В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке
Владимир Семенович Высоцкий
Как известно, в райских кущах стерильно и скучно, зато в аду — и развлечения самые разнообразные и изощренные, и общество интересное. Французский «Адский Фест» это доказывает яростно и безапелляционно, выдавая в высокой концентрации всё, чего пожелает самая взыскательная металлическая душонка, и даже больше, ибо фест, регулярно получающий специализированные награды и премии, имеет привычку свои достоинства не только сохранять, но и преумножать.
Недостатки, к сожалению, тоже сохраняются. Вернее, один, но самый неприятный — звук. Лучше сразу об этом упомянуть, чтобы далее возвращаться к нему только в самых вопиющих случаях. Если к лязгающему резонансу крытых сцен еще можно отнестись с пониманием, то подгулявший, как некачественное вино, звук главных сцен — это уже совсем не comme il faut. Проблема не постоянная, но, увы, ощутимая. Другой минус (скорее, из разряда «не баг, а фича») — это людские скопления, порой такие тесные, что еще немного, и получится финальная сцена кинофильма «Парфюмер». Как следствие, очереди. В этом году отличилась очередь за официальным мерчем в первый день фестиваля. Она змеилась, петляла, замыкалась сама в себе и вобрала столько народу, что там можно было успеть перезнакомиться и нарожать детей, которым по итогу и купишь фирмовые футболки, если таковые чудесным образом останутся в наличии.
Но это мелочи, достойные упоминания лишь для создания видимости беспристрастности и официоза, ибо плюсов куда больше. Что отличает Hellfest от иных фестивалей — навязчивое желание организаторов разбросать повсюду необычные декорации, аттракционы и архитектурные формы любых размеров, которые шустро заполоняют Инстаграмы посетителей. Каждый год обязательно порадуешься ржавым постапокалиптическим барам, с крыш которых по вечерам стреляют огненные столпы, попробуешь взобраться на остов то ли самолета, то ли подводной лодки, выпьешь пива у подножья бронзовой статуи Лемми или изъявишь желание прокатиться на колесе обозрения, дабы окинуть взглядом всю копошащуюся хеллфестовскую латифундию. Из технологичных нововведений – ворота-водопады, под которыми не только можно пройтись, освежаясь в жаркую погоду, когда пиво уже не лезет, но и за которыми просто занятно понаблюдать, ибо водные струи выстраиваются в форму логотипа фестиваля, трех шестерок или еще какую тематическую фигуру. Очень сильное колдунство.
Наконец, жанровое изобилие, покруче, чем у любых вакенов. Сцены «Altar» и «Temple», стыкующиеся под сводами одного ангара, ориентированы преимущественно на всяческий экстремизм и сатанизм, хотя и не перманенто — об исключениях будет сказано позже. Площадка «Warzone» — хардкор, панк и хардкор-панк, в таких количествах и с такими именами, что сойдет за отдельный фестиваль внутри фестиваля. Сцена «Valley», где плата за вход — разум, как обычно, дымится психоделией и благоухает стоунеровскими ароматами. И две большие сцены, дающие приют всем подряд: группам, больше похожим на экспонаты музея древности, героям девяностых и нулевых, являющихся для многих посетителей Хеллфеста, может, и guilty, но все-таки pleasure, и просто большим и солидным разножанровым командам, которые не вместит ни одна крытка. С главных сцен и стартует наш тяжелый марафон, за три дня вобравший в себя около 35 групп на любой вкус.
Упомянутая плотность населения Хеллфеста если кого и радует, то группы, выступающие в самую рань. Подтянуться к сценам в одиннадцать утра, при это успев отстоять монструозную очередь на входе, могут не только лишь все, но за счет общего количества посетителей, толпень под сценой не кажется жалкой кучкой фанатов, и группы типа MOS GENERATOR получают заслуженные овации от сотен ценителей пахнущего соляркой мужицкого стоунер-рока. Следом идущие на соседней сцене молодчики BUKOWSKI, работающие примерно в том же жанре, но с куда более модерновым уклоном и приглаженным звучанием, собирают зрителей еще больше. Даром, что французы.
