Refuge
Дата
5 Сентября 2015
Площадка
Клуб "Зал Ожидания"
Город
Санкт-Петербург
Организатор
Infinity Concert Agency
Rage группа интересная. Причем, не только материалом, где за тридцать лет нашлось место чуть ли не полярным явлениям, при этом с сохранением узнаваемости, но и подходом к его презентации на концертах. Последние несколько лет трио, в отличие от подавляющего большинства ровесников, не желая паразитировать на заслугах двухдекадной или около того давности, собирало большие и малые площадки, делая основательнейший акцент на новинках, по сути игнорируя чаяния поклонников предыдущих составов и, не поддаваясь тенденциям музыкального бизнеса, не помышляло ни о каких ретроспективных турах или чествованиях своих знаковых альбомов. Казалось, ничто не способно сломить этот принцип, в наше время очень смелый и, может, спорный, однако в начале года, когда в стане Rage, как теперь уже известно, назревали кадровые перемены, Пиви Вагнер, аккурат после празднования полувекового юбилея наконец-то впервые в жизни погрузившийся в ностальгию, делает шаг не менее дерзкий. Он не просто хочет поиграть свою классику конца восьмидесятых – начала девяностых… он набирает тот самый состав! И отныне, параллельно с новой инкарнацией Ярости,Пиви, Манни и Крис под вывеской Refuge, чей логотип изящно перенимает очертания старой эмблемы Rage, дают единичные выступления в разных уголках мира, опять же посрамляя большинство старых коллективов, живущих за счет былых успехов. Потому что спустя 23 года немецкая тройка действительно вошла в ту же самую реку.
Тем не менее, Rage для Пиви остаётся приоритетом, а реюнион старых друзей в силу объективных причин не грозит перерасти в масштабные туры, что делает российские концерты особенно эксклюзивными. А автограф-сессию, проходящую в «Rock Star Cafe» – тем более. Кто знает, скоро ли нам снова выпадет возможность лично пообщаться с Манни Шмидтом, после ухода из Grave Digger завязавшим с музыкой… Да и выпадет ли вообще. Ни один фанат, рассуждающий подобным образом, не остался без автографов и фото с Манни и Пиви. Кристос Эфтимиадис, как и весь состав Tri State Corner, где он также хозяйничает за барабанной установкой, тоже почтил своим присутствием это со вкусом оформленное заведение, но плотно оттрапезничав оперативно ретировался в «Зал Ожидания» готовиться к выступлению. Главная же движущая сила золотого состава Rage, несмотря на задержку автограф-сессии, осталась до последнего и под тематическое музыкальное сопровождение перекидывалась шутками с фэнами, ранее и не верившими, что однажды им выпадет шанс увидеть таких людей снова вместе.
По причине вышеупомянутой задержки, в клуб к началу выступления первой группы попасть не удалось, но последних полутора песен коллектива Фрактура было достаточно, чтобы понять, что ничего не потеряно. То был кондовейший хэви-метал, и те десять-пятнадцать человек под сценой лучше любых слов иллюстрировали востребованность такой музыки сегодня (не забываем, что в первом ряду традиционно стоят самые оголтелые фанаты, заблаговременно ожидающие хэдлайнера). Тем не менее, и среди них были те, кто нашёл в творчестве москвичей что-то себе по душе (может, просто оценил вокальные данные фронтмена или внешность басистки) и прозвучавший из «толпы» комплимент «Вы очень хорошие» влился в уши музыкантов таким мёдом, что они даже зачем-то сделали селфи на фоне пустого зала.
Картина, конечно, тоскливая, но интернациональному квинтету Tri State Corner удалось быстро поднять настроение всех собравшихся, которые успели несколько прибавить в численности и с интересом потянулись к сцене, посмотреть, что это за зверь такой. Во-первых, в группе задействованы аж два барабанщика Rage: уже упомянутый Крис и Вассилиос Маниатопулос, всего пару месяцев официально числящийся ударником в группе герра Вагнера (в TSC он отвечает за вокал и – эпизодически – перкуссию). Во-вторых, помимо привычных инструментов, Tri State Corner далеко не последнюю роль отводят греческому народному бузуки, богатого звучания которого достаточно для того, чтобы сделать группу уникальной. В остальном же, несмотря на наличие тяжёлых гитар, они звучат как-то скромно, кротко и, только не сочтите за оскорбление, безъяично, что подчеркивается мягким и приятным, но безыскусным и маловариативным вокалом Вассилиоса. И это в случае с Tri State Corner кажется единственной рабочей формулой! Не лезть на рожон, не играть непомерного количества нот в единицу времени, не устраивать из музыки соревнования, а лучше кусочек себя вложить – в итоге получаем искреннее, душевное и очень-очень доброе выступление. Посредством текстов, насколько удалось расслышать, музыканты тоже стараются сеять то самое «разумное, доброе, вечное». Абсолютная гармония. Хотя динамикой коллектив тоже не обделен, просто она элегантно оттеняется фолковой составляющей. Дополнительного расположения публики добился Васька (думается, так его в скором времени будут называть русскоговорящие поклонники Rage), раскрепощенно прикалывающийся и толкающий речи между песнями. Даже немного жалко, что на концертах Rage его мы увидим только за барабанной установкой – фронтмен из него весьма недурственный. В общем, «сиртаки-метал»полюбился питерцам, наверное, сильнее, чем ожидал кто-либо из идущих на концерт.
