CATHARSIS. 20 лет группе! Концерт с оркестром
Дата
5 Ноября 2016
Площадка
BUD Arena (ex- Ray Just Arena; ex- Arena Moscow)
Город
Москва
Автор этих строк имеет патологическую манию приходить на концерт несколько загодя. Чтобы до того, как зазвучит интро, осмотреться на площадке, почувствовать её, поймать настроение публики, поздороваться и обменяться свежими новостями со знакомыми и друзьями, которые на таких мероприятиях встречаются, и в немалых количествах. Порог клуба на сей раз довелось пересечь, казалось, впритык к началу. Зная, что в Москве редко что начинается по времени, указанному в афише, всё равно тороплюсь. «А вдруг на этот раз по закону подлости всё грянет вовремя»? – этот вопрос, заставляя иногда в клубы лететь чуть ли не бегом, каждый раз задаёт (и в итоге - увы! - проигрывает) внутренний червь сомнений или демон… Итак, порог я перешагнул в 20.00, в гардероб (как обычно – платный) очередь, сцена закрыта от взоров зала красным занавесом, из порталов доносится приглушённо, но различимо, классика рока. Время поглазеть на мерч. Достойный выбор футболок, пока скромный - винилов, и богато-богато - переизданий на компакт-дисках, изданных антологией со всеми возможными бонусами. Тут CATHARSIS постарались на славу. Это был первый юбилейный шаг, посвящённый двадцатилетию группы. Теперь уже исторические, ставшие коллекционной редкостью, бокс-сеты через краудфандинговую кампанию разлетелись как горячие пирожки. В виде сундуков их, конечно, на прилавке не было, но восемь богато изданных делюксовых «томов», которыми команда не обошла массового меломана, в розницу можно было приобрести здесь по более чем вменяемой цене: 700 рублей за один том-диджипак, в который входит два (а в восьмой том – целых три!) компакта.
Публики был хоть и не битком набитый зал, но, как говорится, «стакан наполовину полон». Даже поболее: примерно на две трети. А уж по тому, насколько громко она скандировала название любимой команды, вывод был один: случайных «пассажиров» здесь нет.
По обеим сторонам сцены висели два огромных видеоэкрана, на которых рекламные ролики перемежались с логотипом CATHARSIS и цифрой XX. В 20.20 (по моим часам) начался обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0… Падает занавес и открывает сцену, на которой оркестр ГЛОБАЛИС начинает играть увертюру к альбому «Крылья». Звук, если учитывать, что это не филармония, практически идеальный. Каких-то три минуты – и вот на сцене виновники торжества. Первыми занимают места за своими статичными инструментами барабанщик Анатолий Левитин и клавишница Джулия Ред. Затем появляются «парни с гитарами»: Игорь «Jeff» Поляков, Олег «Mission» Мишин и басист Александр «Граф» Тимонин. И наконец – фронтмен Олег Жиляков. Выход их пришлось наблюдать, через боковые мониторы: весь танцпол на расстоянии как минимум от сцены до пульта в едином флэшмобе взметнул вверх лес рук, державших листы бумаги с надписями «Поздравляем!», «С юбилеем», «Спасибо!», «20 лет» и т. п.
Вопрос «Кто ты?» на моей памяти группа задаёт на всех концертах, которые довелось увидеть живьём. На двух DVD-релизах – та же картина. «Катары» не стали оригинальничать и вновь начали с неё. Выглядела команда органично и по-рок-н-ролльному отвязно. Раскачав толпу с пол-оборота, оба отделения (но об этом – ниже) они рубились вдохновенно и самозабвенно. Как будто за их спиной не было симфонического оркестра. Попытался подсчитать его участников по головам, получилось около двадцати пяти человек. Пусть и не филармонический размах, но это уже далеко не камерный ансамбль. Паузы между номерами программы (в данном контексте их уже сложно назвать песнями – прим. авт.) заполнялись шутками и прибаутками, которыми Жиляков сыпал направо и налево. Одна из них была такова: «Просыпаюсь я иногда утром, подхожу к Игорю (в зале – взрыв смеха – прим. авт.) и спрашиваю «Кто ты»? А он мне в ответ: «Иной»! Если это, а также забавное в своей нарочитой навязчивости приглашение «Потанцуем» в адрес нескольких коллег по группе перед тем как зазвучала «Танцуй в огне», и ещё ряд моментов вырежут при монтаже, будет серьёзная потеря для фильма-концерта. Все эти фишки выглядели чистой воды экспромтом. Намеренно или нет Олег объявил «Hold Fast», после которого зазвучала «Имаго», пусть останется загадкой. А перед «Выше кубки» он спустился в фотопит с пластиковыми стаканчиками и бутылкой вина, из которой налил (кому повезло) по «пятнадцать капель компота».
