«В очередь, сукины дети, в очередь!»
Шариков Полиграф Полиграфыч
Если вы однажды побывали на каком-нибудь толковом еврофестивале, а после не хотите продолжения – какой-то вы неправильный металист. Остальные же пристрастившиеся и нашедшие счастье в этой жизни, рискуют на каждое следующее лето вносить в планы совершенно конкретные даты и полюбившиеся места метал-паломничества. Для многих ценителей звуков погромче и потяжелее таковым является Hellfest, в этом году проходивший в одиннадцатый раз. Привязанность к этому фестивалю, сделавшему всемирно известным пятнадцатитысячный уютный и живописный Клиссон, объясняется легко. Какая бы причина не тянула вас нас фестивали, Hellfest оправдает ожидания по высшему разряду. Увидеться со старыми друзьями, раскиданными по разным странам, ибо встречаться нужно «не только по имейлу, но и за рубежом»? Есть. Найти новых? Есть. Раствориться в дружелюбной и братской атмосфере, где существует только угар, а вся мирская бытовуха остается покинутой в каком-то другом измерении? Есть! Посмотреть сонмище любимых групп? МАТЬ ЕГО, ЕСТЬ!
В реализации всех вышеуказанных пунктов главный французский фестиваль удивительно стабилен. Да, колебания в лучшую и худшую стороны имеют место, но в целом посещение Клиссона после томительного годичного ожидания развивается по сценарию вполне сходному, почти идентичному предыдущему.
Нант как основной перевалочный пункт на пути к Хеллфесту первым сталкивается с наплывом тысяч людей в черном, которые впоследствии рассредоточиваются по электричкам и шатл-басам и однородной волосатой массой берут курс на Клиссон. Улочки его уже давно изведаны вдоль и поперек, и металхэды со всего света (но преимущественно, конечно, французы), чувствующие себя как дома (ибо не может это место не стать родным), под завязку загруженные походным инвентарем, уверенно движутся интуитивно понятной дорогой – мимо заполненных приезжими фестивальщиками кафешек, местного Нотр-Дама, впечатляющего шато, через мост и частный сектор – к финишной точке главного путешествия лета, а то и всего года. На окраине города расположился Фестиваль. И он грандиозен.
Дело даже не в наконец-то показавшихся сценах, где в следующие три дня мы будем слушать и смотреть на кумиров миллионов. Какую бы работу ни проделывали организаторы, фестиваль в равной степени формируется его посетителями. И их много. Масштабы катастрофы можно оценить, окинув взглядом очередь, ожидающую проверки билетов и обмена их на ленты. И пусть простоять сорок минут среди нескольких сотен фанатов – испытание не сильно напрягающие, но оно служит хорошим тизером к тому безобразию, которое будет твориться следующие три дня. Однозначно, любой малость подверженный охлофобии индивид здесь благополучно отдаст концы – Хеллфест фестиваль не только чудовищно густонаселенный, он еще и волшебным образом компактен, следовательно, изнурительные очереди становятся неизбежным атрибутом. Очередь на вход в концертную зону в начале дня, когда можно пропустить две-три интересующие группы, очереди в клозеты и души, очередь за локальной кредитной картой, которой потом будешь расплачиваться, покупая пиво, очередь за мерчем, наконец, царь-очередь в местном гипермаркете, берущем на себя непомерную ношу тылового обеспечения фестиваля. Готовьтесь ждать и стоять. И еще к тому, что переползая от одной сцены к другой, в самом разгаре фестивального угара, может понадобиться идти по головам. Это, справедливости ради, проблема не самая частая, но избежать у вас её вряд ли получится. Сложилось впечатление, что в этот раз билетов было продано больше, чем в былые годы.
Нулевой день фестиваля событиями особо не насыщен, ибо требует времени на обустройство в кемпинге и покупку провианта (читай: «бухла») в упомянутом «Леклере», на входе у которого расположена небольшая сцена, отданная трибьют-группе AC/DC, а внутри установлено несколько статуй и прочих декораций, усугубляющих фестивальный дух. Остаток дня народ проводит в разогревочном режиме, начиная уничтожать запасы «Кроненбурга», изучая фестивальные красоты, бары и метал-маркет, глядя прямую трансляцию футбола на большом экране, либо посещая сцену «Metal Corner» - небольшой шатер, из которого в официальные фестивальные дни доносятся диджейские сеты, напичканные мировой классикой хэви-метала. Но в нулевой день здесь можно заценить несколько любопытных коллективов, самым интересным из которых, пожалуй, был американский кантри-сайко-бомже-панковский бэнд THE GODDAMN GALLOWS. Поразительно, какой жесткий слэм могут спровоцировать банджо, аккордеон, контрабас и стиральная доска – пожестче, чем иные коллективы, выступающие на главных сценах в последующие три дня. И которые обрушиваются лавинообразным потоком.