Hellfest долго на рассусоливается, и уже в час дня на сценах тут и там появляются звезды первой величины. Пусть иногда и гаснущие. Крис Слэйд, путешествуя по волнам своей памяти, собрал группу THE CHRIS SLADE TIMELINE, походящую на кабацкий кавер-бэнд, причем довольно странно отражающую богатейшую карьеру барабанщика. Если точнее, по большей части, вообще не отражающую, ибо почти весь сет-лист составляли песни AC/DC к созданию которых Крис никакого отношения не имел. Плюс кавер на Гэри Мура и PINK FLOYD (Слэйд в восьмидесятые сотрудничал с Гилмором). Какая-то странная timeline для человека, игравшего в URIAH HEEP, ASIA и MANFRED MANN’S EARTH BAND. Но если посмотреть с другой стороны, то Крис дал людям те песни, которые они хотят услышать, и вообще пребывает в отличных кондициях для своих семидесяти с хвостиком.
Эстафету известных барабанщиков перенимает Майк Портной и группа SONS OF APOLLO, где он своими понтами и техничностью никого не перекрывает, как бы ни старалася, ибо состав в супер-коллективе подобрался на редкость внушительный: Рон Бамблфут и Билли Шихэн (четыре грифа на двоих), Дерек Шериньян и Джефф Скотт Сото. Жаль только, что на своем дебютном европейском выступлении они пострадали от несносного звука. В и без того не особо душевной музыке трудно было расслышать хотя бы мастеровитость исполнителей, отчего становилось невыносимо тягостно. На этом фоне даже ROSE TATTOO смотрелись пободрее, хотя Энгри Андерсон, подобно упомянутому Крису Слэйду, понабирал в группу неизвестно кого, получив на выходе очередной кавер-бэнд. Ироничным образом, несколькими часами позже всамделишная кавер-группа выдала один из самых пышных и праздничных перфомансов главных сцен. HOLLYWOOD VAMPIRES, где на кого ни глянь — величина и глыба. Старый кощей Элис Купер, будучи известным мастером одним взглядом управлять толпой, и в одиночку обеспечил бы экстазное шоу, а уж в компании таких почетных голливудский кровососов, как Джо Перри и Джонни Депп — и подавно. И пусть последний играл и пел, как умеет, но само присутствие Деппа вносило вклад в харизму коллектива, в пресловутую «химию», которую невозможно измерить, но всегда легко почувствовать, если таковая имеется. Будьте уверены — HOLLYWOOD VAMPIRES смотрятся на редкость целостно и красочно, как воспламенившийся склад с новогодней пиротехникой. И это даже без особых спецэффектов. Элис Купер не был бы собой, если бы не добавил щепотку трюкачества, но запомнились Вампиры исключительно фирменной подачей бессмертной музыки.
Как водится, на Хеллефсте по разным сценам разбросаны самые интересные группы, что превращает его в некое подобие садистского квеста, когда нужно посмотреть все одновременно. Сцена «Valley» в первый день изобиловала манящими названиями. Практически в самом начале дня канадские нарколыги DOPETHRONE кровожадным сладжевым бульдозером давили толпу и каждым своим риффом вводили слушателей в состояние грогги. Когда под такой саундтрек какой-нибудь торчок, с которым довелось стоять рядом, предложит отведать галлюциногенных макромицетов… действуйте по ситуации. На фоне грязных и злых DOPETHRONE люмпенизирующие ветераны BONGZILLA качали не очень эффективно и ожидаемого задурманивания не произошло. Зато расклешенные японцы CHURCH OF MISERY (на этот раз только японцы, хотя обычно, Татсу Миками, постоянно ратируя составы, не брезгует и гэйдзинами) со своими историями о серийных маньяках, накастовали тумана похлеще иных травокуров. С особым трепетом ожидались и воспринимались EYEHATEGOD. Группа, алчно впитавшая в себя всю мерзость этого гноящегося мира, c момента своего прошлого визита на Хеллфест прошла через многое. Вернее, вокалист Майк Уилльямс — успел угробить печень и обзавестись новой. Для человека, буквально только что вставшего с операционного стола, выглядел он достаточно неплохо, хотя исходя из его поведения и манер казалось, что Майк угашен в хламину. Однако, есть все основания считать, что Майк чист, как стеклышко, и даже не особо усердствует над сценическим образом. Раскусив музыку EYEHATEGOD, понимаешь, что иного эффекта и быть не может, и вот у тебя самого вены дубеют, из уголка рта стекает слюна, а лицо приобретает землистый оттенок. Сила искусства!
