Группа МЕЩЕРА была основана мультиинструменталистом Дмитрием Кокаревым и вокалисткой Александрой Сидоровой. В состав коллектива также вошли Святослав Креков (ударные) и Максим Аюпов (бас-гитара, звук). Их совместные усилия привели к выпуску дебютного EP «Сказки чёрных лесов» (2023) и полноформатного альбома «Жатва» (2023). Чуть позже вышла акустическая версия альбома «Жатва». В октябре 2024 МЕЩЕРА представили альбом «Песни вечных ветров», ставший сочетанием тёмного фолка и этнических мотивов, отражающих необузданную силу родного края. В настоящий момент МЕЩЕРА готовят к выпуску третий полноформатный альбом «Легенды древних». В данном интервью Дмитрий, являющийся композитором, мультиинструменталистом и автором текстов, ответил на мои вопросы, касающиеся своего музыкального оборудования и творчества группы МЕЩЕРА.
— Дмитрий, в профайле ВК у тебя указано «артист компании «Yerasov». Расскажи, как это произошло? И, кстати: какой предусилитель используешь, на каком комбике играешь?
— Да, еще во времена моего предыдущего проекта SYMPULS-E (melodic death metal) они меня пригласили стать «эндорсером», так как у меня имелось их оборудование («ЕРАСОВ» — крупнейший российский разработчик и производитель музыкального оборудования). В основном я пользовался их ламповым усилителем BULLDOZER. Но в современных реалиях необходимости компактного оборудования (с учетом постоянных перемещений группы), мы играем через проект на компьютере в цифровой звуковой рабочей станции (DAW). И через плагины от Neural DSP, позволяющие воссоздать звучание гитарных усилителей, акустических кабинетов и педалей эффектов в виртуальном формате. А в случае желания поиграть дома или на природе, у меня имеется маленький Bluetooth-комбик от Nux и педаль эффектов M-VAVE TANK-G, но я ей почти не пользуюсь.
— Какая у тебя гитара? Мастеровой инструмент или покупаешь в магазине? Какие звукосниматели используешь?
— У меня две мастеровых гитары: 7-струнка Boyarskiy Custom Guitars, Екатеринбург, работы 2020 года. И 6-струнка D Starchenko работы мастера Дмитрия Старченко, сделанная в Луганске в 2016 году. Звукосниматели использую только Seymour Duncan. Я играл на других — все ерунда.
— В каком строе играешь? Какие струны используешь?
— В МЕЩЕРЕ на 7-струнке использую струны D'Addario или Elixir. Струны с первой по шестую у меня в стандартном строе в ре (понижены на тон — прим. ИГ), седьмая — в соль. В пониженных строях я играю давно, экспериментирую с прогрессивной ритмикой и современной метал-аранжировкой.
— На какие группы или гитаристов ты ориентируешься?
— Групп за свою жизнь я переслушал и любил огромное количество, и в разных жанрах. Мои ориентиры: Джон Петруччи (DREAM THEATER), Ричи Котзен, Энди Джеймс, Алекси Лайхо (CHILDREN OF BODOM, SINERGY), Яри Маэнпяя (WINTERSUN, ENSIFERUM), Джейсон Ричардсон... Потом, я сам задавал стандарты исполнения!
— О, Фред-гитарист (Fredguitarist) до тебя уже добрался?
— Фаны меня ему давно кидали, но мне пофиг. Я пришел музыку писать, а не с «диванными войсками» воевать. У меня за спиной 7 альбомов, куча синглов, сессионных записей, и не только гитарных — я пишу этнические и духовые инструменты, оркестры и т.д.
— А как сочиняешь свой материал? Одни музыканты готовят все партии дома. Другие наоборот: приносят пару риффов на репетиционную базу, показывают другим участникам и начинают «джемовать», пока не получится что-то осмысленное.
— Я на 99% все сочиняю один. Естественно, все гитары в процессе сочинения я играются вживую, и сразу же, как правило, записываю в домашней студии. Либо есть какие-то наброски, которые потом обрастают другими партиями.
Единственное, что претерпевает изменения — барабаны. Я сочиняю их основу (рисунки и ритмику бочки, малого барабана, простые партии железа со сбивками). А потом мой друг-ударник Святослав правильно «досочиняет» партии. Он все превращает их в нормальное, качественное звучание и мы это записываем. Вокальные партии (так же, как и тексты), частично сочиняю я. Наша вокалистка Александра привносит свои мелодии и сочиняет партии бэк-вокала. Но подчеркну — для написания песни нет какого-то стандарта. Все пишется по-разному: есть композиции, которые сочинены и даже записаны за пару часов. А есть те, которые «выстрадываются» небольшими кусочками неделями. И даже есть куски, которые годами отлеживаются, ожидая своего часа. Вообще, каждую композицию, которые я писал, надо разбирать отдельно, если смотреть именно с точки зрения того, как она сочинялась. Ну, самый простой пример: песня группы МЕЩЕРА «Вечность белых январей», в которой вся мелодия построилась от теппинговой партии — я её придумал на гитаре совершенно случайно за десять секунд.
