влияния: один из старых фанатов группы заметил, что основной мотив, как бы вторящий слову «Холод», похож одновременно и на главный рифф Slayer из “Silent Scream”, и на «Ледовое Побоище» из оперы «Александр Невский» Прокофьева. Приятные сравнения в обоих случаях. 


«Север» (“Sever”) - прекрасная баллада, мы будем исполнять её на концертах с Глебом вдвоем. В клубах поменьше – всей группой. Почти акустическая баллада – это сильный ход для Second To Sun. Давно пора было его попробовать. Я считаю, что Глеб достаточно мощно поёт, чтобы удерживать внимание толпы исключительно под звуки моей гитары без дисторшна. Толпе также нужно услышать «другой» вариант группы. Такое уже бывало не раз в тяжелой музыке, пришёл мой час поработать в этом направлении.


Версия песни «Василиса» (“Vasilisa”) с моим вокалом. Хотел бы в дальнейшем использовать формат дуэта, надеюсь, что на альбоме будет подобное.


После новых песен идёт «Жуть» (“Eerie”) в живом звуке – открывающий трек с альбома «Левиафан». На альбоме «Live At The Third Rome» у записи этой песни очень суровый звук. Здесь же – запись с микшерского пульта, которая даёт возможность послушать «Жуть» в более демократичном звуковом решении.



И последняя песня – «Ледяной Рай» (“Frozen Paradise”). Как говорил ранее, длительность песен – это тяжёлый фактор для «Ночной Философии». После концертов тура «Ночная Философия» подходили фаны и спрашивали: «с какого альбома песня, которую вы играете последней?». Речь была именно про «Ледяной Рай». Мощный трек оказался несколько незаметен на фоне монолитного «Легиона Северного металла» “North Metal Legion”), «Ветра» и остальных. Поэтому тактика была изменена, и на ЕР ты можешь послушать «Ледяной Рай» и в живом исполнении.



Если рассматривать “Thunderbolt” как заявление, или заявление о намерениях, что ты хотел донести до слушателя этим релизом?


Русскоязычное название открывающей песни, «Грянет Гром», говорит о грядущем альбоме. Совсем простых песен у меня никогда не было, поэтому музыка сама скажет о намерениях. В много абзацев и детально. Поймут не сразу, но когда поймут, будут переслушивать.


Интервью с SECOND TO SUN


Second to Sun всегда отличал во многом перфекционистский подход к качеству звучания. В этот раз ты вывалил на слушателя пещерный звук. Чем ты руководствовался в данном случае?


Если честно, мне хотелось создать такой замогильный звук, как на “Ordo Ad Chao” у Mayhem, но по-своему. На мой взгляд, у меня получилось, ты явно удивлен. Но на альбоме, скорее всего, будет другой формат звука. Намного более доступный. Отзывы на ЕР мне весьма импонируют, аудитория думала, что ей предложат самоповторы, а вышло снова что-то новое, но при этом всё та же группа. Часть считает, что теперь у группы более чистый звук, чем, к примеру, на «Левиафане». Вынужден с ними не согласиться. А часть считает, что вышло слишком уж погребально. Это же замечательно!


Интервью с SECOND TO SUN


То есть грядущий полноформатный альбом не будет похож на ЕР?


В нём будут песни из ЕР. Однако на ЕР он не будет похож. Повторюсь, ЕР – сугубо одиночное решение. EP “Voices of Obscurantism”, вышедший перед «Ночной Философией», был похож, но здесь иной формат. Я хотел бы более классические «метал-гитары», ну знаешь, ближе к Iron Maiden на “Brave New World”, наверное. Это всё равно будет незаметно на альбоме, так как вряд ли на нём будут подобные этой легендарной группе риффы, уж поверь. 25 лет слушаю Iron Maiden, и они на меня так ни разу и не повлияли, в отличии от сам знаешь кого (смеется). Огромный, громом ударяющий в комнате рабочий барабан, подобный тому, что у нас был на альбоме “The Black”, только больше. Фёдор, кажется, нашёл отличное решение с этим вопросом. Возможно, стоит громко сделать Глеба. А звук самого пространства – короткий, как будто играем на репточке. Как в сыром блэке типа Moonblood, но, разумеется, в формате Second To Sun.


На ЕР мы вновь слышим «Василису». Кажется, для тебя эта песня как “I am the Black Wizards” для Emperor. Ты считаешь эту вещь наиболее показательной для позиционирования Second to Sun? Не боишься, что песня «затаскается»?


