Wacken Open Air 2018 (2-4 Августа, Вакен, Германия)
В этом году наша журналистская команда в составе фотографа и корреспондента решила отправиться на главный метал-фестиваль не абы как, а на машине.
Выехав утром в воскресенье, минув западные территории России, Беларусь, Польшу (сделав остановку в тамошнем Hard Rock Cafe) и некоторые города Германии, ранним утром нулевого дня (1 августа) мы добрались до Вакена, получили свои аккредитации, поставили палатки и сразу же отправились обозревать уже начавшуюся рок-н-ролльную вечеринку.
На Beergarten Stage выступали широко известные в узких кругах команды всех мастей и направлений, в шатре Bullhead City Circus баттлились металисты из разных стран, а вечером стюардам как и каждый год предстояло постараться сдержать невменяемых размеров толпы, жаждущие попасть на всем известные команды вроде Nazareth и Sepultura, пока главное поле закрыто. Впрочем, даже на выступление Доро в местной церкви несколькими часами ранее не всем удалось попасть по той же причине — главное поле закрыто, все пытаются впихнуться в малюсенькие закрытые помещения на тех, кто отважился выступить в нулевой день.
Но недолго этот кошмар длился, уже на следующее утро (2 августа) под радостные вопли оголтелых металхэдов открылись ворота инфилда, и началось: постаревший и уже не всегда вытягивающий свои песни, но всё ещё симпатичный, Дон Доккен; обрюзгший, но по-прежнему зажигающий Винс Нил с нетленками Мотлей; молодые, но уже классики индастриал-метала Oomph; Exit Eden (почему-то без Аманды Соммервиль) и главные герои этого вечера, если не всего Вакена, — ДЖУДАС ПРИСТ. Про них хотелось бы сказать отдельно.
Классика метала — она и есть классика метала. Рок-динозавры оправдали все ожидания и выступили мощно, круто, и даже звук был хорош (чего не хватало конкретно на этой сцене в прошлом году).
Самыми крутыми песнями по взаимодействию группы и публики вышли, конечно, "Breaking the law", "Living after midnight" и "Painkiller". Именно на них битком забитое вакенское поле (как потом многие смеялись — все были там, даже и спрашивать не надо. Все вообще ради Пристов и приехали) подпевало с такой отдачей, что Хэлфорду можно было вообще убрать микрофон.
Кстати, о Хэлфорде. Впротивовес Винсу Нилу, Роб наоборот — похудел. И при чём довольно сильно, и его похудение ему совсем не идёт. Даже красивейшие наряды, которые он менял буквально каждые 10 минут, не спасали его "кощейский" вид.
Несмотря на то, что обычно в первые же часы после открытия главного поля там моментально исчезает всяческая растительность, аномальная жара этого года сделала своё дело, и там была трава. ТРАВА, понимаете?! Не грязь, не жижа, а травка, земличка, а около самых сцен даже песок!
И если на территориях между локациями песок был скорее недостатком — сотни и тысячи ног поднимали пылюку метра 4 в высоту и дышать порой было практически невозможно, то около сцен это было очень кстати, ведь куда приятнее стоять на чём-то более менее твёрдом, чем в топкой жижице.
Лучи прожекторов пробивали вечерние облака, и холодная дымка вакенских сумерек была лучше всяких спецэффектов. На тенте Bullhead'a крутили официальный плакат, где все выступавшие артисты были изображены в карандашно-гравюрной манере, и выглядело это очень круто!
Второй день (3 августа) начался для многих с выступления классиков MR BIG на сцене Louder — третьей из главных.
Было довольно удивительно, что такая легендарная группа выступает в день-деньской, так что пришлось обмазаться кремом от солнцп, набрать побольше воды и, намочив всю одежду, ждать их выхода.
Выступление сшибало с ног невероятными запилами Пола Гилберта с его непременным атрибутом — дрелью, обалденными басовыми соло Билли, а энергетика Эрика Мартина просто зашкаливала! Каким-то неведомым образом он в свои без малого шестьдесят вёл себя так, будто ему что-то около тридцати!
