ПИКНИК
Дата
7 Ноября 2018
Площадка
БКЗ "Октябрьский"
Город
Санкт-Петербург
Организатор
NCA
Сон разума
7 ноября в БКЗ «Октябрьский» прошла петербургская премьера шоу-программы «Левитация» группы «Пикник». Весь концерт – это словно массовая галлюцинация, сон, воплощение фантастических грез, сюрреалистических картин. Выступления группы «Пикник» всегда славились необычными сопровождающими музыку визуальными рядами, но на этот раз по событийной насыщенности шоу превзошло все ожидания. Техническое оснащение программы поражало воображение – пушки для света, дыма, конфетти; пять экранов, на которые транслировались одновременно разные видеоряды; кибертехнологии, позволившие ожить огромным металлическим конструкциям-декорациям – стипанковскому роботу-гитаристу, шляпе с головы-истукана; светодиодные костюмы выходящих на сцену актеров. Каждая песня проиллюстрирована, для каждой показана своя история, будь то видеоклип или выход на сцену персонажа песни.
Начался концерт с постепенного исчезновения-воспарения с экрана надписи «Левитация», далее было видео про ковбоя, блуждающего по пустыне, по бокам от центрального экрана – фигуры шаманов, которые с появлением на сцене музыкантов превратились в силуэты, окантованные огненными всполохами, а посередине – черный иероглиф – символ группы. Первой песней стал «Твист», не лишенный в своем тексте левитирующих элементов: «Обещали, что не будет тоски, ни в жизнь, раскачали под ногами асфальт – держись, и летает голова то вверх, то вниз – это вам не лезгинка, а твист». Лидер группы Эдмунд Шклярский облачен в черный мундир с золотыми ментишкетами, белая гитара в его руках своей формой повторяет символ группы, остальные музыканты тоже в черных одеждах. С началом песни перед сценой образуется толпа фанатов, среди них довольно много людей в цилиндрах, зал заливается желтыми огнями прожекторов.
Следующая песня – «Мракобесие и джаз», центральный экран обрамлен изображениями средневековых музыкантов-трубадуров, а на нем самом транслируется шествие чумного доктора вдоль кирпичных стен. В кожаном костюме, в маске с птичьим клювом он перемещается волшебным образом с экрана на сцену. И вот он здесь, среди нас, бьет себя электричеством (светодиодные окончания у бутафорских проводов) с характерным треском и яркими белыми вспышками под припев песни: «Рисую кровью Апокалипсис сейчас, на дворе средневековье – мракобесие и джаз. Мракобесие и джаз – истуканы себя вводят в электрический экстаз, мракобесие и джаз».
Песню «Нет берегов» дополнили выведенные на экраны фигура женщины с пирамидой вместо головы и дева с лютней. В конце Шклярский исполнил соло на мелодике, торжественно продемонстрировав её собравшимся и очень бережно уложив обратно на место. Третьим был исполнен «Египтянин» – в последние годы сменивший песню «Иероглиф» на посту визитной карточки группы. Экраны заполняют египетские боги и фараоны, иероглифы, анк, уаджет. Под финал песни Шклярский берет в руки необычный инструмент, по форме похожий на его гитару, но без струн, лишь с одним рычагом. Инструмент стилистически оформлен так, будто ему не одна тысяча лет, при этом издает рычащий вибрирующий электрический звук и в целом похож на тремоло электрогитары.
Еще одно путешествие во времени мы совершаем с композицией «Парню – 90 лет», иллюстрацией к ней стал мультипликационный клип. Сквозь времена бредет бородатый мужчина, из серого средневекового квартала, он выходит в цветную современность. На своем пути герой встречает узнаваемые символы известных рок-групп – мимо него пролетает желтая подводная лодка, отсылка к «The Beatles», на стене изображен красный рот с языком – «Rolling Stones», чинно плывет по воздуху дирижабль, напоминая о «Led Zeppelin», а вот прокатывается барабан с иероглифом-жуком, расставившим свои руки-ноги в стороны – символом «Пикника». И вот уже на экране показан вид зрительного зала со стороны сцены и сквозь завесу, сквозь белый экран персонаж прорывается к нам, в нашу реальность, в наше время. Он бородат, лохмат, в красной накидке, белой рубахе и лосинах, пляшет и скачет на одной ноге, задорно насвистывая на флейте.
«Девяностолетний парень» покидает сцену и перед нашими глазами новый герой – на экране ученый из прошлого, сидящий над книгами в огромной библиотеке, ищущий какую-то формулу под песню «Лакомо и ломко», на этот раз картинка не нарисованная, выглядит реалистично до того момента, как вокруг этого ученого не начинают летать различные предметы. Припев песни тоже про состояние полета: «Будь что будет, а-а, дальше ли идти?
Никто не осудит, а-а, лети пока, лети». К финалу песни из видео ученый воплощается на сцене, пытается показать фокус на своей шляпе, подбрасывая её вверх, но у него ничего не получается, шляпа все время падает на пол. Тогда он подходит к огромной белой голове, которую венчает большой металлический черный цилиндр, его-то он и собирается запустить в полет – и вот он действительно взлетает вверх!.. Настоящие чудеса левитации!
