Борис Гребенщиков и «Аквариум»
Дата
7 Июня 2018
Площадка
A2 Green Сoncert
Город
Санкт-Петербург
Песни для любимых
7 июня 2018 года в петербургском клубе «A2 Green Concert» состоялся концерт широко известной группы «Аквариум», начавшей свое существование в 1972-м году. На заднике сцены проектировалась иконография индуисткой четырехрукой богини-матери Сарасвати – богини мудрости, знания, искусства, красноречия. В руках у богини – вина, музыкальный инструмент – как символ искусства. Изображена она на желтом фоне в белоснежных одеяниях, белый цвет символизирует чистоту знания, просветленный ум, спокойствие, умиротворение. На сцене стояли вазы с огромными букетами белых цветов и такого же цвета высокие бумажные светильники, справа возвышается фигура розового фламинго – символа исполнения желаний. Перед началом концерта играли мантры, убранство сцены в сочетании с их звучаниями, погружали в атмосферу благостного спокойствия, настраивали на чистоту восприятия предстоящего звукового погружения.
Лидер группы – Борис Гребенщиков вышел на сцену в окружении двенадцати музыкантов, инструментарий поражал своим разнообразием. Алексей Зубарев, старый соратник БГ – на гитаре, Александр Титов – на бас-гитаре, на скрипке – Андрей Суротдинов, на барабанах, время от времени отвечающий за переливы металлических колокольчиков «музыки ветра» - Лиам Брэдли, на клавишах – Константин Туманов, на аккордеоне – Александр Корюковец, на флейте – Брайан Финнеган, Глеб Гребенщиков (сын БГ, с 2014-го года присоединившийся к группе в качестве музыканта) - на перкуссии, а также духовая секция из трех человек и мультиинструменталист Игорь Тимофеев, играющий на мандолине, флейте, гитаре, саксофоне и периодически поддерживающий БГ в качестве бэк-вокала, включая прочтение речитативного монолога из знаменитой «212 85 06» (с альбома «Дети декабря» 1986-го).
Открылся концерт песней «Паленое виски и толченый мел» 2015-го года, затем был исполнен довольно юный «Собачий вальс» 2016-го. Борис Гребенщиков после первой же песни обратился к залу: «Ни одного слова сегодня не будет зря сказано, все для вас», и своё обещание сдержал. На этом концерте не было места пустой болтовне, каким-то шуткам-прибауткам, объяснениям и вступительным речам, обозначенным словесно переходным точкам – лишь полное погружение на глубину - в творчество группы разных лет. Лишь изредка он обращался к залу, соединяя ладони у груди в индийском жесте благодарности и «божественного единения» - «Намасте»: «Спасибо любимые! Вы такие прекрасные! Так здорово, что все мы здесь сегодня случайно собрались!».
Слушателей ожидало путешествие на машине времени, скачки из давнего прошлого в совсем еще недавние года. Программа была чрезвычайно богата – были и современные песни, были и старые - с альбомов 80-х и 90-х годов.
Было исполнено много лирических композиций – при приглушенном свете, с минимальным количеством музыкантов на сцене – почти акустическое звучание. Начался концерт как раз с лирики – за «Вальсом» последовали «Королевское утро» (1993) и «Желтая луна» (2003), неожиданной вставкой зазвучала «Zoom Zoom Zoom» (2005), сильно отличающаяся по настроению от первых четырех композиций. Она близка к жанру рэгги, о котором в ней поется, задорный ритмичный мотив заводит с первых же нот, а в припеве БГ будто вступает в диалог со своими верными слушателями: «Извиняйте дядьку, если что-то случилось, о чем уже давно было спето», - ведь столько песен было им исполнено за долгие годы существования группы, и какие-то из них и в самом деле можно называть пророческими. И шутливый ответ самому себе и собравшимся: «Это потому что - zoom zoom zoom zoom zoom zoom», - мимика Гребенщикова весьма выразительна, песню он иллюстрирует движением рук, похожим на жесты из индийских танцев рук, пальцы сплетаются во всевозможные мудры. Под бодрое звучание зал начинает отплясывать и подпевать: «Все женщины знают, что ритм как Солнце, а мы вокруг него, как планеты. Это ничего - zoom zoom zoom zoom zoom zoom».
Затем музыканты возвращаются к лиричному настроению, очень к месту на петербургской сцене прозвучали «Болота Невы» (1997): «Мои жилы, как тросы, моя память как лед; мое сердце как дизель, кровь словно мед - но мне выпало жить здесь, среди серой травы, в обмороченной тьме, на болотах Невы». После магии снов «Voulez vous coucher avec moi» (2006), во время которой сцена была погружена во тьму, освещались лишь фигуры Гребенщикова (прямым лучом софита) и скрипача Андрея Суротдинова (рассеянный луч, будто лунный свет, проникающий сквозь деревянные решетчатые ставни), вступила жесткая по звучанию и тексту «Красная река» (2011). Здесь надо отметить отличную работу световика, в течение песни музыканты были погружены в красный свет, на маршевые ритмичные проигрыши шли вспышки белых софитов, напоминающих фары, направленных на зал. Смотрелось это очень эффектно и идеально совпадало с музыкальной партитурой по звучанию. Далее вновь пришло время лирических воспоминаний – «Та, которую я люблю» (1996), «Самый быстрый самолет» (1995), с готовностью был подхвачен залом припев «Песни для нового быта» (1994): «Эй вы, как живется там? У вас есть гиппопотам, а мы в чулане, с дырой в кармане, но здесь забавно, здесь так забавно...». На записи песня исполняется более медленно и более лирична, но на концерте она превратилась в веселую захватывающую историю. Отличным продолжением по настроению послужила композиция «Чай» (1981): «Танцуем всю ночь, танцуем весь день, в эфире опять одна дребедень, но это не зря, хотя, может быть, невзначай; гармония мира не знает границ - сейчас мы будем пить чай».