Впрочем, в начале первого дня есть большой риск пропустить пару желаемых к лицезрению банд, ибо уже упомянутые людские скопления часам к десяти основательно облепливают главный вход в концертную зону, не наделенный высокой пропускной способностью. Час простоять в толпе, издалека слушая группу, которую хотел бы посмотреть – запросто. И даже миновав охрану можно еще энное количество времени прозябать в очередях – на этот раз за мерчем, который, вполне вероятно, может разлететься в течение дня, что и немудрено. Местные дизайнеры не зря зарплату получают: всякий дизайн футболок достоин внимания, да и в целом каталог мерча богат на разномастные сувениры, каждый из которых хочется прикупить. Если вы постояли во всех нужных очередях, подкрепились на радующем разнообразием фудкорте и, так случилось, в вашем персональном раннинг-ордере в данный момент нет групп по душе, то скучать все равно не придется – это ж Хеллфест! Это, возможно, самый продуманный с эстетической точки зрения фестиваль, по которому просто интересно побродить, рассматривая, до чего же может зайти дизайнерский гений, пытающийся ввернуть украшательств в любой мало-мальски значимый объект. Бары, сцены, скамейки, входы и выходы не только выполняют свои основные функции, но каждый представляет собой подлинный objet d'art, возле которого не грех и пофоткаться, улыбаясь шире Гуинплена. Что уж говорить о разнообразных конструкциях и малых архитектурных формах, щедро разбросанных тут и там. Даже если и видели это все в прошлые годы, то глаз все равно порадуется ржавому дереву, в ветвях которого красуется название фестиваля, или металлическим плитам, вмонтированным в одну из дорожек, на которых написаны составы предыдущих лет.
Французы не были бы французами, если бы не добавили чего-нибудь нового и неожиданного, но главное новшество этого Хеллфеста заставило оцепенеть даже самые невосприимчивые к сюрпризам умы. Неподалеку от сцены «Warzone» (которая в этом году тоже существенно преобразилась и прибавила в размерах) расположилась многометровая бронзовая статуя Лемми. Старина Килмистер взобрался на гору из черепов и, с басухой наперевес, свысока окидывает взглядом десятки тысяч пришедших. Ощущения от созерцания этого величия самые разные: и взгрустнется, и мысли о вечном настигнут, и шумные тосты за бессмертие рок-н-ролла прозвучат. У подножия – ниша для пожертвований, куда бросают кто что может. Кто мелочь, кто сигареты, кто презервативы, кто пива поставит. На третий день чаша уже и лифчиками наполнилась. Однозначно, Лемми на той стороне может быть спокоен. Тем более, память о нем воплотилась не только в этом монументе, который, как хочется думать, будет стоять здесь всегда, но и в фестивальном мерче, один из вариантов которого украшен тузом пик. И даже это еще не конец, но обо всем по порядку.
Всего на Хеллфесте шесть сцен, отведенных разным и не похожим друг на друга направлениям тяжелой музыки. Один из местных слоганов утверждает, что Хеллфест – самый эклектичный фестиваль в мире, и спорить с этим сложно, особенно в этом году, когда традиционная жанровая градация сцен перестала быть такой строгой, и в доме Облонских смешалось решительно всё. Так, например, «Warzone», издревле разносимая в щепки панками и хардкорщиками, теперь принимает еще KILLSWITCH ENGAGE, HEAVEN SHALL BURN, CALIBAN и прочих подобных деятелей, зато корифеи NYHC могут запросто выступить на главных сценах, где обычно с пожилыми рокерами и хэви-металистами всех мастей соседствуют молодежные герои а-ля BRING ME THE HORIZON или BULLET FOR MY VALENTINE.
Наиболее толстая прослойка экстремальных жанров представлена на двух крытых сценах, расположенных вплотную друг к другу. Сцена «Temple», как всегда, была самым черным пятном на карте Hellfest'a – здесь, среди прочих, под прожекторами в форме перевернутых крестов, в первый день выступили сокрушительной мощи норвежцы KAMPFAR, чей вокалист оказался сверх меры бешеным и по-варварски агрессивным; INQUISITION, которые на пару, несмотря на плохой звук (увы, это частая проблема «Темпла»), выстроили множество величавых и зловещих музыкальных конструкций; BEHEXEN, оказавшиеся живьем излишне монотонными; и хэдлайнерствующий АББАТ, натерпевшийся проблем с отрубающейся аппаратурой и неудачно пытавшийся заполнить подобные неловкие паузы, зато эталонно преподнесший себя, когда все работало, как надо – пусть его актуальный материал делает очередной шаг в сторону от стилистики классического IMMORTAL и шаг назад в смысле качества, но колоритно нависающий над микрофонной стойкой Ольве Эйкему до сих пор является одним из лучших фронтменов всея блэк-метала.