На других локациях феста тоже можно встретить коллективы, не уступающие по воздействию на межушный ганглий. Нечто странное, еще не получившее термина, продемонстрировали MYSTICUM на сцене «Temple». Милитари-месса? Оргия в космическом вертепе? Инвокация надбожественного уничтожителя всего сущего? На практике это выглядело так: трое нордичных мужчин с гитарами забрались на высокие призматические постаменты, каждая грань которых представляла собой экран, транслирующий всякое безобразие, и под скоростной индустриальный стрекот драм-машины принялись нарезать предельно негуманный блэк-метал, не дающий шанса для вдоха. В какой-то момент эта непрекращающаяся молотильня искривила пространство-время, впилась в сознание и породила желание неистово приветствовать космического рогатого фюрера и отдать за него жизнь.
Куда более плотскими понятиями на соседней сцене оперировали DEMOLITION HAMMER. Деды явно своим лозунгом выбрали «Make Thrash Metal Angry Again» и, черт побери, неистовствовали они очень настойчиво. Устав наблюдать за неумелыми молодыми эпигонами и ровесниками, растерявшими порох и ягоды в известных местах, DEMOLITION HAMMER воскресли и напомнили всем о своих «Tortured Existence» и «Epidemic Of Violence», где трэшевая мясорубка провоцирует кидаться в слэм, расквасить там кому-нибудь носяру, или самому получить черепно-мозговую в приступе буйного хэдбэнгинга. Если что и способно поспорить с музыкой Хаммеров по части злости, так это матерные речи их фронтмена, которыми он со вкусом плевался, предваряя очередной укорачивающий на голову боевик. «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть» — это про них.
Хэдлайнером первого дня значились JUDAS PRIEST. И увы, Хеллфесту достался Прист не первой свежести. Сначала легенды фраппировали совершенно вялым и тихим звуком, не вызывавшим ничего, кроме искреннего недоумения. Невеселый эффект усиливался, во-первых, нестандартным сет-листом: для этого тура группа достала из чулана разные пыльные раритеты, которые, по чистой совести, лучше бы там и оставались. Играть песни, которые никто живьем не слышал уже лет десять, а то и все тридцать, это практика уважаемая, но не тогда, когда все они сплошь тягучие медляки. Второй усугубляющий фактор – это, как ни прискорбно, Роб Хэлфорд. Низкий поклон тем людям, которые в режиме реального времени множественными спецэффектами сглаживают все уже непоправимые неровности его вокала: всякого рода дилейчики свое дело делают, и голос Роба пусть искусственно, но все же звучит. Чудеса техники, однако, тоже иногда дают сбой, и когда на первых строчках малоизвестной песни «Painkiller» Роб вступил, напоминая какую-то озлобленную мультяшку, стало натурально смешно. А потом так же грустно. Нет, Присты были не провальны. Вторая половина сет-листа изобиловала хитами, песни с нового (и ведь шикарного!) альбома звучат будь здоров, и звук в итоге удалось наладить. Но когда понимаешь, что группу на себе теперь тянет не Хилл, и даже не Трэвис, а Ричи Фолкнер, то лишних напоминаний о бренности всего живого не требуется. Энди Снип, как и положено нормальному сессионщику, стоял в стороне и происходящему не мешал. Возможно, так и надо. А вот апатичный Роб – это уже звоночек.
