«Я просто продолжаю делать то, что умею лучше всего»
Андрей Князев о новой и старой жизни, музыке и самом себе
За два часа до концерта первый этаж клуба «16 тонн» уже заполнен поклонниками. Что радует, рок-публика всегда предана и подготовлена: люди разного возраста (от школьниц лет 14-ти до зрелых мужчин) в футболках и толстовках с эмблемой «КняZz». Самые преданные выделяются фотографиями Князева на груди и цитатами из песен сзади.
Андрей в гримёрке настраивает гитару, волнуется: чист ли звук, почему струна дребезжит?
MetalKings: Чем сегодняшний концерт будет отличаться от стандартной формы?
КняZz: Акустический концерт – это, прежде всего, атмосфера. Она действительно особенная. К тому же, в основе электрических концертов был и остаётся драйв, а немалое количество песен из моего багажа требуют более прозрачного звучания. В акустике эти песни – то, что нужно! У нас есть такие поклонники, которые приходят не на «расколбас», а послушать! Именно слушать! Поэтому сегодня они будут довольны. Формат акустического концерта – это очень важная часть моего творчество, и я рад, что к этому пришёл.
Проект «КняZz» у поклонников ассоциируется, конечно, в основном с Андреем. Но в ходе беседы музыкант редко говорит «Я». «КняZz», по его словам, это не «Андрей Князев» – это, прежде всего, группа.
С публикой тут и правда, особая атмосфера. Андрей и за руку подержит особо настойчивых дам, которые на весь зал повествуют о проделанном ради группы пути, и шляпу у кого-то из зрителей примерит. Добрая традиция отвечать на записки из зала продолжается. Зачастую, это пожелания или благодарности. Но есть и удивительные вопросы. Князева спрашивают: «Участвовали ли вы в дуэлях?», музыкант честно отвечает: «Участвовал, но в современных и более жестоких – без шпаг».
Записки текут рекой, со столиков доносятся тосты «За Андрюху», на сцене – человек с очень счастливыми глазами.
MetalKings: У вас есть несколько работ совместно с рок-музыкантами - женщинами? Нужен ли року женский вокал, и почему его так мало у нас в стране?
КняZz: Я с удовольствием использую женский вокал, он, несомненно, придаёт особую окраску, разнообразие. Почему его так мало в России? На самом деле, в России в рок-музыке вообще нет изобилия. Очень многое пока сидит в так называемом андеграунде. В этом плане мы пока до Запада не дотягиваем. А если конкретно о женщинах в роке... Всё просто. Рок – это не только музыка, это – образ жизни! Рок – это экспрессия. Женщинам не всегда по духу такая жизнь. Поэтому те из девушек, что за это берутся, принимают на себя нелёгкую ношу, и достойны особого уважения. В первую очередь, я, конечно, говорю о Лусинэ Геворкян и Нуки из группы СЛОТ.
MetalKings: А если о дуэтах и совместной работе с другими музыкантами? Есть уже какие-то новые идеи?
КняZz: Конечно. В данный момент мы работаем над этим. Это, кстати, пока тайна. Скажу только, что в новом альбоме будет композиция, исполненная совместно с известным актёром. Песня очень харизматичная, о демоническом аттракционе. Имя актёра раскрыть пока не могу. Он будет читать куплет речитативом. Встретились мы случайно, и идея-то возникла неожиданно. Но конкретный текст я уже писал именно под этого человека.
MetalKings: Совсем недавно группа презентовала клип на песню «Человек – загадка». Почему именно эта песня?
КняZz: Во-первых, несмотря на то, что многим из старой аудитории эта песня не понравилась, есть огромный пласт слушателей, которые оценили её по достоинству. Тому пример – реакция на концертах. Я знаю людей, которые даже пускали слезу под эту историю. Песня сильная, её просто необходимо было увековечить клипом. Во-вторых, эта первая песня группы, у неё особая аура, и это тоже повлияло на выбор.
MetalKings: Как дальше будет развиваться история с клипами группы?