Следующим пунктом программы были москвичи Archontes, которые живенько загубили всю разогретость зала от TSC. Новые русскоязычные песни, преимущественно лишенные скоростей, звучали нудно и инертно, а старые англоязычные, быть может, смогли бы и взбодрить, но чудовищный акцент вокалиста испортил вообще всё, что можно. Смотрятся музыканты тоже не особо впечатляюще, без искры, словно неоперившиеся новички, хотя на деле с многолетним опытом за спиной. По этому поводу, кстати, вокалист упражнялся в остроумии, начав приветственную речь со сравнения своей группы с мамонтовыми экскрементами. Но как бы ни старался, аудитория активностью не отзывалась и даже немного рассосалась. Кто в бар за пивом потянулся, кто на точке с мерчем с Васькой затусил, кто на улице подписывал у бузукиста Tri State Corner свежекупленный диск. Закончили Archontes свой сет кавером на «You’re My Heart, You’re My Soul», наконец-то кое-как расшевелив народ. А может, люди уже были в предвкушении героев вечера.
После недолгой отстройки, под интро альбома 1989 года на сцене появляется долгожданная (хотя справедливо ли такое прилагательное, если возможность увидеть этот состав долгие годы оставалась лишь в фантазиях фанатов) троица. Пиви одаривает собравшихся фирменной улыбкой, Крис ныряет за барабаны, которые будет разносить последующие полтора часа, седовласый Манни удобно располагает гитару на внушительном животе и выдает вступительные риффы «Time Waits For Noone». Прекрасно различимый звук, абсолютно аутентичное исполнение, Пиви, не старающийся точно копировать свои давнишние верещания, но успешно забирающийся в регистр повыше – все компоненты идеально сошлись воедино для того, чтобы после концерта особо рьяные фанаты с ошалелыми глазами могли из себя выдавить только «Я помолодел на 23 года!».Художественные преувеличения – это, конечно, хорошо, но Refuge действительно не устраивали какого-то банального путешествия по волнам ностальгии, мол, вытащим старья из закромов, и хватит с них – а подошли к собственному наследию с крайним уважением, ответственностью и, разумеется, любовью. Чтобы всё было точь-в-точь, как от них этого хотят. Во-первых, речь идёт о песнях, которые частенько игрались в прошлом составе Виктором Смольским. Нельзя сказать, что он безбожно перевирал всё, к чему прикасался своими летающими пальцами, что-то игралось и близко к оригиналу, но услышать, например, «Refuge» без ненужного гитарного кваканья, а так грубовато, неотёсанно, по-старошкольному – это уже дорогого стоит. Во-вторых, это, конечно, те песни, которые прежним составом не исполнялись или вообще только пару раз были сыграны – страшно подумать – году эдак в девяноста третьем! Таковыми были боевик «Power And Greed» и невероятное десятиминутное полотно «Lost In The Ice», которое можно было бы назвать апогеем всего концерта, если бы остальные песни тоже не представляли из себя стопроцентные хиты и каждая могла быть у кого-нибудь самой горячо любимой и ожидаемой – будь то «Invisible Horizons», где во время соло у Манни отрубилась гитара и сам Пиви жалел, что не услышал одни из своих любимых запилов, «Waiting For The Moon»как единственный представитель недооцененного, по словами того же Пиви, альбома «Reflections Of A Shadow», или «Don't Fear The Winter», древнейшая визитная карточка группы, с гостевым участием вокалиста Archontes. И что немаловажно, музыкантов от этой музыки пёрло не меньше, чем зрителей: старые друзья то и дело обнимались и смеялись о чем-то своём, сияя от удовольствия.
Как неоднократно они говорили, Refuge – проект некоммерческий, без какой-либо ответственности перед лейблами, созданный исключительно с целью кайфануть с корешами, исполняя старенькие шедевры. И не столько исполненные с яростной подачей хиты сделали вечер 5 сентября незабываемым, а именно тесная дружеская атмосфера вызвала в пришедших чувство сопричастности, когда ты больше, чем зритель. Людей было мало, на глаз человек двести пятьдесят, но настоящих, верных и преданных друзей много и не бывает, не так ли? Ивообще, как поётсяв «Light Into The Darkness»: «there's nothing better than a friend».Чертовски приятно находиться в такой компании, поэтому будем надеяться, что однажды мы ещё увидим Пиви, Манни и Криса вместе, с очередными подарками из прошлого – альбомы Rage трещат от хитов, поэтому загадаем послушать, например, «Take Me To The Water», «Raw Caress», «Not Forever» или «Wild Seed». Если уж осуществилось такое чудо, то помечтать о второй части мы точно имеем право.
Сет-лист:
01. Introduction (Opus 32 № 3)
02. TimeWaitsforNoOne
03. SolitaryMan
04. Nevermore
05. PowerandGreed
06. EnoughIsEnough
07. InvisibleHorizons
08. BeyondtheWallofSleep
09. WaitingfortheMoon
10. LostintheIce
11. LightIntotheDarkness
12. TheMissingLink
13. Baby, I'mYourNightmare
14. Medicine
Бис:
15. Firestorm
16. Don'tFeartheWinter
17. Refuge
Текст: Борис Игонин
Выражаем благодарность Сергею Еремишину за предоставленные аккредитации.