Tom Keifer (Cinderella)
Дата
9 Октября 2015
Площадка
BUD Arena (ex- Ray Just Arena; ex- Arena Moscow)
Город
Москва
Организатор
Концертное Агентство СПИКА
Лидер группы CINDERELLA (ЗОЛУШКА – англ., или, как её окрестили некоторые приколисты-металхэды, любители погорячее да поэкстремальнее – «Сардинелла») приезжает в Россию в третий раз. Дважды он бывал здесь в составе упомянутой группы, и разрыв по времени между двумя приездами в 1989 и 2011 году получился более чем «эпический».
Начнём по порядку. 1989 год. Автор данного отчёта служит в армии. Поcле того, как узнал о Moscow Music Piece Festival, ввиду невозможности посетить этот праздник жизни собственные локти искусал так, что шрамы на них видны до сих пор. К счастью, фестиваль, проходивший в Лужниках, в прямом эфире транслировало множество национальных телекомпаний, кроме… советских. Но я-то служил в Литве! А там очень хорошо ловилась Польша. Субботний день в полковом клубе прошёл как надо! На мой взгляд, в первый день (а фестиваль шёл практически одним и тем же лайн-апом два дня) CINDERELLA выступила лучше всех. Команда выглядела прекрасно, была сыгранна и, в отличие от MOTLEY CRUE, на которых царил угар, или OZZY OSBOURNE, который был не вполне адекватен и, казалось, не врубался, куда он попал или тех же SCORPIONS с BON JOVI, каждые из которых отыграли хоть и качественно, но уж слишком «академично», у CINDERELLA был настоящий рок-н-ролльный кураж, который никоим образом не шёл в разрез с музыкой. А поскольку в те годы мы привыкли к тому, что возможно лишь одно из двух, то смотрели несколько позабывших о службе солдат сию «антисоветскую» ересь с изрядно отвисшими челюстями.
В 2011 году я на концерт CINDERELLA в ARENA MOSCOW (а название клуба тогда было именно таким) не попал. Не срослось, как говорится. Мнения о том концерте ЗОЛУШКИ (как обычно) разделились. Одни посетители фонтанировали восторгами и расписывали его во множестве радужных красок, вторые (среди которых большинство застало вышеупомянутый сет в Лужниках живьём) утверждали, что группа была в отвратительной форме.
Сарафанное радио вторых оказалось, видимо, более убедительным: народу в RAY JUST ARENA нынче было, мягко говоря, маловато. Понятно, что на разогреве, коим выступила группа REMARK, ожидать столпотворения и ломового слэма было бы глупо - хотя саппорт выступил более чем уверенно, и какую-то часть толпы раскачать группе имени классика литературы удалось. Внешне (не в последнюю очередь благодаря униформе), REMARK немного смахивали на [AMATORY], а глядя на их причёски, казалось, что они сейчас выдадут порцию ню- или в лучшем случае – мелодик-дэт-метала. Но они выдали совсем не то, чего можно было ожидать ассоциативно - увесистый инструментал напомнил о DANZIG конца 80-х-начала 90-х, а вокалист вызвал в памяти SOUNDGARDEN примерно тех же лет.
Ребята хоть и делают музыку, отличную от той, что играет хэдлайнер, надо отдать им должное: и звук, и подача, и работа с публикой между песнями у них на высоте. Ну а то, что они напоминали много кого – дело поправимое. Потенциал для того, чтобы обрасти фэн-базой, есть. И не малый…
Отыграв свои несколько песен, REMARK совместно с техниками клуба и хэдлайнера устроили на сцене двадцатипятиминутную движуху по смене оборудования. Самое время (а я немного на концерт опоздал и вошёл в зал во время сета REMARK) было ознакомиться с тем, что предлагает мерч-ларёк. Надо сказать, выбор был не густ. Туровая футболка да магниты с фотографией двух видов (которые закончились до выхода Тома и его группы на сцену). А кроме этого – несколько коробок с винилом, который к теме концерта относился в лучшем случае как сопутствующие товары. Отставим в сторону впечатление о неоднозначном подборе мерча: время подошло к заветному моменту.