Расположенная там же сцена «Altar» испокон веков отводилась под дэз, грайнд и смежную экстремальщину, но в этом году оказалась нетипично трэшевой. Чего хотя бы стоят живые классики SACRED REICH, OVERKILL или TESTAMENT, про выступления которых, впрочем, сказано ничего не будет - миль пардон, нельзя объять необъятное, расписание Хеллфеста насыщенное и предполагает неизбежные жертвы. Но обделенным бодрой олдскульной молотилкой стать все равно не получилось – американские молодчаги HAVOK уже на первых минутах дали понять, что трэш помирать не собирается, а даже наоборот: когда в жанр вливается столько свежей и горячей крови, то можно говорить о его выходе на новую орбиту. Несмотря на скрупулезную приверженность канонам восьмидесятых, HAVOK интересно звучат и уж тем более смотрятся. Ураганная природа их музыки на сцене воплощается соответствующим образом, что даже некогда жалеть о пропуске вышеупомянутых команд – пятидесятиминутного сета HAVOK достаточно, чтобы покрыть суточную или даже больше потребность трэша в организме.
Под соседней крышей расположилась «Valley», самая причудливая Хеллфестовская сцена, эдакий автономный мирок в кипящем фестивальном муравейнике. Здесь, максимально абстрагировавшись от наличной реальности, круглосуточно дубасят траву ценители стоунера, сладжа и прочих вязких звуков, щекочущих поплывшее подсознание. В первый день тут, например, можно было заживо похорониться под грудой жутких гранитных риффов от воскресших RAMESSES, либо растаять воском на сеансе медитации от легендарных EARTH, для которых, кажется, пора придумывать новую категорию искусства, ибо просто музыкой это называть уже не хочется. В первый день шикарность «Valley» лилась через край, но с утра, благодаря очередям, пришлось пропустить сеты таких проводников в параллельные измерения, как шведские последователи Джаса Оборна MONOLORD, киевские мольфары STONED JESUS и заокеанские психоделические мутанты WO FAT. Вечером потери были еще более серьезными: переигравшие во всех мыслимых жанрах THE MELVINS и демиурги порождающего сейсмическую активность дроуна SUNN O))). Да, пробираясь сквозь горнило раннинг-ордера, лишаешься многого, такова се ля ви.
Но если теряешь в одном, то приобретаешь в другом. Две главные сцены сполна предоставляют такую возможность. Локомотив HATEBREED отбабахал сверхкачево и четко, а Джейми Джаста – истинный хардкор-пассионарий, его коротким спичам о братстве всех собравшихся веришь, а призывам не щадить себя в моше беспрекословно внимаешь. Многочисленная шайка айришей DROPKICK MURPHYS боевиками «Going Out In Style» и «I’m Shipping Out To Boston» рвет толпу на куски, и быть бы им хэдлайнерами, если бы фестиваль не преподнес еще парочку громких имен.
Вторыми по значимости в афише были указаны VOLBEAT, которые полностью оправдали оказанное им высочайшее доверие. Ценители элвис-метала не могут не отметить, что старый знакомый Волбит претерпел некоторые существенные метаморфозы. Во-первых, свежий альбом оказался на удивление легковесным, во-вторых, Майкл Поулсен уже не представляет из себя вулкан энергии на сцене, ибо неистовому хэдбэнгингу мешают ушные мониторы («Мы ведь не хотим, чтобы в VOLBEAT пел Эксл Роуз, правда?»), в-третьих в банде новый басист. Последствия всего этого могли быть негативными, но нет худа без добра: из нового альбома сыграли только четыре песни, две из которых – трейдмарковые боевики; Поулсен, потеряв в динамике, стал петь еще лучше, что перекрывает все недостатки, ибо его не имеющий даже дальних аналогов тембр всегда был главной фишкой VOLBEAT. А судя по футболке SKITSYSTEM и наклейке JUNGLE ROT на инструменте басиста, в группе появился человек, хорошо шарящий в тяжеляке, что, хочется верить, не позволит продолжиться тренду на опопсение. Да, он отразился и на сет-листе, где с первых двух альбомов оказалось всего полторы песни, но трудно на что-то жаловаться, когда весь исполненный материал – стопроцентные хиты. Дружелюбная и непосредственная манера держаться на сцене, сочные лиды Роба Каджиано (за которым из закулисья наблюдали экс-коллеги по ANTHRAX), стиль в каждом звуке и движении – VOLBEAT для многих могли бы стать группой дня.
