План Ломоносова
Дата
8 Декабря 2016
Площадка
Stereo Hall
Город
Москва
В столице прогремела премьера нового арт-шоу «Облако в штанах» группы «План Ломоносова», в основу которой легла одноименная поэма Владимира Маяковского.
Творчество Владимира Маяковского на сегодняшний день для одних является любимым, и в то же время совершенно непонятным для других. Действительно, порой воспринимать русского классика бывает непросто, особенно сложно представить, как можно взять его стихи, в качестве основы для песни. «План Ломоносова» не остановили никакие трудности, и три года назад группа приступила к работе над альбомом. Интересная случайность (или нет), но «Грядет 16-й год» - в тексте и пластинку в сети представили в начале 2016, поэтому за это время поклонники могли «расслушать» и полюбить новое творение.
Маяковский закончил писать «Облако в штанах» в 1915 году, проработав над произведением около года. Музой для поэмы стала Мария Денисова, которая очень понравилась Владимиру, но его влюбленность ни к чему не привела. Еще один случай в литературе, когда несчастная любовь способствует написанию шедевров. Изначально предполагалось, что произведение будет называться «13-й апостол», однако эта версия не прошла жесткую цензуру, и Маяковский оставил такой эпатажный вариант по одной из строчек:
«Хотите –
Буду от мяса бешеный
– и, как небо, меняя тона –
хотите –
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако в штанах».
Тетраптих Маяковского – это «четыре крика четырех частей: «Долой Вашу любовь!», «Долой Ваше искусство!», «Долой Ваш строй!» и «Долой Вашу религию!».
В первой части мы видим внутренние переживания героя, который потерпел несчастную любовь: он ждал женщину всей своей жизни, а она «вошла резкая, как нате! И сказала, что выходит замуж». Полное разочарование в любви, отсюда и «Долой Вашу любовь!». Нет ей больше веры!
Во второй части идет огорчение от искусства, потому что не получается старыми средствами выразительности описать происходящее. Здесь образ героя сравнивается со всеми «униженными и оскорбленными», а также с Заратустрой и Христом – «Долой Ваше искусство!».
В третьей части душа героя жаждет революции, а когда не находит таковой, понимает, что всерьез никто не воспринимает таких людей. Нервы скачут, у них «подкашиваются ноги», поэтому – «Долой Ваш строй!».
И в заключительной четвертой части происходит разочарование в религии. Здесь герой чуть ли не сопоставляет себя Богу, однако все равно не может никого повести за собой с благими намерениями, потому что в этом мире кругом царит пошлость и похоть. Герой осознает несовершенство мира. Главным вопросом является «откуда же берется несчастная любовь?» Если даже Бог не может справиться с этим, не может сделать, чтобы все были счастливы, тогда «Долой Вашу религию!».
Спустя век после создания поэмы, темы, затронутые в ней, остаются актуальными. Несчастная любовь, непонимание желания изменить мир и другие конфликты переживают абсолютно все. Для тех, кто слушал записи Маяковского, не секрет с какой подачей и эмоциональным окрасом делал это поэт, поэтому написать подходящую музыку, чтобы она отображала всю глубину мысли очень непросто. «План Ломоносова» справился с этой задачей великолепно, как никто другой, из всех тех, кто пытался «петь» его стихи.
Арт-спектакль состоял из двух актов, которые, как и полагается в настоящем театре, были разделены антрактом. На сцене находились вокалист и гитаристы, а для остальных музыкантов были созданы небольшие «островки» по бокам, где поместились барабанная установка и настоящий рояль. «Звонок» на представление давал Владимир Насонов ударом молота об кусок рельсы, который висел над сценой. После трех ударов представление началось. Небольшой и уютный Stereo Hall, кажется, создан специально для этого шоу. Честно говоря, до этого концерта никогда не удавалось разглядеть весь его технический потенциал, а он оказался очень внушительным. Дело все в том, что вся фишка спектакля – были свето- и видеоинсталляции , которые оказались осуществимы именно благодаря оснащению клуба. Экраны здесь находятся не только за сценой, но и по бокам от нее, таким образом, при идеальной видеоподборке создавалось полной попадание в 3D реальность. На экране за музыкантами показывались отрывки из фильмов про Маяковского, фотографии, видео-инсталяции от KatiaGoa, а также ролики, в которых снимались сами артисты. По бокам транслировались строки из поэмы. За полтора акта к такому можно было привыкнуть и уже не так удивляться грамотно подобранному оформлению, но тут еще один сюрприз. За Александром Ильиным опустилась небольшая ширма. Издалека показалось, что это большая москитная сетка. Вокалист предупредил зрителей, что на время этой части шоу лучше отойти подальше, чтобы лучше разглядеть задумку. Никто еще не знал, что будет впереди, но Ильин оказался прав. За ширмой погас свет, таким образом, что сцена оказалась в пошлой темноте, а на ширму точечно включили прожекторы. Издалека казалось именно так, но, вероятнее всего, что все технические тонкости намного сложнее. И вот тут свершилось невероятное. Безумная голография и погружение в космос. Под звуки нереальной музыки и резких слов складывалось такое ощущение, что находишься на другой планете, путешествуя где-то по вселенной разума. На эти мгновения хотелось полностью абстрагироваться от этого мира и целиком погрузиться в творчество и в какие-то свои мысли. Подобная атмосфера наводит на размышления. У всех они разные, но в любом случае очень важные для конкретного человека. Восторг зрителей был невероятен. Смело можно сказать, что это шоу прошло с огромным успехом. Все задуманное получилось по высшему разряду. Как и ожидалось, песен на бис не было, да они бы и были лишними, ведь творчество Маяковского нельзя ни с чем смешивать.
Браво музыкантам и светорежиссерам, которые создали это шоу. Помимо великолепно отработанных технических моментов, они подняли интерес к русской литературе, а те, кто «посягнул» на Маяковского и вышел их этого победителями, заслуживает большого уважения и всяческих похвал.
Сет-лист:
Нахальный и едкий
Гром городского прибоя
Резкая как нате!
Прекрасно болен
Славьте меня!
Небесный паркет
Золотые россыпи
Миров приводные ремни
Терновый венец революций
В светлое весело!
Обеспокоенные мыслью
Невероятная качка
Ничего не будет
Душа и скатерть
Может быть
Удивительно честный
Железное горло звонка
Сотый апрель
Облачный кисель или вселенная спит
Текст: Екатерина Сафронова
Выражаем благодарность Northernsound за предоставленные аккредитации.