О всех неурядицах заставили забыть A PERFECT CIRCLE, оказавшиеся лучшей группой первого дня. Мэйнард Киннан, фронтмен, вопреки должности, находился не на фронте, а в глубине сцены, на постаменте. Учитывая, что на концертах TOOL он может тусоваться в районе задника, это уже успех. Запершись в башне из слоновой кости, он с ювелирной точностью выводил свои заковыристые партии, и хладнокровно, словно нежный маньяк, пронизывал интонациями и словами, выписывая смертный приговор безнадежному обществу потребления. Активность создавали остальные участники группы, в первую очередь, главный чертежник Идеальной Окружности, Билли Хаурдел, но заключалась она ни в каком-то банальном перемещении по сцене или покачивании в такт музыке — это было нечто неуловимо пульсирующее и дышащее, как раз подстать новому альбому, где на смену общепринятым хитам и хукам пришел чистый поток энергии, россыпь потусторонних студеных звуков, атмосфера с высверками живущих своей жизнью мелодий. Накрывшая во втором часу ночи Хеллфест холодина идеально подчеркнула видимое и слышимое. В совокупности все это создавало ощущение, будто сходил не на концерт, а в кино. Резюме: фантастика.
Второй день клиссонского ада оказался даже еще более синкретичным, чем в этих франциях принято. Настолько, что даже хип-хопу место нашлось. Очень извращенному, разумеется. На «Valley» пугающую читку выдавали HO99O9 и DALEK, а главную сцену оккупировал Айс Ти, главный гангста планеты, стыкующий полярные жанры. ОПГ BODY COUNT зашли сразу с козырей, оглушив своим прочтением SLAYER. Начинать концерт с «Raining Blood» — это ли не прекрасно? Жаль, но накал как-то стремительно снизился. Пусть эти нигга качают только так, но против ужасного звука не попрешь, особенно если еще переусердствовать с междупесенным трындежом, представлением музыкантов (а шайка там немелкая) и прочим камедиклабом. Издержки жанра, конечно, но хотелось бы меньше ощущения, что находишься на вечеринке в черном гетто, а злобарьской жести — побольше. Самым мимимишным эпизодом выступления было знакомство двухлетней дочки Айс Ти с клиссонской публикой. Малявка, едва научившаяся ходить, слушала, как папочка поет «Talk Shit, Get Shot» и «Cop Killer», и признаков недовольства не подавала.
Была надежда увидеть Айс Ти два раза за день, ибо на «Warzone», еще когда BODY COUNT не закончили свой гудеж, вышли MADBALL, на новом альбоме которых отметился старый мазафака. До соседней сцены он добраться, судя по всему, не успел, но видя, с каким остервенением MADBALL начиняют всех и вся отборным нью-йоркским хардкором, жалеть ни о чем не приходилось. Все то бешенство, которого не довесили на BODY COUNT, перекочевало сюда в усиленном на порядки состоянии. В месте происхождения ли дело, в таланте ли, но парой часов ранее здесь замеченные TERROR, что из града Лос-Анджелеса, производили впечатление куда менее деструктивное, словно двигались на нейтралке. Если после этого кто-нибудь только попробует сказать, что хардкор весь одинаковый, то к нему ночью придет Фредди Кришен и сломает ноги в четырех местах.
Очень хороши были MEMORIAM, эдакий преемник BOLT THROWER, собственно, с «болтовскими» Карлом Уиллетсом и Эндрю Уэйлом. Из довольно расслабленного нового альбома, где, к тому же, обнаружился подсевший голос Карла, тизер к концерту получился на троечку, но тем сильнее было удивление от того, как плотно MEMORIAM звучат живьем. Седогривый Уиллетс накидывался на микрофонную стойку аки лев рыкающий, и сделалось вообще очень хорошо. MEMORIAM трудно воспринимать как полностью самостоятельную команду — не покидает ощущение, что они хотят договорить за BOLT THROWER все, что те не успели, и делают это не так убедительно, как оригинал, но при всей нарочитой приверженности традициям и даже, чего тут скрывать, неизобретательности, от MEMORIAM больше ничего не хочется. Чего не скажешь о выступавших перед ними AKERCOCKE. Одна из самых вычурных групп экстремального андеграунда, выработавшая свой почерк, который толком никому не удалось скопировать, выглядела как демо-версия самих себя. Это касалось и визуалки (никаких тебе аристократичных викторианских костюмов, плотно ассоциирующихся с образом группы), и, эх, музыки. Куда делась пресловутая перверсивность и ради чего пожертвовали мефистофелевским пафосом? Лучше в очередной раз во всем обвинить звук, но, пытаясь сохранить всю честность, AKERCOCKE производили впечатление… плохо сыгранной группы.
