Amorphis
Дата
2 Октября 2013
Площадка
Москва Hall (ККЗ Москва)
Город
Москва
Организатор
Концертное Агентство СПИКА
DEVA OBIDA/AMORPHIS: Северные песни
2 октября
Москва Hall
…Очередь ко входу в клуб тянулась на сей раз по переулку медленно и неторопливо. Вспоминались на злобу вечера анекдоты о скорости реакции жителей страны тысячи озёр. Кроме этого в голове крутился один вопрос: как себя чувствуют финские гости на исходе тура? Выстроен он был очень причудливо и шёл извилистым путём. В середине сентября начат в Санкт-Петербурге, затем охватил столицы Украины и Белоруссии. Далее был юг России, откуда финны улетели в Иркутск. И уже с востока они двинулись в сторону Москвы. Между новосибирским концертом и московским пауза была всего лишь в сутки длиной. Но и перед Новосибирском два вечера подряд музыканты радовали публику Красноярска и Томска соответственно…
Но вот и вход в клуб свершился. Время – пора бы начать. В зале народу уже вполне приличное количество, и в 20.20 на сцену вышла группа… DEVA OBIDA из Мурманска.
Мурманчан не смущали едкие выпады фанатов AMORPHIS. Они играли так, что пришлось поневоле временно позабыть о том, на кого сегодня пришёл. Во-первых, прекрасная сыгранность. Во-вторых, очень хороший материал, построенный на собственной натурфилософии. Несмотря на то, что разобрать тексты, слушая группу впервые, да ещё и на концерте, невозможно, что-то торкнуло и возникло понимание на неумственном уровне. В-третьих – звучали они хоть и не идеально, но для «разогрева» весьма недурственно. Немного обгоняя события скажу, что звук и на хэдлайнере был не самый лучший. Пришлось некоторое время поискать компромиссное место, откуда происходящее на сцене и видно, и слышно оптимально. Мурманчане оказались идеальным вариантом спецгостей, которых довелось наблюдать в последние пару лет на московских концертах. Когда-то именно AMORPHIS стал ориентиром для будущей команды DEVA OBIDA. По первости в этом влиянии не обходилось без подражания, затем от него закономерно ушли. Но общий дух у произведений жителей северного города с соседями-финнами остался и чувствуется по сей день. Они играют холодный неторопливый модерн-метал, также, как и у AMORPHIS, выходящий за рамки стандартной стилевой принадлежности. Это песни, украшенные неповторимыми северными созвучиями. Да, есть в них влияния и doom, и death, и это, perkele побери – metal-музыка. Но не заштампованная, а вполне самобытная. Оттого и хороша. Печально лишь, что отыграть всего задуманного гостям не дали. После четвёртой композиции пришлось «свернуться». Пятую объявили, но не сыграли.
Следующие полчаса ушли на переоборудование сцены.