К великому сожалению, в начале этого года умер долго сражавшийся с подлой болезнью Пэт Торпи, барабанщик Мистер Биг. На его месте был молодой Мэтт Старр, но на афишах — Торпи.
Конечно же, и группа, и все собравшиеся почтили его память, но, как говорится, show must go on.
Ближе к концу шоу зазвучала, пожалуй, самая известная композиция Mr.Big — "To be with you". Пели все — и дамочки, явно посетившие не один десяток их концертов, и пришедшие с ними за компанию суровые мужья-металюги.
Далее по плану стояли Fozzy и Firewind на другом конце Вакена — в уже знакомом шатре Bullhead.
Легенда рестлинга Крис Джерико и его добротный хардовый коллектив хоть и были далеко не хэдлайнерами, но собрали приличное количество народу. Ну, а после них сразу начинал Гас Джи со своей командой, на которых тент уже забился под завязку.
С первых секунд Гас захватил всё внимание зрителей своими скоростными пассажами и невероятными соло. Но и второй гитарист, Боб Катсионис, был не хуже! К тому же, он помимо гитары играл ещё и на клавишах, иногда даже одновременно! Вокалист, который в группе не так давно, кажется, немец, Хенне Бассе — внешне очень несимпатичный, но пел при этом очень даже. До этого на его месте был тоже грек, как и бОльшая часть Firewind. Басист Петрос Кристо как-то в памяти не отложился, чего не скажешь о молодом Йохане Нунзе за барабанами. Внешность приятная, владение инструментом отличное. Что ещё нужно?
Но уже совсем скоро предстояло справиться с непростой задачей: одновременно НА ТРЁХ РАЗНЫХ СЦЕНАХ играли 3 ГРУППЫ: Children of a Bodom на Faster, 2 cellos на Louder и Leave's Eyes на Wackinger Village Stage, поэтому нужно было потихоньку выбираться из шатра.
Отчитываюсь: все 3 группы удалось успеть увидеть.
Wackinger Village Stage была совсем рядышком с шатром, так что на Leave's Eyes успели даже к началу. Не впечатлившись вокалисткой Элиной Сиирала, двинулись к главному полю.
Несмотря на то, что дело близилось к вечеру, а точнее он был в самом разгаре – седьмой час – солнышко ещё светило, так что Алекси Лайхо и компания выступали отнюдь не в темноте, но всё же на первой главной сцене. Трава и гравийная дорожка всё ещё были на своих местах, так что ничего не отвлекало от музыки и веселья.
К сцене сбоку пройти было довольно легко, но хотелось сделать несколько кадров и по центру. Там, конечно, уже было поплотнее, поэтому без угрызений совести можно было отойти к вышкам звукачей и ничего не потерять. Вид оттуда был потрясающий, особенно классно смотрелись пролетающие мимо краудсёрферы.
Когда «Дети Бодуна» близились к концу своего сета, через одну сцену от них уже вовсю зажигали мастера кроссовера 2 cellos. Сет-лист состоял и из классик-рок-композиций, и из современных треков, и из киношных тем типа джексоновской "Smooth Criminal"... Луки Шулич и Степан Хаузер рвали смычки, вскакивали и садились, снова вскакивали, взывали к публике, а потом будто погружались в себя. Эта феерия захватила и не отпускала до самого конца выступления. Кажется, на бис они выходили раза три!
Под самый финальный аккорд и последний-препоследний поклон на соседней сцене Harder уже шёл обратный отсчёт до выхода Доро. Сумерки начинали спускаться, но половина программы на день была ещё впереди.
Любимица всея Вакена задолго до выхода собрала приличную толпу у сцены, учитывая, что ещё солнце не зашло, и несмотря на то, что буквально позавчера она выступала с акустикой в Metal Church. Ну, что удивляться, это же Доро. Кто-то говорит, мол, не та уже "баба Дора": старая, кривляется, выдавливает что-то из себя... Но нам так не кажется. Ведь Доро, она как Ленин — всегда молодая!
