Леонид Фёдоров
Дата
17 Марта 2024
Площадка
Aurora Concert Hall
Город
Санкт-Петербург
Волны те
17 марта 2024 года в петербургском клубе «Аврора» состоялся концерт Леонида Фёдорова – создателя и лидера рок-группы «АукцЫон», чья история деятельности насчитывает уже более сорока лет. Коллектив, будучи весьма эпатажным, самобытным и узнаваемым в своем звучании, занял прочное место среди музыкальных исполнителей нашей страны и хорошо знаком многим поклонникам русского рока. Примечателен не только характерный авангардный звукопоток, но и уникальный голос вокалиста – мягкая картавость, плавная кошачья тягучесть артикуляции и эмоциональная динамика сплетаются в неповторимый рисунок.
Сольное творчество Фёдорова весьма объёмно – количество альбомов, выпущенных в отрыве от группы, в два с лишним раза превышает студийные записи коллектива. Однако регулярная сценическая деятельность «АукцЫона» продолжается – на концертах можно наблюдать, как лидер команды полностью погружается в получение удовольствия от происходящего на сцене музыкального процесса, оставляя всё взаимодействие с публикой на плечах старого соратника – шоумена Олега Гаркуши. Выступая соло, Фёдоров не изменяет себе и своим привычкам – он ровно так же максимально отстранён от зрителей, полностью сосредоточен на том, как звучит то, что он создаёт. Немаленькая «Аврора» была заполнена полностью, многочисленная публика удостоилась лишь скупого «Здрасте» в начале концерта, а в конце и вовсе осталась без прощания – музыкант покинул сцену молча, лишь эхо последних взятых аккордов некоторое время рефреном витало в воздухе среди аплодисментов.
Что отдаётся слушателю? С чем тот уходит с концерта, чем наполняется в отсутствии прямого контакта с отделённым от зала софитами музыкантом? В изменяющейся среде важность социального взаимодействия и чувства причастности растут. Оторванность единоличного «Я» уже не столь идейно привлекательна, обществу нужно ощущение большей целостности. Допущение её отсутствия воспринимается подчас как пережиток прошлого, теряющего свою актуальность.
Дитя эпохи постмодерна – группа «АукцЫон», а вместе с ней её создатель Леонид Фёдоров, недалеко уходящий от сложившихся за десятки лет традиций, фактически хрестоматийны в своём культурном явлении. Минимализм, набор абстрактных образов, где знак равен любому другому знаку, имитация наполненности, прямой выход на абсурдизм в определенных композициях – всё это характерные черты культурной парадигмы, уходящей ныне в прошлое. Диссонанс и абстракционизм музыкального звучания – взаимопроникновение звуков, подчас разрушительных в своем сочетании или являющиеся плодом соединения несоединимого – также яркие признаки принадлежности к направлению. Ещё важное свидетельство – и в музыке, и в текстах заложена многовариативность для восприятия.
Звук для восприятия как коллективного творчества «АукцЫона», так и для сольных исканий Фёдорова, является первичным. Сам музыкант не создаёт тексты песен, они являются плодом многолетнего сотрудничества с поэтами, а также заимствования из истории поэзии малоизвестных слов, которые перекликаются с уже сложившейся стилистикой. И здесь смысловое значение стоит далеко не на первом месте, его с очевидным лидированием смещает важность произнесения (важно не что, а как). Простая ритмика привлекательна для глубин сознания, пробуждает древнюю инстинктивность, медитативная диатоника прибавляет ощущение мистицизма в этом погружении.
Пожалуй, наиболее ёмким образом для фиксирования отзвучавшей со сцены «Авроры» концертной программы будет горная река. Буйный поток воды, эмоциональность через звуковое обращение к первоэлементам – перебирание и растягивание всех гласных – гремящие будто эхо. Завывания, разрывающие пространственно-временные координаты, смещают точку восприятия реальности. Это схоже с психоделическим трансом, но без проводника – Фёдоров, выходя на сцену, не зовёт с собой в увлекательное путешествие, а лишь даёт возможность наблюдать, за тем как его лодка несётся по волнам и проносится в пути через тёмные пещеры, заросшие сталактитами.
Два микрофона, одна электроакустическая гитара, на заднем плане растянут чёрный флаг с рисунком, стилизованным под детский (корова, скрещенная с пароходом) – декорации для этого моноспектакля скудны. По сути, интерес собравшихся держится исключительно сетями хроматических звуков и случайных афористичных слов. Хочется выразить надежду, что в перспективе рыбацкая лодочка ощутит приливы смены культурной парадигмы и эволюционирует в большой корабль. И тогда совместное плавание по волнам станет более увлекательным, ведь зрителю будет дана возможность не только наблюдать за сценической статикой бесконечности, но и ощутить полноту динамики общего движения изнутри.
Трек-лист концерта:
1. Небо
2. Все, кто дороги
3. Гвидон
4. Луна упала
5. Голова-нога
6. Баран
7. Землекоп
8. Летел и таял
9. Холода
10. На краю
11. Вьюга
12. Псалом 132
13. Весна
14. Тиша
15. Волчица
16. Душа
17. Солнце надо мною
18. Волны
19. Что похуже – на потом
20. Профукал
На бис:
21. Музыка моя
22. Далеко
Фото: Марика Марвин
Выражаем благодарность Анне Мирано за предоставленную аккредитацию.
Автор текста: Екатерина Лозовая