Следующая песня «Двери травы» были встречена публикой с большим восторгом, исполненная в первый раз в 1986-м году, композиция была перевыпущена совсем недавно - в 2017-м в качестве сингла, сильно изменившись по звучанию, перестав быть задумчиво мягкой, стала бойкой, солнечной, приобрела по музыке мотивы жанра рэгги. После молитвенного путешествия в «жуткие тропические заросли ельника» в песне «Слово Паисия Пчельника» (2008) музыканты взорвали зал задорной композицией «Растаманы из глубинки» (2002), под неё уже отплясывали и самые дальние ряды танцпола. Начал БГ с предваряющей композицию речи, которая громогласно разнеслась по всему залу: «А теперь большой-большой звук, ликвидирующий крышу всему, что вокруг. Забудьте страдания и всяческих мук, слово бакалавру естественных наук!». Следующим стал «Марш священных коров» (2011), после которого снова было возвращение в прошлое и к поэтичной лирике – исполнили «Кострому Mon Amour» (1994). После неё Гребенщиков представил поименно музыкантов, находящихся на сцене.
Концертная программа называлась «Время N», как одноименный альбом, выпущенный 16 февраля 2018-го года. Однако концерт нельзя называть его презентанцией, лишь в последней трети программы был исполнен один из треков. Выбор группы пал на композицию «Соль» - в песне представлен образ некого мудреца, познавший тайны бытия и повидавший важные события миростроения: «Я раздираю основу мира на части, чтоб сохранить суть безупречно простой. Когда ты приходишь ко мне с просьбой о счастье, если ты станешь обращаться ко мне, ты можешь называть меня «соль»». Музыкально композиция насыщена тяжелыми ударными и восточными мотивами, своим звучанием погружает в состояние транса (способствуют этому и видеопроекция на заднике, где из темноты возникают круги разных диаметров), закончили её исполнением мантр – низким горловым пением, оставив сильное впечатление от пережитого экзистенциального опыта.
После презентации своей необычной новой композиции БГ вернул публику к лирике прошлого века, исполнив подряд три песни с «Русского альбома» 1992-го года – «Елизавету», «Государыню» и «Ласточку». Продолжили задавать задумчивое настроение «Господу видней», «Великая железнодорожная симфония» и «Гарсон Nо. 2», однако на смену им пришли одни из самых веселых шутливых песен «Аквариума» - «212 85 06» (1986) и «Стаканы» (2006). Концертная часть завершилась песней «Поколение дворников» с альбома «Равноденствие» 1987-го года. Слова БГ немного изменил, подстроив под современную реальность, вместо: «Они не пишут статей, они не шлют телеграмм», спел: «Они не ведут фэйсбук, не пишут в инстаграм», чем вызвал буйную реакцию в зале. На этой песне в зале зажгли фонарики на телефонах, это то, что отделяет нас от поколения, которое описано в песнях, мы – уже другие, те самые, кто сидит в соцсетях и не расстаются со своими смартфонами. «Но молись за нас, молись за нас, если ты можешь, у нас нет надежды, но этот путь наш. И голоса звучат все ближе и строже, и, будь я проклят, если это мираж», БГ поблагодарил всех собравшихся, признался в любви к своему зрителю-слушателю.
«На бис» не выходили довольно долго, но вернувшись на сцену, скрипач Андрей Суротдинов угощал первые ряды танцпола зелеными яблоками, а Борис Гребенщиков восхищался терпению собравшихся. Долгие ожидания были полностью оправданы, на бис было сыграно целых восемь песен. Начали дополнительное выступление с «Сидя на красивом холме» (1984), «Не трать время» (2010), затем была презентована еще одна песня с нового альбома. Перед её исполнением БГ характерным жестом отправил некоторых музыкантов на перекур, по всей видимости, осознанно театрально-символично, так как публике представили композицию под названием «Прикуривая от пустоты» (2018). Исполнялась она в полутьме, на опустевшей сцене, довольно печальная по смысловому содержанию, про потерянное состояние и некоего призрачного спутника остановившегося осмотреться по сторонам путника: «Я, признаться, совсем не заметил, как время ушло, унося с собой всё, что я выбрал святым. И оставив меня в пейзаже, где всё как всегда, но на ощупь непрочно, как дым. И со мной компаньон - неизвестный мне кто-то, точно такой же, как ты, но не ты. Безупречно и дерзко изящен и прикуривает от пустоты». Далее был вспомнен парусный флот «Сувлехима Такаца» (1994), после этой композиции БГ воскликнул: «Не хочется уходить, с вами так хорошо!», исполнили даже песню, которую, по словам духовного лидера, не собирались исполнять – «Джунгли» (1993), затем «Моей звезде» (2010), «Если бы не ты» (1997). Окончательным финальным аккордом концерта стала композиция «День радости» (1993), широко раскинув руки, лидер группы призывал жестом повторить вместе с ним последнюю строчку песни, нежно и тихо произнося эти слова: «Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы». Он поблагодарил всех за внимание: «Спасибо, любимые, прекрасного вам лета!», после концерта осталось невообразимо светлое ощущение, а сердце наполнилось любовью к окружающему миру.
Выражаем благодарность Кириллу Рейну за предоставленные аккредитации.
Автор текста: Екатерина Лозовая