Heilung
Дата
17 Апреля 2019
Площадка
Aurora Concert Hall
Город
Санкт-Петербург
Шаманство северян
«Heilung» – довольно молодая группа родом из северных стран (Германия, Дания, Норвегия), была основана в 2014 году. Но, несмотря на свою юность, проект очень серьезен и обладает внушительным внутренним возрастом – в несколько эпох. Сложно назвать точное время и место, откуда родом их звучание, их одеяния. Это скорее нечто собирательное в плане истории, во многом настроенное на ассоциативное восприятие. Внешние образы музыкантов – шаманские, воинские и мирные одежды, льняные рубахи и платья, шаровары, вышитые пояса, шкуры, маски из кожи, с прикрепленными к ним зубами и даже половинками челюстей, рога – вместе со звериным черепом приставленные к голове, сидящие как влитые. Закрывающие глаза повязки с бахромой, грим на лицах, на теле, объемные татуировки кельтской тематики, босые ступни. Музыкальные инструменты, которые используются, обладают древнейшей историей. Огромные барабаны в невероятных количествах – обтянутые кожей, бубны, тальхарпа (смычковая лира) и прочий старинный инструментарий, в основном обмотанный мехом, даже микрофонная стойка сделана из оленьих рогов. В ход идут кости и рога, которыми постукивают друг об друга. В музыкальной составляющей очень много места отведено ударным всех видов, что логично – ведь именно ритм задает настрой, способствует погружению на одну волну, заставляет сердца биться в унисон, отзываясь на гулкие вибрации басов. Зал полон, поклонники творчества группы узнавались еще задолго до попадания в клуб, весенние улицы города заполнились людьми с разрисованными черным лицами – в рунических письменах и кельтских узорах. Бородатые длинноволосые мужчины, дредастые девы, кто-то в коже, кто-то в средневековых одеяниях. Зал погружен в полутьму, на потолок проецируется хитросплетенный узор – закручивающаяся спираль, постепенно начинает доноситься запах какого-то благовония, сцену заполняет дым. Из темноты выходит мужская фигура – на нем накидка на плечи с капюшоном – то ли палач, то ли шут, то ли местный шаман – размахивает опахалом над дымящейся чашей, гонит в сторону зрительного зала дым из неё.
Слух заполняют звуки леса – шелест листьев, пение птиц. На сцене собираются музыканты, встают в круг, берутся за руки. Некоторое время они просто стоят в тишине, момент тонкой сонастройки, их всех тоже обмахивают дымом, затем мужчина с чашей присоединяется к общему кругу.
Они все повторяют за Кай Уве Фаустом (одним из трех лидеров группы) объединяющие речи, начинающиеся со слов: «Помним о том, что все мы - братья. Все люди, звери и деревья, камни, ветер…» Музыканты расходятся, Кай Уве Фауст берет за руку Марию Франц, ведет вперед, одновременно с ней встает у своих микрофонов, снимает со стойки свой и выходит на помост перед сценой. Следом за ним выходит Кристофер Юль с внушительным рогом в руках, затем выдвигается вперед и Мария Франц с бубном. Трио готово, остальные музыканты лишь ждут сигнала. Рог протяжно и трубяще взывает к небесам, сквозь пение птиц прорывается какофонический стук железа, Юль покидает просцениум, Фауст делает глубокий вдох и мощным криком начинает концерт с приглашения на него божественного гостя (композиция «In Maidjan»). Франц широко взмахивает руками – к рукавам её белоснежного платья пришиты длинные ленты-лоскуты с бубенцами, при движениях создается иллюзия крылатости, и начинает бить в бубен.
Творчество группы во многом берет истоки в древнескандинавских текстах, и руны – столь значимое явление в северной мифологии, безусловно, играют огромную роль для того, что группа желает передать со сцены. Первая композиция напоминает молитву, где по кругу повторяются названия рун, каждая из них имеет свое сакральное значение, каждая призывает что-то свое, музыканты как древние заклинатели повторяют магические формулы. Заканчивается композиция пронзительной партией Франц, протяжно тянущей гласные – в этом нет текстовой нагрузки, исключительно эмоциональная – энергетическая мощь её голоса затрагивает очень глубокие струны души. Композиция, длящаяся более десяти минут, завершается в звенящей тишине, но зал мгновенно взрывается аплодисментами и громкими криками восторга.
