Вот уже 24 года подряд первые выходные августа являются одним из важнейших событий в мире рок-музыки. И только одно единственное место в Европе может похвастаться таким культовым и громким именем, близким сердцу каждого рокера. Рано или поздно мы все оказываемся там, потому что иначе просто не возможно. Никакие доводы и препятствия просто не в состоянии иметь силу большую, чем притяжение этого невероятного действа. Имя ему Wacken Open Air. Или просто Вакен.
Год 2013 не являлся для фестиваля ни юбилейным, ни отмеченным чем-то особенным, но именно с этого года я решила начать свое знакомство с событием всемирного масштаба. Очень захотелось заранее подготовиться к 25-летию существования этого притягательного феномена, равного которому на сегодняшний день нет.
"Увидимся на Вакене, неважно дождь или солнце" - написано в приглашении на мероприятие. И на самом деле, чего только ни случалось с погодой за все годы существования фестиваля, каких только катаклизмов ни происходило, но никогда капризы природы не могли омрачить радости от этих трех прекрасных августовских дней. Хотя для кого-то их вовсе не три, а четыре, пять или даже шесть.
Но все по-порядку. Фестиваль как таковой длится ровно уикенд, и эти дни он является официально открытым, с полным набором всевозможных услуг на территории, а также всеми теми командами, которые заявлены в программе. Однако огромное количество людей предпочитает оказаться на поле за один, два или даже три дня назначенных дат, чтобы удобно расположиться в палаточном лагере на территории фестиваля, проводя время с друзьями на природе. Некоторые мои товарищи именно так и поступают уже много лет и, надо сказать, вполне довольны этим. Тем не менее, я решила не рисковать своим здоровьем и, дабы не подорвать его раньше времени, прибыла на Вакен 1 августа, таким образом, оставив для себя самые интересные моменты.
Погода стояла прекрасная, жаркая и, несмотря на то, что накануне ночью прошел дождь, почва под ногами ближе к обеду высохла, так что было вполне комфортно.
Итак, вот и знаменитый Вакен. Более 75000 человек, 7 сцен, на которых уже с полудня и до самой глубокой ночи практически без перерыва играют более 80 музыкальных коллективов со всего мира.
Огромнейшая территория фестиваля на самом деле впечатляет. Это целый город, вернее как привычнее его называть посетителям - деревня, в которой все устроено настолько грамотно и комфортно, что впору жить там неделю, а, при желании, и две.
В первый раз попав на поле, я немного растерялась и не сразу смогла сориентироваться как нужно добираться от главного входа (и был ли это главный вход, на тот момент было непонятно) до любого из возможных и даже необходимых пунктов, таких как мой собственный кемпинг, кемпинги множества друзей, туалеты, пункты питания, супермаркет, все возможные сцены, бары, банкоматы и многое-многое другое. Но мои верные друзья, к счастью, знающие наизусть все возможные направления передвижения, помогли оглядеться и разобраться в происходящем. Практически сразу выяснился факт того, что сколько бы я ни слышала о Вакене, сколько бы ни листала брошюры или читала статьи, мне даже и не могло представиться насколько все-таки масштабно сие действо. Таким образом, для того, чтобы изучить где и что именно расположено, а так же посетить множество интересных мест, таких как Viking Village или Metal Market, или взглянуть на бассейн, например, ушел целиком первый день. Но это нисколько не расстроило, поскольку на этот день было анонсировано лишь несколько интересующих меня серьезных групп. Плюс требовалось немного времени, чтобы прочувствовать общую атмосферу и настроение публики, которая к тому моменту уже абсолютно подготовилась к мероприятию как физически, так и морально. И мне посчастливилось попасть сразу "с корабля на бал".
Из тех выступавших команд, которые мне удалось послушать в тот вечер, хочется отметить канадских трешеров Annihilator, которые мощно и злобно начали мой личный фестивальный сет-лист Вакена. Посмотреть на них собралось больше половины всех присутствующих, учитывая их выступление на одной из основных сцен. Надо сказать, ребятам досталось достаточно внимания, что они, конечно же, заслужили своей качественной и яростной игрой. Прекрасное выступление, никаких отрицательных моментов при всем желании найти не получилось.
Вечернее огненно-костюмированное шоу Rammstein как обычно было отлаженным до мелочей. Им выпала честь закрывать концертный день, поэтому играли они долго, разнообразно, но на мой вкус, слишком уж долго. Поскольку больше ничего увлекательного в этот вечер не предполагалось, то это зрелище собрало много более 50 тысяч человек. От себя могу высказать только двоякое мнение от выступления, с одной стороны, отточено и по-немецки качественно, но другая сторона - это ощущение потери искренности с увеличением их популярности. Нет в них огня, нет больше протеста, какой-то непохожести на остальных. Теперь это просто дорогой бренд. Хотя в качестве развлечения они очень приятны.
