Думаю, не найдётся в Санкт-Петербурге человека, который бы не знал ни  одной песни группы «Кино» и не слышал про Виктора Цоя. Для петербуржцев от мала  до велика его персона – это настоящая легенда, кумир, небожитель. Вот почему  его юбилей – 55-летие – решили отмечать на Дворцовой площади, в самом сердце Питер,  города, где он стал знаменитым.
      Признаться, ощутить масштаб происходящего мне удалось не сразу:  я пришёл рано, около 4 часов, а на входе у рамок уже стояли небольшие кучки  любителей рок-музыки. Кто-то был расслаблен, кто-то исподтишка распивал  спиртное (подготовка к празднику – уже праздник для неформала), а кто-то сурово  и напряжённо вглядывался вдаль, где шли последние приготовления к мероприятию.  К сожалению, застать бегущими любителей смотреть концерты из первого ряда мне  не удалось: когда я занял своё место перед сценой, через ограждение от меня уже  толпилось человек 150, а к 6 вечера на площади было столько народу – не  охватить глазом. 
      Многим в глаза ещё до самого дня икс бросился разношёрстный,  и, по меньшей мере, спорный состав участников. Открывать фест доверили хип-хоп  команде 25/17, которых Кинчев как-то назвал своими любимыми исполнителями. Но  даже его авторитет не помог – рэперы выглядели инородным телом как на сцене,  так и в программе мероприятия, а их кавер-версии песен «Кино» едва ли пришлись  по душе хотя бы половине присутствовавших. Ребята читали какой-то скучный и  невнятный текст, положенный на музыку Цоя и это было настолько нелепо, будто к  телу одной куклы прикрепили голову от другой. К тому же парням достался самый  плохой звук и сетлист из трёх (!) песен. Но, похоже, что в первые ряды проникли  фанаты данного коллектива и пронесли с собой фаеры (интересно, куда смотрела  охрана?) и рьяно жгли их на песнях своих кумиров.
      Следующие гости фестиваля – группа «Северный Флот» были явно  ближе большему количеству собравшихся на Дворцовой. Александр Леонтьев, лидер  группы, вышел с акустической гитарой и исполнил свою версию песни «Кончится  лето»:
      «Мой любимый альбом  «КИНО» - последний. Он берёт за душу», - делится Леонтьев. – «Я бы любую песню  спел сегодня. Мы давно играем, с аранжировкой проблем нет, просто захотелось  одну песню сделать как можно ближе к оригиналу, поэтому я, впервые за свою  карьеру сыграл её на акустике, чтобы это было максимально близко к оригинальной  подаче».
      Дальше на сцену поднялась группа «Бригадный подряд». От них  исходила некая «животная» энергетика, энергия панк-рока. Может быть, потому  именно в их версии песни «Попробуй спеть вместе со мной» и «Муравейник»  приобрели, возможно, тот самый окрас, который изначально вкладывал в них Виктор  Цой. Это, пусть и короткое, выступление Бригадный подряд может смело занести себе  в актив. 
      А вот и ещё один участник, в дискуссиях о котором было  сломано столько копий, что не подсчитать: Ольга Кормухина. Восставшая из  небытия после долгих лет молчания именно с песней Цоя, она просто не могла не  выступить на таком мероприятии. И начать выступление певица решила именно со  своих песен «Падаю в небо», «Нас учили быть птицами» и «Путь». На третьей песне  Дворцовая начала робко просить песен именинника. И она их получила: в своей  манере Ольга спела «Группу крови» и «Кукушку», доказав, что она до сих пор в  форме и больше рок, нежели поп-певица. После выступления она поделилась своими  воспоминаниями о Викторе:
      «Мы с ним ровесники,  шли параллельно, знали друг про друга, но пересекались редко. И когда  встречались, обнимали друг друга, будто знакомы сто лет. Он даже говорил:  «Ольга – не баба, она – брат!»» - рассказала Кормухина. – «Для меня он был как  сенсей. В нём был какой-то особенный магнетизм, наверное, потому его небо так  рано и забрало», - посетовала она. – «Он был явно не от мира сего», -  продолжила певица, - «и, при этом, близкий и родной. У меня два таких человека  есть – это Витя Цой и Дэвид Боуи».