После были Найтвиш. Вот на кого-кого, а на них пробраться куда-то в первые ряды задача была абсолютно невыполнимая. Даже на автограф-сессии перед их выступлением очередь растянулась далеко за ограждения, предназначенные для этих самых очередей.
Зато это был отличный шанс встать где-то поближе у соседней сцены, где после финских симфо-металистов начинали местные герои — Running Wild.
Шоу у них было классное, костюмы отменные, атмосфера, учитывая спустившиеся сумерки, соответствующая. Но здесь мы задерживаться не стали, ведь с минуты на минуту на сцене Wackinger начинали наши соотечественники — группа АРКОНА!
Там уже каким-то неведомым образом собралась огроменная толпа, так что еле-еле удалось пролезть куда-то сбоку ряд в десятый.
Аж неудобно было при таком скоплении народа разворачивать огромный флаг России, поэтому старались делать это между песнями.
Наша Маша, несмотря на то, что поёт на русском, вызывала у публики дикий восторг, так что руки опускались разве что совсем ненадолго. Удивительно, НАСКОЛЬКО может быть популярна у иностранцев РУССКАЯ ГРУППА. Согласитесь, это сейчас большая редкость?
После шоу обнаружилось, что людей с флагами было много. А один охранник оказался русским переселенцем.
В общем, гордость за страну ощутили по полной!
По плану последней группой третьего дня значились шведские металисты In Flames. И всё было бы ничего, всё бы шло согласно этому плану, но в один из перерывов, листая сайт пресс-центра, вдруг обнаружились каким-то образом пропущенные при составлении личного лайн-апа ребята из Венгрии. Про них обязательно расскажем чуть дальше, а пока In Flames.
Рваться в гущу на главном поле не стали. Но на Вакене прекрасная слышимость, да и экранов достаточно, так что было вообще хорошо, к тому же, более свободно.
Даже находясь на другом конце поля, можно было без труда прочувствовать эту атмосферу мелодик-дэта. После полуночи на абсолютно тёмном поле световые лучи, дым-машины и прочие спецэффекты смотрелись просто убойно!
Музыка In Flames прекрасно вписывалась в эту обстановку, как будто и была создана именно для таких, ночных выступлений, в полной темноте на огромнющих полях где-то на севере Германии.
Но недолго спокойствие и завороженность длились. Примерно за 15-20 минут до конца сета шведов нужно было спешить в шатёр, где уже совсем скоро должны были выйти на сцену AWS.
Этих огненных ребят из Венгрии многие увидели весной с экранов ТВ, когда они отжигали со своей "Viszl?t ny?r" на Евровидении.
Они были там одними из немногочисленных рокеров. Отпечатались в памяти же они не только и не столько этим фактом, а больше темой песни, её глубиной. В переводе название звучит как "Прощай, лето" и ?rs, лидер группы, посвятил её своему умершему отцу.
Несмотря на то, что поют они на венгерском, в каждой нотке, в каждом надрыве чувствуешь, о чём они поют. Перед тем, как начать её петь, ?rs обратился ко всем со словами: «Когда пойдёте домой, пожалуйста, обнимите своих Маму и Папу, ведь вы не знаете, будет ли этот раз последним...»
На удивление перед началом людей у сцены не было вообще. Совсем. К самому выходу, конечно, подтянулись, но не так чтобы куча.
Вопреки ожиданиям, это совершенно не повлияло на восприятие. Люди вокруг сплошь подпевали, при чём некоторые практически каждой песне! ?rs по традиции пел босичком, на какой-то песне спрыгнул со сцены, дал первым рядам пятюню и попрыгал с одной площадки ограждения на другую. И это несмотря на то, что парни были в туре и весь день провели в дороге!
В конце же он просто снял радиосистему, отдал технику и рванул слэмиться!