КняZz: В работе над этим клипом мы привлекали режиссёра Александра Рублёва и съёмочную команду: «Ам Медиа production». Он загорелся этой историей - «увидел картинку», как сам признался. Но его «режиссёрский взгляд» придал этой истории несколько иную линию, нежели была заложена в оригинальном сюжете песни. Режиссёры могут трактовать по-своему. В работу его команды мы практически не вмешивались, за исключением нескольких моментов. И многие зрители вполне довольны результатом. В дальнейшем мы бы хотели из сценических исполнителей перевоплотиться в главных действующих лиц. Это я уже о следующей нашей видео-работе. Я точно уверен, что каждый участник группы способен на такой эксперимент.
MetalKings: В целом, довольны результатом?
КняZz: Мы, прежде всего, делали это для людей. В основном, мнения положительные, но и отрицательных оказалось немало. Кто-то считает, что сюжет не закончен, кто-то представлял всё по-другому, кому-то не понравилось, как показана группа. Но в моей практике не было ни одного клипа, который бы не подвергался активной критике. А истинную ценность проделанной работы всегда показывает время. Когда мы чего-то ожидаем, то становимся предвзятыми и упускаем детали, из которых состоит произведение. И только потом, когда страсти улягутся, сможем оценить всё по достоинству.;
MetalKings: Чем сейчас ваше творчество отличается от того, что вы делали в группе «Король и Шут»?
КняZz: Я продолжаю писать песни в том стиле, в котором писал всегда. Ищу новые сюжеты, возвращаюсь к старым, создаю героев. Воспринимать группу «КняZz» следует, как новый коллектив на нашей рок-сцене, но с обильным багажом моих прежних трудов. Я изменил подход, но не поменял концепцию и уверен, что мы ещё внесём немалый вклад в ранее начатое дело.
MetalKings: Как вы сейчас определяете свой жанр, стиль?
Тексты можно назвать художественными, в основе которых повествования, триллеры, мистика и всё сугубо на русском языке. Музыкальная часть очень разноплановая. В создании аранжировок мы часто обращаемся к классическим панк, пост-панк концепциям. Если судить в целом по второму альбому «Тайна кривых зеркал», то он в этом ключе показательный. Возможна примесь чего-нибудь другого. Например, всё чаще будут попадаться фанковые отрезки. Часть музыкантов ранее играли фанк и джаз. Наличие скрипки даёт фолковую окраску, несмотря на то, что звучание её далеко не классическое. Будут часто попадаться рок-баллады - ориентированные на моду 80-х. Акустика группы не вписывается в основные стилистические рамки коллектива, поскольку это акустика. В перспективе она зазвучит богаче и будет выглядеть, как некий отдельный стиль. Это произойдёт во время добавления фортепиано и перкуссии. Таким образом, я бы воздержался от конкретизации стиля, а жанр обозначил бы как рок-музыка со всеми втекающими и вытекающими.
MetalKings: Ваша аудитория сейчас сильно отличается от аудитории «Короля и Шута»?
КняZz: Несмотря на то, что сторонние наблюдатели нас воспринимают, как нечто схожее - как по публике, так и по стилю, тем не менее, многие, кто воочию видел группу, склонны рассуждать о весомых различиях, а иной раз, даже кардинальных. Некоторых мы возвращаем в прошлое, а кто-то видит в нас свежее дыхание. Я уверен, что свою нишу мы уже заняли и за два года фундамент выстроили. Теперь надо расти, и есть куда. Ещё через год-два нас прекратят сравнивать и воспринимать, как раздробленное целое. Идеи и концепции наших групп настолько расхожи, что скоро это будет видно не вооружённым глазом. Самому мне сложно со сцены определить схожесть или различие аудитории, но все вокруг говорят именно о последнем. По крайней мере, я чётко знаю, какую публику хочу видеть у себя на концертах, и для неё я готов творить в изначально выбранном темпе.
MetalKings: Как вы изменились как музыкант и человек после декабря 2011 года (окончательный уход из группы «Король и Шут»)?
КняZz: Я сильно изменился. Я переоценил прошлое и сделал правильные выводы. Отпечаток минувших трёх лет ещё не раз прозвучит подтекстом в моих песнях. Конечно, тяжёлые времена становления позади, и я благодарен всем, кто поддержал нашу группу на первых этапах.