Свои взлеты и падения были и на сцене «Temple». В начале дня финское оружие хаоса и энтропии ORANSSI PAZUZU вручную создавали черные дыры и передавали звуки из дальних галактик. Зачастую, совершенно враждебно настроенных. Релаксовый эмбиент перемежался лютым блэк-металлическим психоделом, когда все участники странного коллектива разом сходили с ума, падали на пол, скручивались в неестественных позах, возили микрофонами по клавишам и всячески старались свою шумовую экзекуцию сделать смертельной, но она получалась только более притягательной — за пятьдесят минут заскучать не получилось. Максимально непохожие на них, да и вообще не имеющие особых точек соприкосновения с другими группами феста, шаманы HEILUNG со своими этно-ритуалами, напротив, подутомили, но многочисленное племя, увешанное диковинными нордическими атрибутами, упрекнуть не в чем. Просто эти звуки нужно слушать ночью в лесу, с иллюминацией в виде луны и, возможно, пары факелов. Обстановка Хеллфеста — явно не про это.
Когда же на Хеллфест спустилась тьма, то повыползали действительно мерзкие отродья. Главными из которых, безусловно, были WATAIN. За ширмой облигаторных блэковых декораций и поливанием первых рядов публики тухлой кровью спряталась оскалившаяся гнилыми клыками музыка разрушения и ненависти. Иногда менявшая настроение, когда шведы вспоминали срединный период творчества, но в основном до предела скоростная, грубая и нахрапистая, с соответствующим лирическим посылом. И все было бы замечательно, если бы на середине мессы не пришло ощущение, что WATAIN выстраивают алтарь уже не Люциферу, а самим себе.
К счастью для них, потом были DIMMU BORGIR, с которыми все стало ясно уже в самом начале. Казалось бы, четыре года не выступавшая группа, наконец родившая новый альбом, должна вернуться на сцену с помпой и канонадой, а порицаемый трушниками, но все же эффектный, имидж этому только поспособствует. Что ж, Шаграт и компания действительно предстали подготовленными, красивыми и одоспешенными. Но на выходе — пустота. DIMMU BORGIR звучат и выглядят лениво, неповоротливо, безучастно. Халтурно. В DIMMU BORGIR нынче плейбеков больше, чем самих DIMMU BORGIR, и нашпигованный хитами сет-лист только подтверждает самые пессимистичные оценки. И «Puritania», и «Gateways», и «Mourning Palace» протекли единым потоком, безжизненным и искусственным. И к слову «искусство» последний эпитет никакого отношения не имеет.
Традиционно нет никаких претензий к «Valley», там даже звук из года в год стабильно вкусный и читаемый. Либо это же глюки от царящих под сценой ароматов. Совершенно потрясающе показали себя греки 1000MODS, чей стоунер с признаками палящего дезерт-рока, когда горячий песчаный ветер прямо в лицо, и продолжительными психоделическими экзерсисами, сначала цепляет внимание простыми качающими риффами, а потом внезапно выносит мозг далеко и надолго. Особенно отчетливо это прослеживалось на их главном хите «Vidage», который длится девять минут (почти одна четвертая от всего времени сета), долго набирая разгон повторяющимся переборчиком, а потом взрывающийся длиннющим умопомрачительным соляком. Не размениваясь на мелочи, отменно шандарахнули британцы ORANGE GOBLIN, презентовавшие новинку «The Wolf Bites Back», но в основном отрываясь на проверенных временем шлягерах. Здоровый, как пельмень, Бен Уорд, носясь по сцене, наверняка слил около ведра пота. Такая подача всегда уважаема, а их железобетонный рок-н-роллище, коему не чужда некоторая эпичность, всегда в жилу.