Но вот – зазвучало синтезированное интро «Shades Of Gray», «открывашки» новоиспечённого альбома «Circle», во многом для AMORPHIS новаторского, в том числе и для их саунда. Меня застало начало концерта в первых рядах у сцены. Полный дисбаланс звука на начальных трёх композициях спровоцировал дальнейшую миграцию внутри зала. Перед пультом звукорежиссёра, аккурат под VIP-балконом, звук был лучше в разы, но увидеть даже при росте метр восемьдесят оттуда было что-либо невозможно, кроме экранов, на которые транслировались картинки на темы песен, звучавших со сцены. Пришлось потолкаться и вклиниться в
середине танцпола. Там и саунд какой-никакой был, и видно было самозабвенное рубилово финских парней. Невероятно, но как будто предыдущим вечером у них не было концерта в Новосибирске и перелёта со сменой часовых поясов, а главное - будто и не отмечали 1 октября сорок первый день рождения Эсы Холопайнена. Выглядели музыканты очень свежими и бодрыми, а рубились самозабвенней некуда. На переднем крае атлетически сложенный Томи Йоутсен с дрэдами, что ниспадают уже до колен, и двуручным микрофоном эксклюзивной конструкции. Справа от него – басист Никлас Этелявуори, в нескольких местах поддержавший фронтмена редкими подпевками. По краям главные долгожители - гитаристы. На левом Эса, а на правом Томи Койвусаари. Имидж второго достоин нескольких слов. Томи, пожалуй, единственный из группы, кого вне сцены сложно принять за рок-музыканта. Скорее похож на спортивно сложенного доцента или топ-менеджера: коротко постриженный и без единой тату в поле видимости открытых частей тела. По «боевым видам» остальных участников можно безошибочно понять, кто они такие. И практически безошибочно. Однако рубился Томи наравне с братьями по оружию. Немного в глубине, но ближе, чем ударник, к публике находился клавишник Сантери Каллио. Ещё одна «шпилька» в сторону звукорежиссёра: Сантери был виден, но почти не слышен. Ну и выше всех на подиуме за установкой восседал отовсюду идеально и видный, и слышный, драмер Ян Рехбергер. Несмотря на все огрехи драйв был. Казалось, что никакие катаклизмы и невзгоды не в состоянии остановить эту сплочённую команду, напоминающую даже не отлаженный механизм, а скорее отлично функционирующий организм. Полный зал внимал им и рубился вместе с ними, обмениваясь позитивной энергией. Даже те, кто стояли в местах, где меня застигло начало концерта. Может, конечно, со звуком стало лучше и там. Но извините, рискнуть вернуться не потянуло ни разу.
Особо недовольны остались фотографы. Свет в «Москва Hall» для них до сих пор остаётся очень проблемным и порождает нескончаемые головные боли. А уж съёмка после фотопитовых минут в атмосфере битком набитого зала – условия, приближенные к боевым.
В остальном всё прошло достойно. Пусть в солд-аутовой тесноте, но уж точно не в обиде. В том числе и на особо одарённых устроителей слэма. Выделять из сет-листа AMORPHIS что-либо трудно. Он был целостным и монолитным. Однако без изюминки не обошлось. И таковой стала «My Kantele». Украшенная гроулом Томи, она зазвучала иначе. При добавленной в неё агрессии и той мощи, которой группа располагает сегодня, песня не потеряла своей душевности.
Всё остальное игралось с не меньшим задором и явно порадовало многочисленных поклонников, которые встретили финнов достойным образом. Материал «Circle», несмотря на то, что альбом слегка контрастирует с предыдущими творениями группы, гармонично звучит на фоне классических номеров.
К концу основного сета мелодичные «Hopeless Days» и «Black Winter Day» (даже при условии так и не зазвучавших по-нормальному клавиш) раскачали публику не на шутку. Для приличия выдержав трёхминутную паузу за кулисами, музыканты вышли доиграть концерт. И тут уж мелодизм и энергия в одном котле заварились не на шутку (см. сет-лист). После «House Of Sleep» финны сказали «До свидания». По-английски. И уехали на родину набираться сил перед продолжением тура. Со дня на день их ждёт Австралия, где вскоре начнётся лето. Нам повезло больше: музыка AMORPHIS осени ближе и созвучней.
Хорошие концерты всегда оставляют в памяти зарубку, этакое эстетическое послевкусие. И если его нет – никакое шоу и визуальный ряд не спасут от провала. При всех вышесказанных нареканиях, это самое послевкусие осталось. А значит и концерт был хорошим.
Сет-лист:
Shades of Gray
Narrow Path
Sampo
Silver Bride
Against Widows
The Wanderer
My Kantele
Thousand Lakes
Drowned Maid
Nightbird's Song
The Smoke
You I Need
Hopeless Days
Black Winter Day
Encore:
Sky Is Mine
Into Hiding
House of Sleep
Перкель Йоулупукков
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.