В общем, это было очень и очень круто и по традиции вживую зашло гораздо лучше, чем по ТВ/в плеере.
В последний день Вакена-2018 (4 августа) удалось наконец добраться до выступления знаменитого оркестра пожарной охраны. "WACKEN, WACKEN, FEUERWEHR!" — скандировала неожиданно внушительных размеров для воскресного полудня толпа у Beer Garten Stage.
Дружелюбные пьяные немцы, начавшие свой день с этого лампового выступления, без труда пропускали поближе к сцене, так что всё было круто.
Оркестр "W:O:A Firefighers" выступает там каждый год и практически каждый день, но в расписании с ними постоянно что-то совпадало, так что попасть не получалось.
Они играют популярные хиты мировой сцены, было также что-то из чисто немецкого, а ещё дирижёр охотно общался с публикой.
В конце он вызвал всех охранников, звукачей сцены и остальных техников, которые были в зоне досягаемости, скомандовал оркестру "AUF!", и синхронно вставшие пожарные хлопали всему персоналу в знак благодарности. Очень трогательно.
Кстати, за все эти дни на небе впервые появились ОБЛАКА!! Некоторые даже стали фотографироваться на их фоне, так угорели за три дня под палящим солнцем.
Впереди ждал насыщенный и яркий день закрытия фестиваля.
Следующая группа в плане была Alestorm. Сначала окапались неподалёку от будки звукачей: видно оттуда было неплохо, да и слышно, естественно, тоже.
Практически с первых нот вдохновила лёгкость музыки и непринуждённость на сцене — там вдалеке колбасились Кристофер Боус, Мэт Бодор, Гарет Мёрдок, Эллиот Вернон и Питер Алкорн.
По мере продвижения к сцене в какой-то момент наткнулись на... толпу сидящих и как-то странно двигающихся людей. То есть они плюхнулись прямо на землю и песок и стали, как оказалось, грести! Это звучала, кажется, Drunken Sailor.
Потом всё, как в тумане: пролетающие, проплывающие и проезжающие мимо краудсёрферы — один человек лежал, а другой на нём стоял, и вся эта конструкция двигалась по направлению к сцене, — какие-то дикие пляски, слэм, снова плюханье на землю, и так снова и снова.
Не знаю, как в этом мясе удалось не потерять крышку от камеры, висевшую на липке, кепку или очки от солнца, но в какой-то момент было решено сменить дислокацию и наслаждаться музыкой где-то в более спокойном районе.
Встали в итоге в эдакой кучке "кузьмичей", как бы их назвали футбольные фанаты — там стояли и пожилые парочки, и семьи с детьми, и просто не самые активные фанаты. Один малыш сидел на папиных плечах в ковбойской шляпе, больших наушниках-шумодавах (за что, кстати, всегда респект европейским родителям — там дети на концертах всегда в таких наушниках, ну или как минимум в берушах) и показывал козу. Он увлечённо наблюдал за летающей над морем рук надувной жёлтой уткой, за пляшущими музыкантами и просто кайфовал.
После солнца, бесконечных краудсёрферов, гребли на песке и прочих фанатских движух на главном поле, зайдя в тент, ты оказывался в другом мире. Там было темно и спокойно.
На сцене было две барабанные установки. А вот вокалиста не было.
Long Distance Calling — преимущественно инструментальная группа.
Меланхоличный, медленно развивающийся, заставляющий пропустить сквозь себя каждую ноту, пост-рок, тяжелый, перегруженный гитарными рифами прогрессивный метал, и даже элементы эмбиента и индастриала сплетались воедино, создавая свою атмосферу. Cходить однозначно стоило хотя бы из-за необычности их музыки.
А дальше был ещё один огонь. Во время STEEL PANTHER хотелось одновременно закрыть глазоньки и не видеть весь этот срам, как говорится, но при этом же хотелось танцевать, прыгать и снимать всё происходящее. Это выступление вызвало просто бурю эмоций.