— Ваш свежий трек «Дыши со мной» лично меня «зацепил» удачной аранжировкой и вокальными партиями. Эта песня — «фит» с Максимом Самосвато (MECHANICAL POET, ЭПИДЕМИЯ). Почему именно с ним?
— Так сложилось, что на рекорд-лейбле Solids Music (АРИЯ, ПИКНИК, ГРОМЫКА, В. Самойлов, А. Ф. Скляр, CWT и многие другие), с которым мы сотрудничаем, работает звукорежиссёр Максим Самосват. Лейбл предложил нам поработать с нашим новым материалом в звукозаписывающей студии на более качественном оборудовании. Мы согласились, и так мы познакомились с Максом — с ним мы работали над окончательным сведением и мастерингом нового материала. Во время работы у нас сложились тёплые, дружеские отношения, и в какой-то момент лейбл нас подтолкнул к тому, чтобы сделать что-то вместе. И так как у нас с Максимом много общих взглядов на музыку, мы решили записать совместную песню — ей и стала «Дыши со мной».
— А если лейбл предложит сделать кавер на кого-то, или совместный трек ради популярности — вы пойдете на это?
— Нет. У нас достаточно жесткая концепция творчества, и мы очень принципиальные музыканты: мы редко соглашаемся на какие-то коллаборации. Даже Александра, которая раньше часто бралась за участие в сторонних проектах, сейчас отказывается от таких предложений. Она — лицо и голос группы МЕЩЕРА, и это вещь бесценная. Так что мы очень избирательны. Мы работаем со своим материалом, и у нас пока есть на это ресурсы, нам хватает своей музыки. Мы сейчас пишем уже третий альбом группы МЕЩЕРА «Легенды древних»: записаны практически все инструменты, в ближайшие полтора-два месяца мы будем записывать вокал. А если говорить о каверах: мы вообще-то рассматривали такую идею, но это не кавер на группу, а скорее на ту музыку, которая нам близка. Возможно это будет, например, музыка каких-то композиторов, или фолковые мотивы, народная музыка. Но опять же, ее исполнение в первую очередь должно отражать атмосферу творчества группы МЕЩЕРА. Пока что даже на обдумывание этого нет времени. Возможно, потом мы что-нибудь придумаем в качестве бонусного материала, но точно не в этот раз.
— На обложках всех альбомов и синглов группы МЕЩЕРА присутствует один и тот-же образ, маскот: мрачная женщина, с подводкой глаз типа «корпспейнт». Кто это? Кого она олицетворяет?
— Ну, образ скорее собирательный: это некая лесная сущность, лесная душа, дочь леса и мать леса. Она же — мать ушедшего, пропавшего в древности народа «мещера», кровь которого есть в каждом из нас, хотя мы все об этом почему-то забываем. (Мещёра — древнее финно-угорское племя, жившее по среднему течению Оки, ассимилированное русской, эрзянской и другими народностями — прим. ИГ). То есть, это символичный траурный образ некой «русской хтони», русской печали и тоски. И в наших песнях поднимаются соответствующие философские вопросы через какие-то «околоисторические» или «околоэтнические» рассказы. Вот и эта женщина, она некая «всеоплакивающая» мать-природа. Этот образ мы придумывали вместе: он родился из музыкальной концепции смешения черного металла и фолка, помноженных на раннесредневековую историю Восточной Европы, Руси, истоки русского этноса — образ сам собой появился.
— На новом альбоме МЕЩЕРА будут звучать какие-то этнические, экзотические инструменты? Все будет сыграно «вживую» или на клавишах — сейчас можно все, что угодно синтезировать или использовать сэмплы и это будетзвучать хорошо .
— МЕЩЕРА всегда используют живые инструменты. У меня небольшая коллекция инструментов, которые я использую в записи. А виртуальные инструменты звучат ещё не настолько хорошо, как нам хотелось бы. Нам важно, чтобы все инструменты были живые: варганы, лютни, гусли, перкуссия. Хотя именно запись этих инструментов отнимает довольно много времени. Например, инструмент тальхарпа (североевропейская трёх- или четырехструнная смычковая арфа — прим. ИГ) я пишу всегда живой. Это фишка МЕЩЕРА — мы первая «метальная» группа, активно использующая в своём звучании партии тальхарпы. По крайней мере, я других таких коллективов не знаю. Ну, а какие-то оркестровки действительно пишутся с помощью клавишных, потому что нанять живой оркестр очень дорого, да и не нужно.
Беседовал: Илья 7AM4NK Гамов