Интересная мысль. Знаешь, эту песню слушают только у нас, в России. Я никогда не слышал даже малейшего упоминания про эту песню от основной части фанатов группы. Думаю, что работать с ней дальше логично – основной русскоязычный трек группы все-таки достаточно экстремальный – бластбиты, гитарное соло в конце. Поэтому не уверен, что «Василиса» затаскается. Ей ещё предстоит выйти за пределы российской аудитории, к основной массе слушателей. Делаю для этого всё возможное…


В продолжение «Василисиной» темы. В этот раз мы слышим на ней твой вокал. На последующих записях Second to Sun тоже будет два вокалиста? Или пока это только эксперимент «на подумать»?


… и невозможное тоже делаю. Есть много песен, в которых необходим второй вокал. «Кровавый Навет» (“The Blood Libel”), например. Я понимаю, что многим и прийти в голову не могло, что у группы может быть два вокалиста, но могу сказать, что их может быть и три. Кроме того, массовый слушатель всегда интересовался вопросом, какие партии перепевает Глеб, как они звучат в демо и так далее. Подобные бонусы в релизах – хороший вариант приоткрыть завесу тайны.


Хотелось бы уделить внимание концертнику 2023 года “Live at the Third Rome”. Вообще, мне кажется, проблема концертных альбомов всегда была в том, что большинство из них выполняют сугубо «сувенирную» функцию и довольно скучны с точки зрения подачи и содержания. К тому же, в последние пару десятилетий это не самый востребованный формат. На мой взгляд, у Second to Sun очень отрывной альбом получился, с необычной структурой и подачей. Здесь вам удалось отличиться, и альбом не только отлично дополняет, но и обогащает дискографию группы. Расскажи об этом альбоме подробно – о его замысле, структуре и насколько в итоге себя оправдал такой подход?


На удивление нет, подход не оправдал себя. Мне кажется, что мэталхэд привык к тому, что живой альбом это сувенирная продукция, ты говоришь мои же мысли. Я разделил альбом на три части: с вариантом звука с поканальной записью, вариантом звука с микшерского пульта на фестивале «Тьма» и вариантом, записанным просто на диктофон телефона в центре сцены. Далее по моей задумке должен был идти ЕР «Грянет Гром» (“Thunderbolt”). Такой медленный переход от лайва с решением по саунддизайну должен был сгладить резкость замогильного звука в ЕР. По моей задумке ЕР плавно переходила бы по уровню сырости из последней диктофонной записи на концертнике в формат качества чуть выше, то есть погребального саунда на «Грянет Громе». Этого, на мой взгляд, не получилось именно по причине того, что фанаты хотели новых песен, а не слушать живой альбом. Идея у релиза была отличная, правда. Но вот продолжение, честно скажу – не получилось. Предположить, что живой альбом и ЕР это нечто превращающееся из одного в другое… Наверное, нужно быть очень большой командой, чтобы дать возможность слушателю понять такие ходы в творчестве.


Интервью с SECOND TO SUN


В концертном плане прошлый год был для Second to Sun не сильно активным. Каким будет 2025 год? Недавно ты говорил, что к былой концертной активности возврата нет.  


Да, у нас небольшой тур на 20 городов. Тяжелое время для альтруизма от нашего концертного агентства Madstream Booking. Но тем не менее, я благодарен агентству, что они предоставляют возможность нашим фанатам послушать Second To Sun вживую. Как видишь, я был прав – количество концертов с каждым годом сокращается. Что будет завтра я не знаю. Это вопрос к людям, посещающим наши действа, и только к ним.


Вообще с каким творческим, опытным и эмоциональным багажом ты подошел к 2025 году вместе с Second to Sun? Учитывая более, чем десятилетнюю историю проекта, а потом группы.


Я бы сказал одним словом – эстетическим багажом. В наше время невероятно интересно играть в группе, которую мейнстримный слушатель слышит и задается либо вопросом «на кого ещё это может быть похоже», либо «не понимаю, как это можно слушать?» и не находит ответа. Почему так? Всё новое вызывает ровно два чувства: непонимание в большинстве случаев и страх неизведанного. Думаю, что индивидуальность, эстетика грубой индивидуальности отличает группу.


Скажи, для тебя по-прежнему существуют некие ориентиры при сочинении музыки, или ты можешь назвать себя самодостаточным в этом плане? Только без лукавства.


Конечно есть. Я уверенно могу назвать Mayhem и Emperor, Slayer и сейчас, как и при написании альбома “The Black”, Type O Negative. Мне не дают покоя все вышеперечисленные команды. Многие песни вроде бы пишутся без особого вдохновения от этих команд, но слушатель всё равно слышит их влияние. Несколько лет назад в качестве влияния очень сильна была Pantera, но боюсь, что вектор моих вкусов, как всегда, сместился в другую сторону. А до этого чего только не было (смеется). И сейчас чего только нет – от джаза до саундтреков к фильмам.


Какой аспект в творческом процессе является наиболее интересным для тебя?