Следующий день фестиваля обещал быть насыщенным и наполненным разнообразными интересными выступлениями. Но самого утра солнце жарило настолько сильно, что единственным спасением от всепоглощающего зноя было сидение в тени палатки в своем лагере и попивание минералки, тем более что выступлением Rammstein вечер не закончился ни у кого из всех 80 тысяч человек. Так что пришлось пропустить долгожданных американских рокеров Ugly Kid Joe, что огорчило, так же прекрасную Tristania (которая, впрочем, не была в моих приоритетах), но впереди по-прежнему столько всего интригующего, что стоило пока переждать жару.
Итак, дневные Pretty Maids и Sabaton порадовали и взбодрили, но вот Motorhead, к сожалению, наоборот огорчил. Вернее сказать, в связи с известным плохим самочувствием Лемми, множество туров команды, в том числе и по России, было перенесено на февраль, поэтому никто и не ожидал увидеть группу на Вакене. Но они-таки приехали и вышли на сцену, что, конечно же, вызвало бурю восторга у людей. Но выступление было немного вялым, видно было, что Лемми не в лучшей форме, хотя благодарности публики не было предела. И, тем не менее, отыграв шесть песен, Лемми покинул сцену. Я, будучи свидетелем того, как на бэкстейдж приехала скорая, чтобы его забрать, могу сказать, что это был грустный момент как для зрителей, так и для музыкантов фестиваля.
Но шоу продолжается, и на очереди 30-летний юбилей группы Доро, который они решили отметить абсолютно блестящим выступлением на Вакен 2013. Каждый раз наблюдая Доро на сцене, у меня возникало ощущение бесконечной энергии, которая как по волшебству вырабатывается у ребят. А сама Доро Пеш. Милейшая женщина и просто фантастически талантливый музыкант. Очень сложно оценить их выступление иначе чем на отлично, они настолько позитивны и как-то чисто по-рокерски искренни, что наблюдать их одно удовольствие. Это настоящий ураган праздника, который кружит голову начиная с первого аккорда и до последнего, завершающего.
После Доро был еще Grave Digger и Amorphis на другой сцене, но про их выступления ничего не могу сказать, поскольку мне не очень хотелось их наблюдать. Плюс у меня был прекрасный повод поднять бокал и попробовать кусочек юбилейного торта, который организаторы Вакен приготовили специально для Доро. Вот этим я и занялась.
Последний день на фестивале начался лично у меня очень рано, но бодро и позитивно с выступления неподражаемых Fear Factory. Уже через час после полудня они неистово терзали гитары и барабаны на сцене, а Бартон С. Белл оглушал своим мощным вокалом. И если уж говорить от том как утро начнешь, так и день проведешь, так это относится точно к тому моменту. Несмотря на раннее время, людей собралось много, что было очень приятно, ведь такая музыка обязательно должна быть оценена. Сравнивая игру команды в клубе и на фестивале, хочется отдать все почести и уважения последнему варианту. Акустика открытого пространства - это именно то, что помогает масштабно оценить и прочувствовать их особенный стиль.
Посмотрев за компанию с друзьями еще и Die Apokalyptischen Reiter, которые не представляют для меня большого интереса, все же могу сказать, что они вовсе не плохи и время не было потеряно зря - приятная группа и достаточно популярная. Но после такого плотного потока звуков, захотелось размяться немного и изучить более тщательно метал-маркет. Это рынок, на котором, конечно же, можно купить все, что относится к тяжелой музыке, ну или почти все. Невероятное количество одежды на любой вкус и цвет, обувь, украшения, диски, винил и все, что только может прийти в голову любому рокеру. Очень увлекательно и практично, ведь никогда в Москве мы не сможем найти что-либо подобное по таким приятно низким ценам. Изучая ассортимент и попутно подумывая, что стоило бы уже возвращаться на поле и послушать Anthrax, я и не заметила как редкие мелкие капли падающие с неба превратились в настоящий сильнейший ливень. Рынок моментально опустел, поскольку все посетители очень быстро и оперативно скрылись в недрах магазинов и тентов. Я последовала их примеру. Погода все-таки расставляет свои акценты в наших планах, особенно если находишься на поле под открытым небом. Вот когда очень кстати пригождаются дождевики и резиновые сапоги, прихваченные с собой из дома или купленные уже на месте. Хотя большинству публики было не важно, что они уже по грудь, а кто-то и с головой в грязи, потому что всеобщее веселье ни дождь, ни грязь не может остановить.
