Wardruna
Дата
31 Октября 2018
Площадка
Ледовый Дворец
Город
Санкт-Петербург
Память прошлого
31 октября в Ледовом дворце прошел концерт скандинавской группы «Wardruna», отправившей собравшихся зрителей в невероятно увлекательное путешествие во времени и пространстве. Лидер группы Эйнар Селвик в одном интервью объяснял, что «название группы Wardruna состоит из двух частей. «Ward» означает Страж или Хранитель, а «Runa» – слово, означающее тайну, мудрость, магическую песню. То есть Wardruna – это Хранители Тайн». И концерт их был настоящим таинством, мы словно стали участниками древнего магического ритуала.
Огромные тени изогнутых труб на белоснежном светящемся диске луны. С каждым ударом барабанов погружение на глубину, пробуждая первобытные инстинкты, память древних костров, песен у них, течение истории. Легенды, передающиеся из уст в уста, тайные символы, несущие в себе столько загадок. Красный отсвет на пещерных сводах, деревянных и каменных срубах – домашний очаг. Огненные всполохи посреди леса – танцы, хороводы, песнопения, обряды. Эффект перемещения в разные места – отдавшись на волю воображения можно увидеть то восхождение солнце над лесным массивом, то залитые золотым светом бескрайние поля, то грот, по стенам котором струятся светящиеся ручьи чистейшей родниковой воды. Меняются времена года – вот занимающиеся зеленой листвой лесные просторы и узкие тропы в дремучих дебрях, где слышен лишь вороний плач, а эхо теряется где-то в глубине, а вот зимние горные вершины, засыпанные снегом, где один неверный шаг – и ты летишь в бездну.
Все эти путешествия оказываются возможным благодаря работе со светом и самой музыке – мощное шаманство, где каждый элемент – неизменная часть чего-то целого. Все музыканты облачены в темные одеяния, такой покрой могли носить в средние века, во времена, когда в северных землях правили конунги, а по морям ходили дракары бесстрашных викингов. Движения плавные, слаженные, четкие перестановки местами и смены инструментов. Смешение голосов, их силы и высоты звучания; ритмичные ударные, вводящие в трансовое состояние; протяжный вой рога; волшебные переливы флейты; сказочные, иногда лирические, а иногда тревожные, терзающие душу звуки хардингфлефе (норвежской народной скрипки); оригинальное и живое пение инструмента в руках вокалиста – тальхарпу (смычковую лиру) он изготовлял сам – инструмент настоящего скальда, полностью отдающемуся своей музыке и тому, что в ней заложено.
Музыканты честны перед собой, перед тем, что они делают. Именно этим они цепляют такое большое количество слушателей. Тот самый случай, когда поражает форма и не менее интересно содержание. Не зная норвежского и не выслушивая никаких пояснений от музыкантов в течение концерта, просто выходишь на уровень интуитивного восприятия и позволяешь музыке вести сознание, давать выстраивать какие-то образы, они невероятно сильны и ярки. Умение донести до людей, незнающих твой язык, свой посыл – это очень непросто, но «Wardruna» смогли достичь этого уровня взаимодействия со своими слушателями и зрителями.
Основная часть концертной программы завершилась исполнением песни «Odal» – песней о дарах земли, тяге к солнцу, силе, идущей от самых корней – о семье, о наследии. После поклонов лидер группы впервые обратился к залу, поблагодарил всех собравшихся, поразился количеству пришедших людей. Говорил по-английски, из русских слов неоднократно произнес: «Спасибо!». По его словам, в Санкт-Петербурге всегда потрясающие по энергетике концерты, настоящая магия творится совместно. Зрители собрались очень благодарные, когда музыканты закончили свое выступление, большая часть огромного Ледового дворца встала со своих мест и аплодировала стоя. На призывы публики продолжить концерт музыканты отреагировали с готовностью, Эйнар сказал, что они споют еще немного и рассказал, о чем будет следующая песня.
Он долго и проникновенно говорил о том, что раньше были песни для всего и обо всем, для каждого события было что-то особенное, в том числе были песни и про смерть, пересечение черты, про последний путь, который проходит человек. На «бис» группа исполняет невероятно сильную по звучанию «Helvegen»(букв.пер. «Путь к Хель»), которая заканчивается повторением, переводимым как: «Никогда не умирает вечная слава погибших». Как древний скальд Эйнар со своей командой не дает памяти уйти в никуда, восславляет героев из давних сказаний и легенд, не дает многовековой истории умереть. «Wardruna» – истинные хранители традиций, стражи мифов.
Зрители просят спеть им еще, вся команда уходит со сцены, кроме Эйнара. Он рассказывает о том, что много работал над музыкой для сериала «Викинги» и говорит о его главном герое – реальном историческом деятеле – конунге Рагнаре Лодброке. Называет того рок-звездой своего времени, ведь о его жизни и его деяниях сложено невообразимо много всевозможных песен, поэм и легенд. Эйнар исполняет «Snake Pit Poetry» (букв.пер. «Поэзия змеиной ямы») – песню на смерть Рагнара. Невероятно печальная и пронзительная по звучанию – резкий обрыв судьбы великого человека и его думы о детях, что остались, как они воспримут его кончину. Тема смерти, выбранная для финальных песен, призывает задуматься о скоротечности жизни, о важности памяти ушедших, памяти предков и тех, кто создавал мир таким, каков он есть сейчас для нас – для тех, кто в нем живет. Приходит понимание значимости истории, памяти прошлого, из которого соткано так много в окружающей нас действительности.
Екатерина Лозовая
Выражаем благодарность Родиону Нагорному за предоставленные аккредитации.