Писать музыку. Я люблю это больше всего. Причем есть сразу несколько вариантов написания. Например, некоторые песни написаны исключительно с помощью клавиш, причем в два слоя: мрачный пэд, такой плотный, как в фильмах ужасов. А второй слой – лидирующий терменвокс, напоминающий пан-флейту. Ты часто можешь услышать это в моих песнях. В мр3 и файлах программы Guitar Pro у меня хранятся темы и риффы, которым по 23 года! Ты можешь себе это представить? Я недавно взглянул на одну из папок на собственном ПК и ужаснулся. То же самое и с мелодиями для будущих песен, а иногда с целыми альбомами.


Какова цель Second to Sun, программа-максимум: просто писать качественные песни, или же ты видишь более глубокий посыл в своем творчестве? И насколько далеко его культурное содержание может шагнуть за рамки субкультуры? 


Несмотря на то, что написание песен для меня является наиболее интересным, я провожу много времени с идейным содержанием песен. Конечно, есть много вещей, которые не посвящены ничему или личным переживаниям. В хорошем смысле ты можешь назвать меня культуртрегером и вряд ли ошибешься: подобно своим кумирам вроде Slayer или Bathory, могу рассказывать о настоящих исторических событиях, правда, в вымышленном контексте. Иногда затрагивать социальную несправедливость, мораль, но в очень жестком ключе, наподобие фильмов Дурак или Левиафан. Песни объединены страшной тематикой. Не в том плане, как это обычно в блэк-метале или дэте: как ты хорошо знаешь, характерный козёл у Bathory взят из детской книжки «Ведьмы» Эрики Лонг. Я скорее о том контексте, который в фильмах у Балабанова, например. Но в моем случае в качестве героев совершенно необязательно могут быть люди – это может быть даже ветер, несущий лодку рыбака в неведомое.


Опиши пожалуйста среднестатистического слушателя Second to Sun. Каковы возрастные категории и искушенность в музыке, есть ли понимание истоков жанра? Я заметил, что у определенного числа фанатов (не только Second to Sun) весьма усечённое представление о музыке, которую они слушают.


Попробую детально ответить. Думаю, что всех металхэдов в среднем, широкую аудиторию метала, если её так можно назвать, возможно условно поделить на две категории. Первая порядка 75 процентов, которые ждут подписания групп на лейбл, туры по всему миру, какой-то славы от команды, чтобы начать её слушать. Из числа таких людей слушатели у меня точно есть. Думаю, это те, кто слушает группу ради мощных бэнгеров, конечно. Они ждут какого-то «полёта в космос» у Second To Sun, чтобы начать писать радостные комментарии, писать: «ух горжусь, вот это вы даете!». Но их сразу следует разочаровать – никаких «полетов в космос» на ракете не будет. Если судить по себе – действительно, у меня есть плейлист с разными песнями известных команд, приятно слушать музыку в таком контексте периодически. И тоже узнаю что-то из крупных СМИ, посвящённых тяжёлой музыке.


Итак, остальные 25 процентов металхэдов. Они наиболее интересны: они слушают музыку, внимательно изучают и оценивают её довольно серьезно. Им не нужно ничего от группы, кроме её творчества. В данном случае сужу по себе. Могу слушать не особо известные группы вне каких-то статусных причин, потому что их музыка, на мой взгляд, намного лучше многих известных – ранний Frostmoon Eclipse, например. Полагаю, основная аудитория моей группы именно такая, если судить по турам и тому, что пишут фанаты обоих полов. Возраст очень широкий, иногда приходят целыми семьями. Кто-то назвал девочку Василисой в честь песни, было очень приятно.


Интервью с SECOND TO SUN


Недавно мы с тобой затронули тему атмосферы в блэк-метале. Ты безапелляционно заявил, что атмосферу в музыке терпеть не можешь, и для тебя важно, чтобы это музыка была, а не ощущение, что в лес пошел. Я с тобой не соглашусь, и вот почему. Если мы говорим о блэке, то он сам по себе изначально обладает сильной атмосферой. Это раз. Во-вторых, утверждать, что у Second to Sun нет атмосферы сродни утверждению, что в полдень темно дышать. Почти любая музыка несёт в себе посыл, который определяет её настроение и подачу. Моцарт и Бетховен по отношению друг к другу как день и ночь в отдельных своих произведениях. AC/DC и Burzum – думаю, всё очевидно. Как раз хорошая музыка с верно поданным посылом по определению содержит в себе ту или иную атмосферу. Другое дело, что само понятие «атмосфера» опошлено и затаскано повальным засильем атмосферик-блэковой жижи, когда нам подают бесформенное и бесструктурное плохо сыгранное нечто, под соусом «атмосферы». Давай порассуждаем?  


