Мельница
Дата
30 Сентября 2018
Площадка
Космонавт
Город
Санкт-Петербург
Сказочная Алхимейра
Сентябрь завершился концертом группы «Мельница», выступившей полным составом в клубе «Космонавт». Задник сцены черен как ночь, на нем белыми буквами высвечивается лаконичная надпись «Мельница». Зал погружается в абсолютную тьму, начинает звучать органная музыка И.С. Баха – «Toccata And Fugue In D Minor» в исполнении Саймона Престона. Постепенно сцена освещается синим и как тени возникают музыканты. Концерт начинается с задорного ирландского по звучанию «Беса Джиги» – яркий оранжево-зеленый свет, блуждающий по залу, на заднике – женский лик, космос, порталы в иные измерения, таинственные механизмы. Вся группа в черных одеяниях, органично с их внешним обликом слышится припев песни, открывающей концерт: «Джига-игла, нет, не вонзайте, лучше снова играйте, играйте же ещё. Была – не была, давайте ещё раз мы сыграем за чёрных и выставим счёт». Следующая песня погрузила зал в сине-зеленый свет, на фоне – картинка в голубых тонах – череп, цветные разводы сфер, улитка, сбирающаяся по камням, и голубая трава – героиня исполняющей композиции: «Я – голубая трава, что поет ночью и днем, что крушит железо и сталь. Я голубая трава, что живет в сердце твоем, сопротивленье, мой друг, бесполезно, поверь, бесполезно – мне жаль». Сказочная история о волшебном цветке плавно перетекла в пронзительную балладу про «Любовь во время зимы» – на заднике сцены изображен поцелуй, размытый в белом сиянии, объятия, где руки перетекают в крылья, а на фоне всего этого улавливается узор хрупкой бабочки: «Ничего не останется от нас, нам останемся, может быть, только мы. И крылатое бьётся пламя между нами, как любовь во время зимы». Первые ряды обсыпает «снегом» из бумажной хлопушки. Хелависа отдает арфу и приветствует собравшихся. Новая программа, названная «Алхимейра», по сложившейся уже традиции, открывает свой тур именно в Петербурге, в клубе «Космонавт». Солистка рассказывает о том, что музыканты готовятся сейчас к празднованию 20-летия группы и отбирают сейчас лучшее, на этом концерте собираются исполнить, как и новые версии старых песен, так и очень новые версии новых.
Песни продолжаются иллюстрироваться картинами на заднике – для каждой что-то своё, образ на погружение – вместе со светом и музыкой создается ощущение настоящего погружение в атмосферу песни, после «Черного дрозда» и «Дорог» Хелависа объявляет «сет из старья».
Открывает его жестким звучанием электрической гитары, переплетающимся с флейтой и сильными ударными – «На север». Действительно новая версия, группа, долгие годы ассоциирующаяся с фолком, на глазах превращается в рок-группу. И тексты, известные многим уже столько лет, очень органично сочетаются с новой суровостью музыки. Хелависа позволяет собравшимся зрителям выкрикнуть имя скандиновского бога, обращая к залу микрофон: «Встречай своих воинов, Один, - мы вернулись домой!». Северное сказание: «на север, вы в сером, вы звери, на север...» продолжает свое повествование в не менее жестком новом звучании «Зова крови» – на заднике от пуль разлетаются застывшие в невесомости брызги крови, музыканты погружены в красный свет. Совершенно невероятное захватывающее погружение в кровавую историю и воинственный бог из предыдущей композиции. Далее воинственное настроение утихомиривается лирической композицией «Воин вереска», на заднике изображена арфа, с ней красиво перекликаются софиты, рассеивающие белые лучи в пол, становясь похожими на струны. В первых рядах танцпола загораются зеленым светом листья папоротника и красные фонарики – настоящее путешествие в лес. Следующая песня – «Ночная кобыла» – «из той же эры», как прокомментировала Хелависа, завершается она долгим гитарным солом и опять же, отличается тяжелым роковым звучанием, как и всеми известный «Оборотень» с его нежной флейтой в начале песни и длительным проигрышем в конце. Этими композициями завершается первая часть концерта, все музыканты покидают сцену, кроме ударника.
