Apocalyptica
Дата
22 Апреля 2017
Площадка
БКЗ "Октябрьский"
Город
Санкт-Петербург
Организатор
NCA
Давным-давно мне в руки попала кассета, на которой четыре парня на виолончелях играли металлику. Я как сейчас помню свою реакцию на столь экстравагантно сыгранные кавера: у меня упала челюсть, и я до дыр заслушал тот самый альбом. Время – штука странная: казалось, всё это было совсем недавно, но нет, в прошлом году этому альбому стукнуло 20 лет! Солидный возраст, согласитесь! Пожалуй, даже классика. Вот почему пропустить юбилейное выступление Apocalyptica в Санкт-Петербурге я никак не мог.
Первое, что видишь, когда заходишь в зал БКЗ Октябрьский – это огромная сцена с одной стороны и нескончаемый поток сидячих мест с другой. Да-да, вы не ослышались, заводных виолончелистов публика не встречала у сцены, за этим чётко следили «няньки». Именно так я окрестил вездесущих билетёрш и охранников, которые пресекали любые попытки вести себя как на рок-концерте: вставать со своего места, светить фонариками мобильных… Словом, не давали угорать и всячески пытались напомнить, кто в зале хозяин. Утешало только одно: сегодня играют один из моих любимых альбомов.
Первое отделение полностью состояло из той самой заслушанной кассеты: начали с «Enter Sandman» и всё завертелось! То, о чём я двадцать лет назад и помыслить не мог, 23 апреля 2017 года я видел собственными глазами. Был, правда, и большой минус: как я уже упоминал, мест в БКЗ очень много, в партере аж 36 рядов и когда ты сидишь на предпоследнем из них, видно тебе, прямо скажем, плохо, а никаких мониторов с трансляцией, к сожалению, предусмотрено не было. Но едва ли это смогло испортить мне настроение в тот вечер, ведь «Master Of Puppets» и «Sad But True» на классических инструментах звучали едва ли не лучше металликовских оригиналов, а «Wherever I May Roam» и вовсе пробудило во мне неистовое желание петь, чем я в итоге и занялся.
Завершали первое отделение виолончелисты ещё одной нетленкой, «Welcome Home (Sanitarium)». Одна из моих самых любимых вещей Metallica в этот вечер просто стала шуткой дня. Когда её объявили со сцены, дама средних лет на последнем ряду спросила тех, с кем пришла: “Они что, про санаторий сейчас будут петь?». Такой вопрос вызвал во мне бурю самых разных эмоций и когда в антракте народ стал массово из зала выходить, я начал вглядываться в лица, чтобы понять, какой процент пришедших понимает, куда они пришли и хотя бы раз слышал металлику. Оказалось, что металхедов-то совсем мало, всё больше мужички за сорок в дорогих костюмах, да молоденькие девушки в роскошных платьях; будто на оперу попал.
Антракт прошёл незаметно. Я сидел в кресле и думал, чем же могут поразить столь искушённую публику финские музыканты – в конце концов, играть два акустических отделения для них-то, привыкших на сцене отрываться, сложно, что уж говорить о привязанных к местам зрителях. И они удивили! Внезапно. Как чёртик из табакерки появился пятый участник, барабанщик Микко Сирен и начал раскачивать зал с первых ударов, а остальные парни, между тем, посоветовали публике вести себя громко, как на рок-концерте, но строгие «нянечки», видимо, по-английски не понимали и принялись снова рассаживать всех по местам. Зал же хором пел «For Whom The Bell Tolls» и его уже было не остановить.
Лидер группы Эйкка Топпинен в перерывах между песнями рассказывал немного о песнях. Например, из его повествования можно было узнать, что «Escape» была первой вещью, которую виолончелист переаранжировал для классических инструментов, она – начало богатейшей творческой карьеры Apocalyptica. Когда очередь дошла до «Battery», он признался, что 20 лет назад группа не была готова сыграть её, и сейчас настало время отмщения, хоть он и по-прежнему не уверен, что всё получится. Конечно, это было лукавством, как и все вещи до неё, она была сыграна безукоризненно. Ну а после триумфальной «Seek & Destroy» музыканты немного поиграли «Калинку-Малинку» и ушли за кулисы, в то время как Пааво Лётьёнену принесли костыли: оригинальный участник Апокалиптики порвал ахилл и без них передвигаться просто не мог.
Музыкантов провожали такими овациями, что не вернуться на сцену они просто не могли. Играли они на бис «Nothing Else Matters» и публика, которой по громкоговорителю рассказывалось, что снимать концерт нельзя, массово начала записывать суперхит. А на заключительной вещи – One – и вовсе поправ все законы БКЗ, выскочила в проходы и даже к сцене, а те, кто не стал этого делать, просто встали и стояли так до конца концерта. И это единство зала, в который раз подтвердило истину: музыка – универсальный язык, на котором говорит твоё сердце. В прошлую субботу несколько тысяч сердец говорили на языке под названием Apocalyptica.
Первое отделение:
1. Enter Sandman
2. Master of Puppets
3. Harvester of Sorrow
4. The Unforgiven
5. Sad but True
6. Creeping Death
7. Wherever I May Roam
8. Welcome Home (Sanitarium)
Второе отделение
9. Fade to Black
10. For Whom the Bell Tolls
11. Fight Fire With Fire
12. Until It Sleeps
13. Orion
14. Escape
15. Battery
16. Seek & Destroy
17. Kalinka
Бис:
18. Nothing Else Matters
19. One
Тект: Андрей Гридин.
Выражаем благодарность Дарье Гаськовой (NCA) за предоставленные аккредитации.