На «Кукле из папье-маше» нам показывают на экране деву, сотканную из лоскутов и блуждающую по саду среди картонных деревьев и висящих с потолка многочисленных лампочек. Длинные белые волосы, черные платье и цилиндр – хрупкая и таинственная. Взрывается пушка с блестящим сверкающим в свете софитов конфетти, на сцену вновь выходит персонаж из фантазий музыкантов. Удивительно, но это не барышня-кукла из клипа, а дева-гитара. Её костюм замысловат – шлем в виде головки гитарного грифа, переходящий в гриф, пересекающий грудную клетку девушки. На груди медные конусы, а на талии, затянутой в корсет, нарисованы эфы. Живое воплощение струнного инструмента оказывается вместе со своей натянутой струной в танцующих руках Шклярского. Последующий «Театр абсурда» сопровождают изображение театральных ликов трагедии и комедии, занавеса и боксерского боя персонажей в красном и синих плащах. Их лица закрыты масками дзанни из Комедии Дель-Арте. Посыл не до конца ясен, но на это и театр абсурда: «Ведь что-то да значит, раз зрители плачут, рыдают и плачут, сраженные игрой. Рви волосы-кудри и лоб свой напудри, в театре абсурда ты – главный герой».
Следом за боксерами по экрану начинают бодро шагать мультяшные круглые красные человечки под «От Кореи до Карелии». Заканчивается первый акт театрализованного концерта песней «Лихие пришли времена». На видео – блуждающий среди стеклянных небоскребов черный робот, со светящимися синими диодами: «Шайтан поднял камни со дна и целится в город большой». Зал погружается во тьму и вот уже эта черная махина оказывается на сцене. В руках – красный посох, увенчанный четырехугольной звездой и вместе со Шклярским, просеивая сквозь звезду, направляет слепяще-белый свет пушки-софита. Шклярский заливается зловещим смехом – всамделишное мракобесие прекращается антрактом. На экране вновь воспаряет надпись «Левитация».
Второй акт музыкального светопредставления начался песней «Чужестранец», Шклярский появился на сцене в точно таком же мундире, только белого цвета. Видеоряд с ним в главной роли – сначала нарисованным своим аватаром он блуждает по разным городам, потом и вовсе в живом виде посреди небоскребов предстает. В финале исполнения «Последнего из Могикан», на сцену выбежал шаман, чьи пляски на сцене логично перетекли в песню «Шаман». На сцену выкатили огромный бубен со знаком группы, на фоне – символика, иллюстрирующая песню, например, трилистник или вернее будет сказать – троеручник – три кисти руки, скрепленные в единое целое и заключенные в круг.
Вызвавший буйный восторг у фанатов «Фиолетово-черный» дал небольшую передышку от визуального рога изобилия – видеоряд был довольно прост и во многом был построен на цветовой смене, не считая повторяющих кадров с силуэтами юноши с девушкой.«Говорит и показывает» сопроводил с экрана мужчина, окруженный многочисленными телевизорами, шестеренками и различными приборами. Жестами он иллюстрировал повторяющиеся слова припева, совпадающего с названием песни. Под конец песни на сцену выходит красный светящийся силуэт человека с гитарой, напоминающей по форме стрелу.
Во время «Из мышеловки» показывали клип, где дама в красных платье, жабо и перьях на голове бежала по шоссе, припев песни транслировался в виде текста крупными буквами, лидер группы призвал зал подпевать, все с радостью и готовностью поддержали его. Душевная русская-народная «Ой не то вечер» была спета на фоне ярких кислотных вихревых изображений солиста на экранах, а во время исполнения «Вечера», Шклярский представил участников группы и шоу-программы. «Как мне легко! Как мне легко! Что можно выпорхнуть в окно», – на экран выводились по очереди фотографии, на которых музыканты левитировали, а вокруг них зависшие в воздухе музыкальные инструменты. Во время этой презентации на сцену вышел актер на ходулях, в летном шлеме и светящемся крутящимся пропеллером за спиной, вместе с ним продефилировала дама в старинном костюме.
«Вечер» сменил «Праздник», сопровождающийся видеонарезкой из старых черно-белых фильмов, пестривших танцами и эпизодами про авиацию. «Праздником» концерт завершается, Шклярский благодарит всех за внимание и прощается, уходит вместе с группой за кулисы, зал неистово требует продолжения, музыканты не заставляют себя долго ждать и исполняют «на бис» еще три песни – «Королевство кривых зеркал», «Немного огня» и «На краю земли». Сопровождается все это яркими световыми переменами, хождением по сцене великана на ходулях, размахивающего огромным флагом с символикой «Пикника» и кидающего большие шары в танцпол. Блестит дождь из конфетти, восторг заполняет сердца пришедших на концерт людей, самое время проснуться. В самом деле, такое обилие символов, персонажей в столь сжатом временном отрезке больше всего напоминает сон, довольно сюрреалистичный, наполненный наслоением реальностей. Сон разума.
Текст: Екатерина Лозовая
Выражаем благодарность NCA за предоставленные аккредитации.