Причудливым вкраплением на «Valley» выделялись DEAD CROSS, новая группа Майка Паттона и Дэйва Ломбардо. Чисто юридически, это хаотичный хардкор-панк, которому место на «Warzone», но из каких-то соображений втиснутый на «Valley». То ли намек на славную формацию FANTOMAS (которые, кстати, живы и в прошлом году дали целый один концерт), то ли просто орги послушали дебютный альбом DEAD CROSS и только смогли из себя выдавать «Ну на хер», и отправили бешеную шайку на «Valley», где будут рады и таким психам. DEAD CROSS звучат, как управляемый поехавшим дирижером оркестр из циркулярных пил и отбойных молотков. Ломбардо всегда слыл мастером разнести барабаны в щепки, а сейчас его еще и Паттон, очевидно, научил плохому, ибо колотьба вышла из всех рамок приличия. Басист Джастин Пирсон и гитарист Майк Крэйн тоже не отставали, стирая пальцы в кровь. И поверх этого Миша, одетый в оранжевую гавайскую рубаху, орет как резаный, шипит, плюется кислотой и приправляет все электронными шумами, а то ж как-то тихо без этого! Когда на Хеллфесте слушаешь группу и думаешь «Блин, ну это уже слишком» — о чем-то это да говорит!
Для главной группы субботы, NEUROSIS, слова подбирать, с одной стороны, сложно, с другой — вообще не нужно. Что нужно говорить о группе, которая общается с тобой напрямую языком психических расстройств? Которая циклопична настолько, что, когда ее слышишь, перестаешь замечать текущую вокруг жизнь. Которая прокручивает тебя через жернова мироздания, иррационально пугает и делит на ноль. Саунд NEUROSIS дремуч, сюрреалистичен и вечен, он заполняет собой все и становится всем. Словно «Valley»-шатер обнесли забором и наглухо зацементировали по самую крышу. NEUROSIS — это когда каждый рифф терзает, а увесистый удар по барабанам вводит в гипнотранс. Нет, NEUROSIS не играли — NEUROSIS насиловали в души. И это было гениально.
И на третий день «Valley» сделала несколько приятных подарков, включая совсем уж неожиданный сюрприз. Речь идет о BARONESS, которые по пути на фестиваль где-то потеряли барабанщика, о чем всех посетителей известило приложение фестиваля на смартфоне. Стало быть, имеем акустический сет. Только если для рядового визитера эта мысль сложилась за полсекунды и показалась вполне естественной, то сами BARONESS, по словам Джона Бейзли, дичайше перенервничали и понятия не имели, что из этого получится. Получился самый душевный концерт за весь Hellfest, с самыми щедрыми и продолжительными аплодисментами после каждой песни. Материал BARONESS предстал в непривычном видел, иногда даже совсем не узнавался, но ласкал слуховые рецепторы получше любого ASMR. Фактически экспромтом дуэт (либо трио, в зависимости от песни) творил подлинную магию, концерт в огромном шатре скукожился до масштабов квартирника, а под эти звуки наверняка можно было заряжать воду и крэмы. Так неприятный форс-мажор стал одним из главных хайлайтов фестиваля.
GRAVE PLEASURES презентовали прошлогоднюю пластинку «Motherblood» и вспомнили немного старенького, когда группа еще называлась BEASTMILK. Сейчас, когда GRAVE PLEASURES стали более попсовыми, не потеряв при этом изначальных меланхолии и цинизма, их апокалиптичный пост-панк одновременно опутывал осознанием безысходности и нагонял сладострастные судороги, был томным и провозглашал приближение последней войны. Эрос и танатос. Паранойя, похоть, мрак, мистицизм и прочая булгаковщина. Концертное воплощение группы тоже стало более подвижным и энергичным, подстать музыке. В этом повинен, в первую очередь, фронтмен по прозвищу Хвост, хотя со своей темпераментной вокальной подачей он мог бы просто стоять на месте, и все равно намертво охмурить всех собравшихся.