      Ну а пока мы беседовали, на сцене уже выступала группа  «Пилот». Никогда не следил за творческим путём этой банды, потому для меня  стало неким сюрпризом, что Илья Чёрт отрастил хаер и внушительную бороду. Но из  его уст песня «Пачка сигарет» звучала так, будто Максим Галкин решил  спародировать Цоя: вроде, всё хорошо, но очевидное подражание сводило на нет  все усилия вокалиста показаться оригинальным. Однако именно у этой группы было  больше всего поклонников на площади, повсюду были жёлтые флаги с надписью  «Сумасшедшим быть легко», люди зажигали жёлтые фаеры (правда, в меньших  количествах, нежели на 25/17) и вовсю подпевали не только каверам, но и собственным  пилотовским песням.
      А потом случился самый интересный дуэт этого вечера:  «Кукрыниксы» и Юрий Каспарян. Легендарный музыкант основного состава «КИНО» и  Алексей Горшенёв – два поколения музыкантов на одной сцене, два характера, две  звезды в мире рок-музыки. Вот почему тандем сделал всего три песни: «Нам с  тобой», «Звезда по имени Солнце» и «Печаль». Всё было сыграно на высшем уровне,  а после своего сета Алексей рассказал о впечатлениях от работы с гитаристом  «КИНО»:
      «У Юрия Каспаряна свой стиль, очень узнаваемый, и перетаскивать его в  нашу музыку неправильно», - утверждает лидер «КУкрыниксов». – «Мы планируем  записать совместно композицию «Нам с тобой» в скором времени. Она у нас, вы же  слышали, сыграна в нашем стиле, с электроникой.   Мы попробовали проэкспериментировать с этой песней. Все остальные  сделаны именно так, как играл Юрий. Он [пришёл и потребовал]: «Делаем так!» У  нас раньше и печаль была в нашем стиле. Но он сказал: «Играем так!» - ну  хорошо, играем так», - продолжает Алексей. «А вот эта тема, «Нам с тобой». Вот  мы её сделали – [и он сказал] «Годится!» Такой, строгий человек, в общем».
      На сцене, меж тем, становилось всё  жарче: ещё бы, ведь там стояло огромное количество музыкантов: скрипачи,  аккордеонист, контрабасист, духовые и даже человек с бас-балалайкой – группа  «the Hatters» представила публике свои кавер-версии песен юбиляра, но оставила  в недоумении, пожалуй, ещё большее количество зрителей, чем пресловутые 25/17. Так  безобразно песню «Перемен» на моей памяти не исполнял никто. Даже Надежда  Кадышева справилась со своей задачей лучше. В версии «шляпников» не было  стержня, не было посыла, который так взволновал любителей русского рока и во  многом вторил тогдашнему требованию молодёжи. Они просили перемен, а ЭТИ музыканты  уж точно не те, кто может этих самых перемен дать. В общем, не прочувствовали.  Но толпе, которая успела изрядно захмелеть, на это было уже плевать.
      Завершать праздник доверили  опытным бойцам, которые не раз выступали с Цоем на одной сцене – группе  «Пикник». Шклярский – как всегда в очках – пел про «Алюминиевые огурцы» и  «Троллейбус», что идёт на восток, но зрители как-то без особого энтузиазма  встретили эти, не самые популярные в народе песни. А вот когда «Пикник» погнал  свои хиты, толпа была в восторге. Не обошлось и без театра пантомимы, как и на  любом другом шоу легендарных артистов, но в этот раз зрители увидели всего двух  персонажей: чёрного робота с гитарой и шамана. Ну а на вещи «У шамана три руки»   приятным сюрпризом стало огромное  количество конфетти, которое будто заснежило главную площадь Санкт-Петербурга в  начале июня.
    Что ж, мероприятие завершилось, а  я долгое время ещё задавал себе тот самый вопрос, который со сцены произносил  лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша: «Цой жив?» И, в конечном итоге, пришёл к  выводу, что этот музыкант уж точно никогда не умёт! Многие до сих пор  знакомятся с рок-музыкой именно через песни «Кино», по ним учатся играть на  гитаре, уже сформировалось целое поколение новых музыкантов, которые выросли на  Цое, но ни разу не видели его живьём. Он повлиял, в том числе, и на тех  музыкантов, которые выступали в этот вечер на Дворцовой. Конечно жив, живее  всех живых!
Фотографии можно посмотреть по ссылкам:
Выражаем благодарность Дарье Гаськовой (NCA) за предоставленные аккредитации