Если бы не пиро-театр RAMMSTEIN, ожидаемо собравший рекордное количество зевак, в чем их упрекнуть нельзя – такое шоу будешь вспоминать всю жизнь. Начиненная разнообразными девайсами сцена, сама по себе достойная массы эпитетов, позволила берлинцам воплотить все свои смелые и больные идеи – когда видишь, как из-под потолка на массивных платформах спускаются Ландерс с Круспе, то понимаешь, что грядет нечто. Тилль Линдеманн, напротив, появился без всякий спецэффектов, лихо выстукивая чечетку, но на протяжении следующих полутора часов побеспредельничал на славу, не забывая проявлять свой актерский талант. Больше этого он, пожалуй, только любит издеваться над многострадальным Флаке, что тоже было показано в нужных объемах. А если кому-то было мало харизмы и стати шестерых немецких мужчин, то в дело вступает седьмой участник группы – огонь. Он был везде, всегда и во всех ипостасях: лился снопами искр, поднимался толстенными пламенными столбами перед сценой, пробивал сцену поперек, почти не оставляя места музыкантам, пролетал над толпою, вырывался из специальных намордников на Пауле, Рихарде и Тилле, а в конце «Zerstoren» прогремел несколькими взрывами из внезапно обнаружившегося на теле Линдеманна поясе шахида. В конце шоу Линдеманн взмыл над сценою на железных крыльях, и они, разумеется, тоже пылали огнем. Те, кто подтянулся к сцене не только чтобы посмотреть на спланированное вплоть до каждого шага шоу, но и послушать, порадовались сет-листу, где среди неискоренимой духастовой классики затесалось несколько раритетных номеров и одна новая песня, которая никогда не станет в один ряд с проверенными железобетонными хитами, но дает понять, что в махине RAMMSTEIN шестерни совсем не проржавели, шарикоподшипники обильно смазаны и все поршни двигаются вперед-назад, как новенькие. Бездушная выверенность, всепоглощающий звук и жар от пламени, когда в лучшем случае кажется, что обгорают брови, а в худшем, что выкипают глазные яблоки – Раммштайн обеспечили нестираемые впечатления. Как обычно.
Впрочем, перфоманс от немецкий первертов, каким бы колоссальным он ни был, нисколько не обесценивает все последующее расписание, и на следующий день персональный раннинг-ордер столь же плотен и обещает целый ворох принципиально разных ощущений. «Warzone», в отличие от первого дня, стала площадкой для бенефиса истинных панков в законе. UK SUBS, к сожалению, производили несколько потрепанное впечатление, что простительно для сорокалетней группы. Зато когда речь заходит о DISCHARGE, то ни о каком возрасте и мыслей не возникнет. Легендарные конструкторы ди-бита играли категорически веско, остервенело и по-настоящему зло, что особенно подчеркивал их новый вокалист. Этот ирокезоголовый, казалось, ненавидит всех и каждого, да так люто, что ощущалось даже издалека, на холме-трибуне, что соорудили в этом году напротив сцены. А главное, не повернется язык сказать, что дядька так успешно вжился в роль – на следующий день доводилось встречать его в разных локациях фестиваля и выражение его физиономии было отнюдь не приветливым. Демон.
Черт знает что творилось и на BAD RELIGION, но тут уже заслуга публики. Сами лос-анджелесские пенсионеры преподнесли свое творчество в абсолютно аутентичной манере: бодро, но без архетипичного панковского беспредела, с какой-то грустинкой и интеллигентностью (не забудем об ученой степени Грега Граффина, чей узнаваемый вокал тоже звучал без потерь и искажений по сравнению со знакомыми студийками). Однако сколько же народа пришло на это посмотреть! Если бы «Warzone» сохранила прошлогоднюю планировку и все эти люди попытались так же набиться под сцену, то площадка бы неминуемо коллапсировала, а по окрестным виноградникам разлетелись бы ошметки мяса, мерча и хаеров. К счастью, обошлось без фатальностей, ибо обновленная структура пространства перед сценой, где добавились подходы и ступенчатая трибуна, позволила вместить желающих побольше, чем ранее. И это было бы полезно, если бы на этот крошечный пятачок не пришло народу едва ли не больше, чем на Раммштайн днем ранее. В этом рекордно плотном столпотворении выбор места поудобнее не предполагался вовсе – за счастье было найти десять квадратных сантиметров, где и простоишь все оставшееся время, так как пути отхода отсутствовали как класс. При этом несколько энтузиастов на трибуне умудрились развернуть боевые действия, разбрасывая во все стороны опилки, коими была заботливо устлана большая часть площадки. К участию в боях присоединились не все, но задело каждого.
Противоположностью раздолбайству традиционно послужила «Valley Stage», где, например, ранним утром выступили угрюмые парижане HANGMAN'S CHAIR, достоверно воплотившие в музыке все прелести морфинового делирия. Не исповедимы пути твои, Хеллфест, коль в десять утра здесь может выступить группа с материалом абсолютно хэдлайнерского уровня! С погружением в декадентский транс HANGMAN'S CHAIR справились за считанные минуты, после чего внимательный слушатель обретает коматозное смирение и сдается в плен этой тлетворной музыке, где образы упадка, безнадеги и греховности таят в себе какую-то неестественную красоту, от чего становится еще страшнее. HANGMAN'S CHAIR свое жуткое дело знают. Высший класс!