Затем один из музыкантов издает волчьи завывания, на сцену выходят четыре бравых воина – их торсы оголены, вместе с лицами раскрашены черным, в их руках копья и щиты. Звучит «Alfadhirhaiti» (букв.пер. «Имена Всеотца»), воины вместе за Фаустом вторят текст, восславляющий Одина, перечисляющий многочисленные его имена и прозвища. Звенят копья, громко отталкиваются их древки от пола сцены. Следующая песня «Krigsgaldr» продолжает воинственную тематику, но уже в другом ключе звучания и иного содержания – красивая спокойная женская партия в исполнении Франц, ведущей диалог от имени того, кто за мир и взаимопонимание, а её собеседник, зловеще кричащий попеременно то голосом Фауста, то Юля, ведает лишь язык меча и пламени. Но
воинственность побеждает, на сцене вновь оказывается отряд бойцов, к которым уже присоединяются все остальные музыканты – «Hakkerskaldyr» (букв.пер. «Сомкнутые щиты») – это воинский клич, крик тех, кто считает себя правым идти на бой, уверенным в своих силах и несокрушимости.
В ответ звучит композиция «Norupo» с еще невышедшего альбома «Futha» – сильными женскими голоса рассказываются различные мифы и приметы. В окружении девушек из бэк-вокала с открытыми лицами Мария Франц в своей повязке, закрывающей глаза, кажется незрячей провидицей из легенд прошлого. Через текст песни затрагивает древние струны, обращаясь к северным богам, героям сказаний, к явлениям природы. Словно предостерегает от чего-то. Но уже на следующей композиции «Othan» (одно из имен Одина) она благословляет воинов, заклинает на невредимость и возвращение с победой, дотрагивается до их щитов, поднятых у неё над головой.
На сцене разыгрывается настоящее представление, это не совсем цельная история, но, безусловно, сцены связаны между собой. Много обращений к силе, много призывов к древним богам, в основном к Одину. Воинственность, представленная здесь, показана как нечто естественное, неотрывное от тех, кто говорил на языке рун. Видно некоторое противостояние сил, которые представляют Фауст и Юль и тех, за которые отвечает Франц. Как например, когда один творит насилие, а другая – дарует свободу, как это было в сцене со связыванием и освобождением девушки. Но при этом голос Франц ровно так же смешивается с общим хором и на всех воинственных композициях. Мужские вокальные партии – низкое утробное рычание, крики, горловое пение, полна призывов, а женская – лирична, глубока и больше она повествует. Но и она не лишена природного влияния – пронзительные завывания, звукоподражание животным. Здесь нет деления на тьму и свет, здесь показывается очевидное единство человека со своей природой, со своей сущностью во всех её гранях и проявлениях.
Завершается концерт исполнением «Hamrer Hippyer», являющейся совершенно невероятным скачком во времени. Начинается она в том же ключе древних сказаний, путей воинов, ведьминских и шаманских ритуалов, ритм очень задорный, подстрекающий присоединиться к общей пляске – а на сцене в этот момент скачут абсолютно все действующие лица концертной программы. Постепенно ритм ускоряется, добавляется электронное звучание – и словно происходит резкий выброс всего зрительного зала обратно в 21-й век с его любовью к техно. По музыке это становится всё более походящим
на современную дискотеку, при этом все так же гремят барабаны, рычит горловое пение, а низкие басы проходят через все тело. Воины уже вылезают в толпу, заводят её, девы беснуются в дыму, в сознании мелькает образ костров инквизиции, но уже совсем современное звучание музыки гонит всё это прочь. Очень грамотный и заботливый подход к своей публике, очень четко осознаются вход и выход из той реальности, что «Heilung» создают в своих композициях. Нам показали иной мир, рассказали истории, даже показали наглядно и вернули обратно. Невероятная мощь, ощущающаяся абсолютно в каждом действии, движении, звуке. Завершив программу, музыканты покинули сцену, не было поклонов, не было выходов «на бис», они и не были нужны, имело место быть идеально логическое завершение программы, хоть и непродолжительной (чуть больше часа), но удивительно полноценной, было ощущение достаточности, досказанности и завершенности. Екатерина Лозовая
Выражаем благодарность Елене Истоминой за предоставленные аккредитации.
Автор текста: Екатерина Лозовая