Хорошо, объясню более подробно. В первом случае речь исключительно про мои вкусовые предпочтения. Я никогда не встречал термин «атмосферный», касаемо того же «Мейхемовского» “Ordo Ad Chao” или “Esoteric Warfare”. Нередко эти альбомы как раз не нравятся металхэдам, которые ценят атмосферу в музыке. Какая атмосфера у группы Grabak? А у Keep Of Kalessin? Скорее это концепт, а атмосферы в них не много. А если атмосферы в альбомах с концепцией нет, то её нет и в моей музыке совершенно точно. Между Summoning и Abigor точно выберу Abigor в 100 процентах случаев. Какая атмосфера у Abigor? Думаю, что скорее концепт звука, чем атмосфера. И вот здесь перейдем ко второму случаю.


Во втором случае ты слушаешь именно концепцию звука. Она сама по себе настоящая и действительно несёт посыл. Насчет определения понятия слова «атмосфера» тоже согласен, атмосферик-блэк в случае моих предпочтений это какие-то совсем древние группы типа Pest на “Lifit es dau?af?r?”, или русский блэк-метал в середине 90-х. У меня был период семь лет назад, когда я слушал группу Lustre. Из этого получился неплохой альбом “The Walk”. После этого атмосферик-блэк уже не слушал.


Что касаемо жижи, было и пройдет. Был популярен дэт-дум в 90-х – закончился. Был популярен «ВКбм» – закончился. Была популярна эмо-культура – завершена. Будут вспоминать, писать, что «это был настоящий блэк-метал» и возвращать 2025-й. Настоящего блэк-метала очень много, кстати. Для кого-то это даже Mercyful Fate, а для кого-то Dimmu Borgir.


Владимир, ты являешься организатором фестиваля ТЬМА. Расскажи подробнее об этой части своей деятельности: основные этапы становления феста, что это за мероприятие такое и в чём его особенность, и что он для тебя значит, зачем ты этим занимаешься? Учитывая нервную обстановку постоянных отмен подобных мероприятий, как тебе вообще удается проводить свой фест?


Идея создания фестиваля Тьма принадлежит координатору фестиваля Алексею, моему коллеге и другу. Стоит отмотать время на шесть лет назад. В 2019 году мы были заняты далеко не Тьмой. Тогда было совершено невероятное действо при поддержке лейбла Relapse и семьи Чака Шульдинера – официальный симфонический трибьют группе Death в клубе Opera. Совместно с командой клуба, которая впоследствии стала командой Тьмы по звуку и свету, мы постарались, чтобы это случилось. И это, чёрт возьми, случилось! Deathorchestra была настолько хороша, что получила какое-то невероятное количество позитивных отзывов и попала в издание Rolling Stone (такой чести удостаивалось количество российских артистов, которое можно перечесть ныне по пальцам одной руки). Планировался даже винил, всё было под лицензией, но, к сожалению, ты знаешь, что произошло в 2020-м. Так что остается лишь вспоминать об этом уникальном артефакте, который могли себе позволить к живому посещению только жители Северной столицы. На видео, например.



В итоге нам пришлось свернуть проект, и Алексей предложил новый концепт: фестиваля в лесу. Это привело к началу работы над Тьмой, а Санкт-Петербургу достался уникальный культурный артефакт в лице симфонического трибьюта на группу Death, которым не может похвастаться никто в мире на сегодняшний день.


Тьма отличается тем, что фестиваль проходит официально. Имеется юрист, занимающийся сложными вопросами, всегда дежурят службы. Я занимаюсь подбором команд, продюсированием фестиваля, менеджментом, системой продаж билетов и системами поддержки посетителей. Нас уже пятеро в команде, а ведь когда-то было трое. У каждого своя зона ответственности. Трудно, но нравится работать.


Расскажи о ближайших планах Second to Sun.


Нужно много альбомов.


Какой опыт ты считаешь для себя наиболее полезным и которым можешь поделиться в завершение интервью?


Когда количество опытов слишком большое, ты выбираешь один – самый нужный. Обычно именно этот опыт наиболее полезен.


Беседовал Alister


Понравилось интервью? Подпишись на наши сообщества!
Рекомендуем посетить
Другие материалы по теме
2 Марта 2024
Second To Sun

21 Апреля 2023
Second To Sun

MetalKings.Org - ВконтактеMetalKings.Org - в ФейсбукеMetalKings.Org - ТвиттерMetalKings.Org - Гугл Плюс

Почта: aleksandr_khor [ собака ] mail.ru

© MetalKings.Org 2000 - 2016

Частичное или полное копирование материалов, в том числе фотографий возможно с письменного разрешения администрации и при указании ссылки на источник
18+