Переждав около часа пока ливень не стихнет, я осторожно и невероятно аккуратно, пытаясь не утонуть в лужах под ногами, добралась до палатки, чтобы раздобыть одежду потеплее и резиновые сапоги. Конечно же, выступление Anthrax было успешно мною пропущено, но зато Danzig и Devil Driver были прослушаны практически одновременно, перемещаясь от одной сцены к другой. Не могу сказать, что Devil Driver меня очень впечатлили, несмотря на постоянные положительные отзывы о них. Слушать их было скучновато, а вот Danzig, конечно же, не разочаровали. Не отступая от своего фирменного стиля, они всегда душевно и очень точно доводят до зрителя свои эмоции.
С приходом вечера на главной сцене фестиваля появился он, Alice Cooper, ура! Посмотреть на него собрались, кажется все, кто только мог. Вряд ли все стоявшие в этой огромной толпе были его поклонниками, но уж просто взглянуть на этого многоуважаемого ветерана рок-сцены счел своим долгом практически каждый. И было на что посмотреть. Для начала надо заметить количество костюмов и различных образов, которые Элис менял во время шоу: то он современный металлист в кожаной куртке, то рокер 80-х годов, то пациент сумасшедшего дома с завязанными руками, то дирижер оркестра в огромном цилиндре. Молодые музыканты не отставали от босса и бегали, прыгали по сцене изо всех их юных сил. Начиная с ранних хитов Купера, постепенно выступление перетекло в абсолютный джем-сейшн с исполнением песен The Doors, The Beatles, Jimi Hendrix и даже The Who. После чего фирменное публичное обвинение Элиса во всех смертных грехах, отрубание его головы и, как водится, воскрешение под звуки таких хитов как I'm Eighteen, Poison, Schools out. Полный восторг, гениальное представление, интересно настолько, что невозможно оторваться ни на миг. И остается только один единственный вопрос, как может старина Элис бегать по сцене два часа к ряду словно заведенный, когда его молодая команда пытаются скрыть уже заметную усталость. Но оставим же этот вопрос неразрешенным до поры, а пока публика благодарна - это самое главное.
После сета Alice Cooper группа Nightwish звучала настолько не живо, уныло, да и просто никак, что я решила пойти прогуляться по территории и заглянуть в бар, вернувшись только к заключительной речи организаторов и их любимой команде Subway To Sally. Ни то, ни другое особенно сильно не впечатлило, поэтому могу сказать, что завершением концертной части Вакен 2013 было для меня выступление дядюшки Купера, чему могу только порадоваться.
Ну, вот и наступило утро воскресения, пора расходиться по домам. Фестиваль окончен и делать на поле больше нечего. Тем более, даже проснувшись в 8, я, к своему удивлению, обнаружила, что большинство моих соседей по кемпингу уже уехали, а немногие оставшиеся собираются невероятно быстрыми темпами. Еще ночью была абсолютно расслабленная атмосфера всеобщего единства и дружелюбия, напитки лились рекой, люди гуляли и веселились. И вот теперь, не успев открыть глаза, я понимаю, что все это было как во сне, и только снующие туда-сюда малочисленные еще не успевшие уехать люди собирают впопыхах свои вещи. Не осталось ни палаток с едой, ни рынка и появилось только странное чувство, будто ночью все это просто исчезло. Вот и мне было пора уезжать, тем более что я так и не смогла найти место, где можно позавтракать, да и есть совсем не хотелось. Невыносимо грустная атмосфера царила повсюду, и критически необходимым стало скорее вырваться из этого места с закрытыми глазами, чтобы запомнить фестиваль таким, каким он был все предыдущие дни - шумным и беспечным.
Итак, нужно возвращаться к реальности, а заодно и держать путь домой. Все, что осталось от моего первого и, надеюсь, не последнего посещения Вакен - это фото, разные мелкие сувениры и огромное количество абсолютно непередаваемых, сказочно позитивных и ни с чем не сравнимых ощущений. Не важно, какое количество команд мне удалось послушать, а сколько я пропустила, ведь намного важнее, что именно это мероприятие оставило совершенной особенный след в моей жизни и вдохновило на очень многое в дальнейшем. Wacken Open Air в действительности является одним из огромнейших и мощнейших фестивалей тяжелой музыки на сегодняшний день. И не зря этот гигантский механизм работает так слаженно и добротно, не зря с каждый годом сюда съезжаются десятки тысяч людей со всего мира и уж совсем не зря билеты на этот фестиваль распродают за год до мероприятия ровно в течение двух дней. Все это потому, что есть что-то притягательное и волшебное в этих трех августовских днях, и тот, кто был здесь однажды, обязательно вернется сюда вновь.
Текст: Кристина Бондарева.
Выражаем благодарность организаторам за предоставленную аккредитацию.