Он захватывает внимание зала своими задорными барабанными соло, под конец второго выходя из-за установки и барабаня палочками по микрофонной стойке, озвучивая голосом ритмические рисунки. В конце своего сольного выступления закидывает палочки в толпу – на память, и покидает сцену. Вернувшаяся Хелависа восхищенно бросает ему вслед: «Дмитрий Фролов, наш барабанный бог, пошел остывать в гримерке» и вдвоем с гитаристом Сергеем Вишняковым, вооружившимся акустической версией инструмента, исполняют две лирические композиции. На фоне ничего нет – черный задник, аскетично и в то же время невероятно духовно наполнено, только свет и музыка от сердца – «Список кораблей» и «Королевна». На «Королевне» фигуры музыкантов красиво подсвечиваются белым светом сзади, в конце песни: «Я отдал бы все, чтобы быть с тобою, но, может, тебя и на свете нету...», уводя их силуэты во тьму.
Возвращаясь обратно в свет софитов, Хелависа вновь берет слово и рассказывает, что ожидает слушателей дальше. Они подготовили не только новые современные утяжеленные версии, но также подготовили олдовые классические акустические версии новых песен – «это такая Тихотомия». На сцену возвращаются остальные члены команды, они все садятся на стулья практически в один ряд. Ударник с чем-то звенящим и трещащим, отбивает ритм небольшими инструментами себе же по коленям, исполняют «Никогда» с «Алхимии» – звучание действительно классическое, спокойное. По залу на припеве в первых рядах танцпола начинают плыть бумажные подсвеченные киты: «Перед тем, как очнуться, смотри – с твоего корабля крысой прыгает страх, почти не касаясь бортов, и ты видишь, как мимо плывет голубая Земля на спинах холодных гладких черных китов». Захватывающее каждый раз зрелище – как фанаты группы оживляют некоторые песни, иллюстрируя их. Хелависа представляет басиста группы – Алексея Кожанова. «Расплавленное стекло» времени из «Никогда» перетекло в разлетевшиеся стеклом планеты из песни «Марсианский экспресс» с того же альбома. Хелависа называет и «духовных дел мастера» – Дмитрия Каргина, группа исполняет «Мору», внезапно ушедшую в долгие веселые русские народные песнопения про некого Ваньку, отправившегося на купальню. Этой шутливостью группа открывает так называемый «веселый сигмент» своего выступления, покинув стулья и встав на свои изначальные места. На фоне снова мелькают яркие картины, звучит «Опасное лето» – визуальный образ на заднике – арфа и стрекозиное крыло, снова по-новому – более жестко, чем в оригинале. Затем исполняется «Радость моя» с руками Адама и Бога со знаменитой картины Микеланджело в качестве иллюстрации, а также «Поезд в Мемфис» и яркая громогласная красно-черная «Гори, Москва!» и образная «Анестезия». Хелависа выдохнула: «Ну что же, кажется, мы справились» и исполняет напоследок «самую пафосную из пафосных баллад» – «Господина горных дорог», на фоне зимний лес, фиолетово-бирюзовое освещение, танцпол зажигается светом фонариков, заканчивается песня долгой барабанной дробью. Поклон. Уход со сцены.
Музыкантов долго звали на бис, выйдя, Хелависа поблагодарила собравшихся за то, что они помогли так огненно начать новый тур. И на фоне изображения с разбитым стеклом исполняют пронзительную композицию «Прощай». Поклон, стоя в один ряд – как единое целое, чувствуя друг друга. Яркое выступление, захватывающие новые звучание, тонкая огранка каждого драгоценного камня, потрясающие цветовые сочетания, вечер погружения в сказочную атмосферу.
Лозовая Екатерина