Я уже высказывал гипотезу о сарафанном радио, благодаря коему ситуация с наполненностью клуба к моменту выхода на сцену Тома Кифера была удручающая. Я уже привык, что на некоторых концертах к моменту выхода хэдлайнера магическим образом наполняется неведомо откуда взявшейся публикой танцпол. Здесь чуда не произошло. В середине пути от пульта до сцены можно было свободно прогуливаться. Если очень того захотеть, дойти до ограждения фотопита сквозь ряды публики не составляло никакого труда. И так на протяжении всего сета. Уныло – чего ещё сказать?..
В 21.05 группа вышла на сцену под звуки интро, в качестве которого прозвучала «открывашка» альбома 1988 года «Long Cold Winter» - «Bad Seamstress Blues». Когда раздались эти въевшиеся в память и в кровь звуки сыгранного слайдом на акустической гитаре пассажа, разбавленного гармоникой, на сцену вышли музыканты. Признаюсь, я ожидал, что это минусовка, под которую Том споёт, после чего группа к нему присоединится. Однако интро было полностью плюсовой фонограммой, нон-стопом переросшей - хоть и предсказуемо, но ко всеобщей радости! - в грянувшую живьём «Fallin’ Apart At The Seems». Почти как на пластинке!
Поначалу были небольшие накладки со звуком, но большинство слушателей их попросту не заметило. К концу второй композиции огрехи если и оставались, невооружённое ухо уловить их практически не могло. Тем более это была достаточно ершистая «It’s Not Enough», даже в оригинале отличающаяся креном в гаражный саунд. К третьему номеру, «A Different Light», звуковая картинка выровнялась. Обе композиции, упомянутые в данном абзаце, - из сольного альбома Тома Кифера «The Way Life Goes», вышедшего в позапрошлом году, к которому и приурочен нынешний, весьма продолжительный, тур.
А герой вечера зажигал! Как будто не были у него несколько лет назад парализованы связки, которые он восстанавливал очень долго. По крайней мере, явно мимо нот Том ни разу не вылетал. Да, было дело – порой уходил совсем «вниз», но с таким бэк-вокалом, какой был у его гитариста, бравшего высокие ноты, это было не страшно и воспринималось вполне гармонично. Под занавес шоу Том представил своих друзей – но, к сожалению, неразборчиво, потому имён их в данном отчёте не будет. По крайней мере, на легендарного Пэта Бьюканана, записавшегося в нескольких треках «The Way Life Goes», гитарист категорически не похож… Равно как и на Джэфа ЛаБара, который также отметился парой гостевых соло на сольнике Кифера. Здесь позволю себе лирическое отступление. CINDERELLA в этом веке не раз воссоединялась в классическом составе – но лишь для живых выступлений, не предлагая слушателю никакого нового материала. У всех участников ЗОЛУШКИ - сольные проекты, и на концертах каждый предлагает свою версию песен из «золотого фонда» группы. Полагаю, наш вариант – самый близкий к истине, ибо тут задействован аутентичный фронтмен. При всём уважении к хорошим вокальным данным Джэфа ЛаБара и Инги Бриттингэм, супруги и вокалистки сольной команды басиста CINDERELLA.
По ходу концерта Кифер воодушевлялся всё больше и больше. Несколько раз он повторял, что концерты в столице России для него многое значат, а те два выступления в первый приезд, о которых шла речь в начале, и которые проходили в 1989 году в рамках «Московского музыкального фестиваля мира», Том и вовсе считает лучшими в своей жизни (!!). Периодически он менял гитары, изредка оставался свободным вокалистом, разбрасывал именные медиаторы. В общем, - фронтменствовал как мог. И с голосом у него было всё в полнейшем порядке!