Любители чего поэкстремальней тем более не остались обделенными, ибо в «Храме» и на «Алтаре» в этот день правила бал целая плеяда метал-авторитетов, один другого авторитетнее. ENTRAILS, продолжатели дела ENTOMBED (которых тоже можно было увидеть во второй день, но под вывеской ENTOMBED A.D.) гордо пронесли стяг могучего шведского смерть-метала, дав понять, что если и стоит искать в этом гребаном мирке постоянства и устойчивости, то именно в рамках указанного жанра. Играть то же самое, что и двадцать пять лет назад, при этом не скатившись в избитость, а даже умудряясь наращивать асфальтоукладочность и черепокрушительность звука – это ли не феномен? Куда меньший эффект, надо признать, произвели самые жестокие веганы планеты, CATTLE DECAPITATION. Остается гадать, то ли это единичный промах, то ли всегда эти американцы таковы живьем, но у них не получилось воссоздать то самое состояние, за которое все мы их любим – будто по тебе пробежалось стадо племенных быков-осеменителей. Такого не случилось, да и единственное, чем они смогли удивить, это то, как умело вокалист переключался между тембрами и без всяких спецэффектов выдавал свою с недавних пор фирменную ядовитую манеру звукоизвлечения, заставляющую вспомнить об ансамбле ANAAL NATHRAKH. Нельзя сказать, что и AGORAPHOBIC NOSEBLEED смогли чем-то удивить, но их и критиковать не хочется. За свою долгую карьеру они выстрадали заслуженную славу самых изощренных кибер-грайнд маньяков, но это был лишь шестой их концерт (да, Хеллфесту эксклюзивы по нраву и еще как!), поэтому ждать от этих интеллигентного вида парней и девушки чего-то неординарного в концертном плане резона не было. Свой антизвук они донесли в достаточно адекватной задумке манере, а за безумство пусть уж отвечает публика. Отдельное спасибо драм-машине за соло в «A Question Of Integrity».
Гвоздем программы можно по праву назвать Пита Сандовала с его Террорайзером. От проблем со спиной он вроде бы уже избавился, но группа выступает не так и часто. После увиденного, похоже, стало ясно, почему – добровольно отыграть такой часовой сет с перегрузками на грани человеческих возможностей согласится не каждый. После него еще минимум месяц на перезарядку батареек нужно отвести. И без того господствующая барабанная массакра подчеркивалась выдвинутой на передний план кухней, отчего двое других участников банды смотрелись лишь как скромное обрамление – все доступное пространство заняла сандоваловская колотилка. Кто бы мог подумать, что в этом жилистом, почти усохшем человеке столько энергии для дико скоростной и такой же изобретательной игры, какая многим и не снилась! К слову, сейчас активничает коллектив под названием TERRORIZER LA, где зарабатывает копеечку вокалист эпохи «World Downfall» в компании с какими-то лабухами. Не ведитесь на подделки – настоящий TERRORIZER только тот, где ваши мозги нещадно будет выносить Пит «Коммандо» Сандовал, да хранит его Иисус. Сам маэстро высказывался, что музыка TERRORIZER для него – это «барабаны плюс гитары», но после увиденного хочется внести небольшую поправку (при всем уважении к гитаристу Ли Харрисону). Террорайзер – это «барабаны плюс барабаны». И еще барабаны. И еще. Просто праздник ударной содомии.
«Temple»-сцена также не была скудна на громкие имена, однако же всех коллег-конкурентов затмил своей харизмой Алан Аверилл и, соответственно, PRIMORDIAL. Одни музыканты на сцену задорно выбегают, другие по-свойски выходят, третьи выкатываются вразвалочку. Алан снизошел. Без натужного желания сделать шоу, без наигранности, без фальши. Он артист. Он снизошел и прожил на сцене жизнь. Требовалось ли это для подчеркивания атмосферы группы? Да, скорее всего, нет, ибо раскатистость и языческая (примордиальная!) мощь этой музыки самодостаточны, и уже представляют собой удивительное проявление человеческого гения: воплотить в звуках такой концентрат эпического и трагического ирландского прошлого, величия природы и мрачных образов, порожденных собственным воображением – это уже уровень недосягаемый. Но когда к этому пейзажу добавляется образ глашатая Алана, носящегося по сцене, как фантом, то от образующейся синергии теряется рассудок и крошится реальность. Что это вообще было?
Из прочих актов «Temple Stage» хочется выделить FLESHGOD APOCALYPSE, которые чем дольше музицируют, тем сильнее упарываются по визуалке. Все эти запыленные фраки, винтажное пианино, гитары «под старину», сопрано-дива в пышном, как она сама, платье – по-королевски оформлено, ничего не скажешь. С музыкой не так однозначно, ибо итальянцы с попеременным успехом словно пытаются выбраться из ими же созданного сумбура, но когда это удается, то их симфо-дэз звучит броско и помпезно, как и задумывалось. На удивление, звук на, пожалуй, самой сложно звучащей группе был выстроен очень хороший.