Взаимодействие музыкантов группы и оркестра было, казалось, идеальным. А вот звуковая картина – не всегда. Временами бэнд «закрывал» оркестр пауэр-металлическими стенами звука. Но всё же это был концерт группы с оркестром. Несмотря на то, что в боевые моменты второй был почти не слышен, он чувствовался. А там, где «Катары» сбавляли обороты, ГЛОБАЛИС реально расширял и обогащал саунд. По крайней мере баллады «Дальше – тишина», «Помни меня» и «Верный ангел мой» расцвели звуками, от которых захватывало дух.
Нет смысла заострять внимание на всех пунктах сет-листа. Скажу лишь, что он охватил дискографию от «Имаго» до «Индиго», и дабы не утомлять читателя своими рассуждениями о каждом номере, остановлюсь лишь на нескольких, да и то фрагментарно.
Как уже было сказано выше, концерт был поделен на два отделения. Условно! После десятого номера программы (считая увертюру), CATHARSIS уступили сцену оркестру, устроившему музыкальный антракт. В нём прозвучало симфоническое попурри на темы композиций «A(O)men», «Madre» и «Симфония огня». Перед Анной Ракитиной все просто обязаны снять шляпы независимо от пола и возраста. Дирижёрами становятся волевые люди, сильные личности. Они не просто «рулят» оркестрами; благодаря им и их энергии в итоге рождается волшебство музыки. В данном «лирическом отступлении» волшебство было в каждой ноте. Респект! На первый взгляд хрупкая юная дева оказалась настоящим профессионалом.
За время антракта «Катары» перевели дух и частично переоблачились. В частности, Олег Жиляков сменил плащ на стильную куртку. Однако до его перевоплощённого выхода зазвучала «Indigo Theme» и в ней - первый гость концерта, Дара Арустамьян. Нарратив из открывающей последний (на сегодня) номерной лонгплэй CATHARSIS композиции прозвучал живьём. Далее, на протяжении второго отделения, отметились ещё два гостя. Следующей гостьей была Юлиана Савченко. На «Дитя штормов» она вышла, облачённая в синее платье. В нём, да ещё и с венком на голове, она реально походила на лирическую героиню песни – русалку. Голос Юлианы, несомненно, обогащает композицию, но называть «Дитя штормов» дуэтом можно с натяжкой. Полноценным дуэтом является «Баллада Земли», в которой вокальная партия поровну поделена между Жиляковым и ещё одним гостем, певцом группы ОМЕЛА Сергем «Абреем» Абрамовым. С оркестром она прозвучала бесподобно! Здесь автор отчёта «поймал» катарсис в классическом понимании этого слова. После этого концерт вышел на финишную прямую. Ещё три «живых» композиции, последняя из них - «Крылья». А после – завершающее фонограммное аутро, во время которого поклоны, рукопожатия первой скрипки, объятия, фото на память на фоне зала и прочие вещи, сопутствующие окончанию концерта. Хорошего концерта, память о котором впоследствии можно будет оживить: звук и картинка профессионально записаны и впоследствии, по мере готовности, шоу будет качественно издано на аудио и видеоносителях.
Не могу не отметить работу операторов. По словам Олега Жилякова, сказанным им со сцены, концерт снимали двадцать три видеокамеры. Надо отдать должное профессионализму этой команды: я их заметил менее десяти, а если бы время от времени не пытался их вычислить, кроме крана мог и вообще не углядеть ни одного. То, что попадало в поле зрения камер, транслировалось на уже упоминавшиеся огромные экраны по обе стороны сцены. Операторы запечатлевали то, что делалось на сцене, не досаждая публике. Тремя неделями ранее в клубе Red, на концерте группы ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК, тоже юбилейном, была совсем другая картина. Там на сцене камераменов было больше, чем музыкантов, и первые совершенно не скрывали своего присутствия. Поскольку это воспоминание было слишком свежим, опасения, что на «Глобально оркестровых Катарах» может произойти нечто подобное, имели место. Однако они выветрились из головы вскоре после «занавеса» и обратно не вернулись, позволив насладиться шоу в полной мере.
Двадцать три номера, юбилейное количество которых было сыграно при участии CATHARSIS, два – оркестровых, и фонограммное аутро «Песнь Луны», длились немногим дольше двух часов. Они пролетели на одном дыхании, оставив приятное послевкусие.
Каким будет следующий юбилей, загадывать пока рано. Да и музыкантам, наверное, пока не до того. После этого колоссального опыта в виде не просто спетой песни, а целой симфонии, определённо стоит дух перевести.
Перкель Йоулупукков
Редакция благодарит Алексея Кузовлева (JC Sound) за аккредитацию