Ночью на «Valley», повернувшись к зрителям спинами, бельгийцы AMENRA играли завывающий бездной атмосферный сладж. Отчаянный, беспросветный и пустой. Сначала кажется, что эта музыка оказывает облагораживающий эффект, очищая твой мозг от всякой скверны, но позже, когда с реальностью тебя связывают считаные тонкие ниточки стертых нервов, понимаешь, что она высасывает из тебя жизнь. И сия пучина поглотила ея в один момент.
Если говорить о музыке более доступной, то обязательно надо вспомнить EXHORDER. Ветераны, некогда сыгравшие, скажем так, не последнюю роль в становлении грув-метала, внезапно ожили и держатся вполне себе бодрячком, хотя сравнения с пару дней назад выступавшими здесь DEMOLITION HAMMER не выдерживают. Посмотреть, как пятидесятилетние мужики тащатся от того, что сочинили больше, чем полжизни назад, всегда приятно и вдохновляюще, но харизма лишней никогда не бывает. Играли чуть больше материала со «Slaughter In The Vatican», чем с «The Law», и правильно сделали. Одну песню Кайл Томас посвятил своему другу Ральфу Сантолле. Винни Полу, о смерти которого стало известно днем ранее, не посвятили ничего.
На «Temple» были замечены американцы TOMBS, c интересным миксом блэка, сладжа и пост-метала, пусть некоторые ходы и казались избитыми сильнее, чем портовая проститутка. Богонеугодные раскольники БАТЮШКА, в силу очевидных причин, всегда одинаковые, поэтому второй раз захочется на них смотреть едва ли. А вот SEPTICFLESH, тоже не могущие похвастать разнообразием выступлений, всегда радуют, ибо никогда не понижают планку качества. И заметьте, со всей фанерной сущностью оркестровок (а это, пожалуй, более половины звука коллектива) и записью чистого вокала, SEPTICFLESH не выглядят игрушечными и пластмассовыми, в отличие от одной известной норвежской группы. Наоборот, Сет и компания наказывают всех, как Самсон филистимлян, а тысячи поклонников под сценой напоминают одухотворенное войско, налитое яростью и желанием идти в бой, после экспрессивных тирад греческих полководцев.
Впрочем, масштабы всех подобных групп становятся понятны (и вызывают снисходительную усмешку), когда дело доходит до настоящего хэдлайнера. Когда видел IRON MAIDEN уже несколько раз и знаешь, что нет в мире живой группы лучше, то перед очередным заходом пребываешь уже в некотором равновесии и умиротворении, мол, ну Мэйден, сейчас покажут, где раки зимуют. Плавали, знаем. Так вот НИ ХРЕНА ПОДОБНОГО! В первую очередь, Мэйден отхлестают лично тебя, посмевшего усомниться, что Дева еще способна удивить. Они удивили хотя бы тем, что стали еще лучше, чем раньше. Если еще точнее, они попросту идеальны. Из этого правила есть только одно исключение. Высокие ноты у Дикинсона получаются очень тяжеловесными, и пора бы ему уже рассмотреть вариант изменения своих партий, но зато середина у него чертовски прогрета, и от «The Clansman» и «For The Greater Good Of God» можно было растечься на месте. Ага, звук тоже был кристально чист и разборчив. Когда MAIDEN только объявляли тур «Legacy Of The Beast», постоянно ходили многообещающие разговоры об эксклюзивах и редких вещах, на которые у фэнов есть особые запросы. На деле оказалось, что такой раритет в сет-листе только один, а именно «Flight Of Icarus» (трудно представить, ее не играли тридцать два года), ведь не будем же мы считать за раритеты песни, которые англичане последний раз исполняли в 2001 году — для Мэйден это не срок. Но на некоторую затасканность сет-листа можно жаловаться только тогда, когда видишь его на setlist.fm, и не понимаешь, что эти песни всегда исполняются, как в последний раз, а в этом туре они еще и обрели новую жизнь за счет по-царски богатого шоу. Декораций в этот раз было в несколько раз больше обычного, а у MAIDEN обычно декораций много. Это и сменяющиеся под каждую песню задники, и парящий над сценой во время «Aces High» штурмовик, и статуя возносящегося в неба Икара, и гигантский Эдди, и гардероб Дикинсона. Последний, кстати, как оказалось, шпарит на французском, как на родном, и перед «The Clansman» толкнул пламенную речь о свободе, после чего еще в песне «freedom» заменил на «liberte». Грандиозный человечище, ничего не скажешь. И в адрес группы можно слать комплименты только такого же масштаба, и все в превосходных степенях. Потому что они все так и делают, щедро и наотмашь. Прав был Бальзак, когда говорил, что великие таланты чужды мелочности. JUDAS PRIEST после увиденного остается только почтить минутой молчания. Sad, but true.