Временами Том с гитаристом оставались на сцене одни, играя в режиме «анплагд». В полной акустике прозвучала (увы – и это хуже само собой напрашивающейся тавтологии) неполная версия «Heartbreak Station». Забавная фишка вышла с блюзом/балладой «Don’t Know What You Got (Till It’s Gone). Как объявил маэстро, обычно она исполняется дуэтом с его женой – но, к сожалению, не в этот раз. Саванна Кифер, соавтор и бэк-вокалист группы Тома, восстанавливалась после операции по удалению аппендикса, но муж позвонил ей и попросил публику в знак поддержки подпеть погромче, дабы Саванна услышала и поскорее поправлялась и возвращалась в тур. В связи с этим Кифер вызвал из-за кулис вторую бэк-вокалистку – правда, поскольку она в этой вещи не поёт, Том потребовал, чтобы она просто поприсутствовала на сцене. В дальнейшем барышня (её имя было произнесено в процессе представления коллектива также неразборчиво) подпевала и подыгрывала на шейкерах и маракасах до конца концерта.
Понятно, что в большей мере от Кифера публика ждала песен его «главной» группы. И это – увы! – не актуальный материал, а тот, ради которого и пришла немногочисленная публика в этот вечер в «Арену». Если наличие в сет-листе номеров вроде баллады «Nobody’s Fool» или заглавного с дебютной пластинки «Night Songs» казалось теоретически возможным, то приятной неожиданностью стала вещь из этого же альбома под названием «Somebody Save Me». С не меньшим восторгом публика приветствовала и вышеупомянутую «Heartbreak Station». Очень актуально в этот день прозвучала бы «Long Cold Winter» - на улице была настоящая метель. Но увы… Этот проникновенный и выворачивающий душу блюз мы на сей раз не услышали.
Музыканты прошлись практически по всей дискографии CINDERELLA, обойдя стороной лишь альбом 1994 года «Still Climbing», последний на сегодняшний день полноформатник, выпущенный под именем группы. Зато из своего сольника Кифер и компания выдали четыре композиции!
Отыграв около часа, коллектив попытался уйти. Надо отдать должное той немногочисленной публике, дикая овация которой звучала так мощно, как будто «Арена» была переполнена.
Не прошло и пяти минут, как музыканты вновь вышли на сцену и вдарили по каверам, первым из которых был роллинговский хит «It’s Only Rock’n’Roll», а вторым – битловский «With A Little Help From My Friends», исполненный в манере Джо Кокера, а отнюдь не Ринго Старра. Ну а точку поставила нетленная «Gypsy Road».
Признаюсь честно: шёл на этот концерт с немного натянутыми нервами, находясь под влиянием того самого сарафанного радио. Однако, опасения мои не оправдались. На посещение решился скорее для галочки - любопытно было живьём увидеть вокалиста одной из любимейших команд – а в итоге, попал на один из лучших концертов года! Кстати, Том Кифер обещал вернуться - и если это произойдёт, пойду в обязательном порядке. Чего, кстати, и всем искренне желаю.
Сет-лист:
Fallin' Apart at the Seams (Cinderella song)
It's Not Enough
A Different Light
Somebody Save Me (Cinderella song)
Shake Me (Cinderella song)
Heartbreak Station (Cinderella song)
The Flower Song
Don't Know What You Got (Till It's Gone) (Cinderella song)
Nobody's Fool (Cinderella song)
Solid Ground
Cold Day in Hell
Coming Home (Cinderella song)
Shelter Me (Cinderella song)
Encore:
It's Only Rock 'n' Roll (But I Like It) (The Rolling Stones cover)
With a Little Help From My Friends (The Beatles cover)
Gypsy Road (Cinderella song)
Текст: Перкель Йоулупукков.
Выражаем благодарность SPIKA Concert Agency за предоставленные аккредитации.