MetalKings: Есть ли какая-то определённая линия поведения относительно общения с бывшими коллегами, с Михаилом Горшеневым, в частности?
КняZz: Наши пути давно разошлись.
MetalKings: Что бы вы изменили, если бы была возможность пройти творческий путь заново?
КняZz: Для этой жизни – всё на своих местах, и всё своевременно! Если бы шёл заново с имеющимся опытом – выбрал бы тот же путь, но с рядом корректив.
MetalKings: Как пройти то, что прошли вы после ухода из «Короля и Шута» и не остановиться?
КняZz: Тут нельзя дать универсального совета. Я просто созрел. Созрел для отдельной работы. У меня был опыт для старта. И ошибки были. Но так получается, что в жизни я учусь только на своих ошибках.
MetalKings: А что посоветовать совсем «зелёному» музыканту?
КняZz: Главное понимать, что люди в целом – не глупы. Народ настоящий талант всегда увидит и отметит. Если ты делаешь то, что любишь, и у тебя здоровые амбиции, есть что показать – это заметят. Если тебя не замечают, в большинстве случаев – ты просто не достоин внимания.
MetalKings: Музыка меняет общество?
КняZz: Не стоит думать, что музыка – инструмент, который меняет сознание масс. Я легче назову нас, рокеров, беспредельщиками, чем учителями. Но в жизни так выходит, что люди больше «цепляются» на плохих парней. Негативный образ, почему-то, привлекательнее. С другой стороны, любой человек, который выходит со своим словом на общий суд – что-то несёт в себе. Тут нужно смотреть глубже, в творчество. Я, например, на словах скажу гораздо более скудно, чем в своих песнях.
MetalKings: «КняZz» - вне политики?
КняZz: Мы вне политики, прежде всего потому, что стремимся к одной простой цели – быть нормальными людьми. Чтобы наши близкие, друзья, дети были нормальными, хорошими людьми. И на концерте хотим видеть нормальных людей. Что такое «нормальный»? Не нужно глубоко копать. Каждый понимает, что такое нормальный, адекватный, хороший человек. В России не модно воспитывать в себе хорошего человека. Модно быть пьяницей, модно быть хитрым, наглым и никто не хочет быть лохом! А кто вообще придумал это понятие – лох? У нас даже боятся признаться, что они хорошие, боятся, что этим воспользуются. Наша цель – дать понять людям, что они – нормальные. Пора забыть об этих жлобских приоритетах, которые нам навязали девяностые.
MetalKings: Почему народные массы в большинстве предпочитают поп и шансон, в России, в частности?
КняZz: Это просто и доступно. Поп-музыка не напрягает! Жизнь – сложная штука, а музыка должна расслаблять и не напрягать. Рок – он сложнее. Здесь надо вдуматься и принять. В нём протест против человеческих недугов, предрассудков, против низменного, а основной массе об этом думать не хочется. Со времён Римской империи им нужно хлеба и зрелищ. Если рок-группа становится модной, появляется куча людей, которые абсолютно не понимают их творчество, но охотно напевают самые раскрученные хиты. Там, где есть смысловая нагрузка, там более узкий контингент слушателя, чем на развлекательной музыке. Шансон содержит, так называемую, правду-матку, для простых мужиков, коих большинство. Шансон и сочиняется для простых. В нашей стране никогда не любили соблюдать законы, поэтому наш шансон – это, во многом, «блатняк». В девяностые в цене были воровские песни. В нашем шансоне от истинного значения – только название.
MetalKings: Сейчас вы счастливы?
КняZz: Я не знаю, что значит счастье, как постоянное состояние! Счастье мы обретаем в момент успеха! Рождение ребёнка, бракосочетание, триумф! Наши успехи напоминают нам о том, что мы счастливы, но чем больше таковых, тем хуже переносятся невзгоды. В целом – я счастлив, поскольку занимаюсь любимым делом, и оно востребовано. Но есть и другие пути к счастью! Например, это много детей и прочная семья.
Автор: Анна ЛАШОВА