На главных сценах творился полный винегрет. С утра можно было послушать кондовейший HMR от японцев LOUDNESS или Гленна Хьюза, который в свои шестьдесят четыре находится в нечеловечески сильных вокальных кондициях – лучше любого ровесника! Днем жанровая чехарда развернулась во всю ширь. Сперва высвобождать свои деструктивные начала принялись светила нью-йоркского хардкора SICK OF IT ALL – суровые мужики накачивали многотысячную толпу норадреналином и сами сжались в энергетические клубки, дабы всякий хитовый выстрел бил строго наповал. Однозначно, не зря их повысили с «Warzone» до главной сцены – напористость SICK OF IT ALL на большой площадке нисколько не растерялась, а, наоборот, приняла соответствующие монструозные размеры. Увесисто, плотно, наотмашь – классики убедили всех сомневающихся (если таких вообще можно найти), что статус носят свой не зря, и терять его в их планы совершенно не входит. В противовес хулиганствующим качкам, на соседней сцене появился щупленький и лысенький Джо Сатриани, со щедростью бога плодородия орошающий преданных поклонников деликатесными соляками: поблюзовее, попрогрессивнее, порок-н-ролльнее – на любой вкус. Среди разнокалиберных крикунов, грузильщиков и стучальщиков Сатч воспринимался как глоток альпийского воздуха в задымленном мегаполисе, и стал одним из самых запоминающихся моментов фестиваля. Далее – герои эмтивишного поколения DISTURBED, которые не захотели просто вываливать свои золотые шлягеры типа «Down With The Sickness» и «Ten Thousand Fists» (всё это и многое другое прозвучало и прозвучало круто), но еще и наприглашать спецгостей: SIXX:A.M. практически полным составом для исполнения «Shout At The Devil» и упомянутого Гленна Хьюза для кавера на THE WHO. Без помощи звездных гостей еще представили свои версии «The Sound Of Silence» (предусмотрительно усилившись перкуссией, скрипкой и виолончелью для пущей душевности) и, что более неожиданно, «Killing In The Name». В совокупности, получилась годная вечеринка от пободревшей после продолжительного анабиоза группы.
Хотя все это, конечно, лирика, когда впереди еще ждет хэдлайнер дня. Когда таковым объявили TWISTED SISTER, часть потенциальных посетителей возмутилась, мол, рангом не дотягивают, даже с учетом того, выступление некогда главного кошмара Типпер Гор должно было быть последним французским шоу в нелегкой истории группы. Видимо, проявившие недовольство просто не в курсе, что Ди Снайдер – фронтмен от бога (кем бы последний ни был). В остальных участниках былой искры уже не просматривается – её перекрывает то ли старость, то ли равнодушие, то ли алчность, то ли вообще утрата веры в рок-н-ролл – но кому какое дело, когда рядом с ними сам Ди Снайдер. Если вы так и не увидели TWISTED SISTER вживую, то придется верить на слово: Ди – лучший. Этот старикан с плоским животом и бескостным языком генерирует позитив в конских дозах и без единого усилия цепкой хваткой удерживает толпу в несколько десятков тысяч человек: то прибаутками, то проникновенным спичем о террористической угрозе во время «We're Not Gonna Take», которая, как и положено истинному рок-гимну длилась раза в два дольше изначальной версии. Праздничность выступления усилил Фил Кэмпбелл, отметившийся на «Shoot 'Em Down» (кавер на которую несколько лет назад играли MOTORHEAD) и моторовском шедевре «Born To Raise Hell» (который днем ранее прозвучал в качестве интро у VOLBEAT). На концовку припасли «S.M.F.» и Франция в последний раз изо всех сил попрыгала под музыку глэмовых легенд. Однозначо, Ди Снайдер ушел эффектно, громко хлопнув дверью. «Forty And Fuck It!» - это звучит гордо.
Хотя, если говорить о красивых уходах, то лучшим тут, как и во всем, оказался… Лемми. Ибо его проводы от имени Хеллфеста ограничились не только монументальной статуей или эксклюзивным мерчем, но и немыслимым по размаху фейерверком, с которым мог бы сравниться только прошлогодний, имевший место здесь же, когда французы взорвали небосвод по поводу юбилейного фестиваля. Сейчас каждая из сотен вспышек в небе, в сочетании с показываемыми на экранах фотографиями и песнями MOTORHEAD, звучащими, как казалось, прямо из воздуха, с громкостью иерихонских труб, порождала чувство тонкой печали, которая, впрочем, оттенялась обостренным пониманием того, с человечищем какой величины, характера и духа нам посчастливилось быть современниками. Кульминировал салют написанными над землей словами «R.I.P. LEMMY», отчего внутри стало пусто и неспокойно, как в только что завершившем траурный звон колоколе. Самые громкие и единственно правильные поминки. После этого на сцене опять появился Фил Кэмпбелл с небольшой речью, предложивший посмотреть несколько песен с выступления Моторов на предыдущем Хеллфесте, за полгода до того, как Лемми вновь встретился с Вёрзелем и Филом Тэйлором. Да, в Клиссон можно было ехать уже ради этих воспоминаний.
Если у кого-то оставались силы и настрой, то можно было остаться под главными сценами и послушать KORN, которые на Хеллфесте выступают то ли в пятнадцатый, то ли в сто сорок седьмой раз подряд, уже не сосчитаешь; либо пойти на «Temple Stage» на шоу блэковых черепашек-ниндзя DARK FUNERAL; либо на «Warzone», в гости к Генри Роллинзу. Или пойти спать, переваривая все увиденное и услышанное – неплохая идея.