Гипертрофированный образ глэм-метал-группы 80-х годов, превращённое в театр выступление, — всё это создавало ощущение, что ты скорее в каком-то цирке, чем на просто концерте! Да ещё и пролетающие над толпой акулы-сёрферы и надувные изделия 18+ подкрепляли это ощущение.
Толпа бесилась, подпевала, прыгала — в общем, всем было весело.
Не обошлось и без массового стриптиза на сцене.
Впереди ждали ещё несколько групп последнего фестивального дня, так что этот яркий всплеск был отличным акцентом.
Через 15 минут на соседней сцене начинали Arch Enemy, а через пару часов на той, где только что закончили Стальные Пантеры, должны были начинать Helloween.
Занавес сначала поднялся, потом эпично рухнул, и вот по сцене уже носится Кай Хансен, закатывает глаза Михаэль Вайкат, будто улетая куда-то в небеса, выдаёт феерические запилы Саша Гёрстнер, улыбается во все стороны Маркус Гросскопф и поют на разрыв аорты Михаэль Киске и Энди Дерис.
К сожалению, декорации значительно уступали их же бэклайну на обычных концертах тура The Pumpkins United, но всё равно на “If I could fly” вся огромная толпа покачивалась в едином порыве, а на “I want out” и “Future world” бойко подбрасывала прилетевшие со сцены огромные оранжевые шары.
В конце почти трёхчасового мега-шоу с огнями и фейерверками над сценой показались залпы салюта. Яркое завершение фестиваля, казалось бы?
Но и это было ещё далеко не всё!
После волны всяческого метала и трэша, заполнившего последние вакенские дни, классический немецкий хэви в лице BONFIRE стал отдушиной для любителей этого жанра.
Публика в шатре Bullhead была преимущественно возрастная, из оригинальных участников команды остался один лишь Циллер, но это ни капельки не умаляло качества музыки и выступления Bonfire. Отыграв на полную свой сэт, молодые и горячие коллеги Ханса вышли на поклон практически все с голым торсом. Маэстро к ним, конечно, не присоединился, но с неизменной улыбкой приветствовал публику.
Вакен-2018 подходил к концу, оставались считанные часы до того, как стихнет рёв гитар и подвыпившие металхэды разбредутся по своим палаткам и кемперам, но пока всё ещё можно было гулять, веселиться, впитывать каждую нотку и улыбаться этой огромной метал-семье.
После прощального слова промоутеров и организаторов, самой-пресамой последней на сцену вышла группа In Extremo.
"С добрым утром, народ!" — поприветствовал почти полное, несмотря на глубокую ночь, поле фронтмен, пожалуй, самой успешной фолк-метал группы, Михаэль Райн.
Силы были на исходе. Не хотелось не то что к сцене пробираться, на поле заходилось уже с трудом, хотя кордоны уже стояли чисто для видимости.
Ноги дико болели, присесть было некуда. Кто-то стоял, опершись на барную стойку, кто-то находил картонки и падал на землю, попутно пытаясь не заснуть от дикой усталости, уже сидя.
Главным местом в эти часы были экраны. Около пивных ларьков их было аж несколько. Так что видно оттуда было, пожалуй, даже больше, чем основной массе стоявших (как они вообще это делали?!).
Жаль, что In Extremo поставили так поздно, и сил уже не оставалось оторваться как следует, но одновременно круто, что именно такая группа закрывала фест!
В 3 часа ночи потрясающие волынщики поклоклонились и покинули сцену, зазвучало "Outro", на экранах пошёл клип из кадров, снятых за эти дни. Начала играть традиционная "Та, та, та-та-та, festival is closed..." — перепевка DAD - "It's after dark".
В оригинале, правда, про Диснейленд и Волли поётся, а на Вакене, само собой, про Вакен.
На рассвете под "It's after dark" на глаза невольно наворачивались слёзы.
Метал-сказка заканчивалась.
Спасибо, Вакен! <3
Текст Нина Жарова