Праздник еще не закончился, и Hellfest решил сделать анонс на следующий год, объявив участие MANOWAR, SLAYER, CARCASS, DROPKICK MURPHYS и MASS HYSTERIA. Для большей убедительности на сцену вышел Джоуи ДиМайо и в соответствии с правилами жанра прогнал телегу о том, что Хеллфест — самый крутой и трушный фестиваль в мире (маленькая деталь: MANOWAR на нем не выступали десять лет, но всеведущему Джоуи это не помеха), и в следующем июне здесь все от величия MANOWAR сто раз обосрутся, а позер-метал окончательно вымрет. Особой пикантности добавлял тот факт, что ДиМайо рассыпал свои угрозы, стоя на фоне декораций Мэрилина Мэнсона, который должен был выйти с минуты на минуту.
Финал фестиваля после шоу IRON MAIDEN не обязан был быть сколь либо ярким и впечатляющим, но получилось ровно наоборот. На сцене «Temple» устроили (либо правильнее сказать «устроил») дискотеку CARPENTER BRUT, и это был лучший способ завершить трехдневный метал-марафон. И не важно, что CARPENTER BRUT не метал вовсе, а ретровейв — неформатность только подчеркивала значимость момента. Последний час фестиваля, как последний час перед армагеддоном, так давайте пустимся в дикие пляски под бьющие по подсознанию электронные ритмы. Хвост из GRAVE PLEASURES, солировавший на «Beware The Beast», с этим посылом был полностью солидарен. Надо сказать, что концертный вариант CARPENTER BRUT таки усилен одной тяжелой гитарой, но она не лезла вперед, а служила скрепляющим компонентом, наделяя синтезаторные мотивчики, червями заползающие в мозг, пробивной силой. Звук был безукоризненным (то ли потому что не много инструментов надо было отстроить, то ли потому что обезьяну, которая дорвалась до пульта, и испортила каждый второй концерт феста, наконец-то прогнали), стробоскопы нагоняли вожделенную эпилепсию, публика бесилась, как на вштыренном рэйве — и это все, что имело значение в тот момент теплой ночью на западе Франции. Хеллфест отсчитывал свои последние минуты, но делал это так духоподъемно, что от счастья хотелось рыдать.
Да, это конец. Но не резкий и опустошающий, а растянутый во времени. Три дня без мгновения тишины оставляют долгий шлейф воспоминаний, которые переживаться будут еще не раз. Это неизбежность, характерная для любого фестиваля, на котором оставляешь частицу себя. Это и дар, и проклятье. Пожалуй, у Франции две столицы. И еще неизвестно, какая потягается за первое место по части культурного времяпровождения и романтики: Париж или Клиссон. Но один ключевой момент их различает. Если увидев Париж, положено умереть, то побывав в Клиссоне, остается только хотеть вернуться туда через год.
Выражаем благодарность организаторам за предоставленные аккредитации.