Кто слаб организмом, тому галопирующий ритм фестивальной жизни может выйти боком, но только если не быть в курсе, чем именно лечиться. А ведь всем положено знать, что лучшего средства для заряда бодрости, чем концерт MUNICIPAL WASTE просто нет! Без предисловий мы переносимся в третий день под «Mainstage 01», где в 12:15 (страшно представить, но группы тут начинают выступать в 10:30 и кто-то на них даже ходит!) американские кроссовер-забияки за полчаса всем так крепко накостыляли, что можно было бы и уголовное дело завести. Это, наверное, в итоге бы и случилось, но буйных алкотрэшеров попросили со сцены, не дав исполнить последнюю песенку. Похоже, Муниципалы слишком увлеклись речами о Трампе (он у них и на заднике был изображен, в процессе коммитирования суисайда), что забыли о жестком тайминге. Ну, хотя бы «Sadistic Magician» сыграть успели.
Живая легенда из Бразилии – RATOS DE PORAO – оказались, пожалуй, лучшей бандой «Warzone» за весь Хеллфест-2016, ибо доводили площадку до состояния трухи. Имея в виду комплекцию вокалиста, их сет можно сравнить только с термоядерной бомбой. Побитые тяжкими испытаниями андеграунда за свою более чем тридцатилетнюю историю, хардкоровые аксакалы выдали все лучшее, на что были способны: чудом сохранившийся молодецкий задор помноженный на старческий авторитет и опыт. Сыграли целиком «Anarkophobia» и еще несколько контрольных выстрелов с других альбомов.
Но за главной мясорубкой пожалуйте на Алтарь. Выбор музыкального экстрима на Хеллфесте поражает воображение – разнообразие на уровне ВДНХ в годы рассвета Союза. Но ведь должен быть какой-то максимально негуманный абсолют, который всем будут ставить в пример как эталон, к которому стоит стремиться, но не тешить себя иллюзиями его превзойти. Такой был. И это были мясники из Ноксвилла BRODEQUIN. Апологеты прогрессивных идей товарища Торквемады, воскреснув, вернулись в пантеон верховных божеств овебрутального искусства. До сумасшествия быстро, низко, технично и тяжело – не такого ожидаешь от трех прилично выглядящих мужчин. Центральной фигурой, вне сомнений, был «оператор драм-машины». Видимо, барабанщик, способный сыграть такие партии, еще не родился, поэтому за оголтелую долбежку отвечал чувак, выстукивающий бластбиты на гаджете размером с планшет, и за скоростью его пальцев уследить было очень сложно. И так пятьдесят, мать их, минут! Да, пыточные инструменты с течением времени изменились и стали куда более искуснее. После прослушивания BRODEQUIN положено хоронить исключительно в закрытом гробу.
Еще один тяжеленный коллектив, но на этот раз грузный и тягучий – THE SKULL. И если название мало кому что скажет, то имена некоторых участников, а в частности Эрика Вагнера, должны внести больше ясности. Да, это отпочковавшаяся от TROUBLE формация, живьем исполняющая ранний материал культовых классиков дума, которые, несмотря на всю библейскость своих текстов, музыкой могли навести ужаса и на католика, и на сатаниста. А тут ранний материал с оригинальным вокалистом и несколько хитов с пока единственного собственного альбома группы «For Those Which Are Asleep». Старцы звучали монолитнее, тяжелее и убедительнее многих сладжеров с «Valley Stage». Непонятно только, из каких соображений их поставили на «Altar».
Такой же вопрос и про GRAND MAGUS можно задать. Со стоунером, с которого они начинали, распрощались окончательно, и переключились на Мановар-воршип, верным признаком которого является то, что слово «steel» может дважды встречаться в названии одной песни. Для такой претенциозной музыки подача у шведского трио оказалась слишком статичной, поэтому полезней было сходить на JANE'S ADDICTION, дабы посмотреть на двух стриптизерш, испускавших со сцены эманации похоти с такой силой, что музыкантов было не видно и не слышно. Может, оно и к лучшему. К неудачам можно отнести и финнов INSOMNIUM, у которых из названия правильнее было бы украсть две первые буквы – снулый МДМ без намека на малейшую искру.
Зато не подвел «Temple», одаривший чернодушных меломанов норвежским блэком элитного дивизиона в лице TAAKE. Хотя главный акт этой сцены все же от блэка далек, как и от прочих жанров и категорий, ибо существует вне парадигм человеческого мышления, над рациональным и постижимым. Хеллфест привез EMPYRIUM. Это уже подвиг, за которой можно простить многое (хотя Хеллфесту-то и прощать особо нечего), так как группа за годы жизни не дала и десяти концертов. Втройне приятно, что такой эксклюзив оказался и самым чарующим, дивным и неповторимым опытом всего фестиваля. В эфирных переливах этой музыки, скорбных стенаниях скрипки и чистоте гитарных кружев хотелось забыться, раствориться, обратиться в пыль. Гениальные пьесы Маркуса Штока волнами приносят ничем не запятнанные эмоции, и под «Mourners» ты готов рыдать, а под «With The Current Into Grey» твоя душа познает самое себя. Час музыки EMPYRIUM – как таинство перехода на более высокую ступень отречения от земного, шаг к свету великой истины и слияние с макрокосмом. Как может обычный человек написать эту музыку? Вопрос открыт.
Наконец, на главной сцене ближе к концу третьего дня тоже шло абстрагирование от человеческого образа – безымянные упыри GHOST, как-никак. Правда, фронтмен теперь стал себе позволять больше свободы, нежели в более ранние, камерные времена, когда группу не успела еще захлестнуть непонятная многим популярность. Начал он в привычном адско-папском облачении, но не дождавшись и середины концерта снял тиару, облачился во фрак и, с сохранившимся на лице черно-белым гримом, стал странным образом напоминать Майкла Джексона. Вместе с этим добавилось и интерактива, вплоть до спускания к первому ряду зрителей, в компании с двумя падшими монашками, разбрасывающими публике контрацептивы. Закончилось и вовсе масштабно: хором детишек, поющих оду Люциферу, и несколькими салютными залпами. Что ни говори, а картинку GHOST обеспечивают красочную. С хитами тоже полный порядок, но сейчас этого можно было не прочувствовать, так как с дебютного альбома позорным образом не было сыграно ничего.
И пришло время великих. BLACK SABBATH. Сама мысль о том, что сейчас предстоит прощание с группой, о концерте которой еще недавно никому не мечталось годами или даже десятилетиями, с трудом приживалась в мозгу. Что уж говорить о выходе музыкантов и первых аккордах «Black Sabbath» с последующим «What is this that stands before me?» Не привыкли мы в повседневной жизни ломать пространственно-временной континуум и возвращаться почти на полвека назад. С помощью Саббатов – смогли. Тони, Гизеру и Оззи можно за многое сказать спасибо – и за прошлые заслуги, и за «13», и за то, что решили собраться, находясь в прекрасной форме. Но вот от чего хотелось в исступлении пасть ниц – это от того, в каком первородном виде они смогли вернуть музыку своих первых четырех пластинок (играли только оттуда, с единственным исключением в виде «Dirty Women»). И речь не только о воссозданном звуке, не претерпевшем каких-либо модерновых мутаций, или Осборне, который расстарался спеть близко к оригиналу, а о том самом ощущении, которое испытали в семидесятом году все домохозяйки, церковники и музыкальные критики – Айомми играет свои «дьявольские интервалы» и тебя кидает в иррациональный ужас. Что было особенно действенным и пробирающим, учитывая, вероятно, лучший звук за весь фестиваль и креативную, сдобренную спецэффектами, трансляцию на экраны того, что происходило на сцене. Потом этот паралич немного отпустил, да и песни стали звучать более подвижные, но магические ощущения никуда не девались: живьем слышать эту вековечную музыку от трех из четырех ее авторов, на собственной шкуре прочувствовать связь времен и засвидетельствовать первоосновы тяжелой музыки – это бесценно. По сути, выступление BLACK SABBATH оказалось не обычным концертом, который хочется разбирать на составляющие. Это Событие, вспоминая которое лучше всего сказать «Был. Видел», и замолчать, погрузившись в думы о собственном везении.
Пожалуй, точку в фестивале поставили именно Саббат. После них можно было посмотреть панков REFUSED, самого Кинга Даймонда, исполнявшего целиком «Abigail», или DEICDE на чудовищно перегруженном звуке, но все это было лишь послесловием к грандиозному финалу грандиозного фестиваля.
Да, Хеллфест, как и всякий крупный фестиваль, имеет долгоиграющий эффект. Физически невозможно за раз переварить все эмоции полученные в этом месте, покидая которое испытываешь чувство, будто переезжаешь как минимум в другую часть света – настолько непривычен внешний мир после трех дней в раблезианском кемпинговом разгуле и в открытом море металлических децибелов. О, нет, вы еще не раз пересмотрите эти фотографии, вспомните увиденные выступления, когда зарядите классические альбомы любимых банд, и жадно посмакуете незатухающие воспоминания. Поздравляем, у вас вирус Хеллфеста, и это не лечится! Наступит день, и вы будете изучать афишу следующего фестиваля. Пройдет еще время – и вот вы снова в Клиссоне, на празднике жизни, организованном сотнями и тысячами любящих свое дело людей, которым хочется отвесить искренний и нижайший поклон. Это было, как всегда, колоссально. А значит, марафон нужно будет повторить и в следующем году. Пуркуа бы и не па, как говорится.
Текст: Борис Игонин
Большое спасибо организаторам за предоставленные аккредитации.
Выражаем благодарность организаторам за предоставленые аккредитации.